Открытый урок
литературного чтения
в 3 классе
Тема: «Фантазия сказок Пушкина»
Цели урока:
- обобщить и закрепить знания учащихся о жизни и творчестве
А.С.Пушкина;
- формировать умение выразительно и вдумчиво читать и воспроизводить
отрывки из сказок;
- развивать познавательные способности детей: образное мышление, речь,
внимание, память, воображение;
- расширять кругозор детей, обогащать их словарный запас;
- воспитывать любовь к литературному творчеству А.С. Пушкина,
нравственные качества дружбы, сплоченности, доброжелательности.
Оборудование:
Презентация к уроку; иллюстрации к сказкам.
Портрет А.С. Пушкина.
Карточки с текстами викторины.
Зачётные листы.
Подготовка к уроку: подготовиться к конкурсу стихов; повторить стихи и
сказки А.С. Пушкина, его биографию.
Ход урока:
1. Организационный момент. Слайд 1
Посадка детей. Положительный настрой на работу.
Учитель: На ринг пришёл, не хмурь лица.
Будь весёлым до конца.
Ты не зритель, и не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся!
2. Подготовительный этап.
Учитель: «Сказка ложь, да в ней намёк.
Добрым молодцам урок». Слайд 2
− Кому принадлежат эти слова? (А.С.Пушкину). Какая сказка так заканчивается? («Сказка о золотом петушке»)
Учитель: − Да, эти слова принадлежат великому русскому поэту и писателю А.С.Пушкину. Слайд 3. За короткий жизненный путь А.С.Пушкин оставил огромное гениальное наследие в прозе и в стихах для будущих поколений всего мира. И сказки в нём занимают особое место. Наш сегодняшний урок будет посвящён творчеству А.С.Пушкина и проведём мы его в форме литературного ринга между двумя командами. Первая команда «Фантазёры», вторая команда «Сказочники». Игра будет проходить в пять раундов, с подведением итогов после каждого раунда.
3.Литературный ринг.
1-й раунд
− В первом раунде команды будут отвечать на мои вопросы по очереди. За каждый правильный ответ команда получит 1 балл.
1. Когда родился А.С.Пушкин? (6 июня 1799г.)
2. В каком городе он родился? (В Москве) Слайд 4
3. Назовите родителей поэта. (Сергей Львович, Надежда Осиповна) Слайд 5
4. Были ли у Пушкина братья и сёстры?(Сестра Ольга и брат Лев) Слайд 6
5. Где любил гостить летом маленький Пушкин? (В селе Захарово)
6. Кто привил Саше любовь к родному языку? (Бабушка по материнской
линии) Слайд 7
7. В каком учебном заведении прошла юность Пушкина?
( В Царскосельском лицее) Слайд 8
8. Куда поступил Александр после окончания лицея?
(На государственную службу в Санкт – Петербург) Слайд 9
9. Кто оказал огромное влияние на сказочное творчество А.С.Пушкина?
(Няня Арина Родионовна) Слайд 10
10. Назовите стихи, посвящённые Арине Родионовне. («Няне», «Зимний ве-
чер»)
11. Как ещё называл Пушкин свою няню? ( «Мамушка»)
12. Когда он особенно сблизился с няней? (В изгнании) Слайд 11
13. Сколько сказок написал А.С.Пушкин? (Пять, а шестую не закончил)
14. Из какой сказки эти слова:
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась… («Сказка о царе Салтане») Слайд 12
15. Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток. («Сказка о золотом петушке») Слайд 13
16. Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла…(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
Слайд 14
17. Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке») Слайд 15
18. Жил-был поп, толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.«Сказка о попе и о работнике его Балде»)
Слайд 16
Подведение итогов 1-го раунда.
2-й раунд
Домашнее задание: Выразительное чтение произведений Пушкина: за одно стихотворение от 1 до 3 баллов.
Подведение итогов 2-го раунда.
3-й раунд
Учитель: − Получите карточки с цитатами из сказок. За каждый верный ответ участники получают по 1баллу. За выразительность чтения жюри может добавлять ещё половину балла. На подготовку 3мин.
Вопросы для команды «Фантазёры».
«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же ты должен варёную полбу».
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)
2. В палатах видит свою старуху
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг её стоит грозная стража. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лёжа на боку! («Сказка о золотом петушке»)
Там ещё другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря. («Сказка о царе Салтане»)
Долго царь был неутешен,
Но как быть? И он был грешен;
Год прошёл как сон пустой,
Царь женился на другой.
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
Вопросы для команды «Сказочники».
Пошёл он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною, белёною трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Жил – был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело. («Сказка о золотом петушке»)
Как услышал царь – отец,
Что донёс ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой наказ:
«Ждать царёва возвращенья
Для законного решенья». («Сказка о царе Салтане»)
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного».
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
«Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти такого
Служителя не слишком дорогого?»
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)
4-й раунд
Учитель: - Этот раунд мы проведём в виде игры «Ты – мне, я – тебе».
Каждый член одной команды задаёт вопрос противоположной команде. За каждый верный ответ участники получают по 1баллу.
Вопросы для команды «Фантазёры».
Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»? (Яблоком)
Кем хотела стать привередливая старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке? (Столбовою дворянкой; царицей; владычицей морскою.)
На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? (На острове Буяне)
Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»? (Дадон)
Где встретились поп и Балда? (На базаре)
Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколко)
Какую песенку пела белка при честном, при всём народе? («Во саду ли, в огороде»)
С чем приходил невод у старика? (С тиной, с травой морскою, с золотой рыбкой)
Вопросы для команды «Сказочники».
От кого князь спас царевну Лебедь? (От коршуна – чародея)
За какую плату нанялся Балда на работу к попу? (В год за три щелчка по лбу)
Сколько сыновей было у царя Дадона? (Два)
Под каким деревом белка грызла орешки? (Под елью)
Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер)
В кого превращала Лебедь князя Гвидона? (В комара, муху, шмеля)
К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи? (К мудрому звездочёту)
Сколько лет жили в ветхой землянке старик и старуха?(30 лет и 3 года)
Подведение итогов 4-го раунда.
5-й раунд
Учитель: - А сейчас мы посмотрим, чья команда лучше знает содержание сказок. Отвечать будете по очереди. За каждый верный ответ участники получают по 1баллу.
– Какими словами царица обращается к зеркальцу?
(«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»)
– Что кричал петушок, сидя на спице?
(«Кири-ку-ку! Царствуй лёжа на боку!»
– Что молвила третья сестрица?
(«Я б для батюшки – царя
Родила богатыря!»)
– Что молвила Золотая рыбка, когда старик поймал её?
(«Отпусти, ты, старче меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.»)
-Узнайте сказку по следующим словам:
1. Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне»)
2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
3. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, верёвка, наказание. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
4. Рать, воеводы, царь, мудрец, шатёр, шамаханская царица, звездочёт, петушок. («Сказка о золотом петушке»)
Подведение итогов 5-го раунда.
4. Подведение итогов урока. Слайд 17
Награждение команды – победительницы и лучших знатоков сказок Пушкина.