Цель: формировать представление о творчестве М. Алимбаева, особенностях его произведений, зимних забавах и развлечениях,совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать память, связную речь, мышление, творческое воображение, воспитывать внимательность, эстетический вкус, любовь к природе, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Тип урока: комбинированный.
Технология урока: разноуровневое обучение.
Межпредметная связь: русский язык, изо, музыка.
Оборудование урока: слайды, иллюстрации, выставка книг, выставка ученических рисунков.
Ход урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение. Тема: Музафар Алимбаев. Санки.»
Литературное чтение.
Тема: Музафар Алимбаев. Санки.
Цель: формировать представление о творчестве М. Алимбаева, особенностях его произведений, зимних забавах и развлечениях,совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать память, связную речь, мышление, творческое воображение, воспитывать внимательность, эстетический вкус, любовь к природе, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Тип урока: комбинированный.
Технология урока: разноуровневое обучение.
Межпредметная связь: русский язык, изо, музыка.
Оборудование урока: слайды, иллюстрации, выставка книг, выставка ученических рисунков.
Ход урока.
І. Организационный момент. Психологический настрой: Улыбнитесь друзьям, чтобы было у них хорошее настроение. Повернитесь друг к другу и пожелайте удачи.
Прежде чем начать работу, вспомним правило работы в группах. (слайд №1)
ІІ. Рефлексия. - Ребята, на прошлом уроке мы читали рассказ Туве Янссона «Первый снег», беседовали по содержанию и дома вы писали мини – сочинение о первом снеге. (Образцы)
Первый снег
Выпал первый снег. И всё вокруг изменилось. На улице стало светло и празднично.. деревья надели белые пушистые шубки. Грязь и лужи остались под серебристым ковром, которая ярко сверкает на солнце. Я люблю идти по первому хрустящему снегу.
Хорошо зимой!
Наконец – то выпал первый снег. Я так рад этому. Зимой можно кататься на санках, на лыжах, на коньках, лепить снеговика.
ІII. Побуждение.- Все работы, которые вы сейчас прослушали, это сочинения в прозе. Иначе говоря, творческие работы, картины и образы, созданные при помощи слов.
- Посмотрите, какие красивые зимние пейзажи! (слайд № 2) - О чём они рассказывают? - А как они рассказывают?(При помощи красок) - Значит – это тоже творческие работы. Картины природы, но созданные художниками. - Создание картин и образов, называется искусством.Сочинение – словесное искусство или литературное творчество.Создание картин при помощи красок – это изобразительное искусство. -А теперь послушаем, как рассказывает о зиме другой вид искусства – музыка(слайд № 3). - А теперь попробуйте рассказать о том, что мы видели и слушали о зиме стихами, используя данные рифмы. Работа в группах с разноуровневыми заданиями.
1 группа
…снежинки
…тропинки
…дома
…зима
2 группа
…зимой
…домой
…хоровод
…Новый год.
3 группа
В свежем воздухе сверкает.
Первый чистенький снежок
И румянит детям…
Лёгкий зимний...
4 группа
На дворе трещит...
Мы смеёмся все до
Ребята работают в группах, обсуждают, записывают.
1 группа
Кружатся снежинки
Замело тропинки
Побелели дома
Наступила зима.
2 группа
Хорошозимой.
Не хочется домой
Хочу кружить хоровод
Скоро будет Новый год.
3 группа
В свежем воздухе сверкает.
Первый чистенький снежок.
И румянит детям щёки
Лёгкий зимнийхолодок.
4 группа
На дворе трещит мороз.
Мы смеёмся все до слёз.
III. Фаза вызова интереса.Расшифровать ребусы, в которых спрятаны зимние забавы
ЖИ ᵔЛЫСНЕЖ=И КИ
Вы правильно разгадали. Это лыжи, снежки, коньки.Сегодня на уроке мы продолжим разговор о зимних забавах детей. Дети с нетерпением ждали зимушку. Она как волшебница, изменила природу. Лежит снег, сверкая на солнце, мороз щиплет нос и щёки, падают красивые снежинки. А сколько зимой развлечений! Можно лепить снеговика, кататься на лыжах, санках, коньках. Но не только дети любят зиму. Многие писатели посвятили ей свои произведения. Они восторгались красотой этого времени.
IV. Подготовка к восприятию текста (Слайд №4). - Сейчас мы познакомимся с поэтом, который тоже создал свою поэтическую картину зимы. Музафар Алимбаев – казахстанский писатель, поэт и переводчик. Родился в селе Маралды Шарбактинского района Павлодарской области. Участвовал в Великой Отечественной войне. После демобилизации окончил Каз ГУ им. С. М. Кирова, работал заведующим отделом журнала «Пионер», заведующим отделом художественной литературы и заместителем главного редактора газеты «Қазақ әдебиеті». Был главным редактором детского журнала «Балдырған». В 1952 году выпустил первую книгу - «Песни о Караганде». Автор текстов современных казахских песен и текста первого гимна Республики Казахстан. Участвовал в переводах произведений Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Хикмета, Тихонова, Суркова, Баруздина и эпоса «Манас» на казахский язык.
- Какие произведения М. Алимбаева вы читали? (слайд №5) Я советую вам почитать его книги.
V.Целевая установка перед чтением.Отгадайте загадку:
Всё лето стояли, зимы поджидали, дождались поры – помчались с горы.
Кто объяснит лексическое значение слова санки? (Слайд 6)
VI. Работа над произведением. 1) Первичное чтение учителя. Словарь: сопка, аргамак. (Слайд №7)
2) Проверка восприятия.
Что в стихотворении понравилось больше всего? От чьего лица ведётся рассказ?
Что вы услышали, увидели и почувствовали во время чтения стихотворения?
Увидели снежные сугробы, горку, дети радуются зиме, зимние забавы.
3) Самостоятельное чтение (про себя, можно вполголоса).
4) Анализ стихотворения. - Найдите в стихотворении сравнение. Согласны ли вы со сравнением санок с лихим аргамаком? Ребята, что главное в этом стихотворении по вашему? О чём хотел нам сообщить автор? - С каким чувством он говорит об этом? - Вы догадались, как автор относится к тому, о чём нам рассказал. - А какими словами автор передаёт это? Где главные слова?
- А как нужно передать, как правильно прочитать стихотворение, чтобы слушатели правильно поняли её? Выделение голосом главных по смыслу слов называется логическим ударением. Его не нужно путать со слоговым ударением, когда мы выделяем голосом слог.
5) Работа в группах. Разделите произведение на 3 части.
- Сколько строф в 1 части? - Сколько строф во 2 части? - Сколько строф в 3 части?
I группа прочитает 1 часть. (4 строфы). II группа прочитает 2 часть (6 строф).
III группа прочитает 3 часть (3строфы). IV группа подберёт пословицу, которая подходит к данному стихотворению: В зимний холод всякий молод.Друг познаётся в беде.Слезами горю не поможешь.
-С какой интонацией вы должны прочитать 1 часть? (интонация спокойная, с нежностью).
2 часть (интонация восхищения и восторга). 3 часть (снова спокойная интонация, усталость).
Как нужно читать восклицательные предложения?
VII. Работа в паре. Читать выразительно друг другу по очереди, оценивать товарища. Распределим границы. Отметьте карандашом. Каждый читает свою часть.
1 вариант до строчки: «Тропинками крутыми», 2 вариант продолжает до конца.
-Какую оценку вы поставили? Почему? Кто считает, что ваш товарищ прочитал хорошо и его может послушать весь класс? Приготовьте выразительное чтение стихотворения. Прочитайте его так, чтобы передалось чувство восхищения смелостью и красотой зимнего дня.
VIII. Дом задание. Написать мини-сочинение о своих зимних развлечениях.
- Ребята, а какие зимние забавы тебе известны? (слайд №8)
Подготовьтесь к выразительному чтению на классном конкурсе чтецов..
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия. - Что вам понравилось на уроке? Наш урок приблизился к завершению. А теперь оцените урок и свою работу на уроке.
Я считаю, что урок был … Результатом свое работы на уроке …
Закончим урок словами Ивана Захаровича Сурикова: «Весело текли вы, детские года. Вас не омрачали горе и беда».Пусть добру откроется ваше сердце! Никогда не коснется вас злое слово и тревога!