Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение «Сравниваем прошлое и настоящее. Что остаётся неизменным? "»
Конспект урока литературного чтения в 3 классе, УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: «Сравниваем прошлое и настоящее. Что остаётся неизменным? Поход в «Музейный Дом»: Б. Кустодиев «Масленица», Н. Римский-Корсаков «Снегурочка»,
И. Стравинский «Петрушка».
Цель: Показать, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остаётся неизменным.
Задачи:
способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;
развитие орфографической зоркости и обогащение словарного запаса детей;
воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать).
создать условия для формирования УУД:
- личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;
- познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
- коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;
- регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.
2. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока.
Друзья, нас ожидает новая глава.
Хотите ли отправиться туда,
Где предстоит нам всё понять,
О связи прошлого и настоящего узнать?
- Откройте учебник на стр. 145 и прочитайте название новой главы. («Сравниваем прошлое и настоящее»)
- Как вы понимаете название главы?
- Время бежит-жизнь меняется, мы меняемся. А что же остаётся неизменным?
- Как бы вы ответили на вопрос Михаила Потаповича? Трудно?
- какую цель мы ставим перед собой на уроке? (Мы должны понять, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остаётся неизменным.
Вы сможете ответить на этот вопрос, если отправиться в «Музейный Дом».
3.Работа по теме урока.
Михаил Потапович предложил нам рассмотреть репродукцию картины Бориса Кустодиева «Масленица»
- Маша хотела бы знать, какой древний город здесь изображён. Прочитайте на стр. 145, как ответила на вопрос Маши АнишитЙокоповна.
-А вы знаете, что это за праздник – Масленица? В какое время года его празднуют?
-Что можно наблюдать во время праздничных гуляний?
А) Работа в парах.
Масленица-это праздник в честь проводов зимы и встречи весны. Во время этого праздника принято водить хороводы вокруг костра, на котором сжигают чучело Масленицы, символизирующей уходящую зиму. Люди катаются на лошадях, съезжают с ледяных гор на санках, играют в снежки, перетягивают канаты, проводят кулачные бои, взятие снежного городка.
Б) Просмотр видеоролика «Празднование масленицы.
-Рассмотрите репродукцию. Вы видите народные гулянья? Что люди делают?
- Рассмотрите местность. Чем она примечательна? (Холмистая местность.)
В) Работа с лупой.
Работа в гркппах.
- Возьмите лупу и рассмотрите постройки. Какие вы видите? (Слева на заднем плане -деревянные одноэтажные дома, а справа – каменные многоэтажные дома).
-Посчитайте количество храмов. (Их четыре-две белые церкви и две- цвета красного кирпича, на заднем плане просматривается в дымке ещё две колокольни.)
-Удалось ли вам обнаружить торговые ряды?
-Посмотрите, как выглядели торговые ряды в Костроме, они изображены на переднем форзаце второй части учебника «Окружающий мир» (3 класс).
К Масленице была приурочена ярмарка, где торговали пряниками, игрушками и всякими мелочами. На Масленицу готовят большое количество выпечки и делают блины.
-Вы узнали государственный флаг на масленичной постройке?
-Давно ли выпал снег? Сильный ли был снегопад? (Снег выпал давно, об этом можно судить по его обилию на деревьях и по глубоким следам чьих-то ног на сугробе.)
Г) Работа с рамкой.
Работа в парах.
- Возьмите рамочку. Выделите с её помощью горизонтальные фрагменты, которые можно было бы назвать «Храмы древнего города», «Детские забавы», «Катание на лошадях».
- Можно ли выделит другие фрагменты? Дайте им название.
- А теперь выделите вертикальные фрагменты с такими названиями: «Берёзы после снегопада», «Хорошо звучит гармонь», «Птицы в небе».
- С помощью вертикальной рамки найдите такой фрагмент картины, который можно было бы назвать «Зимние забавы детей».
- Кто главные герои этого фрагмента?
- Какие чувства, по вашему, испытывают ребята во время катания с горы? (Азарт, удаль, веселье, разгул, бесшабашность, радость, задор.)
-Ощущаете ли вы те же самые чувства, когда дружно играете вместе на улице?
- Так что же, кроме рельефа, памятников архитектуры и общих народных традиций, ещё осталось у людей неизменным даже спустя века? (Человеческие эмоции и чувства.)
Д) Прослушивание аудиозаписи.
- Предлагаю послушать два музыкальных отрывка из произведений И. Стравинского.
- Какой из них передаёт изображённое на картине?
-Смогут ли догадаться об этом наши потомки?
- Значит, неизменной остаётся ещё… и музыка? Попробуйте объяснить почему?
4. Физкультминутка.
5. Продолжение работы по теме урока.
1. Обобщение.
- Ещё раз внимательно рассмотрите картину. Удалось ли художнику создать впечатление чудесного зимнего дня?
- А атмосферу праздничных гуляний?
- Эту картину Борис Кустодиев писал 100 лет назад. Как вы думаете, что изменилось в жизни таких городов, как этот в наше время? (Появились новые постройки, многоэтажные дома, предприятия, школы…)
- А что сохранилось, осталось неизменным? (Природа, рельеф, храмы, памятники культуры, традиции и обряды, любовь к праздникам, стремление к общению друг с другом.)
А) Индивидуальная работа (Самостоятельная работа.) Работа с учебником.
Чтение диалога Миши и Кости – стр. 14. Какой же вывод можно сделать? (Сохранилось очень многое: природа, архитектура, традиции, а это вечные ценности.)
Коллективная работа.
Работа в тетради для самостоятельной работы.
(Учащиеся выполняют № 19 – с. 40-41.)
- Прочитайте стихотворение Р. Сефа «Путешествие» глазами, выберите нужную интонацию и темп.
- На сколько частей разделено стихотворение? (На две.)
Прочитайте только первую часть.
- О ком говорится в этой части? Подчеркните это слово.
- Кто объяснит значение слова «предок»? Воспользуемся толковым словарём.
-Прочитайте только вторую часть.
- О ком говорится в этой части? Подчеркните это слово.
- Кто объяснит значение слова «потомок»?Воспользуемся толковым словарём.
- К кому из них - предку или потомку - будет относиться сам автор стихотворения Р. Сеф? Объясните свой ответ.
Людей, которые живут с нами в одно время, видят то, что видим мы, чувствуют то, что чувствуем мы и знают о мире то, что знаем мы, называют современниками. Это слово образовано от уже знакомого нам слова «современный» (например: современный мир).
- Кто объяснит значение слова «современник»? Воспользуемся толковым словарём.
6. Подведение итогов урока.
Фронтальная работа.
- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой на уроке(Мы должны были понять, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остаётся неизменным.)
- Удалось ли нам ответить на вопрос-Можно ли с помощью музыки создать впечатление народного гулянья, оживлённых разговоров, катание на санях, зимних игр, веселья и смеха?
А) Прослушивание аудиозаписи.
В заключение АнишитЙокоповна предлагает послушать музыку Николая Римского-Корсакова из оперы «Снегурочка»; фрагмент из пролога, который называется «Проводы Масленицы».
Дети делятся впечатлениями опрослушанном.
Дом.задание:
Составить рассказ на тему: «Зимние забавы детей».
Выразительно читать стихотворение Р. Сефа «Путешествие»