kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературное чтение «Сравниваем прошлое и настоящее. Что остаётся неизменным? "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: показать, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остаётся неизменным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение «Сравниваем прошлое и настоящее. Что остаётся неизменным? "»

Конспект урока литературного чтения в 3 классе, УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Сравниваем прошлое и настоящее. Что остаётся неизменным? Поход в «Музейный Дом»: Б. Кустодиев «Масленица», Н. Римский-Корсаков «Снегурочка»,

И. Стравинский «Петрушка».

Цель: Показать, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остаётся неизменным.

Задачи:

  • способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;

  • развитие орфографической зоркости и обогащение словарного запаса детей;

  • воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать).

  • создать условия для формирования УУД:

- личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;

- познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;

- коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё  отношении к  чему-либо;

- регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии. 

Оборудование: рамка, лупа, мультимедийная установка, аудиозапись, видеоролик, толковые словари.

Тип урока: открытие нового знания.

ХОД УРОКА:

1.Орг. момент.

2. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока.

Друзья, нас ожидает новая глава.

Хотите ли отправиться туда,

Где предстоит нам всё понять,

О связи прошлого и настоящего узнать?

- Откройте учебник на стр. 145 и прочитайте название новой главы. («Сравниваем прошлое и настоящее»)

- Как вы понимаете название главы?

- Время бежит-жизнь меняется, мы меняемся. А что же остаётся неизменным?

- Как бы вы ответили на вопрос Михаила Потаповича? Трудно?

- какую цель мы ставим перед собой на уроке? (Мы должны понять, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остаётся неизменным.

Вы сможете ответить на этот вопрос, если отправиться в «Музейный Дом».

3.Работа по теме урока.

Михаил Потапович предложил нам рассмотреть репродукцию картины Бориса Кустодиева «Масленица»

- Маша хотела бы знать, какой древний город здесь изображён. Прочитайте на стр. 145, как ответила на вопрос Маши АнишитЙокоповна.

-А вы знаете, что это за праздник – Масленица? В какое время года его празднуют?

-Что можно наблюдать во время праздничных гуляний?

А) Работа в парах.

Масленица-это праздник в честь проводов зимы и встречи весны. Во время этого праздника принято водить хороводы вокруг костра, на котором сжигают чучело Масленицы, символизирующей уходящую зиму. Люди катаются на лошадях, съезжают с ледяных гор на санках, играют в снежки, перетягивают канаты, проводят кулачные бои, взятие снежного городка.

Б) Просмотр видеоролика «Празднование масленицы.

-Рассмотрите репродукцию. Вы видите народные гулянья? Что люди делают?

- Рассмотрите местность. Чем она примечательна? (Холмистая местность.)

В) Работа с лупой.

Работа в гркппах.

- Возьмите лупу и рассмотрите постройки. Какие вы видите? (Слева на заднем плане -деревянные одноэтажные дома, а справа – каменные многоэтажные дома).

-Посчитайте количество храмов. (Их четыре-две белые церкви и две- цвета красного кирпича, на заднем плане просматривается в дымке ещё две колокольни.)

-Удалось ли вам обнаружить торговые ряды?

-Посмотрите, как выглядели торговые ряды в Костроме, они изображены на переднем форзаце второй части учебника «Окружающий мир» (3 класс).

К Масленице была приурочена ярмарка, где торговали пряниками, игрушками и всякими мелочами. На Масленицу готовят большое количество выпечки и делают блины.

-Вы узнали государственный флаг на масленичной постройке?

-Давно ли выпал снег? Сильный ли был снегопад? (Снег выпал давно, об этом можно судить по его обилию на деревьях и по глубоким следам чьих-то ног на сугробе.)

Г) Работа с рамкой.

Работа в парах.

- Возьмите рамочку. Выделите с её помощью горизонтальные фрагменты, которые можно было бы назвать «Храмы древнего города», «Детские забавы», «Катание на лошадях».

- Можно ли выделит другие фрагменты? Дайте им название.

- А теперь выделите вертикальные фрагменты с такими названиями: «Берёзы после снегопада», «Хорошо звучит гармонь», «Птицы в небе».

- С помощью вертикальной рамки найдите такой фрагмент картины, который можно было бы назвать «Зимние забавы детей».

- Кто главные герои этого фрагмента?

- Какие чувства, по вашему, испытывают ребята во время катания с горы? (Азарт, удаль, веселье, разгул, бесшабашность, радость, задор.)

-Ощущаете ли вы те же самые чувства, когда дружно играете вместе на улице?

- Так что же, кроме рельефа, памятников архитектуры и общих народных традиций, ещё осталось у людей неизменным даже спустя века? (Человеческие эмоции и чувства.)

Д) Прослушивание аудиозаписи.

- Предлагаю послушать два музыкальных отрывка из произведений И. Стравинского.

- Какой из них передаёт изображённое на картине?

-Смогут ли догадаться об этом наши потомки?

- Значит, неизменной остаётся ещё… и музыка? Попробуйте объяснить почему?

4. Физкультминутка.

5. Продолжение работы по теме урока.

1. Обобщение.

- Ещё раз внимательно рассмотрите картину. Удалось ли художнику создать впечатление чудесного зимнего дня?

- А атмосферу праздничных гуляний?

- Эту картину Борис Кустодиев писал 100 лет назад. Как вы думаете, что изменилось в жизни таких городов, как этот в наше время? (Появились новые постройки, многоэтажные дома, предприятия, школы…)

- А что сохранилось, осталось неизменным? (Природа, рельеф, храмы, памятники культуры, традиции и обряды, любовь к праздникам, стремление к общению друг с другом.)

А) Индивидуальная работа (Самостоятельная работа.) Работа с учебником.

Чтение диалога Миши и Кости – стр. 14. Какой же вывод можно сделать? (Сохранилось очень многое: природа, архитектура, традиции, а это вечные ценности.)

  1. Коллективная работа.

  2. Работа в тетради для самостоятельной работы.

(Учащиеся выполняют № 19 – с. 40-41.)

- Прочитайте стихотворение Р. Сефа «Путешествие» глазами, выберите нужную интонацию и темп.

- На сколько частей разделено стихотворение? (На две.)

Прочитайте только первую часть.

- О ком говорится в этой части? Подчеркните это слово.

Б) Индивидуальная работа.(Самостоятельная работа.)

Работа с толковым словарём.

- Кто объяснит значение слова «предок»? Воспользуемся толковым словарём.

-Прочитайте только вторую часть.

- О ком говорится в этой части? Подчеркните это слово.

- Кто объяснит значение слова «потомок»?Воспользуемся толковым словарём.

- К кому из них - предку или потомку - будет относиться сам автор стихотворения Р. Сеф? Объясните свой ответ.

Людей, которые живут с нами в одно время, видят то, что видим мы, чувствуют то, что чувствуем мы и знают о мире то, что знаем мы, называют современниками. Это слово образовано от уже знакомого нам слова «современный» (например: современный мир).

- Кто объяснит значение слова «современник»? Воспользуемся толковым словарём.

6. Подведение итогов урока.

Фронтальная работа.

- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой на уроке(Мы должны были понять, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остаётся неизменным.)

- Удалось ли нам ответить на вопрос-Можно ли с помощью музыки создать впечатление народного гулянья, оживлённых разговоров, катание на санях, зимних игр, веселья и смеха?

А) Прослушивание аудиозаписи.

В заключение АнишитЙокоповна предлагает послушать музыку Николая Римского-Корсакова из оперы «Снегурочка»; фрагмент из пролога, который называется «Проводы Масленицы».

Дети делятся впечатлениями опрослушанном.

Дом.задание:

    1. Составить рассказ на тему: «Зимние забавы детей».

    2. Выразительно читать стихотворение Р. Сефа «Путешествие»

(тетрадь для самостоятельных работ, с. 40-41).

    1. Выучить стихотворение наизусть (по желанию.)















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературное чтение «Сравниваем прошлое и настоящее. Что остаётся неизменным? "

Автор: Машкова Зоя Николаевна

Дата: 04.07.2017

Номер свидетельства: 423705


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства