kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературное чтение «Сравниваем прошлое и настоящее. Что остаётся неизменным? "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: показать, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остаётся неизменным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение «Сравниваем прошлое и настоящее. Что остаётся неизменным? "»

Конспект урока литературного чтения в 3 классе, УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Сравниваем прошлое и настоящее. Что остаётся неизменным? Поход в «Музейный Дом»: Б. Кустодиев «Масленица», Н. Римский-Корсаков «Снегурочка»,

И. Стравинский «Петрушка».

Цель: Показать, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остаётся неизменным.

Задачи:

  • способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;

  • развитие орфографической зоркости и обогащение словарного запаса детей;

  • воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать).

  • создать условия для формирования УУД:

- личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;

- познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;

- коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё  отношении к  чему-либо;

- регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии. 

Оборудование: рамка, лупа, мультимедийная установка, аудиозапись, видеоролик, толковые словари.

Тип урока: открытие нового знания.

ХОД УРОКА:

1.Орг. момент.

2. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока.

Друзья, нас ожидает новая глава.

Хотите ли отправиться туда,

Где предстоит нам всё понять,

О связи прошлого и настоящего узнать?

- Откройте учебник на стр. 145 и прочитайте название новой главы. («Сравниваем прошлое и настоящее»)

- Как вы понимаете название главы?

- Время бежит-жизнь меняется, мы меняемся. А что же остаётся неизменным?

- Как бы вы ответили на вопрос Михаила Потаповича? Трудно?

- какую цель мы ставим перед собой на уроке? (Мы должны понять, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остаётся неизменным.

Вы сможете ответить на этот вопрос, если отправиться в «Музейный Дом».

3.Работа по теме урока.

Михаил Потапович предложил нам рассмотреть репродукцию картины Бориса Кустодиева «Масленица»

- Маша хотела бы знать, какой древний город здесь изображён. Прочитайте на стр. 145, как ответила на вопрос Маши АнишитЙокоповна.

-А вы знаете, что это за праздник – Масленица? В какое время года его празднуют?

-Что можно наблюдать во время праздничных гуляний?

А) Работа в парах.

Масленица-это праздник в честь проводов зимы и встречи весны. Во время этого праздника принято водить хороводы вокруг костра, на котором сжигают чучело Масленицы, символизирующей уходящую зиму. Люди катаются на лошадях, съезжают с ледяных гор на санках, играют в снежки, перетягивают канаты, проводят кулачные бои, взятие снежного городка.

Б) Просмотр видеоролика «Празднование масленицы.

-Рассмотрите репродукцию. Вы видите народные гулянья? Что люди делают?

- Рассмотрите местность. Чем она примечательна? (Холмистая местность.)

В) Работа с лупой.

Работа в гркппах.

- Возьмите лупу и рассмотрите постройки. Какие вы видите? (Слева на заднем плане -деревянные одноэтажные дома, а справа – каменные многоэтажные дома).

-Посчитайте количество храмов. (Их четыре-две белые церкви и две- цвета красного кирпича, на заднем плане просматривается в дымке ещё две колокольни.)

-Удалось ли вам обнаружить торговые ряды?

-Посмотрите, как выглядели торговые ряды в Костроме, они изображены на переднем форзаце второй части учебника «Окружающий мир» (3 класс).

К Масленице была приурочена ярмарка, где торговали пряниками, игрушками и всякими мелочами. На Масленицу готовят большое количество выпечки и делают блины.

-Вы узнали государственный флаг на масленичной постройке?

-Давно ли выпал снег? Сильный ли был снегопад? (Снег выпал давно, об этом можно судить по его обилию на деревьях и по глубоким следам чьих-то ног на сугробе.)

Г) Работа с рамкой.

Работа в парах.

- Возьмите рамочку. Выделите с её помощью горизонтальные фрагменты, которые можно было бы назвать «Храмы древнего города», «Детские забавы», «Катание на лошадях».

- Можно ли выделит другие фрагменты? Дайте им название.

- А теперь выделите вертикальные фрагменты с такими названиями: «Берёзы после снегопада», «Хорошо звучит гармонь», «Птицы в небе».

- С помощью вертикальной рамки найдите такой фрагмент картины, который можно было бы назвать «Зимние забавы детей».

- Кто главные герои этого фрагмента?

- Какие чувства, по вашему, испытывают ребята во время катания с горы? (Азарт, удаль, веселье, разгул, бесшабашность, радость, задор.)

-Ощущаете ли вы те же самые чувства, когда дружно играете вместе на улице?

- Так что же, кроме рельефа, памятников архитектуры и общих народных традиций, ещё осталось у людей неизменным даже спустя века? (Человеческие эмоции и чувства.)

Д) Прослушивание аудиозаписи.

- Предлагаю послушать два музыкальных отрывка из произведений И. Стравинского.

- Какой из них передаёт изображённое на картине?

-Смогут ли догадаться об этом наши потомки?

- Значит, неизменной остаётся ещё… и музыка? Попробуйте объяснить почему?

4. Физкультминутка.

5. Продолжение работы по теме урока.

1. Обобщение.

- Ещё раз внимательно рассмотрите картину. Удалось ли художнику создать впечатление чудесного зимнего дня?

- А атмосферу праздничных гуляний?

- Эту картину Борис Кустодиев писал 100 лет назад. Как вы думаете, что изменилось в жизни таких городов, как этот в наше время? (Появились новые постройки, многоэтажные дома, предприятия, школы…)

- А что сохранилось, осталось неизменным? (Природа, рельеф, храмы, памятники культуры, традиции и обряды, любовь к праздникам, стремление к общению друг с другом.)

А) Индивидуальная работа (Самостоятельная работа.) Работа с учебником.

Чтение диалога Миши и Кости – стр. 14. Какой же вывод можно сделать? (Сохранилось очень многое: природа, архитектура, традиции, а это вечные ценности.)

  1. Коллективная работа.

  2. Работа в тетради для самостоятельной работы.

(Учащиеся выполняют № 19 – с. 40-41.)

- Прочитайте стихотворение Р. Сефа «Путешествие» глазами, выберите нужную интонацию и темп.

- На сколько частей разделено стихотворение? (На две.)

Прочитайте только первую часть.

- О ком говорится в этой части? Подчеркните это слово.

Б) Индивидуальная работа.(Самостоятельная работа.)

Работа с толковым словарём.

- Кто объяснит значение слова «предок»? Воспользуемся толковым словарём.

-Прочитайте только вторую часть.

- О ком говорится в этой части? Подчеркните это слово.

- Кто объяснит значение слова «потомок»?Воспользуемся толковым словарём.

- К кому из них - предку или потомку - будет относиться сам автор стихотворения Р. Сеф? Объясните свой ответ.

Людей, которые живут с нами в одно время, видят то, что видим мы, чувствуют то, что чувствуем мы и знают о мире то, что знаем мы, называют современниками. Это слово образовано от уже знакомого нам слова «современный» (например: современный мир).

- Кто объяснит значение слова «современник»? Воспользуемся толковым словарём.

6. Подведение итогов урока.

Фронтальная работа.

- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой на уроке(Мы должны были понять, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остаётся неизменным.)

- Удалось ли нам ответить на вопрос-Можно ли с помощью музыки создать впечатление народного гулянья, оживлённых разговоров, катание на санях, зимних игр, веселья и смеха?

А) Прослушивание аудиозаписи.

В заключение АнишитЙокоповна предлагает послушать музыку Николая Римского-Корсакова из оперы «Снегурочка»; фрагмент из пролога, который называется «Проводы Масленицы».

Дети делятся впечатлениями опрослушанном.

Дом.задание:

    1. Составить рассказ на тему: «Зимние забавы детей».

    2. Выразительно читать стихотворение Р. Сефа «Путешествие»

(тетрадь для самостоятельных работ, с. 40-41).

    1. Выучить стихотворение наизусть (по желанию.)















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературное чтение «Сравниваем прошлое и настоящее. Что остаётся неизменным? "

Автор: Машкова Зоя Николаевна

Дата: 04.07.2017

Номер свидетельства: 423705


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1270 руб.
2110 руб.
1270 руб.
2110 руб.
1360 руб.
2270 руб.
1580 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства