Цель: познакомить с поэтическим произведением Н. Некрасова « Крестьянские дети», с творчеством поэта, учить выразительному чтению стихотворения, ориентироваться в тексте, анализировать поэтическое произведение, обогащать словарный запас слов, развивать мышление, память, внимание, познавательную активность ; воспитывать интерес к истории своей Родины, формировать навык самоконтроля.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел уже звонок Начинаем наш урок
II. Разминка
«Задуй свечу»
Жужжащее чтение.
Чтение чистоговорки.
Чтение скороговорки.
III. Проверка домашнего задания.
- С произведениями какого писателя мы знакомились на протяжении нескольких уроков? (Л. Н. Толстого)
Игра «Отгадай»
Итог.
IV. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы и цели урока.
- Откройте стр.159 – содержание и скажите с произведениями какого автора мы будем знакомиться на протяжении нескольких уроков.
- Прочитайте, что мы будем читать? (дети читают)
2. Вступительная беседа.
Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают “Крестьянские дети” Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года в дворянской семье. Мать — Елена Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, небогатый помещик, бывший армейский офицер.
Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком.
Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали.
Господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке.
Многое видел Некрасов, многое впитал в себя, как губка, а будучи зрелым поэтом, воплотил все увиденное, запечатленное в своих произведениях.
Ответьте на вопросы:
- Как жили дети в то время? Какое было жилище, одежда, чем они занимались?
- Ребята, прочитайте тему сегодняшнего урока.
-Кто такие крестьянские дети? О таких детях мы познакомимся на уроке.
- Какова цель урока? Познакомимся…
Научимся выразительно…
Анализировать …
3. Чтение учителем стихотворения. Словарная работа
- Понравилось вам стихотворение? Чем?
- Какие слова непонятны?
Извилистая река - изгибистая , петлистая
Вязы – лиственные деревья
Про турку – имеются в виду турки, которыми воевала Россия
Гурьбой – все вместе
Река огласилась- наполнилась громкими звуками
Зной –жара
Лукошко – корзинка
4. Физкультминутка.
5. Повторное чтение.
— Кто рассказывает рассказ? Кто он? Каково его настроение?
(Рассказчик - герой, барин, охотник, поэт. Он любуется крестьянскими детьми. Любит милых плутов, с радостью вспоминает «грибные набеги», ему нравится вольная жизнь крестьянских детей).
6. Анализ стихотворения.
- О ком рассказывает поэт?
- Где собирались ребята? (у старинных вязов)
- О чём они говорили? Найдите.
- Почему дети устали? (было жарко, и собирали до полудня грибы)
- После работы в лесу, чем занялись крестьянские дети? (играми, купанием в реке)
- Найдите эпитеты в стихотворении, которые помогают красочно изобразить картины, понять мысли (работа в парах).
- Какие чувства испытывает автор от того , что он увидел детей? ( бодрое, жизнерадостное, сочувствие к крестьянским детям)
7. Выразительное чтение стихотворения.
- самостоятельное чтение.
- конкурс на выразительное чтение.
8. Работа в тетради.
V. Итог.
- С каким произведением Н. А. Некрасова познакомились на уроке?
- Почему поэт назвал « Крестьянские дети?» (о тяжёлой жизни детей, их развлечениях, играх)
- Что нового вы узнали на уроке?
- Понравился ли вам урок?
- Что было интересным на уроке для вас? Оцените свою работу. Оцените работу всего класса.