Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение А. Митта "Шар в окошке "»
Тыныкулова Шария Хамитовна,
учитель начальных классов,высшей категории,с педагогическим стажем 27 лет. Златогорской средней школы .Айыртауский район,Северо-Казахстанская область.
Урок «Литературное чтение» во 2 – м классе по теме «А. Митта. Шар в окне»
Цель: 1.Учить подробному пересказу.
2.Формировать у учащихся умение сопереживать, проявлять заботу, желание помочь окружающим.
Оборудование. Поисковые таблицы, иллюстрации-загадки, тексты песни “Ты, да я, да мы с тобой”.
Ход урока
I. 1. Организационный момент.
Учитель входит на урок с воздушным шариком в руках.
- Как вы думаете, зачем воздушный шарик появился на уроке литературного чтения?
Дети высказывают предположения по данному вопросу.
- Правы ли вы, мы выясним это в ходе урока.
Игровая ситуация.
- Ой, а к шарику прикреплен конверт. Что же в нем?
Один ученик вытаскивает рисунки, а на конверте находит задание.
2. Загадка.
По первым буквам данных слов отгадайте слово. На доске рисунки: дятел, рысь, радуга, улитка, жук, бабочка, аист. (Дружба)
Объясните значение этого слова. Что такое дружба?
Вывод. Дружба – это умение сочувствовать, сострадать, сопереживать, проявление заботы, внимания, отзывчивости, желание помочь, защитить в случае необходимости.
3. Работа с поисковой таблицей.
- Найдите слова-синонимы, то есть близкие по значению к слову “дружба”, подчеркните слова простым карандашом.
Проверка. Друг, дружить, дружный. Эти слова еще не раз будут звучать сегодня на уроке.
II. Работа с текстом.
- Прочитайте название произведения, с которым мы будем знакомиться.
1. Первичное восприятие: читает учитель.
Перед чтением: - Послушайте произведение, а после чтения постарайтесь ответить на вопрос: Почему автор назвал произведение “Шар в окошке”?
После чтения:
- Почему же автор А. Митта назвал произведение “Шар в окошке”? - А сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа будет моделировать обложку этого произведения, используя схемы жанров, которые находятся у вас на партах.
Проверка. Старший защищает модель обложки, составленную группой.
2. Вторичное восприятие(дети).
Перед чтением:
- Прочтем рассказ еще раз и попробуем ответить на вопрос. - Почему Коле стало хорошо?
После чтения:
- Что же случилось с Колей? (Коля заболел) - Какое настроение было у больного? (грустное, он скучал) - Почему же Коле стало хорошо?
III. 1. Самостоятельная работа по карточкам.
- Какие друзья у Коли? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к карточкам.
Задание № 2. Выбери нужное. Выберите слова, которые характеризуют друзей Коли.
На доске:
верные равнодушные находчивые веселые трусливые
2. Словарная работа.
- Что значит верные друзья?
У композитора В. Шаинского есть песня, в которой есть прекрасные строки:
“Друг в беде не бросит, лишнего не спросит. Вот что значит настоящий, верный друг”.
- А что значит находчивый? (умеет найти выход из любой ситуации)
“Дружба”.
Дружит орел с небом, А молоко – с хлебом, Ручьи – с овражками, Пчелы – с ромашками, Дымок голубой дружит с трубой, А мы – с тобой.
IV. 1. Самостоятельное чтение.
- Одна из задач нашего урока: научиться подробному пересказу. Чтобы облегчить эту работу, попробуем весь текст разделить на смысловые части.
Перед чтением:- Для этого прочитайте текст самостоятельно и попробуйте определить, на сколько частей можно разделить рассказ?
После чтения:- На сколько частей вы бы разделили рассказ? Нас предлагают разделить на 3 части.
На доске: Работа в тетради.
- О чем говорится в первой части? Определим границу этой части.
А) прочитайте эту часть. Б) Какова главная мысль этой части? (Запишем заголовок в тетрадь) В) пересказ этой части.
То же со второй и третьей частями.
1 часть. Коля заболел. 2 часть. Шар в окошке. 3 часть. Коля и друзья.
- А кто попробует пересказать весь текст?
2. Выборочное чтение.
- Прочтите последнее предложение. Как вы его понимаете? (Человеку горе, беду легче пережить, когда друзья рядом)
3. Игра “Собери слова”.
- Какое предложение можно составить из слов? (Человек без друзей, что дерево без корней) - Что получилось? (Пословица) - Как вы понимаете эту пословицу? - А у кого из вас есть верный друг? - Расскажите о нем. Что вам в нем нравится?
Д/з: подробный пересказ. Подобрать пословицы о дружбе.
Итог.
- Закончить урок мне бы хотелось народной мудростью.
На доске:
Друзья познаются в беде, настоящие друзья – в радости.
(Народная мудрость)
- Дорожите своим другом.
Исполнение песни “Ты, да я, да мы с тобой”
- Дети! Я благодарю вас за урок. И если у вас появилось желание быть верным, настоящим другом, я буду рада. Протяните руку к такому дорогому, надежному, и так важному в жизни слову “Дружба”.
Дети обводят свою ладонь на цветную бумагу, вырезают и приклеивают на плакат, где в центре написано слово “Дружба”.