Актуализация знаний. ( 3 мин). Портрет писателя. | - Добро, доброта… попробуйте почувствовать “вкус” этого слова. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите эти слова? слова появляются на экране: КРАСОТА, ДУШЕВНОСТЬ, ЛАСКА, ТЕПЛО, СЧАСТЬЕ, ВЕСЕЛЬЕ, ЖИЗНЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, СЕМЬЯ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ДОБРОТА, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ. ( Слайд 2). - Перед вами цепочка слов, связанных с нашим главным словом – ДОБРО. Посмотрите на эти слова, выберите любое, которое больше других притягивает ваше внимание – подарите его себе. А сколько хороших слов подарили нам писатели (Слайд 3 ) ЧТОБ ПОВЕРИТЬ В ДОБРО, НАДО НАЧАТЬ ДЕЛАТЬ ЕГО. Л.Н. ТОЛСТОЙ - Как мы понимаем эти слова?
| ответы детей; читают хором. - доброта приносит радость окружающим, она как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Люди видят добро, стремятся к нему и ненавидят зло. Надо учиться быть добрым. Добрые чувства проявляются в заботе о людях, о животных, восхищении красотой окружающего мира). | Личностные |
Проверка домашнего задания ( 4 мин). Запись пение соловья. | - С произведениями какого автора мы работаем на уроках? Блиц – турнир ( слайды 4, 5 -День рождения Л.Н. Толстого? - Место рождения? - Где провел большую часть своей жизни? Олег Трушин так описывал имение Толстых: «Ясная Поляна – соловьиная усадьба. Соловьи – это своего рода дополнение ко всей прелести атмосферы усадьбы, ее удивительной притягательности. В Ясной Поляне сполна почувствуешь особенный дух усадьбы». ( Слайд 6). - Закройте глаза , представьте красивый, двухэтажный , белоснежный дом, утопающий в зелени цветах. Повсюду слышны трели соловья Открыли глаза, продолжаем - Скажите, каким человеком был Л.Н.Толстой? ( Слайд 7). - Что сделал писатель для детей? (Слайды 8,9,10, 11). -Сколько лет прожил Толстой? - Что для Льва Николаевича было ценным в жизни? Найдите и прочитайте ответ из рассказа «Л.Н. Толстой». ( Из воспоминаний писателя). | Л.Н. Толстой. Ответы Закрыли глаза , представили красивый, двухэтажный , белоснежный дом, утопающий в зелени цветах. (Музыкальное сопровождение). Открыли глаза, продолжаем Труженик, писатель, жил просто. Знал несколько языков. Уважал крестьян. Открыл школу. Написал Азбуку. 82года. Чтение по учебнику.( с. 150 -151). Девиз жизни: « Жить для других, творить добро». | Коммуникативные, личностные |
Подготовительная работа к восприятию нового произведения. ( 3 мин) | Назовите жанры произведений, в которых писал Л.Н Толстой. А теперь прочитайте на слайде о каком произведении пойдёт речь на нашем уроке? (Демонстрируется запись темы).( слайд 12). -Это быль. – Что означает слово быль? - Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова. Быль – 1. То, что было в прошлом. 2. Рассказ о действительном происшествии. - Посмотрите, кто это? (Лев - иллюстрация на слайде) -Что вы знаете о таком животном, как лев? - А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде) -Что можно сказать о собаке? - Могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением. - Кто догадался, как называется эта быль? ( Слайд 13). | Рассказ, быль, басня, былина, легенда, сказка, пьеса, рассказ, повесть.
-Это быль Быль – 1. То, что было в прошлом. 2. Рассказ о действительном происшествии. -Лев. (Дикое животное, хищник, царь зверей.) Собака. (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг) (ответы детей: да – нет) (Лев и собачка Л.Н. Толстой) | Познавательные |
7.Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка». А) Первичное восприятие текста. Включается аудизапись были «Лев и собачка». ( 5 мин). Б) Словарная работа. ( 3 мин). 8.Физминутка для глаз. ( 2 мин) Перечитывание текста. ( 4мин) В). Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения. ( 7мин) | Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии. Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка». Сядьте по - удобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль? -Понравился рассказ? Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль? - Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? - Назовите главных героев были. - Где происходит действие? - Какой эпизод показался вам самым напряженным? Было ли вам кого – нибудь жалко? -Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.( Слайд 14). Смысл каких слов вам был не понятен? Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке. Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком. Барин – богатый человек, который имеет прислугу. Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения. Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону. Издохла – умерла. Засовы – большие дверные задвижки. Чтение детьми были (буксир., чтение по цепочке, жужжащее чтение). - Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями. Работа по содержанию. - Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью. - Почему именно это слово употребил автор? -В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных. -Прочитайте, как лев повел себя ? -Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило ? -Скажите, как автор называет собачку? - Почему? -Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? -Каким поступком лев показал , что не предаст ее? -Как лев относился к собачке? Зачитать. -Во что переросли чувства собачки и льва? -Сколько времени прожили лев и собачка? -Что же случилось с собачкой? - Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? -Какие чувства испытывает лев от потери собачки? - Почему лев стал грызть засовы и пол? - Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. -Почему лев не принимает новую собачку? - С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства? Скажите, чем заканчивается эта история -Какой конец в этой истории? (печальный) - Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?
- Какие общечеловеческие ценности открылись в этом рассказе? - А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных? -Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.
| -О любви и привязанности животных друг к другу, -Печаль, грусть, тревогу. -Лев и собачка. в зверинце. Ответы. -Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку. Совершил поступок и не подумал о последствиях. -Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой… -Собачка своим поведением ,словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком. -Собачка, собачонка, лапки, хвостик и другие добрые слова . -Он любит ее, потому что она маленькая, добрая и беззащитная. -Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст. -Барин хотел забрать собачку, лев не отдал. -Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее. -С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней. -В дружбу. Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год -Собачка заболела и умерла. -Лев перестал есть, а всё нюхал, ли зал собачку и трогал её лапой. -Безысходность, он не знает, как вернуть своего друга. Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. -Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих). -Дал новую собачку. -Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге. (друзей не меняют , был ей предан) -Изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату. Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней. -Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них. Доброта, красота, любовь. | Коммуникативные, познавательные |