kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературное чтение. Воспитание нравственных качеств личности учащихся. Урок "Л.Н. Толстой. Лев и собачка."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: учить детей делать добро на примерах произведений Л.Н. Толстого; закрепить знания о писателе; расширить представления о жизни животных, пробуждать чувства любви и доброты к животным, учить понимать чужую боль.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение. Воспитание нравственных качеств личности учащихся. Урок "Л.Н. Толстой. Лев и собачка."»

План-конспект урока по чтению (3 класс).

учителя начальных классов МАОУ лицей №34 города Тюмени

Туринцевой Ольги Станиславовны


Конспект урока чтения. Л.Н. Толстой. Лев и собачка.

Содержание

1.Орг. момент. Самоопределение к деятельности.

2. Речевая разминка .

2. Актуализация знаний учащихся.

3. Проверка д.з.

4. Физкультминутка.

5. Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».
6. Физ. минутка - упр. для глаз .

7.Работа в группах.
11 . Итог урока .Рефлексия.

12. д.з.

  • Цели: 
    учить детей делать добро на примерах произведений Л.Н. Толстого; закрепить знания о писателе; расширить представления о жизни животных, пробуждать чувства любви и доброты к животным, учить понимать чужую боль.

  • развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умение анализировать прочитанный текст;

  • Воспитывать доброе отношение к животным, 

Оборудование: подборка слайдов по теме урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности

( 1мин).

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Доброе утро, дети! Доброе утро, гости! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несёт нам радость общения.

- Когда мы с вами встречаемся друг с другом, какие добрые слова мы говорим?

Доброта, есть самое великое чувство. Если человек добрый, он несет радость другим. Скажите себе – я добрый .

-Садитесь.

Вступают в диалог с учителем.







- Добрый день, доброе утро.

Коммуникативные

  1. Речевая разминка

(1 мин).

Что нужно для правильного красивого чтения? (правильное произношение звуков, т.е. – артикуляция).
Упражнение на артикуляцию:
ТА-ТА-ТА, ВСЕМ НУЖНА ДОБРОТА, 
 ТЫ-ТЫ-ТЫ, НЕ ЖАЛЕЙТЕ ДОБРОТЫ,
ТУ-ТУ-ТУ, ВСЕМ ПОДАРИМ ДОБРОТУ..

Хоровое чтение в умеренном темпе.
Прочитать медленно, затем с ускорением.
Читать, начиная быстро, затем замедляя темп чтения.


  1. Актуализация знаний.


( 3 мин).








Портрет писателя.

- Добро, доброта… попробуйте почувствовать “вкус” этого слова. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите эти слова? слова появляются на экране: КРАСОТА, ДУШЕВНОСТЬ, ЛАСКА, ТЕПЛО, СЧАСТЬЕ, ВЕСЕЛЬЕ, ЖИЗНЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, СЕМЬЯ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ДОБРОТА, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ. ( Слайд 2).
- Перед вами цепочка слов, связанных с нашим главным словом – ДОБРО. Посмотрите на эти слова, выберите любое, которое больше других притягивает ваше внимание – подарите его себе. А сколько хороших слов подарили нам писатели (Слайд 3 ) 

ЧТОБ ПОВЕРИТЬ В ДОБРО, НАДО НАЧАТЬ ДЕЛАТЬ ЕГО. Л.Н. ТОЛСТОЙ

- Как мы понимаем эти слова?


ответы детей;




читают хором.







- доброта приносит радость окружающим, она как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Люди видят добро, стремятся к нему и ненавидят зло. Надо учиться быть добрым. Добрые чувства проявляются в заботе о людях, о животных, восхищении красотой окружающего мира).

Личностные

  1. Проверка домашнего задания

( 4 мин).




Запись пение соловья.

- С произведениями какого автора мы работаем на уроках?

Блиц – турнир ( слайды 4, 5

-День рождения Л.Н. Толстого?

- Место рождения?

- Где провел большую часть своей жизни?

Олег Трушин так описывал имение Толстых: «Ясная Поляна – соловьиная усадьба. Соловьи – это своего рода дополнение ко всей прелести атмосферы усадьбы, ее удивительной притягательности. В Ясной Поляне сполна почувствуешь особенный дух усадьбы». ( Слайд 6).

- Закройте глаза , представьте красивый, двухэтажный , белоснежный дом, утопающий в зелени цветах. Повсюду слышны трели соловья



Открыли глаза, продолжаем





- Скажите, каким человеком был Л.Н.Толстой? ( Слайд 7).



- Что сделал писатель для детей? (Слайды 8,9,10, 11).


-Сколько лет прожил Толстой?


- Что для Льва Николаевича было ценным в жизни? Найдите и прочитайте ответ из рассказа «Л.Н. Толстой». ( Из воспоминаний писателя).

Л.Н. Толстой.


Ответы








Закрыли глаза , представили красивый, двухэтажный , белоснежный дом, утопающий в зелени цветах. (Музыкальное сопровождение).

Открыли глаза, продолжаем




Труженик, писатель, жил просто.

Знал несколько языков.

Уважал крестьян.


Открыл школу.

Написал Азбуку.

82года.

Чтение по учебнику.( с. 150 -151).

Девиз жизни: « Жить для других, творить добро».

Коммуникативные, личностные

  1. Физминутка.

2 мин

- Знаете ли вы, какие игры проводил Л.Н. Толстой своим ученикам? Давайте сейчас поиграем в одну из таких игр, называется она “Метелица”
1. Вдоль по улице метелица метет,
Скоро она все дорожки заметет,.


2. Запряжем мы в сани лошадей,
В лес поедем за дровами поскорей,
 
3 Топорами мы ударим дружно враз,
Только щепочки по лесу полетят. 
 
4. А из леса мы тихонько пойдем
И в ладоши так пришлепывать начнем.
А ногами-то притоптывать все враз
Ну, теперь мороз не страшен-то для нас.




Дети встают и начинают медленно размахивать руками и качаться в разные стороны: это означает метель; они поют.


Дети делают руками быстрые движения, как будто что-то надевают и пристегивают.


Руками показывают, как происходит рубка деревьев.


  1. Подготовительная работа к восприятию нового произведения.

( 3 мин)

Назовите жанры произведений, в которых писал Л.Н Толстой.


А теперь прочитайте на слайде о каком произведении пойдёт речь на нашем уроке?

(Демонстрируется запись темы).( слайд 12).

 -Это быль.

– Что означает слово быль?

 - Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.

Быль –

1. То, что было в прошлом.

2. Рассказ о действительном происшествии.

- Посмотрите,  кто это? (Лев - иллюстрация на слайде)

-Что вы знаете о таком животном, как лев


 - А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде)

 -Что можно сказать о собаке?



- Могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? 

Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

- Кто догадался, как называется эта быль?  ( Слайд 13).

Рассказбыльбасня, былина, легенда, сказка, пьеса, рассказ, повесть.



-Это быль



Быль –

1. То, что было в прошлом.

2. Рассказ о действительном происшествии.


-Лев.

(Дикое животное, хищник, царь зверей.)

Собака.

(Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное  живое существо,  друг)

(ответы детей: да – нет)

 


(Лев и собачка Л.Н. Толстой)

Познавательные























7.Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».

А) Первичное  восприятие  текста.  

Включается аудизапись были «Лев и собачка».


( 5 мин).









Б) Словарная работа.


( 3 мин).













8.Физминутка для глаз. ( 2 мин)


Перечитывание  текста.

( 4мин)



В). Беседа  по содержанию в  целом.  Анализ произведения.

( 7мин)

Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая  произошла очень  давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно,  эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».

Сядьте по - удобнее, и внимательно послушайте  эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?



-Понравился рассказ?

Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?


-  Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? 

- Назовите главных героев были.

- Где происходит действие?

- Какой эпизод показался вам самым напряженным?

Было ли вам кого – нибудь жалко?

-Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.( Слайд 14).

Смысл каких слов вам был не понятен?

Обрати внимание,  эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.





Чтение детьми были (буксир., чтение по цепочке, жужжащее чтение).

Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.

Работа по содержанию.

- Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью.

-  Почему именно это слово употребил автор?



-В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.

-Прочитайте, как лев повел себя ?



-Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило ?

 


-Скажите, как автор  называет собачку?


  - Почему? 


-Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? 

-Каким поступком лев показал , что не предаст ее?


-Как лев относился к собачке?

Зачитать.






-Во что переросли чувства собачки и льва?

-Сколько времени прожили лев и собачка?


-Что же случилось с собачкой?


- Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? 


-Какие чувства испытывает лев от потери собачки?  






- Почему лев  стал грызть засовы и пол?








- Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. 

-Почему лев не принимает новую собачку? 




- С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?



Скажите, чем заканчивается эта история

-Какой конец в этой истории? (печальный)



- Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?

- Какие общечеловеческие ценности открылись в этом рассказе?

- А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?


-Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.
















-О любви и привязанности животных друг к другу,

-Печаль, грусть, тревогу.

-Лев и собачка.

в зверинце.


Ответы.
























-Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.

Совершил поступок и не подумал о последствиях.




-Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…


-Собачка своим поведением ,словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.

-Собачка, собачонка, лапки, хвостик и другие добрые слова .

-Он любит ее, потому что она маленькая,  добрая и беззащитная.

-Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст.

-Барин хотел забрать собачку, лев не отдал.

-Она понравилась льву.  Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.

-С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

-В дружбу.

Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год

-Собачка заболела  и умерла.


-Лев перестал есть, а всё нюхал, ли

зал собачку и трогал её лапой.


-Безысходность, он не знает, как вернуть своего друга.

Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

-Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих).

-Дал новую собачку.


-Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.

(друзей не меняют , был ей предан)


-Изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.

Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней.


-Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.

Доброта, красота, любовь.













































Коммуникативные, познавательные


9. Работа в группах.

(3 мин).

Составить  синквейн.

1 группа Лев.

2 группа Собачка.

3 группа Л.Н.Толстой.

Выслушиваются ответы детей.


Коммуникативные, личностные



Итог урока. Рефлексия.

(1 мин).

-Подведем итог.

- Мы с вами узнали -

-Мы с вами научились -

Мне было интересно-

-Мне было трудно -

-Чтобы бы вы хотели сказать автору этого рассказа?
- Встаньте, пожалуйста. Закройте глаза.… Давайте подумаем, что произошло сегодня с нами, действительно ли мы хотим стать добрее, спросите сами себя: что я буду делать для этого? Скажите сами себе…

- Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.






– Спасибо, Лев Николаевич, за ваши добрые рассказы, за то, что Вы нас учите делать добро. Учите состраданию.

личностные

Домашнее задание.

( 1 мин).

Выписать пословицы и поговорки о доброте. Украсить рисунком.
пересказ близко к тексту.






Составление синквейна

Одни пары на собачку, другие - на льва.

Синквейн (собачка)

Название (1 сущ.)____собачка_______________________________________________

Описание (3 прил.) _маленькая, ласковая, беззащитная ________________________

Действия (3 глагола) _прижалась, вскочила, заболела ______________________________

Чувства (фраза из 3-х слов)_Собачка понравилась льву._____________________________

Суть (существ.)_дружба___________

Синквейн (лев)

Название (1 сущ.-ное)____лев___________________________________________________

Описание (3 прил.- ных) _сильный, верный, заботливый____________________________

Действия (3 глагола) _ понюхал, играл, тосковал___________________________________

Чувства (фраза из 3-х слов)._Лев полюбил собачку.________________________________

Суть (существ.)_верность_________

Чтение составленных синквейнов.

Синквейн (лев)

Название (1 сущ.-ное)____Л.Н.Толстой__________________________________________

Описание (3 прил.- ных) _талантливый, умный, добрый____________________________

Действия (3 глагола) _писал, учил, защищал___________________________________

Чувства (фраза из 3-х слов)._Л. Толстой учил добру.________________________________

Суть (существ.)_духовность________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Туринцева Ольга Станиславовна

Дата: 18.11.2014

Номер свидетельства: 132398


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства