kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературное чтение. Тема: Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» Сравнительный анализ народной и авторской сказки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Темой урока по литературному чтению является сравнительный анализ народной и авторской сказки Х.К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». На основе сравнительного анализа были выявлены главные закономерности народной и авторской сказок, а так же основная специфика произведений Х.К.Андерсена.

Основной  задачей урока на основе сравнительного анализа  является формирование у школьников умения выявлять главные закономерности народной и авторской сказок, умения свободно выражать свои мысли, что в свою очередь способствует воспитанию активной творческой личности школьника, развитию мышления и речи.

Формирование способности к восприятию сказки помогает школьникам сопереживать героям, понимать авторский замысел, видеть динамику эмоций, воспроизводить прочитанное, размышлять над мотивами поступков, обстоятельствами героев, оценивать поступки героев. Умение ставить цели, подбирать средства и способы получения результата, оценивать его, развивает интерес к чтению, желание и умение учиться, воспитывает волевые качества, эстетические чувства учеников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение. Тема: Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» Сравнительный анализ народной и авторской сказки. »

Малышева Вера Николаевна,

учитель начальных классов МОУ ССОШ № 2

г.Судогда, Владимирской области.

Литературное чтение.

Тема: Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Сравнительный анализ народной и авторской сказки.


(с использованием технологий РКМЧП и ИКТ)

3 класс. Л.В.Занков

( Продолжительность 90 минут)


Цели:

продолжить обучать сравнению народной и авторской сказки;

выяснить специфику авторских сказок Х.К.Андерсена.


Задачи:

Формировать умение на основе сравнительного анализа выявлять главные закономерности народной и авторской сказок;

умение свободно выражать свои мысли;

воспитывать активную творческую личность школьника;

развивать мышление и речь.


Тип учебного занятия: изучение и закрепление нового материала.


Вид учебного занятия: урок-исследование.


Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.


Оборудование: учебники, презентация, компьютер, проектор, экран, карточки.

Приёмы ТРКМЧ: хокку, сравнительная таблица, синквейн.















Ход урока.


Стадия вызова.

Организационный момент.


В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

Ю.Энтин

Вперёд страницу вновь перевернём.

Шмуцтитул. Что же видим мы на нём?

Нас ожидает новая глава.

С тобой нас сказка поведёт туда.


Подготовка к восприятию.


- Прочитайте название новой главы: «Такой хрупкий и такой прочный мир чувств». (Слайд 2)

Как понимаете эти слова?

- Какие чувства может испытать человек в различных ситуациях ? (Радость, печаль, счастье, горе, стыд. Гордость, восхищение, сожаление, одиночество. Ожидание, недоумение, любовь, ненависть…

- Откройте учебник на странице 117. Героев, каких произведений вы узнали?

- Что объединяет этих героев? ( Любовь)

- Прочитайте эпиграф к этой главе. (Слайд 3)


Осыпался.

Но в сердце будет цвести всегда

Этот пион.

Ёса Бусон.


- Что можете сказать о жанре произведения? (Это хокку-стихотворение японского поэта Ёса Бусона).

- Понравились ли вам эти строчки? Как вы поняли их смысл? (Лирическому герою так понравился этот цветок, так ему полюбился, что он в сердце сохранил его образ.)


Стадия осмысления.

Работа по теме урока.

(Вернуться к слайду2)

Портрет Ханса Кристиана Андерсена.

-Кого вы видите на экране?

- Сказки Х.К.Андерсена многие знают давно.

Давайте узнаем о писателе подробнее. Вы готовили задание дома. (Заслушиваются сообщения учеников)

- Известно ли вам, что он написал свыше 170 сказок? Проверьте себя, хорошо ли вы их знаете.( Слайд4 )

- Как звали мальчика из сказки « Снежная королева»? (Кай)

- Какой предмет помог королеве выяснить, что перед ней настоящая принцесса? (Горошина)( Слайд5)

- В кого превратилось ячменное семечко? (Дюймовочка)(Слайд 6)

- В кого превратился Гадкий утёнок? (Лебедь)( Слайд7)

- Героиня сказки « Снежная королева» (Герда)(Слайд 8)

- Изобретатель волшебного горшочка. (Свинопас.)(Слайд9)

-Какое слово должен был сложить Кай из льдинок? ( Вечность)( Слайд 10)

-Как называется сказка о храбром солдате? («Огниво»)(Слайд 11)


- Какие чувства объединяют героев этих сказок? ( Любовь и дружба)

-Прочитайте названия сказок записанные на доске.(«Каша из топора», «По щучьему веленью», «Стойкий оловянный солдатик», «Хаврошечка».)

-Название, какой из этих сказок будет лишнее? («Стойкий оловянный солдатик», т.к. эта сказка авторская, а все остальные народные)

-Познакомимся с новой сказкой Андерсена и узнаем, какая история произошла с героями.

- О чём вам говорит название сказки? Эта сказка об игрушке - солдатике, сделанном из олова – мягкого металла. Стойкий, потому что устойчивый, прочный.

- Но есть у этого названия другой смысл, а какой – мы узнаем, прочитав эту сказку.

(Чтение сказки по цепочке)

- Поняли ли вы второй смысл слова «стойкий»? (Стойкий – это сильный духом, упорный, не отступающий перед трудностями и испытаниями.)

- Определите вид сказки. (Волшебная сказка, т.к. происходят превращения и присутствуют сверхъестественные силы – тролль.)

- А есть ли схожие черты с народной сказкой? Попробуем разобраться. Это и будет целью нашего исследования.


Физкультминутка


Руки на пояс поставьте сначала.

Влево и вправо качайте плечами.

Вы дотянулись мизинцем до пятки?

Если сумели – всё в полном порядке.

Продолжение работы по теме урока.


  1. Самостоятельное чтение сказки.

– Можно ли назвать конец сказки счастливым? (Нет, конец сказки грустный.)

- Как вы думаете, народная сказка может иметь грустный конец? (В волшебных народных сказках сюжеты заканчиваются свадьбой, а значит – счастливо.)

- Приведите примеры. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Сивка-Бурка».)

- А что лежит в основе сюжета сказки « Стойкий оловянный солдатик»? (Любовь)

- Бывают ли народные сказки о любви? (В народных волшебных сказках говорится о свадьбе, но ничего не говорится о любви героев.)

2. Работа в паре.

- Заполните сравнительную таблицу. Какие элементы сюжета можно отнести к авторской сказке, а какие к народной.(Строгое построение сюжета, фантазия, законы выживания, мир чувств, герой обретает счастье, герой погибает.)



Авторская сказка

Линия сравнения.

Элементы сюжета

Народная сказка











(ответы детей)


Авторская сказка

Линия сравнения.

Элементы сюжета

Народная сказка

фантазия


Строгое построение сюжета

Мир чувств


Законы выживания

Герой погибает


Герой обретает счастье


Проверка (Слайд 12)

- Проверим, правильно ли мы рассуждали.


Сопоставление главных героев народных и авторской сказки.


- Главный герой сказки – оловянный солдатик. Прочитайте, как он появился на свет и как выглядит.

- Есть ли в солдатике черты героя волшебной народной сказки? Ущербный герой – на одной ноге, т.к. не хватило олова. Уход из дома, не по своей воле. Проходит испытания. Возвращение домой. Побывал в чужом мире ( в брюхе рыбы).

- Если бы солдатик был героем народной сказки и побывал в брюхе у рыбы, он бы погиб? ( В народной сказке, если бы герой прошёл сквозь зверя, это помогло бы ему в дальнейшем, потому что этот зверь был бы ему волшебным помощником, а у оловянного солдатика рыба не является волшебным помощником.)

- Что общего у солдатика и танцовщицы? Оба стоят на одной ноге, оба не принимали участия в ночном веселье кукол, они молча смотрели друг на друга. Танцовщица разделила судьбу солдатика, сгорев в огне. Оба не просто « стойкие», а умеющие глубоко чувствовать.

- Найдите и зачитайте отрывки.

- Через какие испытания прошёл оловянный солдатик?

- О чём думал солдатик в те минуты, когда ему было особенно страшно? (Смерть надо встречать мужественно)

- Как вы понимаете смысл этих строчек: « Он чувствовал, что весь горит – то ли от огня, то ли от любви, - он и сам не знал». « Ветер подхватил прекрасную танцовщицу, и она, как бабочка, порхнула в печку прямо к оловянному солдатику». Что важнее – любовь или огонь? Любовь или ветер? Это связано с миром чувств героев, с их внутренней жизнью. С этой точки зрения солдатик сгорает не только от огня, но и от любви; танцовщица попадает в огонь не только потому, что открылась дверь, и подул ветер, но и чтобы разделить судьбу с оловянным солдатиком.


Стадия рефлексии.

Итог урока.


- Почему мир чувств человеческих называют и хрупким и прочным? Мир чувств можно назвать прочным, потому что он не боится никаких испытаний, он не боится смерти. Мир чувств можно назвать хрупким, т.к. человек раним, его легко обидеть. Духовно солдатик очень стойкий, но это не спасает его от физической гибели.

- Давайте вернёмся к эпиграфу главы и прочитаем его вслух. Это эпиграф ко всей главе, содержание которой мы пока знаем не полностью. Но с содержанием сказки Андерсена мы уже ознакомились.

- Подходит ли эпиграф к этой сказке? Докажите.

- Сможете ли вы отличить сказки Андерсена от других авторских сказок? (Да, в каждой сказке Андерсена есть капля грусти)

- Какой след в душе оставила эта сказка?

- Попробуем составить синквейн. (Слайд 13)( Слайд14)

Сказка

Грустная, печальная

Воспитывает, развивает, учит

За честь хоть голову снесть

Сказание

Сказка

Интересная, поучительная

Волнует, заставляет задуматься

Жизнь дана на добрые дела

Поучение


- А кто из вас помнит, в какой ещё сказке Андерсена героиня жертвует собой ради любви?

- Это ваше домашнее задание. (Слайд 15)


- Оцените свою работу на уроке: ( Слайд 16)


  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Я научился…

  4. Урок дал мне для жизни…

  5. Я понял, что…


- Спасибо всем за работу на уроке.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Малышева Вера Николаевна

Дата: 16.12.2014

Номер свидетельства: 144653


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства