-Прозвенел звонок, И скорей начнём урок. -Посмотрите в окно. Какая прекрасная погода. -А сейчас просигнальте, какое у вас настроение: зелёный-отличное, жёлтый-хорошее, синий-грустное. Вывод: я надеюсь, что хорошее настроение у вас будет в течение всего урока. -Наступила весна, скоро появятся первые одуванчики. -Вдохнём воздух и дунем на него один раз долго. -Вдохнём ещё раз, а выдох -в три приёма. -А сейчас посмотрите на экран. Какое прекрасное утро. Какое прекрасное утро! Какое прекрасное утро? -Прочитайте эти предложения в соответствие со знаками препинания в конце предложений. Проверка: один ученик читает вслух. -Следующее задание. -Прочитайте способом «ломанного чтения» И во всех концах Света белого Про тебя идёт Слава громкая. -Из какого стихотворения это четверостишье? -Кто автор этого произведения? -Дома вы учили отрывок наизусть. Пожалуйста, давайте послушаем. (2-3 ученика) -Хорошо. Молодцы. (выставление оценок) -А как Русь сейчас называют? -Продолжите синонимичный ряд к слову Россия. -Какие ассоциации возникают у вас, услышав слово Родина? -Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? -С произведением какого поэта мы познакомимся, вы узнаете, выполнив шифровку в паре. (tfcdsпhlиqjрzиnдrоsyн Frдuмgиzтnvрfиsеqвrwиuч Дrtрvdоuyжжfdиdwн) Проверка: Спиридон Дмитриевич Дрожжин. -О С.Д. Дрожжине нам расскажет ученик. Он провёл небольшую исследовательскую работу. (С.Д. Дрожжин родился в 1848 году в семье крепостного, учился у деревенского дьяка ( церковный служитель) грамоте « две не полных зимы». В 12 лет был отправлен родителями из родного села в Тверской губернии в г. Петербург, « в люди». Юному Спиридону было нелегко, зарабатывая на жизнь, приходилось мыть полы в трактирах. Конечно в этот период жизни, автор особенно понимает, что значит для человека, Родина, как тяжело быть на чужой стороне. Мечта об учении не осуществилась, он начал скитаться по России, работая продавцом в лавках, лакеем. У поэта было огромное желание учиться. В 16 лет, впервые будет самостоятельно сочинять. В 1873 году в журнале «Грамотей» увидела свет его «Песня про горе добра-молодца». Это лирическое стихотворение о себе, принесло известность начинающему поэту. Его стали печатать другие журналы «Дело», «Слово», «Свет», «Родничок». Постепенно начнет знакомится с другими писателями, будет знаком с Л.Н.Толстым, у которого он вызвал большой интерес. Другие писатели были заинтересованы его необычной судьбой, стали ему помогать, печатать творчество в столичных журналах. Дрожжин вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа. Из-за бедственного материального положения поэт возвращается на родину (1896), посвящая себя литературному труду. Вскоре к 40-летию со дня рождения, впервые выпускается сборник стихотворений с автобиографией поэта. Основными мотивами поэзии по-прежнему остаются природа и труд. Поэт искренно и преданно любил деревню. Во многих стихотворениях горе и печаль -основное настроение. -Да, сегодня мы будем знакомиться с произведением С.Д. Дрожжина, называется оно не «Родина», а «Родине». -Как вы думаете, почему автор так назвал своё произведение? -Ребята, каждый из нас как-то по-особому может выразить свои чувства. Поэты говорят о Родине поэтической строкой. -Как говорит С.Д. Дрожжин, мы узнаем, познакомившись с его стихотворением «Родине». (аудиозапись из приложения к учебнику) -Какие чувства вызвало у вас это произведение? -А сейчас я предлагаю вам молча перечитать это стихотворение и отметить непонятные слова. -Какие непонятные слова вам встретились? -Кто знает значение этого слова? -А сейчас уточним значение таких слов: молитвенно- (с молитвой) чарующий- (от слова чары-волшебство, колдовство) приветных-(устаревшее, обращённое к кому-либо выражение доброго пожелания) взор-(взгляд) -Консультант со словарём сегодня будет ученик. -А сейчас перед чтением сделаем зарядку для глаз. -А сейчас прочитаем вслух по четверостишью. -Какие картины проплывают перед вами во время чтения стих.? Последнее четверостишье. -В каких словах выражена главная мысль произведения? Прочтите. -Почему наша страну можно назвать Великой, только потому, что она большая? -А святой? -Закройте глаза и представьте, что вы стоите на берегу Волги. -А сейчас откройте глаза, возьмите кисточки. Я буду читать отрывок. А вы показывать услышанное красками. Берите тот цвет, который вам хочется и рисуйте то, что хочется. Когда молитвенно свой взор Бросаю в небеса, На твой чарующий простор, На тёмные леса. Как хороша ты в тёплый день На празднике весны, Среди приветных деревень Родимой стороны! -Какие цвета присутствуют в ваших рисунках? -Какое настроение было у поэта? -Как поэт относится к Родине? Приведите примеры. -Какие слова поэт находит для того, чтобы передать свои чувства? -Какой изображает поэт родную землю? -Что ему особенно дорого? -А у вас есть любимые места? -Какие средства выразительности использует автор в поэтической речи? Приведите примеры. -А сейчас вы поработаете в группах. На листах в стихотворении отметьте логические ударения, паузы. -Как вы прочитаете стих? -Какое настроение выразите при чтении? Проверка: от каждой группы один у доски прочтёт. -Почему же автор так назвал своё произведение? -А сейчас поработаем в группах. 1,2 – работают над составлением синквейна по теме «Родина». 3 –собрать пословицы. (1.Человек без родины, что соловей без песни. 2.Родная сторона-мать, а чужая-мачеха. 3.Нет на свете ничего краше, чем Родина наша. 4.Своя земля и в горсти мила. 5.Тот герой, кто за Родину горой. 6.На чужой сторонушке рад своей воронушке.) Проверка: 3 группа-чтение пословиц, смысл. 1,2-чтение синквейна. -Какая пословица подойдёт больше к сегодняшнему стихотворению? Выразительное чтение. Сочинение «Как не гордиться мне тобой «О, Родина, моя!» -А кто из вас знает, что является символом России? Какое дерево? -Такую берёзу приготовила и я. Вот только на ней нет листвы. У каждого из вас имеется по 2 листочка: зелёный и жёлтый. Если вы довольны своей работой на уроке и у вас хорошее настроение, то прикрепите к дереву зелёный листочек. А если вы считаете, что не всё удалось и настроение не очень хорошее, то листочек-жёлтый. -Спасибо за работу на уроке. (выставление оценок) |