- Ребята, к нам на урок сегодня пришли не только гости, но и заглянула сказка. Сейчас волшебная пора, приближается Новый год. И в это необычное время случаются волшебства. У нас сегодня все необычно и сказочно. Вы хотите увидеть сказку? Тогда не спугните ее, настройтесь на серьезную работу.
Новая тема.
Сегодня мыпознакомимся с литературным произведением В. Сутеева «Елка»
1.Выставка книг В. Сутеева.
Мы уже читали произведение В. Сутеева. Кто вспомнит, как оно называлось? (Дядя Миша). К какому жанру относится это произведение? (Сказке, литературной сказке, здесь есть волшебства, и есть автор у произведения). Владимир Сутеев много писал о животных и о детях. На выставке книги, которые вы прочитали по желанию и принесли. (Дети называют автора, название произведения и его жанр). Так в классе образовалась выставка из книг Сутеева: «Яблоко», «Дядя Миша», «Елка». На выставке оказались русские народные сказки «Маша и Медведь», «Три медведя» и авторские В.Бианки «Чей нос лучше?», С. Маршак «Кошкин дом».
Ребята, чем похожи и чем различаются книги на выставке? (Здесь все произведения - «Сказки». Но здесь есть авторские сказки, есть и народные сказки. Называют.)
Как мы отличаем авторскую сказку от народной? (У авторской сказки есть автор, писатель-сказочник, который ее написал, сочинил. А народные сказки сочинялись народом и передавались из уст в уста). Как можно расставить книги на выставке? (Здесь дети могут предложить разные варианты: «О животных» поставить на верхнюю полку: Народную сказку «Три медведя», Сутеев «Дядя Миша», Сутеев «Яблоко», В. Бианки «Чей нос лучше», С. Маршак «Кошкин дом». А произведение Сутеева «Елка» и народную сказку «Маша и Медведь» поставить на нижнюю полку, так как здесь не только животные – герои, но есть и дети, Снеговик, Дед Мороз.
Попробуйте расставить книги по принципу «Народные сказки» и «Литературные сказки». Обосновывая свой выбор тем, что есть сказки, написанные автором. Такие как Сутеев «Дядя Миша», «Яблоко», «Елка», В. Бианки «Чей нос лучше» и С. Маршак «Кошкин дом». И есть народные сказки: «Маша и Медведь», «Три медведя».
Дети, которые еще не читали, но очень хотели бы познакомиться с героями новых произведений В. Сутеева, В. Маршака, В. Бианки, народных сказкок, могут взять книги на выставке или в библиотеке и прочитать их.
Физминутка.
Представьте себя деревьями в лесу.
Вы высокие (потянулись)
Раскидистые (руки развели в стороны).
На вас падает снег
И ветки постепенно опускаются
ниже и ниже (руки медленно опускают)
стряхнули снег (потрясли руками)
А теперь вы – снежинки!
Вы медленно вьетесь в воздухе (покачивание)
И опускаетесь на землю. (присели)ЁЛКА
Звучит песня. » В лесу родилась ёлочка…»
а) тексты песни на партах;
б) наклеить треугольники (ёлка)
Литературное слушание. Чтение произведения учителем.Сутеев»Ёлка».
Послушайте литературное произведение. Определите жанр. Запомните героев произведения, о чем оно, чтобы потом выполнить схему обложки прослушанного произведения.
У меня на доске записаны слова. Я каждой группе раздам карточки со словами. Вы должны с помощью моих слов или с помощью своих слов объяснить смысл написанных слов на доске. (Учитель раздает каждой группе карточки со словами: «собирать в кучу», «человек, который разносит письма, газеты, журналы», «бежать следом, за кем-то», «Крестная мать по отношению к крестному отцу и к родителям крестника; мать ребенка по отношению к крестному отцу и крестной матери. устаревшее Употребляется как обращение к пожилой женщине. устаревшее. Немолодая женщина, находящаяся с кем-либо в приятельских отношениях», «Начать искать, обнаружив исчезновение кого-либо, чего-либо», «Помогать друг другу», «Подоспевшая помощь одного человека другому», «Защитить кого-нибудь обиженного».
Дети прочитав слова, пытаются или сами или с помощью карточек-помощниц найти толкование написанному слову на доске. От каждой группы по одному человеку выходит ученик и напротив написанного слова вставляет карточку, или объясняет свое. Дети из других групп соглашаются, или дают опровержение. Доказывают свое толкование. Составляют предложения с написанными словами на доске.
4.Вопросы по прочитанному произведению.
О чем произведение? (о животных, чудесах, взаимовыручке) Это тема произведения.
Кто сможет назвать жанр произведения? (Это сказка, так как здесь происходят волшебства, животные разговаривают. Но это литературная сказка, так как у нее есть автор В. Сутеев)
Кому дети написали письмо? (Деду Морозу)
Кого отправили ребята за елкой? (Снеговика). Какой он был?
С кем отправился снеговик за елкой? (Со щенком Бобиком)
Что случилось в пути с нашими героями? (Пропало письмо, снеговик рассыпался, письмо украла лиса с волком, щенок помог зайцу убежать от лисы)
Кто помог Бобику найти Снеговика и слепить его заново? (Зайцы и белки)
Кто вернул письмо? (Сорока)
Кто отвел Снеговика с Бобиком к Деду Морозу? (Мишка)
Как Дед Мороз выполнил просьбу ребят? (Отдал Снеговику свои сани, чтоб тот быстрее домчался до места)
Чему эта сказка вас учит? (всегда приходить на помощь, взаимовыручку, подмогу)
Давайте закончим схему обложки сказки. (В самом верху нужно написать автора сказки. Учитель на заготовленной модели пишет Сутеев В. Внизу – название сказки – «Елка». Так как жанр этого произведения «сказка», то в центре нарисовать круг. Этот круг нужно закрасить в фиолетовый цвет, так как сказка о волшебстве, чудесах)
5. Игра «Хороший и плохой поступок»
Сейчас мы поиграем в игру «Хороший и плохой поступок героя». У героев сказки «Елка» мы будем искать хорошие поступки, которые будем брать в пример и плохие поступки, которым не будем учиться. Давайте попробуем сначала поиграть вместе. Возьмем для начала Деда Мороза и Волка. Найдем у них хорошие и плохие поступки. Как вы понимаете, что такое хороший поступок героя? (на пользу другим людям, себе).А какой поступок вы считаете плохим? (Вредит сам себе, другим людям, обижает, ломает что-то)
Задание группам.
Сейчас я каждой группе на парту положу игрушку – героя из сказки Сутеева. Каждой группе нужно обсудить поступки данного героя и найти у него хороший и плохой поступок. Чему бы вы хотели научиться у этого героя, а каких поступков никогда бы сами не совершали и другим не советовали?
Игра
Каждая группа называет хорошие и плохие поступки доставшейся им игрушки – героя сказки ( раздать ответы)
Герой сказки
СНЕГОВИК
Хорошее:Помог другу, спугнул лису, чем выручил зайца. Очень переживал, плакал от того, что потерял друга. Не побоялся идти со снеговиком вечером в дремучий лес.
Плохое:Волновался, торопился, шел не теми дорогами, рассыпался от этого
Щенок Бобик
Хорошее: Помог другу, спугнул лису, чем выручил зайца. Очень переживал, плакал от того, что потерял друга. Не побоялся идти со снеговиком вечером в дремучий лес.
Плохое:Бросил друга, когда побежал за зайцем, напугал зайца
Дед Мороз
Хорошее: не пожалел своих саней, помог ребятам встретить новый год с елкой.
Плохое: то, что он сам забыл о ребятах, сам вовремя не привез им елочку. Не будем забывать никогда о своих близких и друзьях. И не будем ничего для них жалеть, если это им очень нужно.
Волк
Плохое: грубо разговаривает с лисой, требует, чтобы она делилась подарком. Не будем такими грубиянами, попрошайками, навязчивыми.
Хорошее: не стали больше пакостничать, когда у них с лисой отобрали письмо. Не стали мстить.
Плохое: Трусишка, побоялся щенка, немного нагрубил щенку, когда он плакал, сказал: «Так тебе и надо»
Белки
Хорошее: Помогали зайцам собирать снеговика, лапками похлопывали, хвостиками обмахивали, отвели снеговика с Бобиком к медведю, помогли разбудить медведя
Медведь
Хорошее:Проснулся зимой ради того, чтобы помочь снеговику и щенку, отвел их к Деду Морозу, помогал снеговику, когда он за пень зацеплялся, с горки скатывался, заступились перед Дедом Морозом за снеговика и щенка.
Плохое:Без письма не хотел вести друзей к Деду Морозу, заревел.
Сорока
Хорошее:Помогла вернуть письмо к деду Морозу
Плохое:Любопытная, полетела за Лисой и волком сначала
Лиса
Хорошее:Больше не стала мешать снеговику и щенку, мстить им и пакостничать
Плохое:Гоняла зайца по лесу, злая, украла письмо, не захотела делиться с волком.
Решить кроссворд
8.Подведение итогов урока.
Игра в мяч.
Учитель бросает мяч какому-нибудь ученику из какой-нибудь группы. Ученик ловит мяч и отвечает на вопрос учителя. Если ученик не сможет ответить на вопрос, ему помогают ученики из его группы. Или из другой группы.
(На доске нарисован снеговик)
- Какое произведение мы сегодня слушали? (Сутеев В. «Елка»)
К какому жанру оно относится? (к сказке, потому что здесь есть волшебства)
-Почему это произведение относится к жанру литературных сказок? (происходят волшебства, чудеса, но есть автор)
- Чем же литературная сказка отличается от народной?