kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литература на тему "Борьба Ра с Апопом " (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Мифы Древнего Египта. «Борьба Ра с Апопом»

Цель:

1) знакомство с мифами Древнего Египта; развитие критического мышления

2) вос­питательная: противостояние идеям зла, победа светлых сил.

                              Ход урока :                                        I

Беседа.

   История Египта уходит далеко в глубь веков. Египетская цивилизация - одна из самых древних на земле. Самая длинная в мире река Нил течет здесь между горами, которые защищают страну от сыпу­чих песков иссушающей пустыни. По берегам великой реки тянутся плодородные равнины, тенистые рощи, на­полненные пением птиц и рыком зверей.

   Могучая река издавна восхищала и пугала людей. Она обожествлялась, с ней связывались самые фантасти­ческие представления о богах, различных чудовищах

и неземных существах. Эти представления воплощались в поэтические легенды и мифы.

  Древние египтяне, как и все народы, создавая богов, иде­ализировали их, реализуя в них свои мечты о совершенной физической и нравственной красоте. Но в то же время боги живут, страдают, радуются и ведут себя, как люди.

В центре внимания египетских мифов находятся во­просы происхождения и развития мира, борьбы между богами за власть.

  Весь земной мир подвластен богу Ра, которого все ос­тальные боги выбрали своим правителем.

  В подземном царстве властвует бог Осирис, с истори­ей которого учащиеся познакомятся в хрестоматии: пре­дательски убитый братом Сетом, впоследствии он был оживлен своей супругой Исидой и сыном Гором. Воскрес­ший Осирис олицетворял собой идею вечного обновления природы - смерть и возрождение.

   Прекрасен миф о верховном боге Солнца Ра, которому поклонялись древние египтяне. Ра появился из белого лотоса - священного цветка, особо почитаемого у вос­точных народов. Лотос символизирует чистоту, свежесть, невинность - так же светел душой, чист в помыслах и добр сердцем бог Солнца. Он разогнал мрак, дал людям свет, столь необходимый для жизни. За это остальные боги вы­брали Ра своим царем. И именно из-за этого у него много врагов. В одиночку бог, наверное, не справился бы с ними - слишком их много и чересчур они коварны. Но помогают великому Ра его сыновья и остальные боги.

  Этот мотив прослеживается в мифах многих народов: даже самый могущественный бог не в состоянии одолеть черные силы, поэтому носители добра и света должны объединяться, чтобы нейтрализовать их злобную энер­гию.

Постоянно ведет борьбу бог Солнца с чудовищами мрака, побеждает их, чтобы на следующий день начать борьбу заново.

   Самыми чистыми, поэтичными словами рисуется об­раз бога Ра. Резко противопоставленные сияющему доб­рому богу злые силы, соответственно, описываются дру­гими красками.

 2. Анализ таблицы. Анализ следующей таблицы по­могает четче представить противопоставления сил доб­ра, которые олицетворяет бог Ра, и сил зла.

Бог Ра                                        Злые силы

Светлый                                              страшные чудовища мрака

Плывет на солнечной                             таятся на дне ущелий, глубоко в подземелье;

ладье по небесному Нилу;                     извивается и шипит отвратительное пятнистое чудовище

торжественно садится;                           дракон изрыгает обратно проглоченную воду;

-все приветствуют Солнце;                     средоточие чего-то угрожающего, гибельного.

и радуются его свету;

озаряет землю своим          

сиянием;                             

умывается в водах               

прозрачного озера                

3. Ответы на вопросы по тексту. Следующий этап ра­боты.

Первый вопрос.

  Повествование о борьбе Ра с чудо­вищами мрака отражает представления древних егип­тян о происхождении и становлении мира, о некоторых явлениях природы (смена дня и ночи, определенное вре­мя протяженности каждой части суток, конкретное ме­сто восхода и захода Солнца, ужас перед темнотой и всей нечистью, таящейся во мраке), взаимоотношениях богов: у бога Солнца есть много единомышленников, поддер­живающих его и помогающих ему, есть сыновья, которые продолжают дело отца, - все как у людей на земле, только в более торжественной и волшебной обстановке, с использованием в повествовании гипербол, таинствен­ного, чудесного, сверхъестественного.

Второй и пятый вопросы.

   В тексте сообщается, что ве­чером Ра достигает западных гор, где находятся ворота подземного царства. Действительно, Солнце садится на западе - там-то и должны быть владения подземного пра­вителя, там гнездятся темнота и мрак. В течение полусуток, т.е. двенадцати часов, Ра доплывает до своего за­клятого врага. Этой цифре и соответствует количество ворот в долине подземного Нила, и расположены они друг от друга на одинаковом расстоянии: так же строго опре­делена длительность каждого часа суток.

    Восходит же Солнце на востоке - значит, оттуда Ра и начинает свой путь каждое утро. А перед тем, как выехать в дневной ладье, бог омывается в прозрачных водах священного озера, чтобы смыть всю грязь после ночных схваток, очиститься от всего неприятного, зло­го, и надевает красные одежды. Красный цвет одежды -это ярко-розовый цвет утреннего неба, в который его окрашивают лучи восходящего солнца. Древние греки, например, тоже обратили внимание на необычную окраску неба по утрам и сочинили миф о «розоперстой» Эос - богине утренней зари, сестре бога Солнца и боги­ни Луны.

Четвертый вопрос.

   Полночь - самое опасное время су­ток у всех народов. В полночь выходят из-под земли на поверхность все враждебные человеку силы. В это время они особенно активны, т.к. отсутствует солнце, очищаю­щей силы которого они все панически боятся.

Именно в полночь подстерегает отвратительный дракон бога Ра, поэтому в полночь происходит их сра­жение.

4. Задания творческого характера.

1. Назвать два-три слова или словосочетания, по ко­торым можно узнать главного героя.

Такими словами могут быть следующие: светлый бог, солнечная ладья, небесный Нил.

2.  Послушайте, какой песней славят Ра все боги. Попробуйте сочинить ее продолжение.

   Силен Ра - слабы враги! Высок Ра - низки враги! Жив Ра - мертвы враги! Велик Ра - малы враги! Сыт Ра - голодны враги! Напоен Ра - жаждут враги! Вознесся Ра - пали враги! Существует Ра - нет тебя, Апоп!

  Красив Ра - безобразны враги! Весел Ра - печальны враги! Любим Ра - ненавистны всем враги!

3. Постановка проблемного вопроса.

 - Как вы думаете, что происходит с богом Ра, когда бывает солнечное за­тмение?

Возможный вариант ответа.

   Однажды бог Ра, как обычно, прошел последние во­рота в узкой ночной долине и вступил в бой со злобным драконом Апопом. С помощью сыновей и других богов Ра пронзил Апопа копьем и заставил чудовище излить обратно проглоченные воды подземной реки. Надел свет­лый бог красные одежды и поплыл в дневной ладье по небесному Нилу. Но коварный Апоп, собрав силы, отпра­вился вслед за богом, напал на него и утащил в подзем­ное царство вместе с ладьей. Опустился на землю средь бела дня мрак. Обернулся крылатый Гор, увидел, какая беда случилась с его отцом, подлетел к злому чудовищу, начал колоть его острым копьем и заставил отступить дракона. Злобно рыча, уполз Апоп обратно в подземелье, а светлый Ра поплыл дальше, изливая на землю свой живительный свет. И все боги, люди и животные слави­ли его, распевая песни и радуясь солнечному сиянию.

5. Рефлексия. Что ты узнал нового? Было ли тебе известно об этом раньше?

6. Задание на дом: выделить самый яркий эпизод в мифе, подготовить его пересказ и сделать рисунок к тексту.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литература на тему "Борьба Ра с Апопом " (4 класс)»

Проверила:

Класс: 4 русский

Предмет: Литература

Тема: Мифы Древнего Египта. «Борьба Ра с Апопом»

Цель:

1) знакомство с мифами Древнего Египта; развитие критического мышления

2) вос­питательная: противостояние идеям зла, победа светлых сил.


Ход урока : I

Беседа.

История Египта уходит далеко в глубь веков. Египетская цивилизация - одна из самых древних на земле. Самая длинная в мире река Нил течет здесь между горами, которые защищают страну от сыпу­чих песков иссушающей пустыни. По берегам великой реки тянутся плодородные равнины, тенистые рощи, на­полненные пением птиц и рыком зверей.

Могучая река издавна восхищала и пугала людей. Она обожествлялась, с ней связывались самые фантасти­ческие представления о богах, различных чудовищах

и неземных существах. Эти представления воплощались в поэтические легенды и мифы.

Древние египтяне, как и все народы, создавая богов, иде­ализировали их, реализуя в них свои мечты о совершенной физической и нравственной красоте. Но в то же время боги живут, страдают, радуются и ведут себя, как люди.

В центре внимания египетских мифов находятся во­просы происхождения и развития мира, борьбы между богами за власть.

Весь земной мир подвластен богу Ра, которого все ос­тальные боги выбрали своим правителем.

В подземном царстве властвует бог Осирис, с истори­ей которого учащиеся познакомятся в хрестоматии: пре­дательски убитый братом Сетом, впоследствии он был оживлен своей супругой Исидой и сыном Гором. Воскрес­ший Осирис олицетворял собой идею вечного обновления природы - смерть и возрождение.

Прекрасен миф о верховном боге Солнца Ра, которому поклонялись древние египтяне. Ра появился из белого лотоса - священного цветка, особо почитаемого у вос­точных народов. Лотос символизирует чистоту, свежесть, невинность - так же светел душой, чист в помыслах и добр сердцем бог Солнца. Он разогнал мрак, дал людям свет, столь необходимый для жизни. За это остальные боги вы­брали Ра своим царем. И именно из-за этого у него много врагов. В одиночку бог, наверное, не справился бы с ними - слишком их много и чересчур они коварны. Но помогают великому Ра его сыновья и остальные боги.

Этот мотив прослеживается в мифах многих народов: даже самый могущественный бог не в состоянии одолеть черные силы, поэтому носители добра и света должны объединяться, чтобы нейтрализовать их злобную энер­гию.

Постоянно ведет борьбу бог Солнца с чудовищами мрака, побеждает их, чтобы на следующий день начать борьбу заново.

Самыми чистыми, поэтичными словами рисуется об­раз бога Ра. Резко противопоставленные сияющему доб­рому богу злые силы, соответственно, описываются дру­гими красками.


2. Анализ таблицы. Анализ следующей таблицы по­могает четче представить противопоставления сил доб­ра, которые олицетворяет бог Ра, и сил зла.

Бог Ра Злые силы

Светлый страшные чудовища мрака

Плывет на солнечной таятся на дне ущелий, глубоко в подземелье;

ладье по небесному Нилу; извивается и шипит отвратительное пятнистое чудовище

торжественно садится; дракон изрыгает обратно проглоченную воду;

-все приветствуют Солнце; средоточие чего-то угрожающего, гибельного.

и радуются его свету;

озаряет землю своим

сиянием;

умывается в водах

прозрачного озера

3. Ответы на вопросы по тексту. Следующий этап ра­боты.

Первый вопрос.

Повествование о борьбе Ра с чудо­вищами мрака отражает представления древних егип­тян о происхождении и становлении мира, о некоторых явлениях природы (смена дня и ночи, определенное вре­мя протяженности каждой части суток, конкретное ме­сто восхода и захода Солнца, ужас перед темнотой и всей нечистью, таящейся во мраке), взаимоотношениях богов: у бога Солнца есть много единомышленников, поддер­живающих его и помогающих ему, есть сыновья, которые продолжают дело отца, - все как у людей на земле, только в более торжественной и волшебной обстановке, с использованием в повествовании гипербол, таинствен­ного, чудесного, сверхъестественного.

Второй и пятый вопросы.

В тексте сообщается, что ве­чером Ра достигает западных гор, где находятся ворота подземного царства. Действительно, Солнце садится на западе - там-то и должны быть владения подземного пра­вителя, там гнездятся темнота и мрак. В течение полусуток, т.е. двенадцати часов, Ра доплывает до своего за­клятого врага. Этой цифре и соответствует количество ворот в долине подземного Нила, и расположены они друг от друга на одинаковом расстоянии: так же строго опре­делена длительность каждого часа суток.

Восходит же Солнце на востоке - значит, оттуда Ра и начинает свой путь каждое утро. А перед тем, как выехать в дневной ладье, бог омывается в прозрачных водах священного озера, чтобы смыть всю грязь после ночных схваток, очиститься от всего неприятного, зло­го, и надевает красные одежды. Красный цвет одежды -это ярко-розовый цвет утреннего неба, в который его окрашивают лучи восходящего солнца. Древние греки, например, тоже обратили внимание на необычную окраску неба по утрам и сочинили миф о «розоперстой» Эос - богине утренней зари, сестре бога Солнца и боги­ни Луны.

Четвертый вопрос.

Полночь - самое опасное время су­ток у всех народов. В полночь выходят из-под земли на поверхность все враждебные человеку силы. В это время они особенно активны, т.к. отсутствует солнце, очищаю­щей силы которого они все панически боятся.

Именно в полночь подстерегает отвратительный дракон бога Ра, поэтому в полночь происходит их сра­жение.

4. Задания творческого характера.

1. Назвать два-три слова или словосочетания, по ко­торым можно узнать главного героя.

Такими словами могут быть следующие: светлый бог, солнечная ладья, небесный Нил.

2. Послушайте, какой песней славят Ра все боги. Попробуйте сочинить ее продолжение.

Силен Ра - слабы враги! Высок Ра - низки враги! Жив Ра - мертвы враги! Велик Ра - малы враги! Сыт Ра - голодны враги! Напоен Ра - жаждут враги! Вознесся Ра - пали враги! Существует Ра - нет тебя, Апоп!

Красив Ра - безобразны враги! Весел Ра - печальны враги! Любим Ра - ненавистны всем враги!

3. Постановка проблемного вопроса.

- Как вы думаете, что происходит с богом Ра, когда бывает солнечное за­тмение?

Возможный вариант ответа.

Однажды бог Ра, как обычно, прошел последние во­рота в узкой ночной долине и вступил в бой со злобным драконом Апопом. С помощью сыновей и других богов Ра пронзил Апопа копьем и заставил чудовище излить обратно проглоченные воды подземной реки. Надел свет­лый бог красные одежды и поплыл в дневной ладье по небесному Нилу. Но коварный Апоп, собрав силы, отпра­вился вслед за богом, напал на него и утащил в подзем­ное царство вместе с ладьей. Опустился на землю средь бела дня мрак. Обернулся крылатый Гор, увидел, какая беда случилась с его отцом, подлетел к злому чудовищу, начал колоть его острым копьем и заставил отступить дракона. Злобно рыча, уполз Апоп обратно в подземелье, а светлый Ра поплыл дальше, изливая на землю свой живительный свет. И все боги, люди и животные слави­ли его, распевая песни и радуясь солнечному сиянию.

5. Рефлексия. Что ты узнал нового? Было ли тебе известно об этом раньше?

6. Задание на дом: выделить самый яркий эпизод в мифе, подготовить его пересказ и сделать рисунок к тексту.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литература на тему "Борьба Ра с Апопом " (4 класс)

Автор: Хасенова Айнагул Куандыковна

Дата: 12.03.2016

Номер свидетельства: 304877


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства