Оборудование урока: текст, рабочие тетради, сценические костюмы, книжно-иллюстративная выставка, музыка.
ЭПИГРАФ УРОКА:
«На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
ХОД УРОКА:
Вступительное слово учителя (ведущего).
-Сегодня мы завершаем знакомство с замечательным произведением Н.В.Гоголя – комедией «Ревизор». Мы вместе с автором смеялись над глупостью чиновников, возмущались порядками, царившими в уездном городке.
Сегодня мы ещё раз вспомним комедию «Ревизор» и её героев. Для этого мы разбили класс на две команды и посмотрим, насколько хорошо они знают произведение Н.В.Гоголя. А судить их будет строгое жюри.
Ведущий: Правила нашего КВН очень просты, командам необходимо ответить на вопросы. Команда, которая правильно ответит, получает 1 балл. Сценки оцениваются до 5 баллов. Прошу команд представиться. (Команды представляются)
тур.
Проверка домашнего задания
А) Слово о писателе. Учащиеся рассказывают о сценической судьбе комедии «Ревизор».
Б) Представители каждой из команд оглашают свою версию сценической постановки понравившегося явления комедии, свое актерское мастерство.
В) «Новый Гоголь явился…» Учащимся предстоит продемонстрировать свой «писательский» талант, попытаться представить свою версию ненаписанного Городничем письма о тех событиях, которые произошли в городе N после отъезда Хлестакова.
Вопросы по комедии командам.
Какие произведения перечислил Хлестаков , хвастаясь и выдавая за свои собственные? («Женитьба Фигаро», «Роберт-дьявол», «Норма», «Фрегат надежды», «Московский телеграф», «Юрий Милославский»)
Какой чин занимал Хлестаков на службе ?
(Коллежский регистратор – низший чин в России, XIV класс)
3. Каким орденом был награждён Амос Федорович Ляпкин-Тяпкин? ( Орден «Владимира 4 степени»)
4. .Какой сон приснился городничему?
( Две чёрные огромные крысы)
5. .Кто из героев комедии ломал стулья?
( Учитель истории)
6. «Отличный лабрадан!» Что же так хвалит Хлестаков? (Лабрадан- треска, просоленная и провяленная, без хребтовой кости)
7. С кем сравнил городничий больных в больнице?
( С кузнецами)
8. Какое слово извратил Осип, называя героя «елестратишкой»?
(Регистратор)
9. Где висел охотничий арапник?
(В суде)
9. Какого из героев, по словам Аммоса Фёдоровича, в детстве мамка ушибла, и с тех
пор от него отдаёт немного водкой?
(Заседателя суда)
10. Какой смысл вкладывал Осип в слово «галантерейное» обхождение?
( Галантное, вежливое, любезное)
II тур.
Блиц-турнир. Кто первый?
Дворян в школе сект за то, что наук не знают. А за что «бьют купцов»? (За то, что обманывать не умеют
)С кем из писателей Хлестаков, по его словам, был на дружеской ноге? С Пушкиным)
Какую характеристику судье дает Хлестаков в своем письме? ( «…в сильнейшей степени моветон…) Моветон- дурной тон, невоспитанность
Как охарактеризовал Хлестакова почтмейстер, прочитав его письмо? (Ни то ни сё)
.Кто из чиновников доносил на своих приятелей, других чиновников в беседе с Хлестаковым? (Земляника)
Что велено было давать больным в больнице? А чем их кормят? (Кормят квашеной капустой, а велено было давать «габерсуп» - овсяной суп)
Кого городничий называл «сороками короткохвостыми, сморчками
короткобрюхими»? (Добчинского и Бобчинского)
Кто из героев комедии не знал ни слова по-русски? (Доктор Христиан Иванович)
.В каком из присутственных мест сторожа завели гусей?(В суде)
.Кто из героев брал взятки борзыми щенками?(Судья Аммос Фёдорович)
)
III тур. . Письмо Хлестакова
Командам выдаются конверты с письмом. За полторы минуты они должны выполнить задание, указанное в письме.
IV тур Вопрос противнику. ( Заранее подготовленные вопросы)
Ведущий: Пришло время подвести итоги. Просим жюри огласить результаты.
Учитель: Вот мы и подошли к финалу нашего урока. Что-то мы взяли для себя, над чем-то задумались. В любом случае, равнодушных не было. Хочется надеяться, что вам в жизни не придётся столкнуться на с Хлестаковым, ни с городничим и его окружением.