Просмотр содержимого документа
«Литературные бытовые сказки. Х.К. Андерсен "Пятеро из одного стручка"»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Х.К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»
Задачи
- формировать представления учащихся об особенностях литературной сказки;
- развивать читательские умения находить в тексте описания действующих лиц, представлять в воображении героя и рассказывать об этом;
- обогащать лексику учащихся словами – носителями характеристики героя.
Ход урока
I. Выявление читательского опыта учащихся
Посмотрите на иллюстрации к литературным произведениям. Что их объединяет? (На этих иллюстрациях герои литературных сказок.)
Какой темой объединены эти произведения? («Произведения о детях и для детей»)
Произведения, каких жанров мы уже читали? (рассказы, стихи, сказки, басни)
Не ошибусь, если скажу, что все дети и даже взрослые любят читать сказки! Какие бывают сказки?
Вспомните фамилии русских и зарубежных писателей-сказочников и назовите их произведения. (учащиеся называют авторов и заголовки произведений)
Молодцы, вы знаете много писателей-сказочников.
Перед вами сундучок. В старину в таких сундучках хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Их берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. А в нашем сундучке хранятся сказки.
Догадайтесь, из каких литературных сказок находящиеся здесь вещи: Скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка») Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик») Зеркало («Снежная королева») Зонтик («Оле-Лукойе»)
Что объединяет эти литературные сказки? (Их автор – Х.К. Андерсен)
Удивительный мир сказок Х.К. Андерсена! Он мог самые обычные вещи превратить в сказочных героев. Иногда от какой-то незначительной мелочи может измениться настроение, состояние души и даже вся жизнь! На такие размышления меня натолкнула сказка Х.К. Андерсена «Пятеро из одного стручка».
II. Работа с новым произведением
1. Чтение сказки Х.К. Андерсена «Пятеро из одного стручка». Слушание 1 части произведения (читает учитель). Чтение вслух учащимися 2 части. Самостоятельное чтение 3 части.
2. Выявление первичного восприятия произведения
Какие чувства вызвала у вас эта сказка? (радости, сочувствия, сострадания, грусти, печали)
Когда вам было особенно грустно?
3. Словарная работа
В тексте сказки встретились слова, значение которых нужно уточнить. На доске записаны слова: каморка, бечевка, кровельный жёлоб, голубиный зоб, чердачное окошко, дощатый подоконник, тщедушный, блаженство
Дифференцированная работа:
Значения слов: каморка, бечёвка, зоб, тщедушный, блаженство прочитают по толковому словарю ученики –консультанты …
Найдите в тексте и прочитайте слова, которые говорили горошины, улетая в широкий мир.
Понаблюдайте за характерами горошин, все ли они одинаковые? Выберите из списка слов те, которые соответствуют характеру горошин. Слова на доске: скромная, сонная, покорная, мечтательная, хвастливая
Куда попала пятая горошина? (на старый дощатый подоконник)
Кто там жил? (мать, дочь подросток)
Как они жили? Зачитайте.
Какой мы видим девочку? В каком состоянии она была (тоненькая, тщедушная, болела уже целый год)
Какое чудо произошло? (горошек подбодрил девочку, и она выздоровела)
Можно назвать выздоровление девушки чудом? Найдите в 3 части слова, которые это подтверждают.
Расскажите, что случилось с остальными горошинами.
Какая горошина оказалась самой замечательной? Почему? (она спасла девушке жизнь, помогла выздороветь)
Чему учит сказка? (приносить людям пользу, делать добрые дела)
III. Групповая работа. Каждая группа получает разные задания.
1 группа: найти и зачитать самый красивый эпизод сказки.
2 группа: выбрать пословицы к этой сказке.
3 группа: расположить части мнемотаблицы.
IV. Итог урока, домашнее задание
Какой предмет можно еще положить в наш сундучок? (горошину)
Видите, даже маленькая горошина принесла большую пользу! Что уж говорить о нас с вами – мы можем сделать гораздо больше. Нужно только чаще оглядываться вокруг. Может быть, кому-то нужна наша помощь. Вдруг надо помочь маме, позвонить бабушке или поддержать расстроенного друга добрым словом. Ведь каждое наше доброе дело не пропадет, оно, как горошина пустит росточек и зацветет красивым цветком в сердце того человека, которому мы помогли.
Оценивание работы учащихся. Домашнее задание: подготовить пересказ сказки от лица последней, пятой, горошины.