Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение. 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока : С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать»»
Литературное чтение.
Тема:С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать»
Планируемые результаты.
Предметные: понимать ценность общения и совместного переживания красоты природы: важно не просто любоваться ею, важно еще и делить эти переживания с другом; работать с несколькими источниками информации.
Личностные: наблюдать то, что можно увидеть глазами и то, что трудно увидеть глазами; обнаруживать красоту природы и искусства и переживать эту красоту вместе с близкими; контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результатов деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: свободно ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений;осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Познавательные УУД: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; оценка смысла всего текста по его названию, определение темы и главной мысли текста, поиск нужных частей текста, литературных приемов (сравнения, олицетворения, контраста).
Коммуникативные УУД: работать с соседом по парте, в малой группе. в большой группе, осуществлять взаимопроверку выполненной работы, пробовать высказывать собственную точку зрения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Целеполагание
- В чем же заключается самая большая ценность для героев стихотворения «Плащ»? (Ценность в общении между героями, важны теплота отношений и взаимопонимание, дружба между отцом и сыном, их желание быть вместе.)
- Чему посвящено очередное занятие клуба? («Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами».)
- Как вы понимаете смысл этих слов? (Трудно увидеть глазами теплоту человеческих отношений, чувства людей.)
Мы продолжим обсуждать эту тему.
IV. Работа по теме урока
- Откройте учебник на с. 51 и прочитайте название следующего произведения. (Сергей Козлов «Разрешите с вами посумерничать».)
- О чем нам говорит название? Что значит «посумерничать»? (Любоваться сумерками.)
Обратите внимание на то, что в слове «посумерничать» ударение приходится на второй слог, от слова «сумерки» (полутьма между заходом солнца и наступлением ночи).
- Кто автор произведения? Вам знаком этот писатель?
Со сказкой всегда интересно,
Сказки все любят читать.
Сегодня попробуем вместе
Смысл авторской сказки понять.
(Учитель читает произведение на с. 51 - 54.)
- Вам понравилась сказка? Кто герои? Где мы с ними уже встречались?
- Что их объединило в этой сказке? (Общее занятие.)
- Как вы думаете, а надо ли уметь сумерничать?
- Все ли герои способны на это? Прочитайте сказку самостоятельно и ответьте на этот вопрос.
- Что мешает Зайцу сумерничать? (Он не может сосредоточиться, не умеет молчать и наблюдать, отвлекается сам и отвлекает друзей, задавая кучу вопросов.)
- Найдите подтверждение в тексте.
- Как реагируют Ежик и Медвежонок на эти вопросы? (По-разному: Медвежонок отвечает, а Ежик молчит.)
- Как это можно объяснить? (Ежик - настоящий созерцатель, получает удовольствие от молчаливого любования природой; он погрузился в наблюдение, а значит, может не отвлекаться на вопросы Зайца.)
- Как вы думаете, кто главный герой? (Ежик.)
- Давайте разберемся почему. Кому принадлежит дом, где герои сумерничают?
- Найдите и прочитайте этот эпизод.
- У кого просит разрешения Заяц? Так почему главный герой Ежик? (Он умеет по-настоящему наслаждаться красот природы.)
— Какими чертами характера (или особенностями души) но обладать, чтобы по-настоящему сумерничать и получать удовольствие? (Нужно любить природу, быть наблюдательным, уметь молчать и сосредоточиваться, уметь наслаждаться красотой.)
- А Костя Погодин не понимает, почему герои не хотят сумерничать в одиночестве, ведь тогда никто не будет мешать. Как бы вы ответили Косте? (Важно не просто любоватьcя красотой, важно еще и разделить эти переживания с другом. это можно сделать и молча.)
Этап физической разрядки
V. Продолжение работы по теме урока
- Что же вы узнали о героях? Перечитаем сказку и дадим дому характеристику.
(Примерный ответ.
• Ежик - поэтичный, автор всех идей, тонкий ценитель красоты, умеет любоваться природой.