Просмотр содержимого документа
«Литература А.Л.Барто "Разлука"»
Тема: А. Л. Барто «Разлука».
Цели:
- расширить знания детей о творчестве А.Л. Барто; - формировать у детей устойчивый интерес к чтению; - побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного досуга.
Ход урока
Добрый день ребята!
Мы начинаем наш урок, как обычно с улыбки
2. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию.
Загадка про маму (обсуждение)
3 .Проверка домашнего задания.
С.Я Маршак «Гроза днём» выразительное чтение
4. Переход к новой теме.:
– Кто мне напомнит название раздела, который мы начали читать? – Какие произведения входят в этот раздел?
5. Игра «Продолжи». Один начинает читать, а вы продолжайте.
Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Всё равно его не брошу – Потому что он хороший.
Идёт бычок, качается, Вздыхает на ходу: – Ох, доска кончается, Сейчас я упаду!
Я и прямо, я и боком, С поворотом, и с прискоком, (И с разбега и на месте И двумя ногами вместе)
Я люблю свою лошадку, Причешу ей шёрстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.
Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. – Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч.
– Назовите автора этих стихов?
Тема сегодняшнего урока : А. Л. Барто «Разлука».
6.Сообщение цели:
7. Знакомство с биографией. (Сопровождение файлами из презентации)
Сегодня, услышав имя Агнии Барто, человек любого возраста улыбается и произносит: « Да – да, конечно, помню эти стихи с детства» .
Расскажет нам о биографии писательницы группа «литературоведов»
1. Агния Львовна Барто –родилась в 1906 году в Москве в семье ветеринара. Настоящее имя – Гетель Лейбовна Волова. Отец ее - Лев Николаевич Волов, был ветеринарным врачом, и в доме у них всегда было много разных животных. Она получила прекрасное образование, с раннего детства занималась музыкой и танцами. У каждого в детстве есть мечта - Агния мечтала стать шарманщиком.
2. Стихи начала писать еще в гимназии и продолжила в балетном училище. Первые стихи для детей Агния Львовна сочинила в соавторстве со своим мужем, поэтом Павлом Барто.
В 1925 году увидели свет два ее сборника – «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка», после которых новые книги уже следовали одна за другой.
3. В 1936 г. издан знаменитый цикл миниатюр “Игрушки” — по сегодняшний день самое известное произведение Агнии Барто. Она регулярно выпускала сборники стихов: "Братишки" (1928), "Мальчик наоборот" (1934), "Снегирь" (1939). Некоторые ее стихи стали известными песнями.
4. В конце тридцатых она попробовала себя в качестве кинодраматурга, написав совместно с Риной Зеленой сценарий фильма «Подкидыш» "Слон и веревочка", "Алеша Птицын вырабатывает характер". . Во время войны Барто некоторое время работала корреспондентом на Западном фронте, писала военные очерки и стихи, выступала на радио.
5. В самом конце войны, перед Днем Победы в семье
А. Л. Барто произошло большое несчастье - погиб ее сын Гарик. Придя из института, он отправился покататься на велосипеде, и попал под машину. Стихи ушли из дома. Агния Львовна стала ездить по детским домам, где жили сироты - жертвы войны. Там она снова убедилась в том, насколько дети неравнодушны к поэзии. Она читала им свои стихи и видела, как дети начинали улыбаться.
В послевоенные годы в течении 9 лет А. Л. Барто вела на радио передачу «Найти человека» ,в которой занимались поисками людей, которые были разлучены войной. Около 1000 семей воссоединились благодаря передаче. Позже Агния Барто напишет повесть «Найти человека».
6. В 1976 году ей была присуждена Международная премия им. Г. Х. Андерсена за большой вклад в детскую литературу. А еще у нее было много орденов и медалей.
7. Астрономы назвали именем поэтессы маленькую звезду, расположенную между орбитами Марса и Юпитера.
8. Умерла А. Л. Барто 1 апреля 1981 г. в городе Москве. После нее осталась полтора миллиона книг на 86 языках, замечательные стихи, которые вы помните с детства.
8.Физминутка
(под музыку)
9. Работа по новой теме
– Сегодня познакомимся с её новым стихотворением «РАЗЛУКА».
Но перед чтением я выписала слова, которые встретятся в тексте и которые могут вызвать у вас затруднения. Группа «филологов» нам помогут с ними разобраться.
1.Словарная работа
разлука – отлучение друг от друга на определённое время, гаммы – последовательный ряд звуков, понижающихся или повышающихся,
командировка – отъезд, связанный с работой, витает – носится в вышине, малость – чуть-чуть, печально – грустно, тоскливо.
– А что такое Прилуки? (Город) Правильно, это город, который находится на Украине в Черниговской области.
10. Первичное чтение (Знакомство со стихотворением.)
Прочитайте самостоятельно стихотворение.
11.АНАЛИЗ ТЕКСТА
От имени кого написано стихотворение?
–Как чувствует себя мальчик без мамы? (Ему грустно, одиноко, он вспоминает, как жил с мамой...)
-Перечислите что делал мальчик для мамы.
– Почему мальчику целый вечер нечем заняться?
– Как вы поняли, что мальчик делает для мамы, а что – для себя?
– Действительно ли всё это он делает для мамы?
Мальчик ест морковку, но он не просто ее ест он ест овощи и фрукты, которые дает мама, а во фруктах витамины, которые необходимы для рост и здоровья детей. Это морковь, свекла, яблоки.
Все что мы перечислили, это когда мама была дома.
3) Где теперь мама? Прочитайте.
4) Изменилась ли жизнь мальчика после отъезда мамы?
(отложил в сторонку гаммы)
Как еще?
(нагляделся в телевизор)
Ребята. Он сидел за телевизором столько, сколько он хотел, а это вредно для зрения. Телевизор нужно смотреть в определенное время и смотреть детские передачи.
Что он увидел по телевизору? (Там у них одна актриса ходит в маминой прическе)
Что же подразумевает Агния Барто под этими строчками? (что мальчик очень скучает по маме и потому ее видит повсюду)
Посмотрите на последнюю картинку. Что на ней изображено?
Посмотрите на их настроение.( Им грустно, скучно без мамы.)
Как папа старается успокоить мальчика?
1) Что теперь делает мальчик?
2) по привычке или от скуки мальчик делает?
Рассудить с детьми, что его к этому приучила мама, что все нужно выполнять правильно, поступать хорошо и добросовестно.
1) ребята, какое произведения мы прочитали?(Разлука)
А жанр? Как вы это поняли?
2) Почему Агния Барто его так назвала?
3) Какое чувство вызвало у вас произведение? А вы бы могли сказать, что это произведение написано от вашего имени? Почему? ( Потому что бывают дни когда приходится расставаться с мамой, а без нее скучно, грустно)
Что хочется пожелать всем деткам?
Пусть наши мамы всегда будут рядом с нами! И у них всегда будет хорошее настроение!
А от кого оно зависит?
Как будем к мамам относиться?
Чтобы лучше понять стихотворение и научится выразительно читать проделаем следующую работу.
12. Первичное применение полученных знаний.
-Ваше время на самоподготовку закончилось. Кто хочет выразительно прочитать стихотворение? Прочитайте стихотворение выразительно. У вас получится, если вы представите себя на месте мальчика.
14.ИТОГ
Вот и подошел к концу наш урок.
Чему учились на уроке? Чем понравился сегодняшний урок?