- игры: “Прыжки” - чтение через слово, “Догонялки” (один читает, другой – догоняет); “Финиш” - чтение текста до слова, названного учителем. Нашел – поднимает руку; похожая игра – “Найди слово”: учитель в тексте загадывает какое-либо слово, и кто нашел первым, загадывает слово для всех и т.д.; “Буксир” - чтение за учеником или учителем в его темпе; чтение с ошибками “Ловушка” – когда читаю, намеренно допускаю ошибки. Задача ребят – их исправить; “Игра в прятки” - учитель начинает читать текст не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место и подстроиться под чтение учителя или ведущего.
- работа с карточками-текстами с указанием количества слов. Задание – подготовить чтение по карточке на следующий день (для сильного ученика) или к концу недели (с учетом особенностей детей);
- при проверке техники чтения строим “читательскую гусеничку” (ленту, состоящую из кружков) - ученик, прочитавший большее количество слов, чем в прошлую проверку, наклеивает к своей “гусеничке” дополнительный круг. Можно поощрить тех учеников, которые читают лучше всех – доклеить к их “гусеничке” дополнительные кружки. К концу четверти (года) видно, кто как “подрос” по технике чтения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лит чтение аист и соловей»
План конспект урока по предмету Русская литература
ТЕМА: В. Берестов «Аист и Соловей»
ЦЕЛЬ:знакомство со сказкой В. Берестова «Аист и Соловей»
ЗАДАЧИ:формировать у учащихся навыки осознанного, выразительного, беглого чтения; совершенствовать умения характеризовать героев и их поступки, высказывать свое отношение к персонажам; обучать элемента м творческой деятельности через драматизацию; развивать мышление; воспитывать вежливость.
Учитель вместе с детьми читает стихотворение (записано на доске).
Придумано кем-то просто и мудро
при встрече здороваться:
–Доброе утро!
–Доброе утро солнцу и птицам!
–Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
– Сегодня вам предстоит узнать что-то новое и показать, чему вы научились на уроке. Оценить собственные знания вам поможет лесенка успеха. Каждое правильно выполненное задание вы будите отмечать на своей лесенке. А в конце урока подсчитаем результаты.
– Отметим, с каким настроением вы начинаете урок.
2. Проверка домашнего задания
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ»
Проводится оценивание работы на лесенке успеха.
3.Дыхательная и речевая разминка.
– Чтобы хорошо читать, нужно правильно дышать.
– Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на выдохе прочитайте скороговорку (записаны на доске).
Встретил в чаще ёж ежа,
- Как погода, ёж?
- Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съёжась, два ежа.
Упражнение для расширения поля зрения (слайды 6-11)
– Сейчас давайте прочитаем слова сверху вниз, затем слева на право. Потом некоторые слоги «оживают», ученики, переводят взгляд с одного слога на другой, составляют из них слова: го-лу-би, во-во-на, чай-ка, со-ро-ка, во-ро-бей.
Развитие памяти (слайды 12-15)
– А сейчас послушайте стихотворение В.Берестова «О чём поют воробушки...»
– О чем поют воробышки в последний день зимы?
– Мы выжили!
– Мы дожили!
– Мы живы!
Живы мы!
– Сейчас прочитайте стихотворение полностью про себя, а потом хором будем дочитывать по памяти по одному слову в каждой строке, затем — по 2—3 слова по памяти. Далее текст исчезает, дети должны рассказать уже выученное стихотворение. (Работа оценивается на лесенке успеха.)
4.Введение в тему (слайд 16).
– Как называется раздел, который мы изучаем? ("Страна живой природы".)
– С какими произведениями мы уже познакомились?
– Сегодня мы продолжим изучать этот раздел и познакомимся с еще одним произведением, название которого вы узнаете, отгадав загадки и ответив на вопросы.
Это старый наш знакомый
Он живет на крыше дома.
Он летает на охоту.
За лягушками к болоту. (Аист)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?.. (Соловей)
– Вы видели когда-нибудь аиста? Опишите его.
– А кто видел соловья? Опишите соловья.
– Как называется произведение, которое мы будем изучать? (Слайд 17)
– Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь в этом произведении?
– Прочитав текст, вы проверите свои предположения
– Написал это произведение замечательный русский писатель Валентин Дмитриевич Берестов (слайд 18). Родился он в маленьком, тихом городке в семье учителя. Читать научился в четыре года и ещё в детстве стал писать стихи. Его отец сам писал в юности стихи и сыну сумел привить любовь к чтению. Сначала свои произведения Валентин Берестов записал в тетрадь, которая хранилась в тайнике, а потом стал печатать их во многих журналах. В последние годы жизни писатель создавал и выпускал детские сказки вместе со своей женой – художницей и писательницей Татьяной Александровной.
– Сегодня вы познакомитесь с одним из произведений Валентина Берестова «Аист и Соловей»
– Как можно назвать произведение: рассказ, сказка, стихотворение? Словарная работа. На слайде 20 дается объяснение словам: чудак, мудрец, робко.
Чтение произведения детьми Учащиеся читают сказку вслух по логически законченным частям.
– Читаем по одному предложению, цепочкой. Остальные внимательно следят и слушают, затем проверим на сколько вы были внимательными.
Проверка сформированности читательских умений
Тест (слайды 22—24)
1.Как называется сказка?
а)"Соловей и Аист";
б)"Аист и Воробей";
в)"Аист и Соловей".
2.Где происходят события'
а)В одной далекой стран
б)в маленьком городке;
в)в сказочной стране.
3.Чему птицы хотели научиться у мудреца?
а)Музыке;
б)пению;
в)танцам.
4.Почему Аист торопился?
а)Он всегда торопился;
б)ему не терпелось стать первым музыкантом;
в)ему хотелось встретиться с мудрым человеком.
5.Как Аист разговаривал с мудрецом?
а)Грубо;
б)вежливо;
в)тактично.
6.Чему в итоге научился Аист?
а)Пению;
б)вежливости;
в)стучать клювом.
7.Как автор называет Аиста?
а)Чудак;
б)хвастун;
в)музыкант.
8.Почему Аист быстро улетел обратно?
а)Очень хотел вернуться домой;
б)не хотел встречаться с Соловьем;
в)чтобы поскорее удивить мир своим искусством.
9.Почему Соловей прилетел позже?
а)Он не торопился;
б)у него были маленькие крылья;
в)ему не хотелось лететь с Аистом.
10.Какую черту характера Соловья выделяет автор?
а)Доброту;
б)скромность;
в)хитрость.
Выполнение теста оценивается на лесенке успеха.
Физкультминутка
– Кто же стал лучшим в мире певцом? (слайды 25-26)
– Справедливо ли, что соловей стал лучшим в мире певцом?
– Почему мудрец не научил Аиста пению?
– Найдите в тексте слова, которые показывают, как вел себя Аист у мудреца. Зачитайте их.
– Найдите слова, которые описывают действия соловья.
На слайде 30 под названиями птиц появляются слова:
– Назовите всех персонажей сказки? (Аист, Соловей, Мудрец)
– А сейчас давайте дадим характеристику каждому персонажу. Для этого прочитаем слова на слайде 32.
– Сначала дети выбираю характеристику мудреца, потом– Соловья, затем – Аиста.
– Как вы понимаете слово вежливость?
– Какими словами автор называет Аиста? (Чудак)
–Какими словами автор называет Соловья? (Скромный, лучший в мире певец)
– Понял ли Аист мудреца?
– Из каких слов это понятно?
– Зачитайте предложение, в котором объясняется, почему мудрец обучил Соловья музыке.
Упражнение "Бегущая строка" (слайд 34)
– Пока движется пословица, дети должны успеть ее прочитать, а потом повторить вслух.
Без учения нет умения.
На всякое умение надо терпение.
– Объясните смысл этих пословиц.
– Существует много правил поведения, с которыми вы уже знакомы. Нередко внешне красивый человек ведет себя грубо, неприлично. Такой человек многим неприятен. Культурный человек не станет кричать и оскорблять других. По тому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие первые слова произносит, как садится, ест, судят о его культуре. Культурный человек никогда не станет перебивать говорящего, а дослушает его до конца и лишь потом задаст вопрос.
– Что бы вы посоветовали Аисту?
– Какие бы правила поведения в гостях составили, чтобы Аист стал вежливее?
– Давайте вместе сформулируем их.
– Выслушиваются ответы детей, потом на экране (слайды 35—39) появляются правила, дети хором повторяют их:
Перед тем, как войти в дом, вытри ноги.
Входя в дом, здоровайся первым.
Разговаривай тихо, вежливо.
Уходя, не забудь попрощаться.
– Если бы Аистбыл вежливым, мудрец научил бы его петь?
– А как вы думаете, только ли в сказке нужно быть вежливым?
6. Подведение итогов.
Составление синквейна (по вариантам)
1 вариант составляет синквейн о соловье, 2 вариант об аисте
Кто?
СОЛОВЕЙ
АИСТ
Какой?
Тактичный, вежливый
Нетерпеливый,невежливый
Что делал?
Учился, поздоровался, попросил прощения
Спешил, кричал, хвалился
Предложение
Стал лучшим певцом в мире.
Умеет только стучать клювом.
Слово- синоним
Певец
Чудак
7.Рефлексия.
Дети продолжают высказывания (Слайд 42)
Я запомнил(а)...
Мне понравилось...
Я бы хотел(а)...
Я могу похвалить одноклассников...
Я доволен собой, потому что...
Я хочу поблагодарить ... за....
– А сейчас отметьте, какое настроение у вас в конце урока. И подсчитаем свои результаты.
8.Домашнее задание
– Научиться пересказывать сказку В.Берестова «Аист и Соловей»
– Урок я хочу закончить словами поэта Виктора Кудлачева:
Слова "До свиданья", "Спасибо", "Пожалуйста", "Простите" "Здравствуйте" щедро дарите!