Сегодня мы познакомимся с произведением Ю. Ковáля как раз об осени. Может наши рассуждения помогут нам прочувствовать это произведение лучше. - Вспомним, на какие части делят природу? -Что относится к живой природе? -Что относится к не живой природе? -Угадай, о чем мы сегодня беседуем? Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот с кем мы отправимся, вы мне скажите сами. Меня пьют, Меня льют, Всем нужна я, Кто такая? ( Вода) - О каких свойствах воды вы знаете? (Вода - растворитель; текучесть воды) - Перечислите основные свойства воды (Без цвета, без вкуса и запаха, текучая, прозрачная, принимает форму сосуда) - Что происходит с водой в реках, озерах и морях? (Она испаряется, превращается в невидимый пар, который расходится в воздухе) - В каком состоянии находится вода? (В жидком, в твердом и газообразном) - Вода в одном месте может находиться в трех состояниях одновременно во время ледохода. - Что на поверхности реки? (Лед и снег) - Это какое состояние воды? (Твердое) - Что подо льдом и снегом? (Вода) - В каком она состоянии? (В жидком) - Что вы видите над рекой? (Мельчайшие частицы водяного пара) - В воздухе всегда есть вода. Это водяной пар и облака, которые состоят из очень мелких капелек воды и кристалликов льда. I. Работа с текстом до чтения. Какие произведения этого автора вы читали? Что их объединяет? О чем может быть это произведение? Прочитайте название. Что можете предположить по заголовку? (заголовок похож на тему урока, возможно, прочитав, мы ответим на вопрос «Почему вода глаза закрывает?») На какой литературный жанр указывает заголовок? (на сказку, на рассказ) Почему? Какие особенности у рассказа? А у сказки? Давайте, перечислим вопросы, которые появились до чтения произведения, и на которые нам нужно постараться ответить? Почему вода глаза закрывает? Какое по жанру произведение: сказка или рассказ? Давайте разбираться. II. Чтение текста Первичное чтение (читают учащиеся и учитель) Как нужно стараться читать текст? (выразительно) Что значит выразительно? (Выразительно читать - это значит передать голосом идею и тему произведения, постараться передать авторское отношение к описанному) 2. Работа с текстом во время чтения – словарная работа. 3. Выявление первичного восприятия. Почему вода глаза закрывает? Прочитайте из текста. (Я глотнул еще раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы - времени, когда вода закрывает глаза.) Что еще автор имел в виду, когда придумывал такой заголовок «Вода с закрытыми глазами»? (Главной героине Нюрке нравится пить воду с закрытыми глазами, т.к. вода ей кажется вкусней.) Найдите в тексте, прочтите. Какое это произведение по жанру рассказ или сказка? (рассказ) Почему? (Нет волшебных героев или предметов, произведение небольшое по объёму, содержит малое количество действующих лиц, имеет одну сюжетную линию) Кто герои рассказа? (автор и девочка Нюрка) По каким словам догадались? От какого имени образовано имя Нюрка? (производное от имени Анна) III. Работа с текстом после чтения. Прочитаем 1 и 2 абзац Какой день описывает писатель? (Хороший, теплый, солнечный) Подчеркните слова, которые на это указывают? На какой вопрос они отвечают? Что это за слова? (Слова-признаки, прилагательные) На какие черты характера автора указывает последнее предложение? (Автор романтически настроен, склонен к мечтательности) Прочитаем 3 абзац Что узнаем из этого отрывка? Прочитайте, что автор считает главным? (Но главное происходило в небе. Там шевелились облака, терлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле.) Как автор описывает движение облаков, выделите в тексте? (терлись друг о друга солнечными боками) Какой художественный прием использует Ю. Коваль? 1.Мета́фора - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. 2. Юмористический взгляд на мир природы. (Облака терлись) Прочитаем 4 абзац Прочтите, куда выбрался Юрий Коваль из болот? (Выбирался на сухие еловые гривы) Что такое грива? Почему это слово использует автор? Какой художественный прием используется? (метафора) Прочитайте последнее предложение в абзаце? (Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.) Что оно означает? Какой художественный прием использует Ю. Коваль? (Принести домой след дня. (олицетворение - воплощение чего-нибудь в образе живого существа.) Ребята, посмотрите на дальнейшее повествование. Что это за запись? (Диалог – разговор между двумя и более людьми) ΙV. Чтение по ролям. Как нужно читать авторский текст? Что значит выразительно? ( - соблюдать логическое ударение; - уметь голосом передать характеры действующих лиц; - использовать различные интонации (бывает интонация, идущая от смысла (она индивидуальна), интонация, обусловленная знаками препинания) Почему Ю.Коваль не прошел мимо, а остался с девочкой? Какие качества личности автора можно определить, какой он по характеру? Перечитайте про себя отрывок, с какой интонацией вы бы произнесли слова героя? ( - Ну и ладно, - сказал я, обидевшись. - С тобой по-человечески, а ты... Ладно, я тоже тогда лягу и умру.) Как вы думаете, с какой интонацией надо прочитать последнее предложение, какой смысл вкладывает автор в эти слова? (Автор шутит, это юмористическая ситуация) V. Самостоятельное чтение. Прочитайте самостоятельно до конца Какие мысли автора вы прочитали «между строк»? Что почувствовал автор, глотнув воды из кружки? Прочтите. (Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в ней голос лесных озер и болот, долгих дождей и летних гроз.) Какой художественный прием использует Ю. Коваль? (олицетворение - воплощение чего-нибудь в образе живого существа.) Прочтите последнее предложение. (Я глотнул еще раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы - времени, когда вода закрывает глаза.) Какой художественный прием использует автор? (Вода закрывает глаза – метафора) Как вы думаете, почему этими строками заканчивается произведение? |