Развитие умения различать художественный и научный стили речи, а также формирование умения составлять план научного текста и умения пользоваться лексическими средствами научного стиля речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Липа –чудо дерево» (по В.В. Петрову)»
Тема урока:
« Липа –чудо дерево»
(по В.В. Петрову)
Цели:
Развитие умения различать художественный и научный стили речи;
Формирование умения составлять план научного текста;
Формирование умения пользоваться лексическими средствами научного стиля речи.
Задачи:
1.Привить любовь к родной стороне, к окружающей природе.
2.Разобраться в этимологии новых слов.
Оборудование:
1.Тексты
2.Иллюстрации
3.Учебная тетрадь
4. презентация
Планируемые результаты:
1.Уметь отличать научный текст от художественного.
Метапредметные УУД :
1.биология
2. история
3.медицина
4. литература
5. музыка
Ход урока.
1.Орг. момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Дети хором произносят:
«Запрещается лениться,
Не болтать и не крутиться,
А трудиться и учиться
В жизни это пригодится».
-Ребята, сегодня у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними.
1.Сравнение художественного и научного текстов.
Ребята, пред вами 2 текста.
-Прочитайте названия текстов.
- Какие они? (одинаковые.)
А сейчас прослушайте чтение этих текстов учителем, и мы подумаем , а одинаковы ли они по содержанию.
1.Липа
Липа знакома многим. Её можно узнать по листьям сердцевидной формы и по плодам. Плоды-орешки собраны по нескольку на отдельных стебельках. У каждого стебелька есть крылышко.
Липа цветёт в середине лета. Цветки её небольшие, бледно-жёлтые, невзрачные. Но они имеют замечательный аромат и богаты нектаром. За нектаром прилетает к липе множество пчёл. Цветки липы целебны. Липовый чай пьют при простуде.
Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси из её коры получали лыко и плели лапти. Из мягкой древесины делали ложки, миски.
Это дерево полезно и для самого леса. Опавшие листья перегнивают и служат удобрением.
Люди специально высаживают липу. Липовые парки украшают города.
(по В. В. Петрову)
Липа
Ещё в детстве я полюбил зелёные высокие липы. Мы любили играть под ними. В их зелёных вершинах пели птицы, свистели скворцы и дрозды.
Вначале лета сладким медовым духом наполнялся весь сад. Пчёлы гудели над цветущими вершинами лип.
Под одинокой развесистой липой в жаркие дни мы обедали, пили чай. Я любил забираться на эту старую липу, сидеть в тени зелёного шатра, читать книги и мечтать о далёких путешествиях.
( По И.С. Соколову-Микитову).
2. Звучит романс " Липа вековая" в исполнении Л. Руслановой.
3.Презентация « Липа.»
Согласны ли вы с мнением , что липа-чудо дерево? Её воспевают в стихах, ей посвящают романсы, она имеет применение в разных областях. И вы в этом убедились.
Теперь нам предстоит не менее интересная работа с текстом.
4.Работа в учебных тетрадях.( стр.38)
- Как вы думаете, о чём говорится в этих текстах? Сравните их.(№1)
-Что предлагается сделать в задании №2 (определить, одинаковые ли они, и выбрать правильный ответ)
- В чём вы видите разницу?( один текст- художественный, другой-научный)( №3)
-Определите, какой текст-художественный, а какой –научный?)( №3)
Чтобы ответить на этот вопрос, выполним задания 4 и 5 в тетради. Художественный стиль речи используется в литературной сфере. Для него характерно воздействие на воображение и чувства читателя, передача мыслей самого автора, применение богатой лексики, эмоциональная окраска текста.
Научный стиль речи используется в сфере науки, он несёт точную информацию.
-Определите,какуюзадачу ставил перед собой автор каждого текста.
В художественном тексте автор рассказывает о том, как он любит липу, передаёт своё отношение к этому дереву.
В научном рассказывает о том, как выглядит дерево, чем отличается от других деревьев, чем ценится, то есть сообщает научную информацию о дереве).
-Какие слова, передающие отношение автора, нашли в художественном тексте( №5)?( автор признаётся в любви)
- Встречаются ли в научном тексте слова, передающие отношение автора? (встречаются, но их немного)
-Почему? ( Главная задача автора- сообщить сведения о липе)
5. Постановка учебной задачи.
Анализ научного текста. Составление плана( №6)
- Сегодня будем писать изложение научного текста о липе. Прежде чем мы начнём работать в тетрадях, давайте ознакомимся с памяткой для подготовки к изложению (на партах)
Будем учиться точно передавать информацию текста. Как вы думаете, в чём трудности изложения научного текста?( нужно запомнить все сведения и передать их полно и точно).
- Что помогает запомнить содержание текста (составление плана)
-Какой план предлагается составить к тексту? ( в виде вопросов)
-Как будем составлять план?( Разделим текст на части. Определим, о чём говорится в каждой части. Поставим вопрос.)
6.Составление плана.
Варианты работы над составлением плана:
1)коллективное составление вопросов к 1 и 2 частям и самостоятельное - к остальным
- На какой вопрос отвечает 1часть текста? ( как узнать липу?)
- Какие слова помогут точно сказать об отличительных признаках липы?
- Запишите эти слова рядом с вопросом к 1ч.(№7)
-Как понимаете выражение «сердцевидной формы»? ( по форме похожи на сердечко)
Примерный план и важные для передачи информации слова
1.Как узнать липу?(листья сердцевидной формы, плоды-орешки, стебелёк, крылышко).
2.Какие цветки у липы?( аромат, невзрачные, нектар.)
3.Что делают из коры и древесины липы?( в Древней Руси: лыко-лапти, древесина-ложки, миски.)
4.Чем липа полезна для леса?(Перегнивают, удобрение)
5.Почему люди специально высаживают липу?( Украшают.)
7.Словарная работа:-
Учитель объясняет лексическое значение слов и фразеологических оборотов: