kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Липа –чудо дерево» (по В.В. Петрову)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие умения различать художественный и научный стили речи, а также формирование умения составлять план научного текста и умения пользоваться лексическими средствами научного стиля речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Липа –чудо дерево» (по В.В. Петрову)»

Тема урока:

« Липа –чудо дерево»

(по В.В. Петрову)

Цели:

  1. Развитие умения различать художественный и научный стили речи;

  2. Формирование умения составлять план научного текста;

  3. Формирование умения пользоваться лексическими средствами научного стиля речи.

Задачи:

1.Привить любовь к родной стороне, к окружающей природе.

2.Разобраться в этимологии новых слов.

Оборудование:

1.Тексты

2.Иллюстрации

3.Учебная тетрадь

4. презентация

Планируемые результаты:

1.Уметь отличать научный текст от художественного.



Метапредметные УУД :

1.биология

2. история

3.медицина

4. литература

5. музыка

Ход урока.

1.Орг. момент



Прозвенел звонок,

Начинается урок.



Дети хором произносят:

«Запрещается лениться,

Не болтать и не крутиться,

А трудиться и учиться

В жизни это пригодится».





-Ребята, сегодня у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними.



1.Сравнение художественного и научного текстов.

Ребята, пред вами 2 текста.

-Прочитайте названия текстов.

- Какие они? (одинаковые.)

А сейчас прослушайте чтение этих текстов учителем, и мы подумаем , а одинаковы ли они по содержанию.

1.Липа

Липа знакома многим. Её можно узнать по листьям сердцевидной формы и по плодам. Плоды-орешки собраны по нескольку на отдельных стебельках. У каждого стебелька есть крылышко.

Липа цветёт в середине лета. Цветки её небольшие, бледно-жёлтые, невзрачные. Но они имеют замечательный аромат и богаты нектаром. За нектаром прилетает к липе множество пчёл. Цветки липы целебны. Липовый чай пьют при простуде.

Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси из её коры получали лыко и плели лапти. Из мягкой древесины делали ложки, миски.

Это дерево полезно и для самого леса. Опавшие листья перегнивают и служат удобрением.

Люди специально высаживают липу. Липовые парки украшают города.

(по В. В. Петрову)

  1. Липа



Ещё в детстве я полюбил зелёные высокие липы. Мы любили играть под ними. В их зелёных вершинах пели птицы, свистели скворцы и дрозды.

Вначале лета сладким медовым духом наполнялся весь сад. Пчёлы гудели над цветущими вершинами лип.

Под одинокой развесистой липой в жаркие дни мы обедали, пили чай. Я любил забираться на эту старую липу, сидеть в тени зелёного шатра, читать книги и мечтать о далёких путешествиях.

( По И.С. Соколову-Микитову).

2. Звучит романс " Липа вековая" в исполнении Л. Руслановой.

3.Презентация « Липа.»

Согласны ли вы с мнением , что липа-чудо дерево? Её воспевают в стихах, ей посвящают романсы, она имеет применение в разных областях. И вы в этом убедились.

Теперь нам предстоит не менее интересная работа с текстом.

4.Работа в учебных тетрадях.( стр.38)

- Как вы думаете, о чём говорится в этих текстах? Сравните их.(№1)

-Что предлагается сделать в задании №2 (определить, одинаковые ли они, и выбрать правильный ответ)

- В чём вы видите разницу?( один текст- художественный, другой-научный)( №3)

-Определите, какой текст-художественный, а какой –научный?)( №3)

Чтобы ответить на этот вопрос, выполним задания 4 и 5 в тетради. Художественный стиль речи используется в литературной сфере. Для него характерно воздействие на воображение и чувства читателя, передача мыслей самого автора, применение богатой лексики, эмоциональная окраска текста.

Научный стиль речи используется в сфере науки, он несёт точную информацию.

-Определите, какую задачу ставил перед собой автор каждого текста.

В художественном тексте автор рассказывает о том, как он любит липу, передаёт своё отношение к этому дереву.

В научном рассказывает о том, как выглядит дерево, чем отличается от других деревьев, чем ценится, то есть сообщает научную информацию о дереве).

-Какие слова, передающие отношение автора, нашли в художественном тексте( №5)?( автор признаётся в любви)

- Встречаются ли в научном тексте слова, передающие отношение автора? (встречаются, но их немного)

-Почему? ( Главная задача автора- сообщить сведения о липе)

5. Постановка учебной задачи.

Анализ научного текста. Составление плана( №6)

- Сегодня будем писать изложение научного текста о липе. Прежде чем мы начнём работать в тетрадях, давайте ознакомимся с памяткой для подготовки к изложению (на партах)

Будем учиться точно передавать информацию текста. Как вы думаете, в чём трудности изложения научного текста?( нужно запомнить все сведения и передать их полно и точно).

- Что помогает запомнить содержание текста (составление плана)

-Какой план предлагается составить к тексту? ( в виде вопросов)

-Как будем составлять план?( Разделим текст на части. Определим, о чём говорится в каждой части. Поставим вопрос.)

6.Составление плана.

Варианты работы над составлением плана:

1)коллективное составление вопросов к 1 и 2 частям и самостоятельное - к остальным

- На какой вопрос отвечает 1часть текста? ( как узнать липу?)

- Какие слова помогут точно сказать об отличительных признаках липы?

- Запишите эти слова рядом с вопросом к 1ч.(№7)

-Как понимаете выражение «сердцевидной формы»? ( по форме похожи на сердечко)

Примерный план и важные для передачи информации слова

1.Как узнать липу?(листья сердцевидной формы, плоды-орешки, стебелёк, крылышко).

2.Какие цветки у липы?( аромат, невзрачные, нектар.)

3.Что делают из коры и древесины липы?( в Древней Руси: лыко-лапти, древесина-ложки, миски.)

4.Чем липа полезна для леса?(Перегнивают, удобрение)

5.Почему люди специально высаживают липу?( Украшают.)

7.Словарная работа:-

Учитель объясняет лексическое значение слов и фразеологических оборотов:

1.Невзрачные, аромат, целебные, лыко, лапти., нектар, 100% сок, фруктовый напиток (иллюстрации)

2. драть лыко, лыком шитый человек, не лыком шит, лыка не вяжет

8.Орфографическая работа:

Вставьте пропущенные буквы, чтобы грамотно написать их в изложении.

По пл..дам Из к..ры

По лист..ям Пл..ли

Небол..шие Выс..ж..вают

Цв…тки Г..рода

Пр..л..тает Укр..шают

9.Проверка самостоятельно составленных вопросов.

-Для чего составляли план? Почему было предложено составить план в виде вопросов?( вопросы помогают полнее передать информацию.)

-Какой вопрос поставили к 1ч.? Как начать текст?

-О чём нужно сказать во 2ч., прежде чем отвечать на вопрос к ней?

-Каким предложением начинается 3ч.? , 4ч.?

-В чём особенность 1 предложения части?(Оно вводит в тему части и связывает части между собой)

-Что подсказывает вопрос?(Тему части.)

-Как будете составлять часть по вопросу? (Сначала нужно составить начальное предложение части, которое наметит тему, а затем отвечать на вопрос.)

Электронная физминутка для глаз.

Загадка.

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все обижают - шкурку тонкую сдирают.

(липа)

10.Запись текста.

11. Проверка изложения (№8)

-Проверьте по вопросам плана, вся ли информация передана.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
«Липа –чудо дерево» (по В.В. Петрову)

Автор: Арутюнян Гретта Григорьевна

Дата: 06.06.2018

Номер свидетельства: 472412


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства