Введение в тему | Посмотрите, пожалуйста, внимательно на картинку и скажите, кто изображен на портрете? Что вы знаете об этом человеке? На данном портрете Лев Николаевич изображен в преклонном возрасте. Даже по глазам видно, что это очень добрый человек, у него умный взгляд, потому что у него большой жизненный опыт. Постарайтесь вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой? (Лев Николаевич Толстой прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов, сказок, басен - для самых маленьких, рассказы, повести и романы для более взрослых читателей. На протяжении всей учебы вы будете встречаться каждый раз с его новыми произведениями. Льва Николаевича уже нет в живых, но до сих пор его произведения изучаются в школах, по ним ставятся спектакли, снимаются фильмы). Мы продолжим знакомство с творчеством этого писателя. | Лев Николаевич Толстой Великий русский писатель. Родился и большую часть своей жизни прожил в Ясной Поляне. … |
| Отгадайте загадки и вы узнаете о ком мы сегодня будем читать на уроке. 1. С царственной гривой, с гордой походкой Осмотрит свои он владения зорко. Даже не думай встать на пути С царской особой ты не шути. 2.Летит – молчит, Подойдёшь – заворчит. Кто к хозяину идёт Она знать даёт. Вы отгадали загадки. А теперь скажите, ребята о ком сегодня мы будем говорить на уроке? -Молодцы, ребята, сегодня тема нашего урока «Лев и собачка». -Это быль. – Что означает слово быль? - Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова. Быль – 1. То, что было в прошлом. 2. Рассказ о действительном происшествии. | Лев Собака О Льве и собаке |
Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка». | - Посмотрите, кто это? -Что вы знаете о таком животном, как лев? - А это кто? -Что можно сказать о собаке? - Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением. | Показываю картинку Льва Дикое животное, хищник, царь зверей Показываю картинку собаки Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг Ответы уч-ся |
Чтение произведения учителем | Знакомство с произведением Л.Толстого «Лев и собачка» В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул её лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её. Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу. С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней. Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал. Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой. Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней. Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер. Вопросы на первичное восприятие прочитанного: -Понравился ли вам рассказ? -Чем понравился? -Какие чувства возникли в вашем сердце, когда вы слушали эту историю? | Ответы детей |
Анализ рассказа | Где происходит действие произведения? О ком говорится в произведении? - Ребята, зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найдите и прочитайте ответ на мой вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце). - Вспомним, какое животное лев? -По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай. -Как лев относился к собачке? - Во что переросли чувства собачки и льва? - Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в неволе не весела, и не особо богата событиями. Год прошел незаметно) -Что же произошло с собачкой? - От чего она умерла? - Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? -Какие чувства испытывает лев от потери собачки? -С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитай. (он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих) -забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку, но лев тотчас разорвал её на куски). - Почему лев не принял новую собачку? - С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства? (изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.) -Прочитайте про себя последние два предложения. Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней). -Скажите, какая эта история? Эта история настоящая трагедия. А трагедия ребята – это большое несчастье, которое заканчивается смертью одного или нескольких героев. - Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? Эта история, доказывает нам то, что животные так же как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас. | В Лондоне О льве, и собаке Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание оторвал кусок мяса и поделился с ней Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее, привязался к ней В дружбу, в преданность и привязанность. Собачка заболела и умерла безысходность, он не знает, как вернуть своего друга печальная, грустная варианты ответов детей (друзей не меняют, был ей предан) |