Цель урока:
: познакомить учащихся с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; учить составлять план;выяснить нравственную цель рассказа.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
учащиеся должны уметь воспринимать на слух художественные произведения;
составлять план рассказа, пересказывать текст выборочно;
характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.
1 этап Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, зовут меня Галина Егоровна. (Здравствуйте Галина Егоровнв)
Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на успешную работу, присаживайтесь.(Улыбаются друг другу и присаживаются)
2 этап Актуализация знаний.
Старый де и внучек, Филиппок, разговор- правда всегда дороже. Вам знакомы эти названия? (Да)
На предыдущих уроках вы знакомились с рассказами Толстого, что вам запомнилось в них?(говорят о том, что запомнилось)
Вам интересно было их читать?
У Льва Николаевича есть много произведений для детей. И одно из них о герое, которого мы сможем узнать по загадке.
Она первой входит в дом,
И живет подолгу в нем.
То мяучит, то играет,
То исчезает далеко.
А когда придет обратно,
То из блюдца аккуратно
Пьет сырое молоко. (Котенок)
Верно, это он. Замечательный герой. Как же нам с ним познакомиться? (Прочитать рассказ)
Откроем книгу?(Да)
3 этап Работа по теме урока
Интересно, почему-то автор не дал нам рисунка котенка, а какие они, котята? (Размышляют над вопросом учителя)
Ну что ж, начнём знакомиться с нашим героем. (Начинаю читать, дети продолжают)
Вот такой он наш герой. А кто вам больше понравился? Рассказ? Котенок? Вася? (Называют героя, который им больше понравился или говорят о рассказе)
Физ-минутка
Продолжим работу над рассказом.
Этот рассказ Толстой написал почти 150 лет назад. И поэтому в рассказе встречаются интересные слова. Амбар- кто- нибудь знает его значение?
Амбар- сарай
Подле- около
Что было духу- очень быстро
Так кто же герой нашего рассказа? (Вася)
Без какого героя этот рассказ не закончился бы благополучно? (Без Васи)
Пожалуй, можно поговорить о Васе.
Какой он, Вася? Опишите его. Каким вы его представляете? (Описывают Васю)
Ну что ж, я думаю, что Вася был рад услышать о себе добрые слова. Как вы думаете, если бы снова, кто- то напал на котенка, Вася его защитил? (Конечно, он же добрый)
Но это был бы уже другой рассказ. А мы вернемся к нашему рассказу.
Сколько частей, эпизодов можно выделить в рассказе? (В рассказе можно выделить 5 частей)
Давайте вместе составим план.
Откройте тетради и запишите число и классная работа.
С чего начинается рассказ? (С рождения котят)
Это будет первый пункт нашего плана. Запишите его в тетради.
А как вы бы назвали отстальные части рассказа?
2 Серый котенок с белами лапками
3 Решили поиграть
4 Нападение на котенка
5 Спасение котенка
Ну что ж, план мы с вами составили. Выберете любой понравившийся пункт из плана и расскажите об этом эпизоде, который относится к пункту. (Выбирают эпизод для пересказа)
Можно это сделать в парах. Посоветуйтесь, а я после послушаю ваши ответы. (Советуются в парах)
Кто хотел бы ответить по 1 пункту? (Пересказывают дети, выбравшие первыйф пункт)
А кому А кому показался симпатичным серый с белыми лапками? (Отвечают дети, выбравшие второй пункт)
Любители поиграть, наверное, расскажут о 3 пункте. И т.д.
4 этап Подведение итогов урока
Рассказ закончился благополучно. Какой же момент был самый острый?(Когда Катя испугалась, а котенок нет.)
Верно
А кто же оказался самым храбрым? (Котенок)
Интересно, почему Толстой назвал рассказ «Котенок», а не «Вася»?(Потому что котенок дал возможность каждому из героев раскрыться. Вася- храбрый, Катя- трусишка, но ей можно, она же девочка.)
5 этап Домашнее задание. Рефлексия
Думаю, котенок будет очень рад, если вы дома еще раз прочтете этот рассказ и перескажите его. Может у вас дома тоже есть котенок. Пусть он послушает ваш пересказ.(Записывают домашнее задание)
Друзья, давайте определим, какое настроение у вас оставил наш котенок.
Если у вас весь урок было отличное настроение Сложите руки домиком. (Слаживают руки те, у кого было отличное настроение)
Если у вас было хорошее настроение, сложите руки так, чтоб у домика была не достроенная крыша. (Слаживают руки дети с хорошим настроением)
Ну а если у кого то было плохое настоение, сложите руки для фундамента, на котором на следующем уроке появится домик. (Показывают фундамент дети с плохим настроением)
Учитель благодарит детей за урок и прощается с ними.