"Лес- кладовая природы". (К Международному Дню леса - 21 марта)
"Лес- кладовая природы". (К Международному Дню леса - 21 марта)
21 марта во всем мире отмечается Международный День леса. Лес- это гордость и богатство нашей страны. Нет на Земле человека, чья бы жизнь не была связвана с лесом. Однако, с каждым днем, леса все больше нуждаются в защите. Всё чаще из средств массовой информации, по телевидению, радио мы слышим о глобыльном потеплении, о горах мусора, о загрязнении океанов. Неужели ничего нельзя изменить? Решение этой задачи зависит от каждого жителя нашей планеты Земля, то есть от каждого из нас.
На уроке ребята отправляются в путешествие в лес. На пути им встретятся немало препятствий, испытаний и приключений. А помогут им смекалка, взаимовыручка, удача и веселое настроение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Лес- кладовая природы". (К Международному Дню леса - 21 марта) »
«Лес – кладовая природы»
Цели:
раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду;
формировать у детей нормы поведения в природе;
систематизировать знания учащихся о природе;
прививать интерес к изучению родного края, воспитывать любовь к родной природе, заботливое и бережное отношение к ней.
работать над развитием устной речи детей, обогащать словарный запас, формировать познавательные умения, развивать мыслительные навыки.
учить работать в группах.
Ход урока
Вводное слово учителя:
21 марта во всем мире отмечается международный День леса. Лес — это гордость и богатство нашей страны. Все чаще из средств массовой информации, по телевидению и радио мы слышим о глобальном потеплении, о горах мусора, о загрязнении океанов. Неужели ничего уже нельзя изменить. Конечно, это не так. Решение этой задачи зависит от каждого жителя Земли, то есть от каждого из нас. Сегодня на уроке мы попробуем найти решение некоторых проблем.
Учитель:
- Для начала ответьте на вопрос: Для чего люди ходят в лес?
- И мы отправимся в лес и в пути попробуем найти ответы на вопросы:
1. Для чего нужен лес? 2. Какой вред нанес лесам человек? 3. Как вести себя в лесу? 4. Как, помогая лесу, помогаем себе?
1 чтец:
Здравствуй, лес, Дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою, Что нам шепчешь на заре Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не упускай: Ты же видишь, мы свои.
Учитель: Нет на Земле человека, чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако, с каждым днем, леса все больше нуждаются в защите.
1 чтец:
Лес называют легкими нашей планеты, потому, что в зеленых листьях деревьев и трав происходит удивительный процесс – фотосинтез, в результате которого освобождается кислород, которым дышит все живое. Одно дерево за сутки выделяет столько кислорода, скольконеобходимо для дыхания трех человек.
2 чтец: Действительно это так, но к сожалению эти самые "жизненно важные органы Земли" вырубаются с нереальной скоростью последние 30 лет. Статистика такова - каждые 2 секунды, на планете Земля, вырубается часть леса размером с футбольное поле. За счет этого исчезают некоторые виды животных и растений.
Учитель: А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в лес. Пусть нам в дороге сопутствует весёлое настроение, удача, смекалка и взаимовыручка, ведь на пути нам встретится немало препятствий и приключений. Итак, в добрый путь!
Первое испытание на лесной тропинке – определить каким деревьям принадлежат эти листья? (Дуб, берёза, клён, рябина, липа.) Слайд №
Молодцы, справились с первым заданием. Продолжаем путешествие. Каких только цветов нет на лесной опушке! Они яркие, душистые. Только не надо рвать цветы, лучше полюбуемся, вдохнем их нежный аромат. Пусть они цветут, радуют нас, украшают землю.
Выходит ученик и читает стихотворение "Голоса цветов".
Ученик.
Я иду по зеленому лугу, Высыхает на листьях роса, Ветер травы качает упруго, И я слышу цветов голоса. Они шепчут: не рви нас, не надо, Наши гибкие стебли не мни, Мы для сердца – живая отрада, Украшенье родимой земли!
Учитель: Очень часто дети рвут цветы, а потом бросают увядшие букеты медуниц, фиалок, ландышей, а ведь эти растения занесены в Красную книгу!(Слайд.)Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, и все они просятся в букет. Здесь и лиловые колокольчики, и розовая кашка, и белые ромашки с золотой серединкой. И многие, возвращаясь домой, несут охапки увядающих цветов.
- Ребята, надо ли рвать цветы? (Ответы детей.)
- Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая красивые цветки, мы лишаем их будущих плодов, разрываем цепь питания в природе. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.
- Сколько погибло бы растений, если каждый из 25 учеников нашего класса сорвал бы хотя бы по 1 цветку?
(Ответы детей.)
Вывод: В природе нет ничего лишнего. В ней все взаимосвязано.
Следеющая полянка на лесной тропинке «Загадки о цветах»
1. В беленьких платьицах, желтые глазки.
Ты назовешь их без всякой подсказки (ромашки)
2. Цветок с лепестками различной окраски,
С красивым названием (анютины глазки)
3. Видел я такой цветок: золотистый ободок,
Долго он в траве сидел, стал седым и улетел (одуванчик)
4. Белые фонарики на зеленой ножке.
Я их летом встретил на лесной дорожке (ландыши)
Учитель (“Голоса птиц”): Остановимся и прислушаемся, присмотритесь: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны.
Конкурс « Угадать по голосу название птиц.»
Игра «Летит-не летит»
Новое испытание! Как вы уже знаете – весной прилетают из теплых стран птицы. Они проделывают длинный путь и очень устают. Ребята, поддержите их в этом нелегком путешествии и полетайте вместе с ними. Я буду говорить, а вы поднимайте ручки и машите ими как будто летите. Только не ошибайтесь: «летите» только с теми, кто действительно умеет летать. ( скворец, грач, котенок, ласточка, поросенок, снегирь, соловей, медведь, пингвин, носорог, дятел, цапля и т.д. )
Учитель: Какое значение имеет лес для человека?
Дети:
Лес – это наше богатство! Лес – это зеленый наряд планеты Земля. Там. Где лес – всегда чистый воздух. Лес – это дом для птиц и зверей. Лес – бережет реки. Лес – это кладовая орехов, ягод, грибов.
Учитель: Ребята, мы оказались на грибной полянке. А каждый ли из ввас знает правила сбора грибов? (Грибы надо срезать, а не рвать, потому что это нарушает грибницу.)
А сейчас мы узнаем кто из вас «Лучший знаток грибов»
Загадки:
1. Гриб в округе всем известный,
Нынче вечером, как встарь,
В темной-темной чаще леса
Зажигает он фонарь. (Мухомор)
2. А во мху, как на подушке,
Чье-то беленькое ушко. (Груздь)
3. Нет дружней грибов, чем эти.
Знают взрослые и дети -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
4. Семь сестричек-лесовичек
Платья сшили к лету,
Разные по цвету. (Сыроежки)
5. Под осинами на кочке
Гриб в малиновом платочке. (Подосиновик)
6. Золотистые девицы,
Очень дружные сестрицы.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом. (Лисички)
Физкульминутка: Только в лес мы все пришли, Появились комары. Руки вверх хлопок над головой, Руки вниз, хлопок другой. В лес пришли, грибы берём, Лишь съедобные кладём! Наклоняемся, срезаем И в лукошко опускаем. Ядовитый мухомор Разукрасил косогор. Мы его перешагнём. Без него домой пойдём. Вот и всё, полна корзина, Поднимаем на плечо! Лес, спасибо за подарки Мы придём к тебе ещё.
Учитель: Однако, с каждым днем, с каждым годом реки и леса все больше нуждаются в защите.
Есть в каждом лесу особая поляна- “поляна слёз”. Собираются там звери, когда их люди обижают, и рассказывают друг другу о своих бедах и печалях…
Игра “А если бы?...”
Я начину предложение, а вы закончите его.
Если бы дрожащий зайка под кустиком умел говорить, он сказал бы…
Если бы муравей, на которого вот-вот наступят умел говорить, он сказал бы…
Если Бы рыбка из грязной лесной речки могла говорить, она сказала бы…
Учитель:
Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если, будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.
Учитель: Человек должен быть в лесу не хозяином, а гостем, приходить сюда с добром и не мешать лесным жителям.
Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”
Оля и Лида пошли в лес. После трудной дороги сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида сидели, боялись пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно… перед соловушкой,- ответила тихо Лида.
Соблюдают ли законы природы девочки из рассказа?
Кому стало стыдно перед соловушкой? Почему?
Учитель: Лес – это праздничный стол. А на нем ягоды, орехи и грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?
Дети:
- Не оставлять мусор в лесу. - Не ломать ветки и деревья. - Не разорять птичьи гнезда и муравейники. - Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
Поиграем в игру “Можно-нельзя” (дети отвечают хором).
Ломать деревья и ветки (нельзя)
Сажать больше деревьев (можно)
Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
Ходить только по тропинкам (можно)
Рвать большие букеты цветов (нельзя)
Любоваться ими (можно)
Оставлять мусор в лесу (нельзя)
Собрать мусор в яму и закопать (можно)
Разжигать костры в лесу (нельзя)
Беречь лес от пожара (можно)
В лесу шуметь (нельзя)
Игра «Чья команда соберет быстрее мусор? »
(дети делятся на две команды и по сигналу начинают убирать мусор)
Если не убирать мусор в лесу, то может случиться беда. Как вы думаете, какая?
Если оставить в лесу ржавые железные банки, то … (животные и люди могут обрезаться о них)
Если не убрать стеклянные банки за собой в лесу после отдыха, то (они разобьются и осколками поранятся люди и животные. А еще от маленького осколка стекла может загореться сухая трава в лесу и начаться пожар.
Можно ли оставлять пластиковые бутылки в лесу? (нет, они долго будут лежать в лесу; лучше взять их с собой и выбросить в мусорный контейнер. А еще можно из бутылочек смастерить совочки, вазочки, ведерки)
Игра «Назови одним словом»
1. Волк, лиса, медведь, енот, заяц – это (звери)
2. Малина, земляника, голубика - это (ягоды)
3. Ель, сосна, береза, дуб, осина - это (деревья)
4. Дрозд, соловей, дятел, кукушка - это (птицы)
5. Комар, муха, стрекоза, бабочка – это (насекомые)
Конкурс « Собери «пословицы и поговорки о лесе.
Невысок лесок – а от ветра защита.
Зеленое царство – лучшее лекарство.
Рощи да леса – всему свету краса.
По лесу ходи – под ноги гляди…
Учитель: Вы знаете пословицы о лесе? (Дети рассказывают):
Лес кормит, лечит, укрывает и согревает.
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Кто лес любит – тот его не губит.
Лес богатство и краса, береги свои леса.
Враг природы тот, кто её не бережёт.
Учитель: А сейчас угадайте загадки о обитателях леса.
Косолапый великан,
Чтобы не попасть в капкан,
Спит всю зиму напролет,
Лапу сладостно сосет. (Медведь)
На овчарку он похож.
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Какой зверь опасный
В шубе прекрасной
На двор проникает,
Кур там хватает? (Лиса)
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы? (Заяц)
Учитель: (Слайд)Существуют разные способы лечения. Траволечение - это один из способов.Лечебные травы (растения) применялись издавна, и лечение травами имеет глубокие корни, уходящие в историю человечества. На протяжении всего времени своего существования и развития, человеку вольно и невольно приходилось испытать на себе свойства и действие тех растений, которые росли вокруг него. Таким образом, человек обрёл опыт применения лекарствнных растений. Даже в настоящее время, когда развита фармокология (наука о лекарственных веществах и их действии на организм) и фармацевтическая промышленность (массовое стандартизованное, высокопроизводительное промышленное производство лекарственных средств), применение лекарственных трав остаётся актуальным.
Учитель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в лес .- Справились вы со всеми заданиями, узнали много о лесе, его обитателях, вспомнили, как бережно надо относиться к природе. Мы с вами собирали грибы, ягоды, чтобы наполнить корзинки ,а также пополнили наши знания о лесе, познакомиться со стихами поэтов о лесе. Я надееюсь, что знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в жизни, и вы более внимательнее будете относиться к окружающей природе, ведь она -наш дом, а о своём доме человек должен заботиться.
Взгляни на глобус - шар земной- Ведь он вздыхает, как живой. И шепчут нам материки: “Ты береги нас, береги!” В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: “Ты береги нас, береги!” Грустит глубокая река, Свои теряя берега. И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги!” Остановил олень свой бег: “Будь Человеком, человек! В тебя мы верим - не солги, Ты береги нас, береги!”
Ученик читает обращение М.М.Пришвина.
“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.
Ученик: Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.