kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Легко ли жить по совести? Проект.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание проекта

Название проекта
 

« Легко ли жить по совести?»

Краткая аннотация проекта

Работая над проектом, учащиеся будут иметь возможность совершенствовать ЗУН в  области ОРКСЭ и развивать УУД:

Познавательные: уметь работать с различными источниками информации, овладевать логическими действиями, умением обобщать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи в большом потоке информации.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, оценка и саморегуляция.

Коммуникативные: умение работать в коллективе.

Личностные: развитие этических чувств( стыд, вина , совесть), моральных норм и моральной самооценки.

Участие в проекте поможет формировать метапредметные:  когниктивные, коммуникативные. аксиологические, культуроведческие и социально- мировоззренческие, а также навыки работы с различными источниками информации.

 

Предмет(ы)

ОРКСЭ, литературное чтение, окружающий мир, ИЗО.

Класс

4 класс

Приблизительная продолжительность проекта

6 недель.

Основания проекта

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения

В процесс проектной деятельности учащиеся смогут составить представление о таком понятии как «совесть», научатся брать интервью, анализировать художественные и литературные произведения, составлять глоссарий, оформлять материал в виде презентации, буклетов.

После завершения проекта учащиеся смогут позиционировать себя в окружающем мире, выстраивать позитивные отношения с окружающими людьми.

Вопросы, направляющие процесс обучения

Основополагающий вопрос

« Нужна ли совесть современному человеку?»

Проблемные вопросы

«Мешает или помогает человеку совесть?»

«Всегда ли выигрывает человек  поступающий по совести?»

«Что значит жить по совести?»

«Что такое чистая совесть?»

Учебные вопросы

« Что такое совесть?»

« Как в литературных произведениях отражается тема совести?»

«В каких пословицах и поговорках говорится о совести?»

« Как искусство затрагивает тему совести?»

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Отметьте методы оценивания, направленные на оценку исходных знаний ученика, навыков, позиций и заблуждений.

Ученики работают над проектами и выполняют задания

Отметьте методы оценивания, направленные на выявление потребностей учащихся, осуществляющие мониторинг за их прогрессом, проверяющие их понимание и поощряющие метапознание, самостоятельную работу и работу в сотрудничестве.

После завершения работы над проектом

Отметьте методы оценивания, направленные на оценку понимания материала, наличия умений и навыков, поощряющие метапознание и выявляющие потребности учащихся в отношении дальнейшего обучения.

  1. Мультфильм «Лунтик. Совесть»
  2. Стартовая презентация учителя.
  3. Экскурсия в НИИ, встреча с научным сотрудником.
  1. Маршрутные листы.
  2. Групповая оценка.
  3. Критерии оценки: презентации, буклета, стенгазеты, устного журнала, глоссария.
  4. Карта контроля и самоконтроля по работе на проекте.
  1. Рефлексия.
  2. Исследовательская лаборатория.
  3. Критерии оценки выступления групп.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ВИЗИТКА»

Визитка

Описание проекта

Название проекта

« Легко ли жить по совести?»

Краткая аннотация проекта

На развитие каких метапредметных компетенций, умений высокого уровня направлен проект, через что эти компетенции (умения) будут развиваться при работе над данным проектом.

Работая над проектом, учащиеся будут иметь возможность совершенствовать ЗУН в области ОРКСЭ и развивать УУД:

Познавательные: уметь работать с различными источниками информации, овладевать логическими действиями, умением обобщать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи в большом потоке информации.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, оценка и саморегуляция.

Коммуникативные: умение работать в коллективе.

Личностные: развитие этических чувств( стыд, вина , совесть), моральных норм и моральной самооценки.

Участие в проекте поможет формировать метапредметные: когниктивные, коммуникативные. аксиологические, культуроведческие и социально- мировоззренческие, а также навыки работы с различными источниками информации.


Предмет(ы)

Предметы, основные понятия и концепции которых рассматриваются в рамках учебного проекта

ОРКСЭ, литературное чтение, окружающий мир, ИЗО.

Классы

Для учеников каких классов предназначен этот проект

4 класс

Приблизительная продолжительность проекта Например, 8 уроков, 6 недель и т.д.

6 недель.

Основания проекта

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения

Перечислите список учебных целей, степень достижения которых будут оцениваться после завершения проекта, в терминах деятельности учащихся. Это должны быть конкретные и проверяемые пункты.

В процесс проектной деятельности учащиеся смогут составить представление о таком понятии как «совесть», научатся брать интервью, анализировать художественные и литературные произведения, составлять глоссарий, оформлять материал в виде презентации, буклетов.

После завершения проекта учащиеся смогут позиционировать себя в окружающем мире, выстраивать позитивные отношения с окружающими людьми.

Вопросы, направляющие процесс обучения

Основополагающий вопрос

« Нужна ли совесть современному человеку?»

Проблемные вопросы

«Мешает или помогает человеку совесть?»

«Всегда ли выигрывает человек поступающий по совести?»

«Что значит жить по совести?»

«Что такое чистая совесть?»


Учебные вопросы

« Что такое совесть?»

« Как в литературных произведениях отражается тема совести?»

«В каких пословицах и поговорках говорится о совести?»

« Как искусство затрагивает тему совести?»

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Отметьте методы оценивания, направленные на оценку исходных знаний ученика, навыков, позиций и заблуждений.

Ученики работают над проектами и выполняют задания

Отметьте методы оценивания, направленные на выявление потребностей учащихся, осуществляющие мониторинг за их прогрессом, проверяющие их понимание и поощряющие метапознание, самостоятельную работу и работу в сотрудничестве.

После завершения работы над проектом

Отметьте методы оценивания, направленные на оценку понимания материала, наличия умений и навыков, поощряющие метапознание и выявляющие потребности учащихся в отношении дальнейшего обучения.

  1. Мультфильм «Лунтик. Совесть»

  2. Стартовая презентация учителя.

  3. Экскурсия в НИИ, встреча с научным сотрудником.

  1. Маршрутные листы.

  2. Групповая оценка.

  3. Критерии оценки: презентации, буклета, стенгазеты, устного журнала, глоссария.

  4. Карта контроля и самоконтроля по работе на проекте.

  1. Рефлексия.

  2. Исследовательская лаборатория.

  3. Критерии оценки выступления групп.




Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Печатные материалы Словари и энциклопедии – работа над понятием «совесть», произведения :

А.П.Гайдар «Совесть», Артюхова «Совесть», Н.Носов «Огурцы», произведения устного народного творчества, Притча о совести.

Интернет-ресурсы Ссылки (URLs) на нужные для проекта ресурсы

http://museum.museum-online.ru/

vseposlovici.ru2010/12/20/poslovicy-o-seme/

http://slovari.yandex.ru/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F/~416693/

http://aip.vsau.ru/live/akciy/1007-rezultaty-akcii-speshite-delat-dobro.html

http://www.gid62.ru/static/67

http://www.ecology.md/section.php?section=news&id=6365


Другие ресурсы Кого нужно пригласить и что нужно организовать для успешного проведения учебного проекта в учебном процессе (экскурсии, эксперименты, гости, наставники, другие ученики / классы, эксперты, родители и т.д.)

Экскурсия в НИИ, родители,ученики других классов …

Для разработки проекта использованы изображения с сайтов:

http://www.preobrinfo.ru/forum/messages/forum13/topic1881/message34560/

http://school.baltinform.ru/p.school_news_item.php?id=19588

http://motivators.ru/node/13923

http://www.publiclibrary.ru/readers/kzd/prazdniki-dobroty.htm

http://www.bryansk032.ru/?newt=2&idn=2554

http://www.liveinternet.ru/users/3480112/post129228955/



Просмотр содержимого документа
«Пословицы и поговорки о совести»

Пословицы и поговорки о совести.

В ком стыд, в том и совесть.

Совесть не сосед, от неё не уйдёшь.

Добрая совесть не боится клеветы.

Чистая совесть не тонет.

Черной совести и кочерга виселицей кажется.

За совесть, за честь – хоть голову снесть.

У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится

Волосом сед, а совести нет.

Когда совесть раздавали, его дома не было.

Где говорят деньги, там молчит совесть.

Стыд – брат совести.

Бородка Минина, а совесть глиняна.

Соблазн велик — и совесть молчит.

Есть слёзы — есть и совесть.

Волосом сед, а совести нет.

Богатый совести не купит, а свою погубит.

Брюхо вытрясло, да и совесть вынесло.

Вес не попова совесть.

Говори по делу, живи по совести.

Добрая совесть любит обличение.

Душа христианская, да совесть-то цыганская.

Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.

Заскорузлой совести не проймешь.

Злая совесть стоит палача.

И в семьдесят лет, да совести нет.

К кафтану совести не пришьешь.

Как ни мудри, а совести не перемудришь.

Менять веру – менять и совесть.

Наперед спросись у совести.

Не за страх, а за совесть.

Нечистая совесть спать не дает.

От соседа уйдешь, от совести не уйдешь.

Перинка совести не замена.

Платье черненько, да совесть беленька.

Деньги потеряешь — можно нажить, а совесть потеряешь — беду узнаешь.

Добрая совесть злому ненавистна.

От человека утаишь, от совести не утаишь.

Совесть без зубов, а загрызет.

Без совести и при большом уме не проживешь.

Знает кошка, чье мясо съела.

Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда.

Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.

Лучше понести на гривну убытка, чем на алтын, два стыда.

Как ни мудри, а совесть не перемудришь.

Жнет, где не сеял, берет, где не клал.



        Концепт "совесть" в русских пословицах и поговорках .

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается национальная история, быт, мировоззрение, как в пословицах.

Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, вера, надежда. Отмечая эмоциональную сторону пословиц, В.И.Даль писал, что пословицы – “ это стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселье, горе и утешение в лицах”.1 Характеризуя эмоциональную сущность пословиц, Н.В.Гоголь говорил о пословицах, что “… в них есть все: издевка, насмешка, попрек, – словом, все шевелящее и задевающее за живое”.2

Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами, ритмикой. Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свои наблюдения.

Большая часть пословиц и поговорок обращена к нравственной сути человека – поискам и определению содержания таких понятий, как добро, зло, жалость, сострадание, честь, совесть. Собранные по темам с привлечением многих вариантов, они удивительно красноречиво и разноголосо свидетельствуют о тех духовных началах, которые регламентировали жизнь каждого человека, начиная с колыбели.

Представление о счастье всегда связывается с нравственной чистотой и душевной гармонией, – и счастливым можно назвать лишь того, кто живет в согласии со своей совестью.

В свете этих слов рассмотрим смысловое наполнение концепта “совесть” в русских пословицах и поговорках.

В “Толковом словаре русского языка” В. Даля читаем: “Совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осужденье каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития”.3

И, проходя в том или ином виде сквозь пословицы и поговорки русского народа, сопутствуя темам чести, верности, любви, веры, тема человеческой совести передает многовековые итоги осмысления народом понятия совести как чувства нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Ценность пословиц о совести, причина их большой популярности в народе, прежде всего, объясняется их глубоким содержанием, мудростью выраженных в них идей.

Мудрая народная мысль подмечает: если в человеке развито чувство совести, настоящей, неподкупной, никто другой не вызовет его на суд, более беспощадный. То, что можно утаить от других, от совести не утаишь. То, что может быть прощено снисходительными людьми, перед лицом собственной совести не находит оправдания. Воистину: “Злая совесть стоит палача”. Жить с такой совестью не просто, она не даст словчить, солгать, пристальными глазами она следит за человеком, заставляя искренне раскаиваться в совершенном.

Вместе с тем совесть, которую человек подлаживает под себя, удобна. Можно на что-то закрыть глаза, где-то пойти на компромисс. Народ по этому поводу замечает: “У тебя совесть что розвальни: садись да катись”. Жить с такой совестью просто, но наказание за это неизбежно. “С его совестью жить хорошо, да умирать плохо”,- гласит народная молва, утверждая, что человек, проживший жизнь безнравственно, не вызывающий себя на суд собственной совести, беззащитен перед судом Божьим.

Совесть в народном понимании – основополагающее в человеческом характере. Совесть, стыд, честь – вместе взятые понятия, они определяют линию поведения человека (“В ком стыд, в том и совесть”, “За совесть да за честь – хоть голову снесть”). “Добрая совесть, – утверждает народ, – глаз Божий”, – давая понять, что в развитом чувстве совести народ усматривает в человеке присутствие Божественного. Напротив, людей бессовестных, беззастенчивых народ отличает, лишая их этого начала: “У него совесть в голике”.

Совесть – понятие духовное, абсолютно независимое от социального положения человека, его материальных возможностей. И в облике жалкого бедняка народ способен рассматривать личность совестливую, высоконравственную. “Рубаха черна, да совесть бела”, – гласит одна пословица. “Хоть мошна пуста, да совесть чиста”, – в тон ей подхватывает другая.

Таким образом, народное сознание глубоко уверовало: совесть – основополагающее в человеческой душе. Нет совести – нет человека: “Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука”.

Семантизации пословиц и поговорок в современном русском языке во многом помогает их этимологический анализ. Он позволяет установить связь пословицы и поговорки с реальной жизнью русского народа. “У него ни на полушку совести нет”, – говорим мы о человеке, “не отдающем себе отчета в делах своих; неправдивом, криводушном”. Здесь необходимо толкование слова “полушка”. В “Толковом словаре русского языка” С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой читаем: Полушка – в старину: мелкая медная монета в четверть копейки. /За морем телушка – полушка, да рубль перевозу (пословица)/ В современной разговорной речи слово “полушка” заменяется словом “грамм” (“У этого человека нет ни грамма совести”).

Выражение “У него совесть в голике” также требует объяснения. Так, в речи школьников это слово практически не употребляется, хотя и не является архаизмом. В словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой значение слова раскрывается в кратком определении: “Голик – (разг.). Веник из сухих прутьев”. Подобное же толкование встречаем и в словаре В. И. Даля: “Голый веник – без листвы, голик”. Следовательно, в пословице “У него совесть в голике” смысл выражен метафорически (неспособность терпеть муки совести вследствие дурного поступка или стыдиться, сознавать свою вину, раскаиваться).

Другой пример. В основе известной пословицы “Твоя совесть, как лихая болесть” лежит сравнение. И такое сравнение не случайно. Так, у Даля, “болесть”, “боля” – боль, хворь, хиль, немочь, недуг, нездоровье. (В нашей волости лихие болести – много зла). И если душа человека не способна трудиться, то это нравственная болезнь, и она способна принести много зла.

По своей композиции большинство пословиц являются двучленными. Эта двучленность подчеркивается их определенной интонационно – ритмической организацией. Обе части пословицы, отделенные друг от друга паузой, нередко произносятся с аналогичной или близкой интонацией. И эта интонационная повторяемость частей создает определенную ритмичность. Например: “Хоть мошна пуста, да совесть чиста”. (Мошна, мошня – кошель, сумка, киса, мешочек денежный на вздержке или с завязкою. “Чужая мошна что чужая совесть”)1. В старину мошной называли мешочек для хранения денег и неодобрительно отзывались о том, кто накапливал и получал много денег – “набивал мошну”. В этой пословице мы находим осмысление народом своего социального положения, экономического неравенства людей, вместе с тем она обращена к нравственной сути человека. К сожалению, честный, добросовестный труд, к которому призывают пословицы и поговорки, часто не приносил желаемого. Поэтому нередко были “портной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без дверей”. Подчеркивая трудность и сложность жизни, пословица “Хоть мошна пуста, да совесть чиста” утверждает возможность жизненного счастья.

Очень часто, преувеличивая опасность, видя опасность там, где ее нет, мы произносим: “У страха глаза велики”. И как хорошо нужно было знать человеческую душу, чтобы создать пословицу “Черной совести и кочерга виселицей кажется”. Эта пословица о совести, как, впрочем, и многие другие, отличается нарочито ироническим содержанием. Усилению впечатления способствует гипербола, в результате возникает фантастическая, невероятная картина: кочерга кажется виселицей. “Черная совесть” – совесть преступная, злостная, принадлежащая человеку, который пошел на сделку с собственной совестью, т.е. поступил против совести. И участь этого человека незавидная, потому что чувство страха постоянно сопровождает его.

Среди атрибутивных сочетаний, в которых слово “совесть” выполняет роль опорного компонента, интерес представляет сочетание: “цыганская совесть”, “заскорузлая совесть”. Пословица “Душа христианская, да совесть–то цыганская” строится на противопоставлении, антитезе и имеет форму поучительного наглядного противопоставления христианской души и цыганской совести. Определение “цыганская”, вероятно, прямого отношения к национальному характеру, образу жизни, культуре, истории этой полукочевой этнической группы не имеет, а в словаре В. И. Даля дается следующее толкование слова “цыган” – обманщик, плут, барышник, перекупщик, обидный насмешник.

Другое сочетание “заскорузлая совесть” встречаем в пословице “Заскорузлой совести не проймешь”. Действительно, пронять, т.е. сильно подействовать на людей с неразвитой, закоснелой совестью невозможно. И хотя совесть, как душа, “обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь”, у кого-то она “в рукавичках ходит” (“У него совесть в рукавичках ходит”), т.е. пребывает в праздности.

Д. С. Лихачев в “Письмах о добром и прекрасном” писал: “Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть1 Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2002, с.477.

“грызет”. Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Действительно, совесть у человека либо есть, либо ее нет, и об этом свидетельствуют постоянные эпитеты – “добрая” совесть, “черная” совесть.

Во многих пословицах народом использовались сравнения, которые делают ярче и выразительней их смысл. Человек с чистой, незапятнанной совестью подобен “глазу божьему” (“Добрая совесть – глаз божий”), он может нести ответственность за других людей (“Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука”). Если совесть не чиста, она и “дырявое решето”, и “лихая болесть” (“У него совесть – дырявое решето”, “Твоя совесть, как лихая болесть (всяк ее бегает)”), и розвальни (“У тебя совесть, что розвальни…”).

“Метаморфозы” совести, разные ее свойства, состояние передаются с помощью слов разных частей речи и разной семантики. Богатая народная речь представлена как именными, так и глагольными конструкциями. Среди именных наиболее частотны атрибутивные сочетания, в которых слово выполняет роль опорного компонента; такие сочетания описывают, какую совесть изображает пословица или поговорка: совесть заскорузлая, цыганская, черная, глиняна (“Душа христианская, да совесть-то цыганская”, “Черной совести и кочерга виселицей кажется”, “Бородка Минина, а совесть, глиняна”); добрая, беленькая (бела) (“Добрая совесть злому ненавистна”, “Платье черненько, да совесть беленька”, “Рубаха черна, да совесть бела”).

Образность пословиц и поговорок о совести создается посредством метафор.

Это уже метафоричность внутренняя. Отвлеченное понятие (“совесть”) приобретает свойство живых существ: так, например, “злая совесть” может загрызть, у другого “совесть в рукавичках ходит”, “совесть с молоточком: и постукивает и наслушивает”; об отсутствии у человека совести можно сказать: “У него совесть еще в прошлом году в бутылке задохлась”, а коли “совесть черна”, то ей “и кочерга виселицей кажется”. Такие пословицы обладают внутренней иносказательностью. Отвлеченное понятие совести посредством метафор превращается в зримый образ, понятный всем и эмоционально окрашенный: “Добрая совесть не боится клевет”, “Добрая совесть любит обличение”.

Часть пословиц о совести представляет собой прямые сентенции (нравоучительные изречения), благие пожелания, правильные советы: “Как ни мудри, а совести не перемудришь”, “Без совести веку не изживешь”, “За совесть да за честь хоть голову снесть”.

В последних предложениях, всегда очень кратких и художественно отшлифованных, нет ни одного лишнего слова, так как все они важны и глубоко значимы, мысли и суждения выражены в них ясно и логично. Это достигается не только краткостью, но и стройностью их композиции, совпадающей с их синтаксическим построением. Пословица обычно делится на две взаимно связанные части, относящиеся друг к другу как определяемое и определяющее. Первая ее половина – подлежащее (определяемое), вторая – сказуемое (определяющее), например: “У него совесть – дырявое решето”, “Совесть спать не дает”, “Добрая совесть не боится клевет”. Обе части пословиц в целях выразительности нередко разделяются паузами. Предложения в пословицах могут быть самых разных синтаксических типов. Распространены обобщенно – личные предложения (“Заскорузлой совести не проймешь”), сравнительные (“У него совесть – что розвальни”) и построенные в виде противопоставления (“Волосом сед, а совести нет”).

Поговорки интонационно, как правило, не делятся на части; среди пословиц большинство двухчастных, но немало трехчастных. Например:

Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука.

Известный композиционный прием (синтаксический параллелизм) в таких пословицах поддерживает четкость и ясность синтаксического членения.

Художественность пословиц выражается не только в образности, но и в музыкальных созвучиях, в ритмичности. Если обе половины пословицы состоят из одинакового количества ударных и безударных слогов, то она становится ритмичной, например: “Рубаха черна, да совесть бела” (по 5 слогов, по 2 ударения).

В пословицах встречаются и звуковые повторы – аллитерации (повторение согласных) и ассонансы (повторение гласных), которые придают им музыкальность, симметричность построения: например: “Бородка Минина, а совесть глиняна”, “Черной совести и кочерга виселицей кажется”.

В. И. Даль писал: “Простой народ упорнее хранит и сберегает исконный быт свой… Ни чужие языки, ни грамматические умствования не сбивают его с толку, и он говорит верно, правильно, метко и красно, сам того не зная. Выскажу убеждение свое прямо: словесная речь человека – это дар божий, откровение: доколе человек живет в простоте душевной, она проста, пряма и слагается только в пору первобытной простоты речи и, как отрасли, близкие к корню, стоят нашего изучения и памяти”. Действительно, они стоят нашего изучения и памяти, эти “золотые крупицы народной жизни, борьбы и традиций бесчисленных поколений”.




Просмотр содержимого документа
«Приметы, причуды о чести и совести»

Приметы, причуды. О чести, совести.

Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет. (Человек, приметы, причуды, Человек, О чести, совести, стыде и бесстыдстве, Совесть)

Стыдно сказать, а грех утаить. (Правда-кривда, Правда, неправда, ложь, Совесть)

Волосом сед, а совести нет. (Молодость, старость, О молодости и старости, Человек, его качества, Совесть)

Платье черненько, да совесть беленька. (Сущность, наружность, Добро и зло, Совесть, Платье, О внутренней сущности и наружности)

Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет. (Человек, Совесть)

Как ни мудри, а совести не перемудришь. (Человек, Совесть)

За совесть да за честь - хоть голову снесть. (Человек, Совесть, Честь)

У него ни на полушку совести нет. (Человек, Совесть)

Стыд под каблук, а совесть под подошву. (Человек, Совесть)

Без стыда лица не износишь. (Человек, Бесстыжий, Совесть)

У него совесть в рукавичках ходит. (Человек, О чести, совести, стыде и бесстыдстве, Совесть)

Ни бога не боится, ни людей не стыдится. (Человек, Совесть)

Когда совесть раздавали, его дома не было. (Добро и зло, Совесть)

У него стыда - что волос на камне. (Добро и зло, Совесть, Стыд)

Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь. (Добро и зло, Совесть)

Совесть - глаз народа. (Добро и зло, Совесть)

Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека. (Добро и зло, Совесть)

Без совести и при большом уме не проживешь. (Добро и зло, Совесть)

Нечистая совесть спать не даёт. (Добро и зло, Совесть)

Совесть без зубов, а загрызёт. (Добро и зло, Совесть)

От человека утаишь, а от совести не утаишь. (Добро и зло, Совесть)

Совесть - не повесть: в архив не сдашь. (Добро и зло, Совесть)

Жили, жили, а стыда не нажили. (О рождении, жизни и смерти, Железо, Совесть)

У него совесть - что розвальни: садись да катись. (О чести, совести, стыде и бесстыдстве, Совесть)

Добрая совесть злому ненавистна. (Житейский опыт и наставления, Совесть)

Злая совесть стоит палача. (Житейский опыт и наставления, Совесть)

Совесть без зубов, а грызет. (Житейский опыт и наставления, Совесть)

В ком есть стыд, в том и совесть. (Человек, его качества, Совесть)

Бесстыжих глаз и дым неймет. (Совесть, Стыд)

В ком стыд, в том и совесть. (Совесть)

Глаза - мера, душа - вера, совесть - порука. (Совесть)

Добрая совесть любит обличение. (Совесть, Обличать)

Добрая совесть не боится клеветы. (Совесть)

Есть совесть - есть и стыд. (Совесть)

Лучше на гривну убытку, чем на алтын стыда. (Совесть)

Людской стыд - смех, а свой - смерть. (Совесть)

Они стыд за углом делили да за углом и схоронили. (Совесть)

С совестью не разминуться. (Совесть)

Славен молодец из конца в конец, да все стыдобушкой. (Совесть)

Совесть спать не дает. (Совесть)

Стыд не дым, а глаза ест. (Совесть)

Стыд-то есть, да денег нет. (Совесть)

У него совесть - дырявое решето. (Совесть)

Хоть мошна пуста, да совесть чиста. (Совесть)

Чего стыдимся, о том таимся. (Совесть)

Совесть потеряеш - другой не купишь. (Совесть)

У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится. (Совесть)

Хотя на мне платье черно, да моя совесть бела. (Совесть)

Совесть с молоточком: и постукивает, и послушивает. (Совесть)

К кафтану совесть не пришьешь. (Совесть)

Робка совесть, поколе не заглушишь ее. (Совесть)

Надо и совесть знать. (Совесть)

У него совести мешок: что хочешь положь. (Совесть)



Просмотр содержимого документа
«Цитаты»

Цитаты

Совесть исключительно хорошо воспитана и вскоре перестает обращаться к тем, кто не желает ее слушать. Сэмюэл Батлер

Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести. Абу-Ль-Фарадж (Григорий Иоанн Бар-Эбрей)

Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать. Блез Паскаль

Величайшее утешение во всех моих горестях в том и состоит, что никакие враги не властны отнять у меня совесть, а я никогда не стану таким врагом себе, что нанесу ей ущерб. Генри Филдинг

Ничто не делает нас такими трусливыми и бессовестными, как желание быть любимыми другими людьми. Мария-Эбнер Эшенбах

Год назад я был добродетельным человеком. А теперь, когда я столкнулся с нью- йоркскими нравами, совести у меня осталось не больше, чем у миллионера. Марк Твен

Страдание нравственное легче вынести, чем физическое, и, если бы, например, мне дали на выбор больную совесть или больной зуб, я избрал бы первое. Генрих Гейне

Совесть представляет вещи иначе, чем они кажутся; она микроскоп, который увеличивает их для того, чтобы сделать отчетливыми и заметными для наших притупившихся чувств. Она — метафизика сердца. Людвиг Андреас Фейербах

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. Иммануил Кант

Человеку всегда как-то совестно и неловко становится, когда он много наговорит сам. Иван Сергеевич Тургенев

Нравственной личностью человек становится тогда, когда в его душе навсегда поселятся совесть, стыд, ответственность и долг. Эти нравственные качества тесно связаны между собой. Стыд и совесть почти синонимы, и не зря говорится в народе: есть стыд, есть и совесть.


Просмотр содержимого документа
«Притча о Совести»

Притча о Совести

«Случилась эта история в далёкие, далёкие времена. Родилась на свет Совесть. Родилась она в ночной тиши, когда всё живое думает. Думает речка, сверкая в лунном свете, думает небо, усыпанное звёздами, думает травинка, замерши в ночной мгле. Куколка думает, с какими бы пестрыми разводами сотворить ей бабочку. Растения думают о своих прекрасных соцветиях, птицы — о песнях, а звёзды — о будущем. Потому так и тихо ночью. Днём всё шумит и живёт, а ночью всё молчит и думает. Вот в такую-то тихую ночь, когда всё живое думало, и родилась Совесть. Она была прекрасна. В глубине её больших, красивых глаз отражался огонь далёких звёзд. Лунный свет окрасил её лик своим сиянием. А ночь укутала в свои таинственные покровы.

И пошла Совесть к людям. Жилось ей среди них наполовину хорошо, наполовину плохо. И жила она как ночная птица. Ведь днём никто с ней не хотел даже разговаривать. К кому не подойдёт — всяк отмахивается от неё руками и ногами, мол: «Дел невпроворот, кругом работа кипит, время ли с тобой ещё разговаривать!» Но зато ночью, она беспрепятственно заходила и в богатые и в бедные дома. Тихонько дотрагивалась до спящего и тот просыпался. Увидев её, спрашивал:
— Что тебе надо, Совесть?
А она тихонько говорила.
— А что ты сегодня сделал?
— Я? Да ничего такого я не делал…
— А ты подумай.
— А… Ну разве что…
И пока он вспоминал, Совесть уходила к другому. А проснувшейся человек уже не мог заснуть до утра и всё размышлял о том, что он делал днём. И многое, чего он не хотел слышать в шуме дня, слышалось многократным эхом в ночной тишине. И так приходила Совесть к каждому до тех пор, пока на всех людей не напала бессонница.

И решили люди спросить совета у самого премудрого в их провинции Ли-Хан-Дзу, не знает ли он средства от бессонницы. Люди звали Ли-Хан-Дзу премудрым, потому что думали раз у него больше всех денег, больше всех земель, больше всех домов, значит, у него больше всех ума! Но не знали они, что тот, кого они звали «премудрым» ещё больше других страдал от той же болезни бессонницы и не знал, как от неё избавиться. Ведь все кругом были ему должны. И всю жизнь эти люди только и делали, что отрабатывали ему долг. Так мудрый Ли-Хан-Дзу устроил свою жизнь. Как мудрый человек Ли-Хан-Дзу, к примеру, знал, что надо делать, когда кто-нибудь из должников крал у него и попадался. Ли-Хан-Дзу по своей мудрости колотил его, да так усердно, чтобы другим было неповадно. Днём у Ли-Хан-Дзу это выходило очень мудро, так как другие, видя это наказание, боялись его. Но по ночам Ли-Хан-Дзу сам боялся, и за жизнь свою, и за своё богатство. И потому по ночам ему приходили совсем иные мысли, чем днём: «А почему бедняк ворует? Потому что ему есть нечего и зарабатывать на еду некогда. Ведь он весь день только и делает, что мне долг отрабатывает». Ли-Хан-Дзу даже спорил с Совестью, оправдывая свои поступки: «Выходит, меня обворовали, я же и не прав?!» Однако хоть и оправдывался, а заснуть всё равно не мог. И до того его довели эти бессонные ночи, что однажды Ли-Хан-Дзу не вытерпел и, несмотря на свою мудрость, объявил:
— Верну я им все их деньги, все их земли, все их дома!
Но тут уже родня мудрого Ли-Хан-Дзу, услышав это, подняла страшнейший шум и вой, крича людям:
— Это от бессонных ночей на мудрого человека такое безумие напало! А всё «она» виновата — Совесть!
Испугались богатые:
— Если уж на мудрейшего безумие напало, то что же с нами будет?
Испугались и бедные:
— А у нас-то всего меньше всех, значит, и ума меньше. Если на мудрейшего от бессонных ночей безумие нападает, что же с нашим умишкой будет?
Богатые же, видя страх бедных, держали совет меж собой:
— Видите, как Совесть бедных людей пугает. Надо нам хоть за бедных вступиться и от Совести отделаться!

И стали думать, как бы им это дельце провернуть, но ничего придумать не могли. И решили они снарядить посольство к самому мудрейшему во всём Китае А-Пу-О, жившему тогда в Нанкине. Был он такой мудрый и учёный, что за советом к нему приходили правители со всего Китая. Снарядили посольство. Принесли ему щедрые дары, до земли много раз поклонились и изложили свою просьбу, мол, помоги от бессонницы избавиться, которую нам Совесть творит. Выслушал А-Пу-О про такое «народное горе», улыбнулся и сказал:
— Да, можно сделать так, что Совесть даже не будет иметь права к вам приходить! Где же тёмному человеку знать, что он должен делать, чего не должен? Так давайте сочиним законы. Напишем на свитках, что человек должен делать, а чего нет. Мандарины же будут учить законы наизусть. А прочие пусть у них спрашивают: чего можно, чего нельзя. Но вначале, конечно, пусть платят им: ведь не даром же мандарины будут мозги себе законами набивать! А когда Совесть придёт и спросит тёмного человека: «Что ты сегодня делал?», тот ответит: «А то, что полагается делать, что в свитках написано». И все будут спокойно спать.

Обрадовались этому решенью все. И в первую очередь мандарины. Ведь всё-таки легче в книжных значках ковыряться, чем землю обрабатывать. И прочие обрадовались. Ведь им лучше мандарину заплатить, чтобы днём с ним минутку поговорить, чем по ночам с Совестью по душам общаться. И принялись писать законы, что человек должен делать, а чего нет. И написали, а мудрого А-Пу-О за такой ценный совет сделали верховнейшим из мандаринов, дабы он своей мудростью помогал умным людям жить спокойно от Совести.
И зажили люди по законам мандаринов и верховнейшего А-Пу-О. Нужно что сделать, или спор какой зайдёт, идут люди к мандарину и щедро оплатив ему ответ, спрашивают:
— Разворачивай свитки. Кто из нас по ним выходит прав?
Теперь только самые последние бедняки страдали бессонницей, так как у них даже мандарину за совет нечем было заплатить. А прочие, как только ночью к ним приходила Совесть, говорили:
— Что ты ко мне пристала! Я по законам поступал! Как в свитках написано! Я не сам!
Отворачивался от неё на другой бок и засыпал.
Даже премудрый Ли-Хан-Дзу, который больше всех от бессонницы страдал, теперь только посмеивался, когда к нему ночью Совесть приходила: — Ну, здравствуй, красавица! Что теперь скажешь?
А Совесть говорила, глядя на него своими глазами, в которых мерцали звёзды:
— Что же ты, хотел имущество бедным вернуть, а не возвращаешь?!
— А имею ли я на это право?! — насмехался над ней Ли-Хан-Дзу. — Ведь что в свитках написано? «Имущество каждого принадлежит ему и его потомству». Как же я буду чужое имущество расточать, если моё потомство на раздачу не согласно? Выходит я вор, так как у них краду, или сумасшедший, потому что у себя ворую. А в законе сказано: «Вора и сумасшедшего сажать на цепь». Потому оставь меня в покое. Да и тебе советую спать, а не шататься!
Повернулся к ней спиной и сладко заснул.

И повсюду, куда не приходила Совесть, она слышала одно и то же:
— Почём мы знаем?! Как мандарины говорят, так мы и делаем. У них пойди и спрашивай! Мы — по закону.
Пошла Совесть по мандаринам и спрашивает у них:
— Почему меня никто слушать не хочет?
А они смеются в ответ:
— Разве можно, чтобы люди тебя слушались и поступали так, как ты советуешь? А законы на что? Ведь тут для всех тушью на жёлтой бумаге написано! Великая вещь! Недаром А-Пу-О за то, что это выдумал, верховнейшим из мандаринов числится.
Пошла тогда Совесть к верховнейшему мандарину, самому мудрейшему во всём Китае А-Пу-О. Дотронулась до него слегка и стала. Проснулся А-Пу-О, вскочил, увидев Совесть и закричал с перепугу:
— Как ты смеешь ночью без спроса в чужой дом являться? Что в законе написано? «Кто является ночью тайком в чужой дом, того считать за вора и сажать его в тюрьму»!
— Да не воровать я пришла у тебя! — отвечала она. — Я Совесть!
— А по закону ты развратная женщина! Там ясно сказано: «Если женщина является ночью к постороннему мужчине, считать её развратной женщиной и сажать в тюрьму!» Значит, если ты не воровка, то развратница!
— Да какая я развратница?! — удивилась она. — Я Совесть!
Но А-Пу-О вскипел ещё больше от гнева.
— Ах, ты, значит, не развратница и не воровка, а просто не хочешь исполнять законов? В таком случае и на это есть закон: «Кто не хочет исполнять законов, считать того беззаконником и сажать в тюрьму». Эй, слуги! Заколотить эту женщину в колодки и посадить за решетку на веки вечные, как развратницу, подозреваемую в воровстве и уличенную в явном неповиновении законам.
Схватили Советь слуги А-Пу-О, надели на неё колодки и заперли в темнице. С тех пор она уже ни к кому больше не является и никого не беспокоит. Так что даже совсем про неё забыли. Разве что редко когда какой-нибудь человек, недовольный мандаринами, крикнет:
— Совести у вас нету!
Так ему сейчас же бумагу покажут, что Совесть под замком сидит, да ещё ответят:
— Значит, есть, если мы её под замком держим!
И человек смолкает, смотрит на бумажку мандаринов, исписанную чернилами, и видит, что действительно они правы! И живут с тех пор люди без Совести по законам мандаринов и верховнейшего А-Пу-О. А тяжко ли кому от этого или сладко каждый решает сам, когда наступает ночь и всё живое начинает думать».

Отрывок из книги Анастасии Новых «Сэнсэй-IV. Исконный Шамбалы»



Совесть без муки (притча для детей и взрослых)

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.



Слуга совести.

Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:

— Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств — воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», — говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.

— Я рад, — улыбнулся учитель. — Но зачем ты снова пришёл?

— Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.

— Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, — подытожил учитель.



Совесть

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…

На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда!

Думал-думал, как это сделать, и надумал…

- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!

- Нет, - говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

- Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.

Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ – молчание.

Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!

Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…

Зарыдал человек:

- Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:

- Здесь я…

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!

Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.

Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

Автор: Монах Варнава (Санин)

- Ребята, при какой ситуации главный герой услышал голос совести?



Притча о совести.

Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.

— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.

— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:

— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.

— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.

— Почему невыполнимо?

— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.

От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.





Просмотр содержимого презентации
«ОРКСЭ .Презентация»

Легко ли жить  по совести?    МБОУ «СОШ № 42» г. Владимир  Киселёва Татьяна Николаевна

Легко ли жить по совести?

МБОУ «СОШ № 42» г. Владимир

Киселёва Татьяна Николаевна

Знаете ли вы ... Что значит жить по совести? Мешает или помогает совесть человеку? Всегда ли выигрывает тот, кто поступает по совести?

Знаете ли вы ...

Что значит жить

по совести?

Мешает или помогает совесть человеку?

Всегда ли выигрывает тот, кто поступает по совести?

Вы хотите узнать…

Вы хотите узнать…

  • Почему совесть без зубов, но грызёт?
  • Какая совесть бывает чиста?
  • Может ли совесть спать?
  • Есть ли голос у совести?
Составляют вопросы для интервью на тему: « Что такое совесть?» Итоговый продукт: стенгазета.

Составляют вопросы для интервью на тему: « Что такое совесть?»

Итоговый продукт: стенгазета.

Изучают, как раскрывается тема совести в произведениях искусства. Ф.П.Решетников «Опять двойка» Итоговый продукт: презентация с комментариями. Н.Н.Ге «Совесть.Иуда»

Изучают, как раскрывается тема совести в произведениях искусства.

Ф.П.Решетников «Опять двойка»

Итоговый продукт: презентация с комментариями.

Н.Н.Ге «Совесть.Иуда»

Знакомятся с литературными произведениями, где отражена тема совести. Итоговый продукт: устный журнал.

Знакомятся с литературными произведениями, где отражена тема совести.

Итоговый продукт: устный журнал.

Изучают понятия совести, раскрывается в словарях и отвечают на вопрос: «Есть ли слово совесть у других народов?» Итоговый продукт: глоссарий.

Изучают понятия совести, раскрывается в словарях и отвечают на вопрос: «Есть ли слово совесть у других народов?»

Итоговый продукт: глоссарий.

Изучают народные мудрости о совести. Марк Аврелий Демокрит Итоговый продукт: составляют буклет.

Изучают народные мудрости о совести.

Марк Аврелий

Демокрит

Итоговый продукт: составляют буклет.

Исследовательская лаборатория   Объект исследования  Общие характеристики Место обитания  Условия обитания  Роль, польза, применение Сочетаемость Ассоциативный образ Совесть

Исследовательская лаборатория

  • Объект исследования
  • Общие характеристики
  • Место обитания
  • Условия обитания
  • Роль, польза, применение
  • Сочетаемость
  • Ассоциативный образ

Совесть

Итоги исследования

Итоги исследования

Каждая группа на основе подобранного и проработанного материала (пословицы, словарные статьи, рассказы, притчи, художественные произведения) заполняет строки таблицы. Примерное содержание: Объект исследования : совесть. Место обитания : сердце, душа человека. Общие характеристики : имеет голос, может дремать и спать, умеет судить, грызёт без зубов, тревожит, беспокоит; является украшением, может быть чистой и др. Условия обитания : живет там, где её слышат. Сочетаемость : стыд, порядочность., честь. Роль в жизни человека : закон, живущий в нас, наш внутренний судья, внутренний голос и др. Ассоциативный образ : мерило, весы, колокольчик, судья и др.

Каждая группа на основе подобранного и проработанного материала (пословицы, словарные статьи, рассказы, притчи, художественные произведения) заполняет строки таблицы.

Примерное содержание:

Объект исследования : совесть.

Место обитания : сердце, душа человека.

Общие характеристики : имеет голос, может дремать и спать, умеет судить, грызёт без зубов, тревожит, беспокоит; является украшением, может быть чистой и др.

Условия обитания : живет там, где её слышат.

Сочетаемость : стыд, порядочность., честь.

Роль в жизни человека : закон, живущий в нас, наш внутренний судья, внутренний голос и др.

Ассоциативный образ : мерило, весы, колокольчик, судья и др.

Итогом исследования является вывод, сделанный на основе собранных в таблице данных. Дети отвечают на поставленные проблемные вопросы, подтверждая их примерами из своего жизненного опыта . Детям предлагается создать образ совести, основанный на личных впечатлениях. Материалами для этого могут быть бумага и краски, пластилин, нитки и т. п.Все работы презентуются и собираются на одном большом сердце.

Итогом исследования является вывод, сделанный на основе собранных в таблице данных. Дети отвечают на поставленные проблемные вопросы, подтверждая их примерами из своего жизненного опыта .

Детям предлагается создать образ совести, основанный на личных впечатлениях. Материалами для этого могут быть бумага и краски, пластилин, нитки и т. п.Все работы презентуются и собираются на одном большом сердце.

Творческих успехов вам, юные исследователи, в работе!   Сотрудничества и взаимопомощи!

Творческих успехов вам, юные исследователи, в работе!

Сотрудничества и взаимопомощи!

http://www.libr.dp.ua/about/news/2004/Reshetnikov/%D0%9E%D0%BF%D1%8F%D1%82%D1%8C%20%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B0.jpg http://www.libr.dp.ua/about/news/2004/Reshetnikov/%D0%9E%D0%BF%D1%8F%D1%82%D1%8C%20%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B0.jpg http://www.libr.dp.ua/about/news/2004/Reshetnikov/%D0%9E%D0%BF%D1%8F%D1%82%D1%8C%20%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B0.jpg http://s50.radikal.ru/i129/1111/08/23ebb3709343.jpg

http://www.libr.dp.ua/about/news/2004/Reshetnikov/%D0%9E%D0%BF%D1%8F%D1%82%D1%8C%20%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B0.jpg

http://www.libr.dp.ua/about/news/2004/Reshetnikov/%D0%9E%D0%BF%D1%8F%D1%82%D1%8C%20%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B0.jpg

http://www.libr.dp.ua/about/news/2004/Reshetnikov/%D0%9E%D0%BF%D1%8F%D1%82%D1%8C%20%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B0.jpg

http://s50.radikal.ru/i129/1111/08/23ebb3709343.jpg

Просмотр содержимого презентации
«Публикация к проекту»

Ты хочешь научиться жить по совести? Приглашаем всех четвероклассников принять участие в проекте  «Легко ли жить по совести?»   Тогда приходи к нам в лабораторию! И ты узнаешь…  Почему совесть без зубов, но грызёт. Может ли совесть спать. Есть ли у совести голос. Ты хочешь понять: мешает или помогает совесть жить?  Тебе интересно, какая совесть бывает чиста? Или сплю, или грызу Школа - Дата-

Ты хочешь научиться жить по совести?

Приглашаем всех четвероклассников принять участие в проекте «Легко ли жить по совести?»

Тогда приходи к нам в лабораторию!

И ты узнаешь…

Почему совесть без зубов, но грызёт.

Может ли совесть спать.

Есть ли у совести голос.

Ты хочешь понять: мешает или помогает совесть жить?

Тебе

интересно, какая совесть бывает чиста?

Или сплю, или грызу

Школа - Дата-


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Легко ли жить по совести? Проект.

Автор: Киселева Татьяна Николаевна

Дата: 15.01.2015

Номер свидетельства: 155996

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(25) "Мой Президент"
    ["seo_title"] => string(15) "moi_priezidient"
    ["file_id"] => string(6) "428185"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1505401387"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства