"Легендарный батыр Карасай" разработка урока по познанию мира 4 класс
"Легендарный батыр Карасай" разработка урока по познанию мира 4 класс
Конспект урока по познанию мира составлен в соответствии с Государственным стандартом Республики Казахстан с учетом нового подхода обучения. На уроке используется групповая работа. Используются элементы критического мышления, как перекрестный опрос, синквейн. Выполняется критериальное оценивание учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Легендарный батыр Карасай" разработка урока по познанию мира 4 класс»
Краткосрочный план на серию последовательных уроков по разделу «Общество»
Урок №13
Предмет:
Познание мира
4 класс
Тема урока:
Легендарный батыр Карасай
Цели урока:
Формирование знаний у учащихся об исторических событиях казахского народа в борьбе с жонгарскими завоевателями.
Задачи:
Развивать умение работать в группах, анализировать предложенный
материал, пересказывать его, выбирая основное; воспитывать казахстанский патриотизм
Результаты обучения:
Определять известное и новое высказывания; поиск информации в Интернете; основные правила ведения поединка между батырами; исторические события борьбы казахского народа с жонгарскими завоевателями
Ключевые идеи:
Формирование знаний у учащихся об исторических событиях казахского народа в борьбе с жонгарскими завоевателями будет осуществляться на основе взаимодействия «ученик-ученик», работа по критическому мышлению, через организацию обучения в парах, группах, исследовательской беседы, саморегуляции, организации работы по самооценке и взаимооценке, рефлексии.
Задания:
Задание 1. 5мин
Определение темы урока. Запись ассоциаций со словом «батыр» (критическое мышление)
Задание 2. 8мин
Составление анимационного сюжета вооружения батыра
Задание 3. 2 мин
Оценивание ответов по критериям
Задание 4. 5 мин
Поиск ключевых слов в тексте. Взамооценка
Задание 5. 5мин
Перекрестный опрос. Взаимооценка
Задание 6. 10 мин
Работа с таблицей «Известное. Новое»
Задание 7. 5мин
Рефлексия. Составление синквейна
Источники:
Руководство для учителя
Записи учителя по занятию: учитель консультирует в затруднительных ситуациях, проверяет выполненные задания друг друга, используя выведенные на доску правильные ответы и критерии оценки, учащиеся работают в группах, помогают друг другу
Организационный момент
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть ясным будет ум у вас,
А сердце добрым будет.
Психологический настрой на урок.
Учащимся предлагается выбрать фигуры, по которым зачитывается характеристика человека.
Сообщение темы и цели урока
- Прочитайте стихотворение, обратите внимание на начало каждой строки:
Было это давно,
А память народа хранит
Тысячи имен, тех кто
Родину защитил.
- Какое слово получилось? О чем пойдет речь на нашем уроке?
- Запишите ассоциации к слову «батыр» (дети зачитывают, по желанию, записанные ассоциации: воин, солдат, силач, герой и т.д.).
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с подвигами казахского народа в борьбе с жонгарскими завоевателями. Ранее мы говорили о том, что первая половина 18 века была тяжелым и сложным периодом в истории казахов. Жонгарское ханство, возникшее в Западной части нынешнего Китая, постоянно нападало на казахские земли. Также мы читали о том, какие батыры отличились в этой затяжной народной войне.
- Обратите на эпиграф нашего урока:
«Нынешний независимый Казахстан появился не вдруг и не на пустом месте; во имя его свободы миллионы людей проливали кровь, отдавали жизни, вынесли неисчислимые беды и лишения. каждый гражданин нашей страны обязан всей душой осознать свою грандиозную историческую ответственность в сохранении единства нашей земли, нашего народа, в сбережении межнационального мира и согласия».
- Это слова президента нашего государства Н.А.Назарбаева
- Да, и сегодня мы будем говорить о легендарном казахском батыре Карасае.
4. - А сейчас я предлагаю составить небольшой анимационный сюжет о том, как мог выглядеть батыр в то время.
- Прочитайте полученное вами на листочке описание вооружения казахского воина, угадайте его и слепите. Вооружите воина на рисунке.
Индивидуальное оружие воина состояло из кольчуги, сабли – клыш, копья, боевого ножа, секиры – ай-болта, камчи – плетки, курыка – орудия для ловли лошадей и противника, дубины – сойлы
1 группа – имел форму полумесяца размером 17х15 см, толщина 1-2 см. применялся в ближнем бою. (Боевой топорик – ай-болта)
2 группа –– индивидуальное оружие воина. Длина его 90 см, ширина 3-4 см, клинок 74см, клинок обоюдоострый. Иногда верх клинка 15-20 см делали заметно шире и тяжелее. (сабля – клыш)
3 группа - изготавливался из меди. Изнутри он выстилался толстым слоем войлока до 2 см. Войлок катали прямо в нем, что делало его плотным как дерево. На нос воина опускалась медная пластина – стрелка.(шлем воина)
4 группа – были только круглой формы, из кожи и меди. Диаметр его составлял 70 см, толщина его была 2-3 см. на лицевой стороне прикрепляли по 4 металлических шишака до 3 см высотой и толщиной не менее 2 см.(щиты казахских воинов)
5 группа - у каждого воина находились за плечами. Использование их требовало большой сноровки. Дальность полета составляла до 200 м. (лук и стрелы)
Каждая группа представляет свое вооружение, защищает ответ, прикрепляет оружие воину
- В историю Казахстана вошли имена батыров, самых отважных воинов, прославивших себя на поле боя и мирной жизни. Один из них был батыр Карасай.
- Для того, чтобы продолжить работу, вы должны прочитать внимательно текст в течение 3-5 минут. По ходу чтения текста можете отмечать ключевые слова.
1 этап. Поиск и запись в тетрадь 7 ключевых слов:
Батыр
Карасай
битва
Тобол
Есим Хан
Докир
Олых
Проверка совпадений, занесение + в МПМ, если 1 совпадение
2 этап. Перекрестный опрос по теме «Легендарный батыр Карасай»
Кто в 1615 году руководил битвой у Тобола? (Есим хан)
Сколько лет было в то время батыру Карасаю? (17 лет)
Что сказал Карасай Есим хану, когда пленил двух жонгарских предводителей? (Любой, кто посягнет на казахскую землю, кто выступит против казахов, будет стоять перед ханом, склонив голову до земли)
Что сделал Есим хан в ответ на слова Карасая? (Он благословил его и был им доволен)
Что может случиться с любым воином в рукопашном бою? Какие слова это подтверждают? (Могут быть разные неожиданности, это подтверждают слова «одному батыру достаточно одной стрелы»)
Случалось ли Карасаю быть на волоске от смерти? (Да, и не один раз)
Как проявил себя Карасай в битве на Тоболе?(От руки Карасая погибло много вражеских воинов)
Что решили сделать жонгары, не сумев остановить Карасая силой? (Они решили пойти на хитрость)
Что в этой связи предпринял жонгарский батыр Докир? (подкрался сзади, накинул на Карасая петлю и сбросил с коня)
Кто заметил действия батыра Докира? (Стрелок Жаксыгул)
Кого сразил меткой стрелой Жаксыгул? (коня Докира)
Как защищался Карасай? (скинул с себя петлю, схватил Докира за горло)
Чем был охвачен Карасай, побывав во вражеской западне? (Яростью и жаждой мести)
Когда он был зол, он допускал ошибки? (Да)
Как звали огромного жонгарского батыра, сметавшего казахских воинов на своем пути? (Этого сильного воина звали Олых)
Чем прославился батыр Олых? (он выиграл немало поединков и сражений)
Состоялась ли битва между Олыхом и Карасаем?
Удалось ли жонгарскому батыру победить Карасая? (Нет, не удалось. Карасай был сильнее)
этап. Работа с таблицей «Известное, Новое»
- Следующий этап нашего урока – работа с таблицей «ИН». Вы записываете в каждую графу слова, которые на ваш взгляд являются либо известными, либо новыми. За более 60% совпадений с моими словами вы получаете +. Первая пара будет проверять только «Известное», 2 пара - «Новое»
Текст:
Много легенд сложено народом о Карасай батыре. Карасай Алтынай-улы родился в 1598 году в Жетысу. Карасай батыр - потомок простого рода шапрашты 36 поколения, богатырского телосложения, сильный, отважный, храбрый воин, Карасай уже в 17 лет был удостоен чести быть знаменосцем казахского войска. Отец его Алтынай был провидцем. Говорят, однажды он предсказал голодную зиму, возможность джута. Однако хан не поверил ему. Юноша Карасай, по совету отца, угнал весь свой скот в прибалхашские степи, богатые тугайные низовья рек Или, Каратал. Зима действительно оказалась страшной. Во время джута погиб почти весь имевшийся у людей скот. Карасай же весной пригнал свои многочисленные стада с приплодом и предстал перед обрадованным отцом. Хан «кусал локти», да делать нечего. Мудрый Алтынай сказал сыну: «Нельзя оставлять людей в беде. Садись-ка, сын мой, на своего коня и проедь три раза через стада овец, косяки лошадей и верблюдов. По правую сторону будет наше, по другую - хана, а среднюю часть отдай сородичам». Все произошло опять так, как сказал отец, и семья Алтыная не осталась в накладе...
Как известно, казахи - кочевой народ. Чтобы прокормить несметные стада скота и тысячные табуны лошадей, им приходилось иногда надолго оставлять обжитые места. И вот, как-то казахи ушли на запад, к Азову. Возвращаются - на их земле обосновались калмыки. Ясно, что мирно не уйдут. Кликнул казахский хан клич: «Кто из батыров отважится первым войти в калмыцкую орду?» Пока все раздумывали, ринулся беркутом 17-летний Карасай на своем вороном тулпаре к врагу. Калмыки опешили, увидев мчащегося к ним тулпара без всадника. Разинув рты, они ожидали, что же будет. Прилипнувший к брюху быстроногого тулпара Карасай, подлетев к шатру со знаменем, выдернул его с древком и понесся дальше. Ахнув, калмыки погнались за ним. Завязалась битва. Немало калмыцких воинов нашли смерть от крепкого меча Карасая. Тут казахи с кличем «Карасай» кинулись на помощь. Казахи гнали врага до самых Джунгарских ворот и освободили свою землю.
Легендарный батыр Карасай был известен не только в казахской степи, но и далеко за её пределами. Не раз приходил он на помощь киргизскому народу. Джунгары, китайцы дрожали при упоминании его имени. Хан Есим присвоил Карасаю титул «Казахский Карасай батыр»
Искрометный акын Суюнбай, учитель Жамбыла, сравнил батыра Карасая со «снежной лавиной, падающей на врага».
Известное
Новое
степи
провидец
тугайные низовья
джут
реки Или, Каратал
калмыки
казахи
титул
кочевой народ
Суюнбай
акын
род
всадник
снежная лавина
этап. - Напишите синквейн к слову «батыр».
Творческое задание. Написать эссе на тему «В чем проявлялась колоссальная сила батыра?» - 5 мин. Кто написал в МПМ +, не написал -.
- Наш урок подошел к концу, мы благодарим всех за внимание.
8.Домашнее задание, дополнить эссе, найти толкование новых слов (3 графы).
Критерии:
1
2
3
4
5
Вооружение воина
Ключевые слова
Перекрестный опрос
Известное- Новое
С А М О А Н А Л И З У Р О К А
Тема урока: «Легендарный батыр Карасай». Класс 4-В
Тип урока: Урок – обобщение.
Дата проведения 14.04.2014 года
1. Тема ицель урока были определены учащимися.
2. На уроке были организованы действия учащихся по принятию цели урока. В начале урока была создана ситуация успеха. Был предложен план работы и организована ситуация.
3.Соответствие содержания учебного материала. Методы обучения обеспечили: а) мотивацию деятельности;
б) сотрудничество учителя и учащихся;
в) контроль и самоконтроль.
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса посредством группового уровневого задания, поощрения учащихся в ходе выполнения индивидуальной работы. Были подготовлены групповые задания в соответствии с познавательными возможностями детей. Метод беседы позволил вести диалог между детьми через учителя и друг с другом в процессе фронтальной и групповой работы. Согласованность моих действий и действий учащихся проявлялась при обсуждении ответов на задания проблемно-познавательного характера. Программированный контроль (групповые задания) дали возможность проверить уровень усвоения материала каждым учеником.
4. Содержание учебного материала в основном отработано учащимися. Во время проведения коррекционной работы целесообразно остановиться на не отработанных вопросах, провести оценку степени усвоения учебного материала отдельными учащимися, это было в полном объеме сделано методом беседы и практическим методом. Использование групповых карточек позволило организовать практическую работу в соответствии с уровнем способностей учащихся. Используемые методы обучения позволяют реализовать все цели урока.
5. Формы познавательной деятельности обеспечили: а) сотрудничество учителя и учащихся; б) включение каждого ученика в деятельность по достижению цели. В ходе урока использовалась фронтальная, индивидуальная. групповая и парная форма. Была оказывана помощь в ходе организации практической работы. Каждый ученик выполнил самостоятельную работу в основном в соответствии с уровнем развития способностей и уровнем притязаний.
6. Метод беседы предполагал фронтальную работу, парную и групповую уровневую работу, выполнение индивидуальных заданий - индивидуальную форму. В результате все учащиеся принимали участие в уроке. Ученики успешно освоили содержание материала.
7. Учащиеся в основном выполнили самостоятельную работу в соответствии с уровнем. Учащиеся с удовольствием работали на уроке. Четкая организация урока способствовала развитию навыка научной организации труда. Все учащиеся, в основном, работают на уровне, соответствующем уровню развития способностей.