Знакомство с первым произведением | Познакомить и проанализировать с учащимися произведение | Словесные (чтение произведения и беседа) (Самостоятельное чтение, Чтение вслух учащимся) | - Толстой говорил: «Говорить и делать правду нужно всегда, даже в самых пустых делах не позволять лжи». - Как вы понимаете его слова? - Согласны ли вы с Толстым? - О чём же мы будем говорить? Показ портрета на слайде. Кратко о нём. - Лев Николаевич Толстой – Великий русский писатель. Очень образованный человек. Был миролюбивым человеком, основная его идея жизни заключалась в том, что злу надо противостоять, но не насилием, а печатным слогом и добрым делом. Откройте учебник на стр 99. - Какую тему мы будем изучать? Как вы её понимаете? - Как вы думаете, о чем рассказ? Почему так называется? -А теперь мы проверим, насколько мы были правы, — прочитаем рассказ Толстого «Лгун». Чтение рассказа. Беседа по рассказу - О ком говорится в рассказе? - Как вы думаете, зачем мальчик обманывал? - Кто-нибудь смеялся над его шутками? - Почему мужикам не было смешно? -Как вам кажется, это была хорошая шутка? Почему? - К чему в результате привело такое поведение мальчика? - Почему мужики не прибежали на помощь, когда волк напал на овец? - Что бы вы могли посоветовать этому мальчику, если бы встретили его? - Есть хорошая русская пословица: «Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят». Подходит ли она к этому рассказу? - О чём мы задумались, прочитав рассказ? Физкультминутка. Потрудились - отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Слушают слова Л.Н. Толстого. Ответы детей на вопросы. - Нельзя лгать, нужно всегда говорить правду. - Да - О лжи и правде. - Короток век у лжи. - В рассказе говориться о мальчике, который всё время лгал. - о мальчике, пастухе - Он хотел пошутить над мужиками. - Нет - Им пришлось бросить свою работу и бежать мальчику на выручку, они боялись, волновались за пастушка, ведь волк мог напасть и на него тоже, не только на овец. - Нет. Он поступил плохо. - На стадо напал волк и съел овец. - Они не поверили мальчику. - Да, она подходит к этому рассказу. - Ответ детей. | Ф | Учебник, экран, презентация (сл. слайд) |
Знакомство со вторым произведением | Познакомить и проанализировать с учащимися произведение | Словесные (чтение произведения и беседа) Практические (Самостоятельное чтение, Чтение вслух) | - Я вам предлагаю прочитать произведение. И после вы мне скажете, чем они похожи. Откройте учебник на стр 101 Прочитайте название произведения. Кто автор? Показ портрета. Несколько слов. - Произведения Валентины Осеевой – это истории о людях и животных, о событиях, которые происходят в жизни друзей, соседей, одноклассников. Как поступить правильно в той или иной ситуации, и как жить по совести? Об этом и многом другом расскажут книги замечательной советской писательницы и педагога Валентины Александровны Осеевой. - Произведения какого жанра Осеева пишет? - Как вы думаете, о чем он? - Давайте прочитаем этот рассказ. Чтение рассказа. (чтение по цепочке) Беседа по рассказу - О ком говорится в рассказе? - Куда ходили мальчики? Зачем они туда пошли? - Почему они боялись идти домой? - Что решил сказать родителям первый мальчик? - А что решил сказать второй мальчик? - А третий мальчик что решил сказать? - Поругал ли отец первого мальчика? Почему? Как отец узнал, что он ему солгал? - А что случилось со вторым мальчиком? Как мама узнала правду? - А почему тётя третьего мальчика не ругала мальчика? - Как бы вы поступили на месте детей? - О чём мы задумались, прочитав рассказ? Задание «Ладошка» - Найдите задание после рассказа Осеевой. - Назовите главную мысль рассказа. Найдите строчки из текста. - Кто из детей прав? - Так чем же похожи эти два рассказа? - Теперь посмотрите ниже рассказа Осеевой есть задание, давайте его выполним. - Это задание вы будете делать в парах. - Что вам нужно сделать? Прочитайте пословицы и объясните, как вы их понимаете. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Где много слов, там мало дел. Сколько верёвочке ни виться, а конец будет. Правда что шило – в мешке не утаишь. - А что такое шило? Шило – это инструмент для прокалывания отверстий в виде заострённой спицы с рукояткой. (сл. слайд) - Опасен ли этот инструмент? - Шило делает дырочку и правда вылезет из неё. Всё тайное становиться явным. Давай же ответим на вопрос: Почему тема урока называется «Короток век у лжи» (всё тайное становится явным) | Открывают … и читают название произведения. - Валентина Осеева - рассказы - О трёх мальчиках. - В лес. Они ходили за грибами и ягодами. - Они боялись родителей, так как они загулялись до вечера в лесу, и они знали, что родители их поругают. - Он решил сказать, что на него напал волк. - Он решил сказать, что он встретил дедушку. - Он решил сказать правду. - Да, потому что он сказал не правду. Сторож сказал, что в лесу нет волков. - Его отругала мама за ложь. Дедушка пришёл в гости к ним и сказал, что они не встречались. - Он сказал правду. - Ответы детей - О том, что врать плохо. Ведь, лучше сказать правду, чем быть наказанным, за то, что сделал и за ложь. - Правду всегда легче сказать, потому что она правда. - Прав третий мальчик. Ответы детей Ответы детей. - Да, опасен Ответы детей | Ф П | Учебник, экран Презентация Слайд … Презентация |
Подведение итогов. Рефлексия | Сформировать личную ответственность за результаты этой деятельности | Словесные | - О каком человеческом качестве заставляет нас задуматься Л.Н. Толстой и В. Осеева? - Какое вам нравится? Почему не нравится ложь? - Что вы выберите для себя? Приём рефлексии: «Рефлексивный экран» Сегодня я узнала… Мне было интересно… Я задумалась над… - Продолжите фразы. - Подводя итог, хочу сказать: Помните, за честное признание, меньше наказание. - Спасибо за урок, до свидания. | - О честности и лжи Ответы детей. - До свидания | Ф | Экран, презентация (слайд 3) |