Просмотр содержимого документа
«Л.Толстой "Акула"»
Предмет: Литературное чтение
Тема: Л.Н. Толстой «Акула»
Цель: познакомить обучающихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула», его сюжетом, совершенствовать навык осознанного чтения.
Задачи:
Познавательные УУД.
1) способствовать формированию умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения; 2) совершенствование умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, анализировать прочитанное; 3) развивать воссоздающее и творческое воображение.
Личностные УУД.
способствовать воспитанию эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам, чувства сопереживания, сострадания, понимание моральных норм при оценке поступков героев
Коммуникативные УУД.
Создать условия для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном диалоге
Тип урока: урока усвоения новых знаний:
Технология: Развитие критического мышления через чтение и работу с текстом.
Виды работ на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование:
1) авторская выставка книг Л.Н. Толстого; 2) презентация к уроку, видеоролик «Белая акула», компьютер, проектор, экран;
3)карточки в игре «Да-нет-ка»
4)карточки ПЛАН 5) листы для составления характеристики главных героев, 6) рисунок корабликов для рефлексии(каждому ученику).
Ход урока
1.Организационный этап (эмоциональный настрой на урок)
– Ребята, подравняйтесь, настройтесь, пожалуйста, на урок! Давайте поприветствуем гостей, улыбнёмся друг другу, пожелаем друг другу удачи на уроке и отличного настроения! Присаживайтесь!
2. Проверка домашнего задания.
-Давайте вспомним, с жизнью и творчеством какого писателя мы начали знакомиться на прошлом уроке.
- Дома вы читали статью «Детство Л.Н. Толстого» из воспоминаний писателя.
-Проверкой домашнего задания будет игра «Да-нет-ка». На столах у вас лежат карточки с высказываниями, вы внимательно читаете эти высказывания, если вы с ними согласны обводите ответ «Да», если не согласны – «Нет».( Слайд)
Детство Л.Н. Толстого прошло в деревне Светлой Поляне. (Да. Нет.)
В семье было пятеро детей. Четыре брата и младшая сестра.( Да. Нет)
Старшим братом Льва Толстого был Сергей. (Да.Нет.)
В детстве Лев Толстой со своими братьями устраивали игру «пчелиное братство».
( Да.Нет.)
Вместе с братьями Толстой искал зарытую в земле «красную палочку. (Да. Нет).
«Палочка» должна была сделать всех людей счастливыми.( Да.Нет)
(Проверка задания, исправление неверных ответов)
-Оцените свои результаты при помощи смайликов.
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством Л.Н. Толстого, а узнать с каким его произведением мы познакомимся сегодня, вам поможет загадка:
На свете нет зубов острей,
Чем у неё – грозы морей.
И обитатели глубин
Её боятся как один. (Акула)
-Итак, тема нашего урока: Л.Н. Толстой «Акула»
-Какую цель мы перед собой поставим? (слайд)
-Чему мы должны научиться на этом уроке? (Слайд-помощник : Обсуждать( прочитанное)…, Анализировать (поступки героев), Делать выводы по (прочитанному)….
4.Актуализация знаний.
- Ребята, а что вы знаете об акуле?
- Прежде чем начать знакомиться с произведением «Акула» я предлагаю вам посмотреть небольшое видео об этой хищнице (просмотр видеоролика)
5.Первичное усвоение новых знаний.Первичная проверка понимания
а) Прогнозирование по названию
-Как вам кажется, о чем пойдет речь в этом произведении?(2-3 высказывания)
-Давайте проверим ваши предположения.
б) Первичное знакомство с текстом. Прием «Чтение с остановками»
-В этом рассказе вам встретятся незнакомые слова и высказывания. Прежде чем мы будем знакомиться с текстом давайте узнаем, что они обозначают.(Слайды)
Африка- самый жаркий материк на Земле.
Сахара – пустыня в Африке.
Бочонок над якорем – как поплавок, указывает, где находиться якорь.
Артиллерист – военнослужащий, хорошо владеющий стрельбой из пушек, минометов.
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.
Хобот пушки – задняя, упирающаяся в землю часть пушки.
(Чтение произведения учителем до слов «Акула плыла прямо на мальчиков»)
- Попробуем предположить, что будет дальше? (1-2 чел.)
(Чтение до слов «закрыл лицо руками»)
-Как вам кажется, что могло произойти после выстрела?
в) Проверка первичных предположений.
-Ребята, чьи предположения о произведении были верными? Какие чувства вы испытали, прослушав рассказ? Одинаковые ли были ваши чувства на протяжении всего рассказа?
6.Физкультминутка.
-Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Море волнуется раз»
А) Работа над содержанием текста (Повторное чтение)
-Ребята у вас на столе карточки с планом этого текста,( карточки ПЛАН) но части плана перепутались. Прочитайте внимательно части, найдите название первой части в соответствии с содержанием рассказа.
ПЛАН
Мальчики спасены
Появление морского чудовища
Выстрел
Плавание наперегонки в открытом море
Корабль у берегов Африки
Мальчики увидели акулу
Купание в парусе
Слайды:
Корабль у берегов Африки. ( со слов «Наш корабль… до слов «с пустыни Сахары»)
Купание в парусе (со слов «Перед закатом… до слов «устроили купальню»)
Плавание наперегонки в открытом море ( со слов « На корабле… до слов «Не выдавай! Понатужься!»
Появление морского чудовища ( со слов «Вдруг с палубы… до слов «не дальше двадцати шагов»
Мальчики увидели акулу ( со слов « Мальчики сначала…до слов «в разные стороны»)
Выстрел ( со слов «Визг этот… до слов «застлал нам глаза»)
Мальчики спасены (со слов «Но, когда дым…до слов « привезли их на корабль»)
(Дети читают самостоятельно, делают пометки в тексте)
-Находим 1-ую часть, ставим цифру 1.( Корабль у берегов Африки)
-Прочитайте её самостоятельно. Как автор описывает погоду в этот день.
-Находим 2-ю часть, как она называется?( Купание в парусе)
-Ставим цифру 2, читаем самостоятельно.
-Какое настроение было на корабле?
-Кто нашел 3-ю часть.( Плавание наперегонки в открытом море)
-Почему мальчики решили плавать в открытом море? С кем сравнивает их автор? Как вел себя старый артиллерист?
4-ая часть (Появление морского чудовища)
-Как автор называет акулу? Почему? Как меняется артиллерист, с чем сравнивает его автор? Как матросы решили помочь мальчикам?
5-ая часть (Мальчики увидели акулу)
-Как отреагировали ребята, когда увидели акулу? Почему автор употребил слово «визг», а не «крик»( Визг – это резкий крик, испуганный, короткий)
6-ая часть (Выстрел)
-Как подействовал визг на артиллериста? Прочитайте слова-действия, которые относятся к отцу после того как он услышал визг мальчиков? Какие были его действия?( Быстрые, стремительные) Почему? (Ему надо было спасать мальчиков) Как себя повел артиллерист после выстрела? Почему?
7-ая часть (Мальчики спасены)
-Что привело артиллериста в чувство? Какую картину все увидели?
- На с.153-154 даны иллюстрации к этому рассказу. К каким пунктам плана они подходит?
б) Характеристика героев. Работа в парах.
-Кто главные герои этого рассказа?
-Как вам кажется, почему с героями произошла эта история?
-Давайте попробуем дать характеристику героям рассказа.
-Работать будем в парах. На партах у вас есть карточка «Характеристика героев». Из предложенных слов выберите те, которые подходят героям и подведите их стрелками.
Мальчики
Активные
Ленивые
Беззаботные
Решительный
Хитрый
Подвижные
Озорные
Смелый
Трусливый
Любящий
Ловкие
Мужественный
Злой
Артиллерист
в) Вывод
-Чему учит нас история, описанная в рассказе? (не теряться в разных ситуациях, дорожить близкими, не делать необдуманных поступков, которые могут привести к трагедии)
(Чему учит нас поступок мальчиков? Артиллериста? (если дети испытывают затруднение в ответе на первый вопрос или как пояснение)
8.Итог урока
- Кто является настоящим героем рассказа «Акула». Почему тогда рассказ назван
« Акула»? ( акула- причина по которой артиллерист проявил себя мужественно)
-Ребята, а как по-другому можно было бы назвать этот рассказ?( Поступок отца.,..)
Как вам кажется достигли ли мы цели нашего урока? ( Слайд)
9.Рефлексия
На партах у вас фигурки корабликов.
Оцените свою работу на уроке, закрасьте парус на кораблике: зелёным цветом – я очень доволен своей работой, желтым – работал(а) хорошо, красным – своей работой не доволен.