Урок 31. Рассказы Л.Н. Толстого
Цели урока: ознакомить детей с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; учить составлять план, развивать внимание, логическое мышление, творческие способности; развивать четкую дикцию, совершенствовать технику чтения; воспитывать честность.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Проверка домашнего задания
- Прочитайте свои придуманные рассказы, названием кото
рых является пословица.
III. Речевая разминка
1. Чтение скороговорок-перевертышей.
- Прочитайте скороговороки-перевертыши.
-
Икчущ у яушеч, икшуч у анитещ. (Щетина у чушки, чешуя у щучки.)
-
Акнёноров аноров алинороворп. (Проворонила ворона вороненка.)
2. Чтение с разными интонациями, затем с ускорением.
IV. Введение в тему
1. Знакомство с новым рассказом.
- Сегодня мы прочитаем два новых рассказа Л.Н. Толстого,
обсудим их и попробуем понять, какой важной мыслью
они объединены.
2. Чтение рассказа «Правда всего дороже».
-
Прочитайте рассказ про себя. После чтения:
-
Ваши впечатления от прочитанного? (Дети делятся своими впечатлениями.)
-
Прочитайте вслух выразительно.
-
Прочитаем в лицах.
V. Физкультминутка
VI. Работа над новым материалом. Рассказ «Котенок»
1. Игра «Назови лишнее».
серый, белый, оранжевый, черный (Котенок или щенок не может быть оранжевым.) усы, лапы, хвост, уши
(Слово хвост - один слог.)
2. Первичное чтение рассказа детьми по цепочке.
Параллельно идет словарная работа (подле - около, амбар -
сарай, что было духу - очень быстро.)
3. Беседа по содержанию.
-
Понравился ли вам рассказ?
-
Кто больше всего понравился? Почему?
-
Какой момент рассказа изображен на иллюстрации?
4. Повторное чтение.
VI. Закрепление изученного материала
1. Повторное чтение.
- Прочитайте текст про себя и попробуйте разделить его на
части.
2. Деление текста на части, озаглавливание их.
Получается примерно такой план:
-
У Кати и Васи пропала кошка.
-
Дети нашли котят.
Самый лучший котенок.
-
Дети забыли котенка на дороге.
-
Страшные собаки.
-
Вася спасает котенка.
3. Пересказ по плану.
- Оцените рассказ ваших товарищей.
VIII. Итог урока
-
С какими рассказами познакомились на уроке.
-
Какие качества ценятся в людях?
-
Какой эпизод рассказа «Котенок» вы читали с особым волнением?
Домашнее задание
-
Сделать иллюстрацию к тексту.
Есть ли у вас любимец - котенок или собачка? Опишите его.