Просмотр содержимого документа
«Л.Н.Толстой "Филипок"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Фёдоровская основная школа»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Л.Н.Толстой «Филипок»
Подготовила учитель начальных классов
Смыгина Елена Николаевна
2023г
Тема: Л.Н.Толстой «Филипок»
Тип урока: урок изучения нового материала
Задачи урока:
Познакомить с новыми фактами биографии Л.Н. Толстого;
Познакомить с содержанием рассказа Л. Н. Толстого;
Учить восстанавливать текст произведения по сюжетным рисункам;
Учить определять главную мысль рассказа Л.Н. Толстого.
Работать над навыками осмысленного, правильного чтения.
Учить работать с текстом.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся воспринимать на слух произведение;
Научатся давать характеристику героям;
Научатся соотносить смысл пословицы с текстом;
Научатся давать характеристику героям.
Метапредметные:
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
Определять степень успешности своей работы на уроке.
Личностные:
Умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей,
сочувствовать, сопереживать;
Проявлять интерес к чтению.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в
парах, картинный план для работы в группах, смайлики для рефлексии.
2
1.Определение темы урока
( на доске)
Лев Николаевич «Филипок»
_Ребята, как вы думаете, как фамилия автора?
Вы что-то знаете об этом писателе?
Лев Николаевич Толстой носил титул граф. Это дворянский титул. Он был не бедным человеком, знаменитым писателем. В молодом возрастевоевал, был офицером, имел орден «За храбрость».
(Слайд 1)
Посмотрите на этот портрет Толстого, написанный известным художником И. Репиным. Кого вы видите на портрете? Похож он на богатого человека?
Лев Николаевич Толстой написал огромное количество педагогических статей, которые вошли в полное собрание его сочинений. К практическому участию в деле народного просвещения Лев Николаевич стремился с юношеских лет. Он открыл в родовом имении Ясная Поляна бесплатную школу и вёл в ней уроки. Толстой хотел создать совершенно другую школу - школу, основанную на неслыханном даже для высшего сословия принципе полной свободы учащихся. И это ему сделать удалось. В этой школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками.
_Как называется рассказ, который мы будем читать?
Как думаете, о ком или о чем будет рассказ?
2. Первичное восприятие текста.
(Слайд 2) Словарная работа
Чтение текста(по цепочке учитель +ученики)
Правильно ли вы догадались, о ком текст? Понравился рассказ? Что в нем понравилось?
3. Анализ текста
Давайте определим героев этого текста.
(у детей карточки)
отец
мать
бабушка
дедушка
Жучка и Волчок
мужик
лошадь
баба с ведром
доктор
Прочитайте внимательно, посмотрите, все ли герои встречаются в тексте? Найдите лишних героев, закрасьте эти карточки
Все ли герои названы? Кого не хватает? Правильно, это Филипок и учитель
(Слайд 3) Иллюстрация
Выборочное чтение
Давайте прочитаем, что о каждом герое мы узнали.
Что рассказал Филипок учителю?
Характеристика главных героев
(НА ДОСКЕ ИЛЛЮСТРАЦИЯ)
Парная работа
Теперь вам предстоит дать характеристику героям.
Один ряд – Филипку, другой – учителю.
-Выберите только те качества, которые подходят герою.
любознательный
отзывчивый
целеустремленный
строгий
решительный
умный
хвастливый
злой
маленький
весёлый
взрослый
добрый
ленивый
понимающий
глупый
умный
настойчивый
самостоятельный
Как вы думаете, повезло Филипку с учителем?
Мне тоже повезло с учителями. Они определили дальнейшую мою судьбу на всю жизнь.
(Слайд 4)
Это учитель истории Выменков А.П. и первая учительница Муратова П.С.
Учитель – это не просто профессия. Нашу работу можно назвать служением. Настоящий учитель, как священник, врач или полицейский всегда помнит о своем предназначении. Особенно это касается сельских учителей, которых знает все село. Учитель с давних пор служит примером для жителей. Примером воспитанности, поведения. Учителя всегда уважали. К нему приходили за советом дети, родители, односельчане.
/Сельский учитель/
/И как улыбался, и как говорил,
Какую картину с собой приносил.
Кого по головке погладил рукой.
Какою походкою шёл ты домой-
Ничто не уходит от взора людей.
И это понятно: ты совесть детей!
Правда, в последнее время многие об этом забыли. Наш президент В.В.Путин решил об этом напомнить. Поэтому 2023г объявили Годом педагога и наставника.
Сейчас мы составим с вами синквейн.
Учитель
Добрый, справедливый
Учит, воспитывает, помогает
Мы уважаем своих учителей!
Наставник
Итог урока
Подумайте, для чего Толстой написал нам этот рассказ?