2. Формировать умение самостоятельно читать, осмысливать и анализировать текст; закрепить знание рассказов Л.Н. Толстого.
3. Воспитывать в детях добрые чувства, видеть преимущество добра над злом.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, презентация, карточки для работы в парах и группах.
Ход урока
Задачи урока
Действия учителя
Формируемые УУД
Деятельность учеников
1. определение темы урока, цели
1. Орг. момент.
Он первым входит в дом И живёт подолгу в нём
То мяучет, то играет, исчезает далеко, А когда придёт обратно, то из блюдца аккуратно Пьёт парное молоко. (Котёнок)
Вступительное слово учителя.
-На днях я взяла на дачу свою кошку. Я долго думала, стоит ли мне ее брать с собой, ведь на даче много опасностей для простой домашней кошки. Тем более у меня из головы не выходит один рассказ Л.Н.Толстого «Котенок». Еще давно в детстве он произвел на меня огромное впечатление, и я до сих пор вспоминаю его, он заставляет меня о многом задуматься. И вот я решила принести его вам, чтоб мы прочли его вместе с вами.
А давайте попробуем предположить, о чем будет этот рассказ.
1. Р: формулировать учебную задачу и удерживать ее.
1. с помощью предложенных учителем материалов определяют тему и цель урока.
2. развитие навыка чтения, культуры речи
формировать умение работать в паре, паре сменного состава
2. позиция наблюдателя
2. К: формулировать собственное мнение и позицию.
Л: Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
2. учащиеся пересказывают текст друг другу, воспринимают и анализируют услышанное
Физ.пауза
3. формировать умение работать в группе.
3. комментарии к заданию
3. П: преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Л: Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
3. учащиеся в группе отвечают на вопросы к тексту
4. умение анализировать текст
4. контроль знаний по тексту
4. Р: применять установленные правила в планировании способа решения.
Л: адекватная мотивация: осознание ответственности человека за общее благополучие.
4. учащиеся выступают перед классом с ответом на свой вопрос по тексту.
5. умение комментировать и анализировать ответ одноклассника
6. подвести учащихся к итогу урока, т.е. вывести главную мысль рассказа
6. Р: формулировать учебную задачу и удерживать ее.
Л: адекватная мотивация: осознание ответственности человека за общее благополучие.
6. учащиеся должны повторить цель урока и рефлексировать свою деятельность на уроке:
- Мне запомнилось….
-Мне понравилось….
-Мне не понравилось….
- Этот рассказ учит меня…
Итог урока
Учитель заканчивает урок словами:
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
- Спасибо всем за работу на уроке. Оценки
Чтоб урок прошёл не зря Вам желаю я, друзья, Чтоб вы с книжками дружили И воспитанными были!
Добрым
Приложения
Вопросы для работы в группе.
1.Перескажите самый напряженный момент в рассказе.
2.Что можно сказать о Васе? Какой он? 3. Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? 4.Почему ребята взяли котёнка с собой?
1.Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа? 2. Почему ваше настроение менялось? 3.Чему учит эта быль?
4. Как бы поступил ты на месте Васи?
1. Почему мальчик перестал брать с собой котенка?
2. Какое настроение было у детей, когда пропала кошка?
3. Как дети отнеслись к котенку, которого оставили себе?
4. Кто виноват, что котенок попал в беду?
Рефлексия:
- мне запомнилось…
-мне понравилось…
-мне не понравилось…
-этот рассказ научил меня…
Вопросы группы 1
1.Перескажите самый напряженный момент в рассказе.
2.Что можно сказать о Васе? Какой он? 3. Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? 4.Почему ребята взяли котёнка с собой?
5.Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа? 6. Почему ваше настроение менялось?
вопросы группы 2
1.Чему учит эта быль?
2. Как бы поступил ты на месте Васи?
3. Почему мальчик перестал брать с собой котенка?
4. Какое настроение было у детей, когда пропала кошка?
5. Как дети отнеслись к котенку, которого оставили себе?
6. Кто виноват, что котенок попал в беду?
1.
Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.
Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:
– Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:
– Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
2.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
3.
Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.
Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:
“Назад, назад!” – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.
4.
Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.
Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.