Мотивационный этап Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | Создание положительной мотивации на урок -Здравствуйте, ребята. Начнём урок литературного чтения. -Проверьте свою готовность, у вас на столе должны лежать учебник, тетрадь, раздаточный материал, ручка, простой карандаш. -Давайте для начала вспомним, о каком писателе мы говорили на прошлом уроке? -И для того чтобы начать урок я предлагаю вам прочитать одну китайскую пословицу: «Когда я слышу – я забываю, Когда я вижу –я запоминаю, Когда я делаю – я понимаю». - Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение. -Сегодня на уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя выводы. | Доброжелательный настрой на урок Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. -На прошлом уроке мы говорили о писателе Льве Николаевиче Толстом. | Личностные - саморегуляция и определение мотивации к деятельности на уроке |
Актуализация знаний и целеполагание. (Целеполагание и планирование деятельности) Задача: определение направления работы с текстом на уроке | Определяется целенаправленность работы с художественным произведением -Давайте посмотрим на доску и составим слово из представленных нам букв. R F А Q N К G Z У I Л D Z А -Верно. -А что вы знаете о акулах? -Действительно. Разнообразие акул удивляет, в мировом океане их около 350 различных видов. -А как вы думаете какая акула самая страшная? -Совершенно верно. -И давайте подумаем, какая тогда у нас будет тема урока. -Да наша тема урока — это произведение Льва Николаевича Толстого «Акула». -Давайте сформулируем цели на сегодняшний урок. Какие цели мы поставим перед собой сегодня? | В процессе беседы с учителем определяют направление работы с художественным произведением -получилось слово акула. -Акула- это большая хищная рыба. Самая большая акула- это тигровая акула, так же есть акула ломот и пила. -Самая страшная акула, которая нападает на людей. и это белая акула. -Возможно тема нашего урока произведение Л.Н. Толстого «Акула» -Цель нашего урока познакомится с произведением «Акула». Проанализируем произведение, поговорим про персонажей и порассуждаем. | Предметные: знание пройденного на прошлых уроках материала Метапредметные: Коммуникативные: умение правильно отвечать на вопросы |
Открытие нового знания (Подготовка к восприятию. Первичное восприятие) Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста | Происходит целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие -Прежде чем мы с вами начнем читать произведение, давайте подумает, о чем может идти речь в произведении, которое называется «Акула»? -Как мы проверим ваши догадки? -А теперь внимательно послушайте рассказ и попробуйте представить и прочувствовать все, что услышите. А также, во время чтения, подумайте над вопросом: Почему рассказ называется «Акула»? -От части вы правы. Рассказ назван «Акула» потому, что эта морская хищница была главной проблемой и точкой наивысшего напряжения в произведении. Её появление стало центром сюжетной линии, без её участия не было бы развития и кульминации рассказа. | Воспринимают произведение -В произведение может идти речь о акулах, каком-то отдыхе или же путешествии. -Их можно проверить, почитав данное произведение. -Рассказ называется акула, потому что в произведение говорится о случае встречи в море с акулой. | Коммуникативные: умение правильно отвечать на вопросы и находить ответы на них Предметные: научатся находить смысл в названии произведения |
Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи. (Выявление первичного восприятия) Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного (Постановка учебной задачи, проблемного вопроса) Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы | Организация работы по выявлению первичного восприятия Приемы выявления первичного восприятия -Давайте вспомним, какие предположения у нас были на счёт произведения. - Оправдались ли ваши предположения? -Теперь давайте подумаем кто был в произведении главным героем, и обоснуйте свой ответ. -Что особенно запомнилось, вам, когда вы слушали рассказ? -А, чтобы еще лучше понять рассказ, нам с вами надо познакомиться с новыми словами, которые встретятся в нашем произведении. -Давайте сейчас вы сами еще раз прочитаете рассказ и выделите слова которые у вас вызывают затруднения в понимании. | Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия произведения -Мы думали, что в произведении должно говорится о акулах, отдыхе или о путешествии. -Да наши предположения оправдались. В произведении было сказано и о акуле, и о отдыхе. Ответы детей (Артиллерист. Потому, что он первый принял решение, как спасти ребят, он выстрелил в акулу. т. е. от его действий зависел исход событий.) Ответы детей. Слова, которые не понятны детям, они пытаются сами догадается до их смысла. Палуба – горизонтальное покрытие в корпусе судна Хобот – задняя устойчивая часть пушки. Застлал – закрыл туманом, пеленой Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты). Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. | Метапредметные: Познавательные: умение работать с учебником, с текстом Коммуникативные: Умение правильно отвечать на вопросы |
Закрепление и систематизация знаний (с учителем) Вторичное восприятие текста (если это необходимо) Задача: Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы Чтение и анализ текста Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся; уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию; углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения | Обосновывает необходимость вторичного самостоятельного чтения -Вот теперь, когда мы разобрали незнакомы нам слова, продолжим погружение в наш рассказ. - Обратите внимание на доску. На доске разбросаны картинки, все ли они подходят к данному рассказу? Какая лишняя, почему? Помогите мне расположить их по порядку. -Что у нас с вами получилось? -Верно. Этот план передаёт последовательность событий. -Давайте в учебнике найдем первую часть рассказа, которая относится к первой картинке. -Где происходят события? -Где стоял корабль? -Как Толстой описывает погоду в этот день? - С чем автор сравнивает погоду? -Как можно озаглавить первую часть? -Какое было у вас в этот момент настроение? -В течение урока мы будем заполнять таблицу, которая лежит у вас на партах. Название части | Настроение | -Найдите следующую часть текста, соответствующую рисунку. – Где и почему моряки устроили купальню? – Какое настроение было на корабле? - Как можно озаглавить эту часть? Запишите в таблицу. Чтение третьей части цепочкой по предложениям. -Сейчас продолжаем читать, но только по цепочке и до слов «Вдруг с палубы кто-то крикнул….». - Кто же был с матросами на корабле? - Почему мальчики поплыли в открытое море? – Что значит, слово вздумали? - Как старый артиллерист отнёсся к забавам своего сына и его товарища? - Как мы озаглавим эту часть? - Найдите следующую часть текста, соответствующую рисунку. Я читаю, а вы следите. Читаем дальше до слов: Визг этот как будто разбудил…) - Кого увидели матросы с палубы? - Какими словами автор называет акулу? Почему? - Да, автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда. - Итак, акула плыла прямо на мальчиков, как автор описывает отца мальчика? Как вы думаете, что он чувствовал? Прочитайте его реплику. - Как отреагировали дети на его слова? - Как матросы решили помочь мальчикам? - Как можно озаглавить эту часть? - Найдите следующую часть текста соответствующую рисунку. Продолжите читать выразительно. (Читаем дальше до слов: Но когда дым разошёлся над водой…) -Что почувствовали мальчики, когда увидели акулу? А как автор это передает? - Как подействовал визг мальчика на отца? - Какое решение принимает артиллерист? - Почему после выстрела артиллерист закрыл лицо руками? - Как можно озаглавить эту часть? - - Найдите следующую часть текста соответствующую рисунку. Продолжите читать про себя. – Чем закончилась эта история? - Прочитайте. В какой момент артиллерист понял, что трагедию удалось избежать? - Что его успокоило? - Как бы мы озаглавили эту часть? - А теперь посмотрите на таблицу, какие чувства вы испытали при чтении рассказа? Название части | Настроение | 1.«Корабль у берегов Африки» или «Остановка корабля» | Прекрасное | 2.«Купание в парусе» | Спокойное | 3.«Плавание наперегонки в открытом море» или «Мальчики в открытом море». | Волнение | 4.«Акула» | Тревога, страх | 5.«Выстрел» | Ужас отца | 6.«Мальчики на корабле» | Радость и облегчение | - Да, Лев Толстой заставил пережить нас и тревогу, и беспокойство, и волнение, которые переходят в страх, а в конце рассказа – радость и облегчение. | Самостоятельное чтение текста Ученики располагают картинки в правильном порядке. -У нас получился картинный план рассказа. Нашли 1 часть, читает 1 ученик. -В открытом море на корабле. -Корабль стоял у берегов Африки. - День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно. - точно из топленной печки, несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары. -«Корабль у берегов Африки» или «Остановка корабля». Ответы детей. Ученик находит и читает 2 часть рассказа. -В парусе. Было безопасно -Спокойное -«Купание в парусе» Читают по цепочке. -Мальчики. - Им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки. -Необдуманность поступка, так им захотелось, сиюминутное необдуманное желание, прихоть. -Любовался, подзадоривал, гордился. - «Плавание наперегонки в открытом море» или «Мальчики в открытом море». -Матросы увидели акулу. -Морским чудовищем. Она хищница - вызывает страх, тревогу, опасность. -Назад! Назад! Вернитесь! Акула! - Они не слышали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче. -Они спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам. -«Акула». -Мальчики испугались, пронзительный визг и мальчики поплыли в разные стороны. -Сорвался, побежал. -Побежал к пушкам, повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль, раздался выстрел. - Сделал всё что мог; Так боялся, что не мог смотреть. Он не знал, застрелил акулу, и остались ли мальчики в живых. - «Выстрел». Читают про себя до конца рассказ. Ответы учеников. -Но, когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом этот ропот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий , радостный крик. -По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. Привезли их на корабль. -«Мальчики на корабле». -ответы учеников. | предметные: умение работать с текстом Познавательные: умение работать с учебником |
Рефлексия Итог урока Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся -Давайте подведем итоги нашего с вами урока. -Достигли ли мы с вами поставленной цели? - Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказа? Свой ответ вы можете начать со следующих слов: -Мне захотелось… - Я задумался… - Я понял (а)… - Я почувствовал (а)… - Я бы поставил (а)… -Хоть рассказа написан очень давно, но он актуален и сейчас, автор показал переживания родителей, их любовь к своим детям, осудил беззаботное поведение мальчиков, показал опасности, которые могут подстерегать детей. Но также дал возможность поразмышлять, помог нам понять, что даже из самой трудной ситуации можно найти выход. | Помогают учителю подвести итоги. Рефлексия. -Да, мы достигли поставленной цели. Несколько учеников. Высказывают свои чувства. | Коммуникативные: умение правильно отвечать на вопросы |