kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Л.Н. Толстой притча "Лозина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 4 классе УМК Перспективная начальная школа ФГОС

Урок литературного чтения

Учитель: Зубцова Галина Анатольевна

Тема: Л.Н.Толстой «Лозина». Притча.

(2 урок).

Цель: 1) развивающий аспект:

  • развитие речи у учащихся;
  • развитие умений анализировать повествовательное произведение, выделять главное и существенное, делать обобщение.
  1. познавательный аспект:
  • формирование общеучебного умения анализировать часть произведения;
  • формирование представления об особенностях жанра притчи на примере данного произведения;
  • формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формировать тему и идею художественного произведения.
  1. воспитательный аспект:
  • воспитание чувства сопереживания героям произведения;
  • формирование представления о таком качестве, как жестокость, не милосердие, чувства сопереживания герою произведения

Планируемые результаты

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворён­ность/неудовлетворённость своей работой на уроке

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помо­щью рисунков, схем, таблиц;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему во­просов учителя (учебника), выявлять основную мысль произ­ведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

•          высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремле¬ние высказываться, задавать вопросы;

Предметные

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонацион­но объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию произведе­ния;

 

 

Оборудование: тексты произведения с иллюстрацией, портрет Л.Н.Толстого, выставка книг писателя, выставка поделок из лозины, веточка лозины в вазе, рисунки детей, толковый словарь, зеркальца.

Ход урока.

  1. Организация учащегося на работу.
  2. Сообщение темы урока:

Учитель: - Сегодня мы продолжим знакомство с произведением Л.Н.Толстого «Лозина».

  1. Артикуляционная гимнастика.

(У детей зеркальца. Они наблюдают в него за работой своего язычка).

Подготовка речевого аппарата к работе.

Учитель: - Ранним утром вышел Язычок из своего домика. Уселся на «Лошадку» и поскакал. Вдруг догоняет его пчела, а у неё «Жало». Сейчас ужалит. Откуда ни возьмись, прилетели «Птенчики». Прогнали пчелу, спасли Язычка и «Лошадку». Вот что значит настоящие друзья.

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Рассказы детей об авторе притчи Л.Н.Толстом.

Учитель: - Что вы знаете о Л.Н.Толстом , расскажите.

На доске портрет писателя и такая схема:

Л.Н. Толстой

 

русский писатель 19 века

 

прозаик

 

автор притчи

  • Посмотрите на нашу выставку книг писателя и скажите, какие произведения Л. Н. Толстого вы читали?
  1. Чтение притчи “Лозина” учащимися вслух цепочкой.

Беседа после прочитанного.

Учитель:

  • Что такое лозина?
  • Что вы можете сказать про это дерево?
  • А сейчас я приглашаю вас к столу, где есть выставка книг, иллюстраций, изделий из лозины. Посмотрите, что можно изготовить из нее, где люди нашли ей применение. А вот веточка лозины, которую вы принесли и поставили в воду, мы за ней понаблюдаем и, когда она прорастет, посадим около школы. Постараемся вырастить с вами лозину.
  • А теперь давайте обратимся к тексту и поразмышляем над трудной судьбой лозины из произведения Л. Н. Толстого.
  • Что помогло дереву выстоять в жизни?
  • Можно ли сравнить судьбу лозины с жизнью человека? Если да, то почему? (Привести сравнения внешнего вида и состояния здоровья на примере молодого поколения и пожилых людей родственников: мама-бабушка, папа-дедушка. Описать их руки, лица, здоровье.)
  • Назовите в тексте слова, которые раскрывают силу жизни лозины?
  • Давайте прочитаем, кому за свою жизнь помогла лозина?

(У детей записи в тетрадях, у учителя на доске.)

мужику - защита огорода

овцам - обгрызли - кормились ею

пчелам - обирали поноску (нектар, мед)

бабам и мужикам - завтракали и спали

ребятам - лазили и выламывали прутья

(Узнать у детей: на что ребятам нужны были прутья?)

старшему сыну мужика - срубал сучья чужим мужикам *

черному ворону - жил на ней

  • Каким образом лозина борется за свою жизнь?

Найдите в тексте слова, доказывающие эту мысль.

  • Давайте покажем при чтении голосом, как трудно было, лозине расти.

(Чтение в тексте).

  • Подберите слова, характеризующие лозину, какой она была?

(Дети называют, учитель записывает на доске: стойкая, выносливая, мужественная, жизнелюбивая...)

  • Найдите самый грустный эпизод из жизни лозины. Передайте своё настроение при чтении этого эпизода.
  • Почему дети сожгли лозину? Как вы относитесь к их поступку?
  • Какими словами Л. Н. Толстой заканчивает притчу? Прав ли черный ворон?
  • Почему используется такое сравнение - кочерга старая? (Показ рисунка кочерги). (Рассказ о вороне - символ зла и т.д.)
  • Как вы думаете, почему притча так называется?
  • Какова главная мысль этого произведения? Как вы считаете, какое слово подразумевает Л. Н. Толстой под словом лозина? (Жизнь).
  • Найдите в тексте притчи устаревшие слова, доказывающие, что это произведение написано автором очень давно.
  1. Физкультминутка.
  2. Работа по рисункам детей.
  • А сейчас давайте рассмотрим ваши рисунки. Расскажите, какую лозину вы изобразили на них.

(Каждый ребенок защищает свой рисунок)

  • Как вы считаете, на каком рисунке более точно изображена лозина, о которой писал Толстой в притче?

(Выбор и зачитывание из текста описание лозины, подходящего к рисунку).

  • Как вы думаете, а испытают ли на себе в будущем потерю лозины или нет? Когда?
  1. Подведение итогов уроков.
  • Чему учит нас Л.Н. Толстой в этом произведении?
  1. Домашнее задание.
  • Попробуйте дома составить письмо от имени главного героя притчи - лозины.

Как вы думаете, кому оно будет адресовано?

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Текс притчи»

На Святой пошёл мужик посмотреть – оттаяла ли земля?

Он вышел на огород и колом ощупал землю. Земля раскисла. Мужик пошёл в лес. В лесу на лозине уже надулись почки.

Мужик и подумал:

«Дай обсажу огород лозиной, вырастет – защита будет!»

Взял топор, нарубил десяток лозиннику, затесал с толстых концов кольями и воткнул в землю.

Все лозинки выпустили побеги вверху с листьями и внизу под землёю выпустили такие же побеги заместо кореньев; и одни зацепились за землю и принялись, а другие неловко зацепились за землю кореньями – замерли и повалились.

К осени мужик порадовался на свои лозины: шесть штук принялись. На другую весну овцы обгрызли четыре лозины, и две только остались. На другую весну и эти обгрызли овцы. Одна совсем пропала, а другая справилась, стала окореняться и разрослась деревом. По вёснам пчёлы гудьмя гудели на лозине. В роёвщину часто на лозину сажались рои, и мужики огребали их. Бабы и мужики часто завтракали и спали под лозиной; а ребята лазили на неё и выламывали из неё прутья.

Мужик – тот, что посадил лозину, давно уже умер, а она всё росла. Старший сын два раза срубал с неё сучья и топил ими. Лозина всё росла. Обрубят её кругом, сделают шишку, а она на весну выпустит опять сучья, хоть и тоньше, но вдвое больше прежних, как вихор у жеребёнка.

И старший сын перестал хозяйничать, и деревню сселили, а лозина всё росла на чистом поле. Чужие мужики ездили, рубили её – она всё росла. Грозой ударило в лозину; она справилась боковыми сучьями, и всё росла и цвела. Один мужик хотел срубить её на колоду, да бросил: она была дюже гнила. Лозина свалилась набок и держалась только одним боком, а всё росла, и всё каждый год прилетали пчёлы обирать с её цветов поноску.

Собрались раз ребята рано весной стеречь лошадей под лозину. Показалось им холодно; они стали разводить огонь, набрали жнивья, чернобылу, хворосту. Один взлез на лозину, с неё же наломал сучьев. Склали они всё в дупло лозины и зажгли.

Зашипела лозина, закипел в ней сок, пошёл дым, и стал перебегать огонь; всё нутро её почернело. Сморщились молодые побеги, цветы завяли.

Ребята угнали домой лошадей. Обгорелая лозина осталась одна в поле. Прилетел чёрный ворон, сел на неё и закричал:

– Что, издохла, старая кочерга, давно пора было!



Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения»

Урок литературного чтения

Учитель: Зубцова Галина Анатольевна

Тема: Л.Н.Толстой «Лозина». Притча.

(2 урок).

Цель: 1) развивающий аспект:

  • развитие речи у учащихся;

  • развитие умений анализировать повествовательное произведение, выделять главное и существенное, делать обобщение.

  1. познавательный аспект:

  • формирование общеучебного умения анализировать часть произведения;

  • формирование представления об особенностях жанра притчи на примере данного произведения;

  • формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формировать тему и идею художественного произведения.

  1. воспитательный аспект:

  • воспитание чувства сопереживания героям произведения;

  • формирование представления о таком качестве, как жестокость, не милосердие, чувства сопереживания герою произведения

Планируемые результаты

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворён­ность/неудовлетворённость своей работой на уроке

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помо­щью рисунков, схем, таблиц;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему во­просов учителя (учебника), выявлять основную мысль произ­ведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

• высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремле¬ние высказываться, задавать вопросы;

Предметные

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонацион­но объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию произведе­ния;





Оборудование: тексты произведения с иллюстрацией, портрет Л.Н.Толстого, выставка книг писателя, выставка поделок из лозины, веточка лозины в вазе, рисунки детей, толковый словарь, зеркальца.

Ход урока.

  1. Организация учащегося на работу.

  2. Сообщение темы урока:

Учитель: - Сегодня мы продолжим знакомство с произведением Л.Н.Толстого «Лозина».

  1. Артикуляционная гимнастика.

(У детей зеркальца. Они наблюдают в него за работой своего язычка).

Подготовка речевого аппарата к работе.

Учитель: - Ранним утром вышел Язычок из своего домика. Уселся на «Лошадку» и поскакал. Вдруг догоняет его пчела, а у неё «Жало». Сейчас ужалит. Откуда ни возьмись, прилетели «Птенчики». Прогнали пчелу, спасли Язычка и «Лошадку». Вот что значит настоящие друзья.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Рассказы детей об авторе притчи Л.Н.Толстом.

Учитель: - Что вы знаете о Л.Н.Толстом , расскажите.

На доске портрет писателя и такая схема:

Л.Н. Толстой


русский писатель 19 века


прозаик



автор притчи

  • Посмотрите на нашу выставку книг писателя и скажите, какие произведения Л. Н. Толстого вы читали?

  1. Чтение притчи “Лозина” учащимися вслух цепочкой.

Беседа после прочитанного.

Учитель:

  • Что такое лозина?

  • Что вы можете сказать про это дерево?

  • А сейчас я приглашаю вас к столу, где есть выставка книг, иллюстраций, изделий из лозины. Посмотрите, что можно изготовить из нее, где люди нашли ей применение. А вот веточка лозины, которую вы принесли и поставили в воду, мы за ней понаблюдаем и, когда она прорастет, посадим около школы. Постараемся вырастить с вами лозину.

  • А теперь давайте обратимся к тексту и поразмышляем над трудной судьбой лозины из произведения Л. Н. Толстого.

  • Что помогло дереву выстоять в жизни?

  • Можно ли сравнить судьбу лозины с жизнью человека? Если да, то почему? (Привести сравнения внешнего вида и состояния здоровья на примере молодого поколения и пожилых людей родственников: мама-бабушка, папа-дедушка. Описать их руки, лица, здоровье.)

  • Назовите в тексте слова, которые раскрывают силу жизни лозины?

  • Давайте прочитаем, кому за свою жизнь помогла лозина?

(У детей записи в тетрадях, у учителя на доске.)

мужику - защита огорода

овцам - обгрызли - кормились ею

пчелам - обирали поноску (нектар, мед)

бабам и мужикам - завтракали и спали

ребятам - лазили и выламывали прутья

(Узнать у детей: на что ребятам нужны были прутья?)

старшему сыну мужика - срубал сучья чужим мужикам *

черному ворону - жил на ней

  • Каким образом лозина борется за свою жизнь?

Найдите в тексте слова, доказывающие эту мысль.

  • Давайте покажем при чтении голосом, как трудно было, лозине расти.

(Чтение в тексте).

  • Подберите слова, характеризующие лозину, какой она была?

(Дети называют, учитель записывает на доске: стойкая, выносливая, мужественная, жизнелюбивая...)

  • Найдите самый грустный эпизод из жизни лозины. Передайте своё настроение при чтении этого эпизода.

  • Почему дети сожгли лозину? Как вы относитесь к их поступку?

  • Какими словами Л. Н. Толстой заканчивает притчу? Прав ли черный ворон?

  • Почему используется такое сравнение - кочерга старая? (Показ рисунка кочерги). (Рассказ о вороне - символ зла и т.д.)

  • Как вы думаете, почему притча так называется?

  • Какова главная мысль этого произведения? Как вы считаете, какое слово подразумевает Л. Н. Толстой под словом лозина? (Жизнь).

  • Найдите в тексте притчи устаревшие слова, доказывающие, что это произведение написано автором очень давно.

  1. Физкультминутка.

  2. Работа по рисункам детей.

  • А сейчас давайте рассмотрим ваши рисунки. Расскажите, какую лозину вы изобразили на них.

(Каждый ребенок защищает свой рисунок)

  • Как вы считаете, на каком рисунке более точно изображена лозина, о которой писал Толстой в притче?

(Выбор и зачитывание из текста описание лозины, подходящего к рисунку).

  • Как вы думаете, а испытают ли на себе в будущем потерю лозины или нет? Когда?

  1. Подведение итогов уроков.

  • Чему учит нас Л.Н. Толстой в этом произведении?

  1. Домашнее задание.

  • Попробуйте дома составить письмо от имени главного героя притчи - лозины.

Как вы думаете, кому оно будет адресовано?





Просмотр содержимого презентации
«Притча Л.Н. Толстого»

Урок литературного чтения 4 класс ПНШ Притча Л.Н. Толстого  «Лозина»  учитель Зубцова Галина Анатольевна

Урок литературного чтения

4 класс ПНШ

Притча Л.Н. Толстого «Лозина» учитель Зубцова Галина Анатольевна

Л.Н. Толстой «Лозина» На Святой  пошёл мужик посмотреть – оттаяла ли земля? Он вышел на огород и колом ощупал землю. Земля раскисла. Мужик пошёл в лес. В лесу на лозине уже надулись почки.

Л.Н. Толстой «Лозина»

На Святой  пошёл мужик посмотреть – оттаяла ли земля?

Он вышел на огород и колом ощупал землю. Земля раскисла.

Мужик пошёл в лес.

В лесу на лозине уже надулись почки.

Л.Н. Толстой «Лозина»  Мужик и подумал:  «Дай обсажу огород лозиной, вырастет – защита будет!»  Взял топор, нарубил десяток лозиннику, затесал с толстых концов кольями и воткнул в землю.

Л.Н. Толстой «Лозина»

Мужик и подумал:

«Дай обсажу огород лозиной, вырастет – защита будет!»

Взял топор, нарубил десяток лозиннику, затесал с толстых концов кольями и воткнул в землю.

Л.Н. Толстой «Лозина»    Все лозинки выпустили побеги вверху с листьями и внизу под землёю выпустили такие же побеги заместо кореньев; и одни зацепились за землю и принялись, а другие неловко зацепились за землю кореньями – замерли и повалились.  К осени мужик порадовался на свои лозины: шесть штук принялись.

Л.Н. Толстой «Лозина»

Все лозинки выпустили побеги вверху с листьями и внизу под землёю выпустили такие же побеги заместо кореньев; и одни зацепились за землю и принялись, а другие неловко зацепились за землю кореньями – замерли и повалились.

К осени мужик порадовался на свои лозины: шесть штук принялись.

Л.Н. Толстой «Лозина»  На другую весну и эти обгрызли овцы. Одна совсем пропала, а другая справилась, стала окореняться и разрослась деревом.

Л.Н. Толстой «Лозина»

На другую весну и эти обгрызли овцы. Одна совсем пропала, а другая справилась, стала окореняться и разрослась деревом.

Л.Н. Толстой «Лозина»  По вёснам пчёлы гудьмя гудели на лозине. В роёвщину часто на лозину сажались рои, и мужики огребали их. Бабы и мужики часто завтракали и спали под лозиной; а ребята лазили на неё и выламывали из неё прутья.

Л.Н. Толстой «Лозина»

По вёснам пчёлы гудьмя гудели на лозине. В роёвщину часто на лозину сажались рои, и мужики огребали их. Бабы и мужики часто завтракали и спали под лозиной; а ребята лазили на неё и выламывали из неё прутья.

Л.Н. Толстой «Лозина»  Мужик – тот, что посадил лозину, давно уже умер, а она всё росла. Старший сын два раза срубал с неё сучья и топил ими. Лозина всё росла.

Л.Н. Толстой «Лозина»

Мужик – тот, что посадил лозину, давно уже умер, а она всё росла. Старший сын два раза срубал с неё сучья и топил ими. Лозина всё росла.

Л.Н. Толстой «Лозина» Обрубят её кругом, сделают шишку, а она на весну выпустит опять сучья, хоть и тоньше, но вдвое больше прежних, как вихор у жеребёнка.

Л.Н. Толстой «Лозина»

Обрубят её кругом, сделают шишку, а она на весну выпустит опять сучья, хоть и тоньше, но вдвое больше прежних, как вихор у жеребёнка.

Л.Н. Толстой «Лозина»  Грозой ударило в лозину; она справилась боковыми сучьями, и всё росла и цвела. Один мужик хотел срубить её на колоду, да бросил: она была дюже гнила. Лозина свалилась набок и держалась только одним боком, а всё росла, и всё каждый год прилетали пчёлы обирать с её цветов поноску.

Л.Н. Толстой «Лозина»

Грозой ударило в лозину; она справилась боковыми сучьями, и всё росла и цвела. Один мужик хотел срубить её на колоду, да бросил: она была дюже гнила. Лозина свалилась набок и держалась только одним боком, а всё росла, и всё каждый год прилетали пчёлы обирать с её цветов поноску.

Л.Н. Толстой «Лозина»  Собрались раз ребята рано весной стеречь лошадей под лозину. Показалось им холодно; они стали разводить огонь, набрали жнивья, чернобылу, хворосту. Один взлез на лозину, с неё же наломал сучьев.

Л.Н. Толстой «Лозина»

Собрались раз ребята рано весной стеречь лошадей под лозину. Показалось им холодно; они стали разводить огонь, набрали жнивья, чернобылу, хворосту. Один взлез на лозину, с неё же наломал сучьев.

Л.Н. Толстой «Лозина»  Склали они всё в дупло лозины и зажгли.  Зашипела лозина, закипел в ней сок, пошёл дым, и стал перебегать огонь; всё нутро её почернело. Сморщились молодые побеги, цветы завяли.

Л.Н. Толстой «Лозина»

Склали они всё в дупло лозины и зажгли.

Зашипела лозина, закипел в ней сок, пошёл дым, и стал перебегать огонь; всё нутро её почернело. Сморщились молодые побеги, цветы завяли.

Л.Н. Толстой «Лозина»  Ребята угнали домой лошадей. Обгорелая лозина осталась одна в поле. Прилетел чёрный ворон, сел на неё и закричал: –  Что, издохла, старая кочерга, давно пора было! 

Л.Н. Толстой «Лозина»

Ребята угнали домой лошадей. Обгорелая лозина осталась одна в поле. Прилетел чёрный ворон, сел на неё и закричал:

–  Что, издохла, старая кочерга, давно пора было! 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Л.Н. Толстой притча "Лозина"

Автор: Зубцова Галина Анатольевна

Дата: 11.10.2014

Номер свидетельства: 118170


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства