Урок литературного чтения в 4 классе УМК Перспективная начальная школа ФГОС
Урок литературного чтения
Учитель: Зубцова Галина Анатольевна
Тема: Л.Н.Толстой «Лозина». Притча.
(2 урок).
Цель: 1) развивающий аспект:
- развитие речи у учащихся;
- развитие умений анализировать повествовательное произведение, выделять главное и существенное, делать обобщение.
- познавательный аспект:
- формирование общеучебного умения анализировать часть произведения;
- формирование представления об особенностях жанра притчи на примере данного произведения;
- формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формировать тему и идею художественного произведения.
- воспитательный аспект:
- воспитание чувства сопереживания героям произведения;
- формирование представления о таком качестве, как жестокость, не милосердие, чувства сопереживания герою произведения
Планируемые результаты
Метапредметные
Регулятивные УУД
- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
• высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремле¬ние высказываться, задавать вопросы;
Предметные
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию произведения;
Оборудование: тексты произведения с иллюстрацией, портрет Л.Н.Толстого, выставка книг писателя, выставка поделок из лозины, веточка лозины в вазе, рисунки детей, толковый словарь, зеркальца.
Ход урока.
- Организация учащегося на работу.
- Сообщение темы урока:
Учитель: - Сегодня мы продолжим знакомство с произведением Л.Н.Толстого «Лозина».
- Артикуляционная гимнастика.
(У детей зеркальца. Они наблюдают в него за работой своего язычка).
Подготовка речевого аппарата к работе.
Учитель: - Ранним утром вышел Язычок из своего домика. Уселся на «Лошадку» и поскакал. Вдруг догоняет его пчела, а у неё «Жало». Сейчас ужалит. Откуда ни возьмись, прилетели «Птенчики». Прогнали пчелу, спасли Язычка и «Лошадку». Вот что значит настоящие друзья.
- Проверка домашнего задания.
- Рассказы детей об авторе притчи Л.Н.Толстом.
Учитель: - Что вы знаете о Л.Н.Толстом , расскажите.
На доске портрет писателя и такая схема:
Л.Н. Толстой
русский писатель 19 века
прозаик
автор притчи
- Посмотрите на нашу выставку книг писателя и скажите, какие произведения Л. Н. Толстого вы читали?
- Чтение притчи “Лозина” учащимися вслух цепочкой.
Беседа после прочитанного.
Учитель:
- Что такое лозина?
- Что вы можете сказать про это дерево?
- А сейчас я приглашаю вас к столу, где есть выставка книг, иллюстраций, изделий из лозины. Посмотрите, что можно изготовить из нее, где люди нашли ей применение. А вот веточка лозины, которую вы принесли и поставили в воду, мы за ней понаблюдаем и, когда она прорастет, посадим около школы. Постараемся вырастить с вами лозину.
- А теперь давайте обратимся к тексту и поразмышляем над трудной судьбой лозины из произведения Л. Н. Толстого.
- Что помогло дереву выстоять в жизни?
- Можно ли сравнить судьбу лозины с жизнью человека? Если да, то почему? (Привести сравнения внешнего вида и состояния здоровья на примере молодого поколения и пожилых людей родственников: мама-бабушка, папа-дедушка. Описать их руки, лица, здоровье.)
- Назовите в тексте слова, которые раскрывают силу жизни лозины?
- Давайте прочитаем, кому за свою жизнь помогла лозина?
(У детей записи в тетрадях, у учителя на доске.)
мужику - защита огорода
овцам - обгрызли - кормились ею
пчелам - обирали поноску (нектар, мед)
бабам и мужикам - завтракали и спали
ребятам - лазили и выламывали прутья
(Узнать у детей: на что ребятам нужны были прутья?)
старшему сыну мужика - срубал сучья чужим мужикам *
черному ворону - жил на ней
- Каким образом лозина борется за свою жизнь?
Найдите в тексте слова, доказывающие эту мысль.
- Давайте покажем при чтении голосом, как трудно было, лозине расти.
(Чтение в тексте).
- Подберите слова, характеризующие лозину, какой она была?
(Дети называют, учитель записывает на доске: стойкая, выносливая, мужественная, жизнелюбивая...)
- Найдите самый грустный эпизод из жизни лозины. Передайте своё настроение при чтении этого эпизода.
- Почему дети сожгли лозину? Как вы относитесь к их поступку?
- Какими словами Л. Н. Толстой заканчивает притчу? Прав ли черный ворон?
- Почему используется такое сравнение - кочерга старая? (Показ рисунка кочерги). (Рассказ о вороне - символ зла и т.д.)
- Как вы думаете, почему притча так называется?
- Какова главная мысль этого произведения? Как вы считаете, какое слово подразумевает Л. Н. Толстой под словом лозина? (Жизнь).
- Найдите в тексте притчи устаревшие слова, доказывающие, что это произведение написано автором очень давно.
- Физкультминутка.
- Работа по рисункам детей.
- А сейчас давайте рассмотрим ваши рисунки. Расскажите, какую лозину вы изобразили на них.
(Каждый ребенок защищает свой рисунок)
- Как вы считаете, на каком рисунке более точно изображена лозина, о которой писал Толстой в притче?
(Выбор и зачитывание из текста описание лозины, подходящего к рисунку).
- Как вы думаете, а испытают ли на себе в будущем потерю лозины или нет? Когда?
- Подведение итогов уроков.
- Чему учит нас Л.Н. Толстой в этом произведении?
- Домашнее задание.
- Попробуйте дома составить письмо от имени главного героя притчи - лозины.
Как вы думаете, кому оно будет адресовано?
Просмотр содержимого документа
«Текс притчи»
На Святой пошёл мужик посмотреть – оттаяла ли земля?
Он вышел на огород и колом ощупал землю. Земля раскисла. Мужик пошёл в лес. В лесу на лозине уже надулись почки.
Мужик и подумал:
«Дай обсажу огород лозиной, вырастет – защита будет!»
Взял топор, нарубил десяток лозиннику, затесал с толстых концов кольями и воткнул в землю.
Все лозинки выпустили побеги вверху с листьями и внизу под землёю выпустили такие же побеги заместо кореньев; и одни зацепились за землю и принялись, а другие неловко зацепились за землю кореньями – замерли и повалились.
К осени мужик порадовался на свои лозины: шесть штук принялись. На другую весну овцы обгрызли четыре лозины, и две только остались. На другую весну и эти обгрызли овцы. Одна совсем пропала, а другая справилась, стала окореняться и разрослась деревом. По вёснам пчёлы гудьмя гудели на лозине. В роёвщину часто на лозину сажались рои, и мужики огребали их. Бабы и мужики часто завтракали и спали под лозиной; а ребята лазили на неё и выламывали из неё прутья.
Мужик – тот, что посадил лозину, давно уже умер, а она всё росла. Старший сын два раза срубал с неё сучья и топил ими. Лозина всё росла. Обрубят её кругом, сделают шишку, а она на весну выпустит опять сучья, хоть и тоньше, но вдвое больше прежних, как вихор у жеребёнка.
И старший сын перестал хозяйничать, и деревню сселили, а лозина всё росла на чистом поле. Чужие мужики ездили, рубили её – она всё росла. Грозой ударило в лозину; она справилась боковыми сучьями, и всё росла и цвела. Один мужик хотел срубить её на колоду, да бросил: она была дюже гнила. Лозина свалилась набок и держалась только одним боком, а всё росла, и всё каждый год прилетали пчёлы обирать с её цветов поноску.
Собрались раз ребята рано весной стеречь лошадей под лозину. Показалось им холодно; они стали разводить огонь, набрали жнивья, чернобылу, хворосту. Один взлез на лозину, с неё же наломал сучьев. Склали они всё в дупло лозины и зажгли.
Зашипела лозина, закипел в ней сок, пошёл дым, и стал перебегать огонь; всё нутро её почернело. Сморщились молодые побеги, цветы завяли.
Ребята угнали домой лошадей. Обгорелая лозина осталась одна в поле. Прилетел чёрный ворон, сел на неё и закричал:
– Что, издохла, старая кочерга, давно пора было!
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения»
Урок литературного чтения
Учитель: Зубцова Галина Анатольевна
Тема: Л.Н.Толстой «Лозина». Притча.
(2 урок).
Цель: 1) развивающий аспект:
развитие речи у учащихся;
развитие умений анализировать повествовательное произведение, выделять главное и существенное, делать обобщение.
познавательный аспект:
формирование общеучебного умения анализировать часть произведения;
формирование представления об особенностях жанра притчи на примере данного произведения;
формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формировать тему и идею художественного произведения.
воспитательный аспект:
воспитание чувства сопереживания героям произведения;
формирование представления о таком качестве, как жестокость, не милосердие, чувства сопереживания герою произведения
Планируемые результаты
Метапредметные
Регулятивные УУД
читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
• высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремле¬ние высказываться, задавать вопросы;
Предметные
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию произведения;
Оборудование: тексты произведения с иллюстрацией, портрет Л.Н.Толстого, выставка книг писателя, выставка поделок из лозины, веточка лозины в вазе, рисунки детей, толковый словарь, зеркальца.
Ход урока.
Организация учащегося на работу.
Сообщение темы урока:
Учитель: - Сегодня мы продолжим знакомство с произведением Л.Н.Толстого «Лозина».
Артикуляционная гимнастика.
(У детей зеркальца. Они наблюдают в него за работой своего язычка).
Подготовка речевого аппарата к работе.
Учитель: - Ранним утром вышел Язычок из своего домика. Уселся на «Лошадку» и поскакал. Вдруг догоняет его пчела, а у неё «Жало». Сейчас ужалит. Откуда ни возьмись, прилетели «Птенчики». Прогнали пчелу, спасли Язычка и «Лошадку». Вот что значит настоящие друзья.
Проверка домашнего задания.
Рассказы детей об авторе притчи Л.Н.Толстом.
Учитель: - Что вы знаете о Л.Н.Толстом , расскажите.
На доске портрет писателя и такая схема:
Л.Н. Толстой
русский писатель 19 века
прозаик
автор притчи
Чтение притчи “Лозина” учащимися вслух цепочкой.
Беседа после прочитанного.
Учитель:
Что такое лозина?
Что вы можете сказать про это дерево?
А сейчас я приглашаю вас к столу, где есть выставка книг, иллюстраций, изделий из лозины. Посмотрите, что можно изготовить из нее, где люди нашли ей применение. А вот веточка лозины, которую вы принесли и поставили в воду, мы за ней понаблюдаем и, когда она прорастет, посадим около школы. Постараемся вырастить с вами лозину.
А теперь давайте обратимся к тексту и поразмышляем над трудной судьбой лозины из произведения Л. Н. Толстого.
Что помогло дереву выстоять в жизни?
Можно ли сравнить судьбу лозины с жизнью человека? Если да, то почему? (Привести сравнения внешнего вида и состояния здоровья на примере молодого поколения и пожилых людей родственников: мама-бабушка, папа-дедушка. Описать их руки, лица, здоровье.)
Назовите в тексте слова, которые раскрывают силу жизни лозины?
Давайте прочитаем, кому за свою жизнь помогла лозина?
(У детей записи в тетрадях, у учителя на доске.)
мужику - защита огорода
овцам - обгрызли - кормились ею
пчелам - обирали поноску (нектар, мед)
бабам и мужикам - завтракали и спали
ребятам - лазили и выламывали прутья
(Узнать у детей: на что ребятам нужны были прутья?)
старшему сыну мужика - срубал сучья чужим мужикам *
черному ворону - жил на ней
Найдите в тексте слова, доказывающие эту мысль.
(Чтение в тексте).
(Дети называют, учитель записывает на доске: стойкая, выносливая, мужественная, жизнелюбивая...)
Найдите самый грустный эпизод из жизни лозины. Передайте своё настроение при чтении этого эпизода.
Почему дети сожгли лозину? Как вы относитесь к их поступку?
Какими словами Л. Н. Толстой заканчивает притчу? Прав ли черный ворон?
Почему используется такое сравнение - кочерга старая? (Показ рисунка кочерги). (Рассказ о вороне - символ зла и т.д.)
Как вы думаете, почему притча так называется?
Какова главная мысль этого произведения? Как вы считаете, какое слово подразумевает Л. Н. Толстой под словом лозина? (Жизнь).
Найдите в тексте притчи устаревшие слова, доказывающие, что это произведение написано автором очень давно.
Физкультминутка.
Работа по рисункам детей.
(Каждый ребенок защищает свой рисунок)
(Выбор и зачитывание из текста описание лозины, подходящего к рисунку).
Подведение итогов уроков.
Домашнее задание.
Как вы думаете, кому оно будет адресовано?
Просмотр содержимого презентации
«Притча Л.Н. Толстого»
Урок литературного чтения
4 класс ПНШ
Притча Л.Н. Толстого «Лозина» учитель Зубцова Галина Анатольевна
Л.Н. Толстой «Лозина»
На Святой пошёл мужик посмотреть – оттаяла ли земля?
Он вышел на огород и колом ощупал землю. Земля раскисла.
Мужик пошёл в лес.
В лесу на лозине уже надулись почки.
Л.Н. Толстой «Лозина»
Мужик и подумал:
«Дай обсажу огород лозиной, вырастет – защита будет!»
Взял топор, нарубил десяток лозиннику, затесал с толстых концов кольями и воткнул в землю.
Л.Н. Толстой «Лозина»
Все лозинки выпустили побеги вверху с листьями и внизу под землёю выпустили такие же побеги заместо кореньев; и одни зацепились за землю и принялись, а другие неловко зацепились за землю кореньями – замерли и повалились.
К осени мужик порадовался на свои лозины: шесть штук принялись.
Л.Н. Толстой «Лозина»
На другую весну и эти обгрызли овцы. Одна совсем пропала, а другая справилась, стала окореняться и разрослась деревом.
Л.Н. Толстой «Лозина»
По вёснам пчёлы гудьмя гудели на лозине. В роёвщину часто на лозину сажались рои, и мужики огребали их. Бабы и мужики часто завтракали и спали под лозиной; а ребята лазили на неё и выламывали из неё прутья.
Л.Н. Толстой «Лозина»
Мужик – тот, что посадил лозину, давно уже умер, а она всё росла. Старший сын два раза срубал с неё сучья и топил ими. Лозина всё росла.
Л.Н. Толстой «Лозина»
Обрубят её кругом, сделают шишку, а она на весну выпустит опять сучья, хоть и тоньше, но вдвое больше прежних, как вихор у жеребёнка.
Л.Н. Толстой «Лозина»
Грозой ударило в лозину; она справилась боковыми сучьями, и всё росла и цвела. Один мужик хотел срубить её на колоду, да бросил: она была дюже гнила. Лозина свалилась набок и держалась только одним боком, а всё росла, и всё каждый год прилетали пчёлы обирать с её цветов поноску.
Л.Н. Толстой «Лозина»
Собрались раз ребята рано весной стеречь лошадей под лозину. Показалось им холодно; они стали разводить огонь, набрали жнивья, чернобылу, хворосту. Один взлез на лозину, с неё же наломал сучьев.
Л.Н. Толстой «Лозина»
Склали они всё в дупло лозины и зажгли.
Зашипела лозина, закипел в ней сок, пошёл дым, и стал перебегать огонь; всё нутро её почернело. Сморщились молодые побеги, цветы завяли.
Л.Н. Толстой «Лозина»
Ребята угнали домой лошадей. Обгорелая лозина осталась одна в поле. Прилетел чёрный ворон, сел на неё и закричал:
– Что, издохла, старая кочерга, давно пора было!