Методы: проблемно-поисковый, наглядный, словесный, метод самостоятельной работы.
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; применение полученных знаний на межпредметном уровне; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу; умение выделять существенную информацию из данного материала; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент | 1.Создание эмоционального настроя детей на занятие. Прозвенел звонок весёлый. Мы к занятию готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. - Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке: Слайд1 1. На занятии будь старательным, Будь спокойным и … внимательным. 2. Всё выполняй, не отставая, Слушай, … не перебивая. 3. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … понятно. 4. Если хочешь отвечать – Надо … руку поднимать. | |
II. Актуализация знаний | Речевая разминка 1. Упражнение на дикцию Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно 2. Чистоговорки Слайд 2 На-на-на — нам звезда видна. Он-он-он — в зоопарке слон. Ан-ан-ан — на стенке — таракан. Ну-ну-ну — вас я припугну. Ни-ни-ни — далеко горят огни. Ун-ун-ун — в сказках есть колдун. Ин-ин-ин — к нам плывет дельфин. Ын-ын-ын — это старший сын. Но-но-но — мы пойдем в кино. 3. Работа со скороговорками (картинки) Слайд 3 | Подготавливают артикуляционный аппарат к работе |
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | - Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком мы сегодня будем читать: Спинка синеватая, Слайд 4 Животиком желтоватая, Чёрненькая шапочка И полоска галстучка (синица- картинка). Рыжий маленький зверёк Слайд 5 По деревьям прыг да скок. Он живёт не на земле. А на дереве в дупле. (белка- картинка) - Как вы думаете, о ком мы будем сегодня читать текст? - Прочитайте название произведения. - Какую цель поставим на занятии смыслового чтения? | Отгадывают загадки. Отвечают на вопросы. Принимает учебную цель. |
| | |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности | 1. Чтение текста учителем (Тетрадь-тренажёр с 46-47 ) | Внимательно слушают. |
| 2. Словарная работа. Слайд 6 - Какие слова, непонятные вам встретились в тексте? - Объясните значения слов и выражений: хватали на лету - вспорхнула – спустя некоторое время – коснулась - | Определяют совместно с учителем толкование незнакомых слов, выражений. Работают с толковым словарем. |
| 3.Проверка первичного восприятия - Что мы с вами прочитали: рассказ или сказку? Почему вы так решили? - Понравился ли вам рассказ? - Эту историю рассказала одна девочка вашего возраста. - О какой птице нам рассказала девочка? - А у вас были похожие истории? - Что вы знаете о синичках? - Чем питаются синички? С приходом зимы для синиц наступают тяжелые времена, и в нашей власти помочь пернатым друзьям дожить до тёплых дней, снабжая их по мере возможностей кормом. Но делать это нужно правильно, чтобы не навредить… Лучшим угощением для желтогрудой крошечной птахи станут: любые сырые семечки: тыквы, льна подсолнуха; сушеные ягоды рябины, боярышника, клюквы, брусники; раздробленный миндаль, арахис грецкие орешки (тоже сырые); мелко раскрошенное крутое яйцо, кусочки яблока, пресный хлеб, сало. - Можно ли держать в неволе диких птиц? | Отвечают на вопросы учителя. |
| 4.Чтение рассказа учащимися. - А теперь прочитаем этот рассказ по цепочке. - Как называется рассказ? - Придумайте другой заголовок к этому тексту. | Читают текст по цепочке. Обосновывают придуманный заголовок к тексту. |
V.Динамическая пауза | Скачет шустрая синичка, (прыжки на месте на двух ногах) Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге) Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге) Завертелась, как волчок, (кружимся на месте) Вот присела на минутку, (присели) Почесала клювом грудку, (встали, наклонили голову влево - вправо) И с дорожки - на плетень, (прыжки на месте на левой ноге) Тири – тири (прыжки на месте на правой ноге) Тень – тень – тень! (прыжки на месте на двух ногах) | Выполняют физические упражнения |
| 5. Беседа с выборочным чтением - Назовите героев рассказа. - От чьего имени идёт рассказ? - Куда ходили девочка с бабушкой? - Для кого были взяты орешки? - Кто прилетел на стук первыми? - Какие звуки издаёт синичка? - Зачитайте отрывок из рассказа о том, как кормили синичек? - Кого ещё кормила девочка? - Найдите и зачитайте отрывок из рассказа, как кормили белочек? - Как выглядели бельчата? - Какое средство выразительности использует автор при описании бельчат? (сравнение: шёрстка, как пух у одуванчика) - Как вела себя белка-мать? (Она не боялась и даже позволяла себя трогать по спинке.) - В чём основная мысль рассказа? | Отвечают на вопросы. Зачитывают нужные строки из текста. Находят выраз.средства, используемые автором. Определяют основную мысль текста. |
VI. Закрепление изученного материала. | 1.Пересказ детьми по цепочке путём договаривания предложений из рассказа: (Презентация) Как-то раз мы с бабушкой… С собой взяли… Я достала орешки … И вдруг на стук… Они сели… Птички заглядывали .. и попискивали… Я разбила … и протянула… Птички по очереди подлетали …и прямо на лету хватали… Та синичка, что сидела на плече… Белки тоже пришли… Когда синички доели… Мама-белка взяла… Она покрутила его … Два бельчонка приблизились… Один сразу убежал…, а другой… Шёрстка у него… Спустя некоторое время… Она спокойно сидела… Белки таскали… Я встала, мама-белка… | Отвечают на вопросы. – – – |
| 2. Соотнесение иллюстрации с текстом . -Прочитайте отрывок из рассказа, который соответствует данной иллюстрации. | Находят отрывок из текста к иллюстрации рассказа. |
| 3. Работа с пословицами (работа в парах) -Соберите слова в пословицу и объясните её значение. в руках, чем, синица, лучше, в небе, журавль -Самопроверка: Лучше синица в руках, чем журавль в небе. | Выполняют задание. |
| 4.Творческая работа. - Выполните рисунок к понравившемуся отрывку рассказа. - Выставка рисунков. - Чей рисунок вам больше всего понравился? Почему? | Рисуют рисунки и выставляют на доску. |
VII. Подведение итога урока. Рефлексия | - Какой рассказ мы с вами читали? - Чему он нас учит? - Что вы нового узнали? - Какое задание вам понравилось больше всего? - Какое задание показалось сложным? - Дорисуйте какие чувства у вас вызывает сегодняшний урок (раздаю раскраски) и поделитесь своими чувствами, повести рисунки на доску. -Я очень рада, что у вас хорошее настроение осталось от проведённого занятия. | Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения. |