Просмотр содержимого документа
«Кубанская поэтесса Татьяна Дмитриевна Голуб»
Тема
Кубанская поэтесса Татьяна Дмитриевна Голуб
Цели урока:
Познакомить с жизнью и творчеством кубанской поэтессы Т.Д. Голуб;
Через его творчество писательницы прививать любовь к родному краю;
Учить беречь окружающую нас природу.
Оборудование: портрет поэтессы, книги с текстами стихов.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
На предыдущем уроке мы с вами познакомились с произведениями кубанского писателя Виктора Борисовича Бакалдина.
Какие его стихи вам понравились? («О деревьях», «На приречной рыжей полосе…», «О травах».)
О ком или о чем говорится в этих стихотворениях? (О природе, о погибших во время войны краснодарских ребятах.)
На этом уроке мы продолжим знакомство с поэтами Кубани. Мы познакомимся с жизнью и творчеством Татьяны Дмитриевны Голуб.
Основная часть.
Татьяна Дмитриевна Голуб родилась и выросла на Кубани. В шестилетнем возрасте тяжелая болезнь приковала ее к постели, сделала инвалидом 1 группы на всю жизнь. «Но «солнечный зайчик» поэзии осветил мое существование своим теплым лучом, наполнил мою жизнь радостью», - говорила она.
Вышло восемь ее книжек со стихами. Среди них 5 книг для детей и три сборника лирики. Татьяна Дмитриевна окончила Литературный институт имени Горького. В 1984 году ее приняли в члены Союза писателей.
Знакомство со стихами.
Учитель: В ее стихах звучит любовь к родной земле, к родному краю. Одно из своих стихотворений она назвала «Земля родная». Послушайте его.
Ученик 1: Ой, сколько песен, сколько песен
Восходит, словно вешний сад.
Они из сердца в поднебесье,
Как гуси-лебеди летят.
А в них березовые плесы,
И крик горластых петухов,
И васильков густая просинь,
И россыпь новых городов.
Над речкой вербы гнутся низко.
И на ветру дрожит струна
А у подножья обелисков
Немая, стынет тишина
Она, как женщина, живая,
Как мать у Вечного огня.
А в песнях ты, земля родная,
Любовь моя, судьба моя.
Беседа по содержанию стихотворения
Учитель:
Как называет родную землю поэтесса? (Она говорит: «Любовь моя,
судьба моя».)
Что представляет Татьяна Голуб, когда говорит о родной земле? (Гуси-лебеди в поднебесье, березовые плёсы, крик петухов, васильки в поле, новые города и обелиски, около которых стынет тишина.)
Почему она пишет, что у подножья обелисков стынет тишина? (Люди помнят о погибших воинах, защищавших землю от фашистов, и чтят эту память тишиной.)
Что слышится постоянно в этом стихотворении? (Любовь к родине, родной земле.)
Поэзия Татьяны Голуб разнообразна. Она больной человек. Но сколько в ее стихах любви к людям, природе. В стихотворении поэтессы «Птичий клин» звучит надежда на лучшую жизнь. Оно надеется, что все обновится как в природе, как у птиц, животных.
Но в жизни не так, и она об этом жалеет.
(Звучит музыка и запись с птичьими голосами.)
Ученик: Разрезает бездонную просить,
Догорает бездымно
Соседний лесок.
Мы с тобой стоим
Вновь на станции
«Осень».
Как билетик, сжигаю
Опавший листок.
Укатило от нас
Босоногое лето,
В вишняках отзвенели
Своё соловьи.
Сентябринок улыбки
Прощальным приветом
Озарили неспешные думы мои.
Знаю, знаю, к природе придет обновленье,
Будет праздник цветов, буйство жизни забьет
Молодым нетерпеньем,
Но не так у людей.
Жаль –
Не так у людей!
Беседа по содержанию
Учитель:
Что происходит в природе осенью? (Она замирает, опадают листья, многие животные ложатся в спячку, птицы улетают в теплые страны, люди убрали урожай и отдыхают.)
Что происходит весной? (Земля просыпается, все вокруг становится зеленым, птицы возвращаются в родные края, люди занимаются сельскохозяйственными работами и т.д.)
Как поэтесса говорит об этом? («Знаю, знаю, к природе
Придет обновленье,
Будет праздник цветов,
буйство жизни забьет…»)
Почему не так у людей? (Люди стареют, и нельзя вернуть назад прожитые годы.)
Как говорит об этом Татьяна Голуб? («Жаль –
Не так у людей!»)
Учитель: Волнует Татьяну Дмитриевну и то, что происходит на планете. В своем стихотворении «Земля в прожилках рек…» она обращается к людям. Призывает задуматься над тем, что происходит на Земле. Предупреждает о том, что Земля может отомстить, если не остановить происходящее на Земле зло. Она призывает к разуму человека. В своем стихотворении она пишет: «Дадим друг другу руки, сожмем в рукопожатьи!» Она говорит. Что нужно жить в согласии и мире. Давайте послушаем это стихотворение.
Ученик: Земля в прожилках рек
Глазами океанов
Глядит, насупив брови, на мириады звезд,
Между которых
Она песчинкой
Кажется живой.
Праматерь человечья,
Как к лицу ей
Веснушки ярко-синих незабудок,
Разливы трав и зреющей пшеницы.
И женщины, кормящие
Младенцев!
Она одна в бездонном мирозданье
Биенью пульса человека внемлет.
Ученик: То жжет ее безжалостно напалмом,
То взрывами испытывает прочность.
Земля добра, щедра и терпелива.
Но знай, о человек,
Сурова в гневе
И может отомстить себя испепеляя
В ужаснейшей Помпее мировой.
Я к разуму взываю
Всех, всех людей на свете.
Прислушайтесь, как стонет
Земля ночами наша,
Как тяжело дышать ей
Под тяжестью ракетной.
Как трудно удержать ей
Кипенье грубой силы!
О разум человека!
Восстань в свою защиту!
Дадим друг другу руки,
Сожмем в рукопожатьи!
И пусть цветут повсюду
Веснушки незабудок,
Несется детский лепет,
И празднует Победу
Ликующая жизнь!
Беседа по содержанию.
Учитель:
Как описывает землю в стихотворении поэтесса? ( Она вся в зелени, в цветах, на полях зреет пшеница.)
В чем упрекает писательница людей? Что они плохое делают на земле? (Жгут ее напалмом, взрывают ракеты, ведут войны, убивают друг друга.)
О чем предупреждает она? Найдите в тексте и прочитайте.
С кем сравнивает землю Татьяна Голуб? (С человеком, которому трудно дышать)
От чего тяжело дышать Земле? (От тяжести ракет)
Прочитайте слова, где звучит призыв к разуму, к миру.
Понравилось вам это стихотворение?
Что в нем вам понравилось? (Тем, что призывает любить и беречь свою землю, жить в мире.)
На стихи Татьяны Дмитриевны Голуб написана музыка, и поются песни. «Вдовы России» - одна из таких песен. В ней ярко выражено горе вдов, их тяжкий труд. Преданность погибшим мужьям.
(Исполняется песня вдовы России.)
Разлилась заря вдали
Алым цветом,
Крик роняют журавли
В бабье лето.
Ах, журавки, в сентябре
Не кричите!
Вдов солдатских на заре
Не будите!
Пусть они еще поспят
Дозарюют.
Хоть во сне своих солдат
Доцелуют.
Пусть забудут, что весна
Не вернется…
Паутинкой седина
В косах вьется.
А любовь они хранят
В сердце свято –
Что закрыты двери хат,
Знают сваты.
А любовь они хранят –
В сердце прячут,
И лишь песни не молчат –
Песни плачут.
Ну и как такой судьбой
Не гордиться!
Нам бы верности такой
Научиться…
Разлилась заря вдали
В небе синем.
Не будите журавли
Вдов России!
Итог урока:
С произведениями какой кубанской поэтессы мы познакомились? (Т.Д. Голуб.)
О чем или о ком ее стихи? (о природе, о жизни, о земле и т.д.)
Понравились вам стихи?
Что в них понравилось?
Заключение:
Татьяна Дмитриевна Голуб умерла в 1994 году, прожив всего 50 лет. В своем творчестве поэтесса верно уловила ритм и поэзию народной песни Кубани.
Кубань ей дала радость и светлость, душевную теплоту. Духовная сила казачьего края постоянно ощущается в ее стихах.