kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кубанская поэтесса Татьяна Дмитриевна Голуб

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся знакомятся с кубанской поэтессой Татьяной Дмитриевной Голуб и её творчеством.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кубанская поэтесса Татьяна Дмитриевна Голуб»



Тема

Кубанская поэтесса Татьяна Дмитриевна Голуб



Цели урока:

  • Познакомить с жизнью и творчеством кубанской поэтессы Т.Д. Голуб;

  • Через его творчество писательницы прививать любовь к родному краю;

  • Учить беречь окружающую нас природу.



Оборудование: портрет поэтессы, книги с текстами стихов.



















Ход урока:


  • Вступительное слово учителя.

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с произведениями кубанского писателя Виктора Борисовича Бакалдина.

  • Какие его стихи вам понравились? («О деревьях», «На приречной рыжей полосе…», «О травах».)

  • О ком или о чем говорится в этих стихотворениях? (О природе, о погибших во время войны краснодарских ребятах.)

На этом уроке мы продолжим знакомство с поэтами Кубани. Мы познакомимся с жизнью и творчеством Татьяны Дмитриевны Голуб.


  • Основная часть.

Татьяна Дмитриевна Голуб родилась и выросла на Кубани. В шестилетнем возрасте тяжелая болезнь приковала ее к постели, сделала инвалидом 1 группы на всю жизнь. «Но «солнечный зайчик» поэзии осветил мое существование своим теплым лучом, наполнил мою жизнь радостью», - говорила она.

Вышло восемь ее книжек со стихами. Среди них 5 книг для детей и три сборника лирики. Татьяна Дмитриевна окончила Литературный институт имени Горького. В 1984 году ее приняли в члены Союза писателей.


  • Знакомство со стихами.

Учитель: В ее стихах звучит любовь к родной земле, к родному краю. Одно из своих стихотворений она назвала «Земля родная». Послушайте его.

Ученик 1: Ой, сколько песен, сколько песен

Восходит, словно вешний сад.

Они из сердца в поднебесье,

Как гуси-лебеди летят.

А в них березовые плесы,

И крик горластых петухов,

И васильков густая просинь,

И россыпь новых городов.

Над речкой вербы гнутся низко.

И на ветру дрожит струна

А у подножья обелисков

Немая, стынет тишина

Она, как женщина, живая,

Как мать у Вечного огня.

А в песнях ты, земля родная,

Любовь моя, судьба моя.



  • Беседа по содержанию стихотворения

Учитель:

  • Как называет родную землю поэтесса? (Она говорит: «Любовь моя,

  • судьба моя».)

  • Что представляет Татьяна Голуб, когда говорит о родной земле? (Гуси-лебеди в поднебесье, березовые плёсы, крик петухов, васильки в поле, новые города и обелиски, около которых стынет тишина.)

  • Почему она пишет, что у подножья обелисков стынет тишина? (Люди помнят о погибших воинах, защищавших землю от фашистов, и чтят эту память тишиной.)

  • Что слышится постоянно в этом стихотворении? (Любовь к родине, родной земле.)


Поэзия Татьяны Голуб разнообразна. Она больной человек. Но сколько в ее стихах любви к людям, природе. В стихотворении поэтессы «Птичий клин» звучит надежда на лучшую жизнь. Оно надеется, что все обновится как в природе, как у птиц, животных.

Но в жизни не так, и она об этом жалеет.


(Звучит музыка и запись с птичьими голосами.)

Ученик: Разрезает бездонную просить,

Догорает бездымно

Соседний лесок.

Мы с тобой стоим

Вновь на станции

«Осень».

Как билетик, сжигаю

Опавший листок.

Укатило от нас

Босоногое лето,

В вишняках отзвенели

Своё соловьи.

Сентябринок улыбки

Прощальным приветом

Озарили неспешные думы мои.

Знаю, знаю, к природе придет обновленье,

Будет праздник цветов, буйство жизни забьет

Молодым нетерпеньем,

Но не так у людей.

Жаль –

Не так у людей!


  • Беседа по содержанию

Учитель:

  • Что происходит в природе осенью? (Она замирает, опадают листья, многие животные ложатся в спячку, птицы улетают в теплые страны, люди убрали урожай и отдыхают.)

  • Что происходит весной? (Земля просыпается, все вокруг становится зеленым, птицы возвращаются в родные края, люди занимаются сельскохозяйственными работами и т.д.)

  • Как поэтесса говорит об этом? («Знаю, знаю, к природе

Придет обновленье,

Будет праздник цветов,

буйство жизни забьет…»)

  • Почему не так у людей? (Люди стареют, и нельзя вернуть назад прожитые годы.)

  • Как говорит об этом Татьяна Голуб? («Жаль –

Не так у людей!»)


Учитель: Волнует Татьяну Дмитриевну и то, что происходит на планете. В своем стихотворении «Земля в прожилках рек…» она обращается к людям. Призывает задуматься над тем, что происходит на Земле. Предупреждает о том, что Земля может отомстить, если не остановить происходящее на Земле зло. Она призывает к разуму человека. В своем стихотворении она пишет: «Дадим друг другу руки, сожмем в рукопожатьи!» Она говорит. Что нужно жить в согласии и мире. Давайте послушаем это стихотворение.


Ученик: Земля в прожилках рек

Глазами океанов

Глядит, насупив брови, на мириады звезд,

Между которых

Она песчинкой

Кажется живой.

Праматерь человечья,

Как к лицу ей

Веснушки ярко-синих незабудок,

Разливы трав и зреющей пшеницы.

И женщины, кормящие

Младенцев!

Она одна в бездонном мирозданье

Биенью пульса человека внемлет.

Ученик: То жжет ее безжалостно напалмом,

То взрывами испытывает прочность.

Земля добра, щедра и терпелива.

Но знай, о человек,

Сурова в гневе

И может отомстить себя испепеляя

В ужаснейшей Помпее мировой.

Я к разуму взываю

Всех, всех людей на свете.

Прислушайтесь, как стонет

Земля ночами наша,

Как тяжело дышать ей

Под тяжестью ракетной.

Как трудно удержать ей

Кипенье грубой силы!

О разум человека!

Восстань в свою защиту!

Дадим друг другу руки,

Сожмем в рукопожатьи!

И пусть цветут повсюду

Веснушки незабудок,

Несется детский лепет,

И празднует Победу

Ликующая жизнь!


  • Беседа по содержанию.

Учитель:

  • Как описывает землю в стихотворении поэтесса? ( Она вся в зелени, в цветах, на полях зреет пшеница.)

  • В чем упрекает писательница людей? Что они плохое делают на земле? (Жгут ее напалмом, взрывают ракеты, ведут войны, убивают друг друга.)

  • О чем предупреждает она? Найдите в тексте и прочитайте.

  • С кем сравнивает землю Татьяна Голуб? (С человеком, которому трудно дышать)

  • От чего тяжело дышать Земле? (От тяжести ракет)

  • Прочитайте слова, где звучит призыв к разуму, к миру.

  • Понравилось вам это стихотворение?

  • Что в нем вам понравилось? (Тем, что призывает любить и беречь свою землю, жить в мире.)


На стихи Татьяны Дмитриевны Голуб написана музыка, и поются песни. «Вдовы России» - одна из таких песен. В ней ярко выражено горе вдов, их тяжкий труд. Преданность погибшим мужьям.


(Исполняется песня вдовы России.)

Разлилась заря вдали

Алым цветом,

Крик роняют журавли

В бабье лето.

Ах, журавки, в сентябре

Не кричите!

Вдов солдатских на заре

Не будите!

Пусть они еще поспят

Дозарюют.

Хоть во сне своих солдат

Доцелуют.

Пусть забудут, что весна

Не вернется…

Паутинкой седина

В косах вьется.

А любовь они хранят

В сердце свято –

Что закрыты двери хат,

Знают сваты.

А любовь они хранят –

В сердце прячут,

И лишь песни не молчат –

Песни плачут.

Ну и как такой судьбой

Не гордиться!

Нам бы верности такой

Научиться…

Разлилась заря вдали

В небе синем.

Не будите журавли

Вдов России!


  • Итог урока:
  • С произведениями какой кубанской поэтессы мы познакомились? (Т.Д. Голуб.)

  • О чем или о ком ее стихи? (о природе, о жизни, о земле и т.д.)

  • Понравились вам стихи?

  • Что в них понравилось?


    1. Заключение:

Татьяна Дмитриевна Голуб умерла в 1994 году, прожив всего 50 лет. В своем творчестве поэтесса верно уловила ритм и поэзию народной песни Кубани.

Кубань ей дала радость и светлость, душевную теплоту. Духовная сила казачьего края постоянно ощущается в ее стихах.


7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кубанская поэтесса Татьяна Дмитриевна Голуб

Автор: Орищенко Людмила Николаевна

Дата: 26.02.2017

Номер свидетельства: 395909


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства