kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КСП занятия "Оттенки тона" по риторике 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит конспект занятия элективного курса риторики для учащихся 2 класса по теме «Оттенки тона» в рамках обновления содержания образования РК. Цель занятия – учить определять тон речи, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, называть несловесные средства общения, оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона,  воспитывать общую культуру поведения, доброе уважительное отношение друг к другу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КСП занятия "Оттенки тона" по риторике 2 класс»

Чаплинская Жанна Геннадьевна

учитель начальных классов

КГУ ОШ № 117

г.Алматы

Элективный курс «Риторика»

Краткосрочный план занятия

Школа: _______

Дата: «___» ________ 2019 г.

ФИО учителя: ____________

Класс: 2 «__»

Количество присутствующих:____

отсутствующих:_____

Лексическая тема:

Как мы говорим

Тема урока:

Оттенки тона

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке:

- Определять тон речи

- Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

- Писать в тетради с соблюдением высоты, ширины и наклона прописных и строчных букв и их соединений

Развитие

навыков:

- Понимание содержания информации/сообщения;

- Формулирование вопросов и ответов;

- Корректность речевого поведения;

- Использование этикетных форм вежливости, тона вежливой речи, вежливых жестов, мимики при общении;

- Соблюдение каллиграфических норм.

Критерии успеха (Предполагаемый результат):

Все учащиеся смогут:

- Называть несловесные средства общения;

- Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа, тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях;

- Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств общения при решении риторических задач;

- Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения.

Большинство учащихся смогут:

- Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения;

- Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

- Выявлять достоверную (противоречивую) информацию в процессе работы с одним или несколькими источниками;

- Сопоставлять различные точки зрения.

Языковая

цель

Основные термины и словосочетания:

Тон, оттенки тона: спокойный, возбуждённый, раздражённый, испуганный, злой, уверенный, равнодушный, радостный

Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, художественный труд, самопознание

Навыки

использования ИКТ

ИКТ – тексты заданий, иллюстративный материал

Предварительные знания

Общение, язык - средство человеческого общения, языковые и неязыковые средства общения, темп, громкость, жесты, мимика, тон.

Ход урока

Этапы урока, t

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

0-4 мин

Создание положительного эмоционального настроя

Приветственное слово учителя. Занятие начинается с пожелания добра друг другу. Учащиеся в парах поворачиваются лицом друг к другу и повторяют за учителем слова:

- Я желаю себе сегодня добра. (Каждый показывает на себя.)

- Ты желаешь мне сегодня добра. (Каждый показывает двумя ладошками на соседа.)

- Мы желаем друг другу сегодня добра. (Соприкасаются ладонями в парах.)

- А теперь, давайте, посмотрим друг на друга и улыбнёмся.


5-10 мин

Актуализация знаний. Целеполагание

- Каждому из нас приходилось слышать такие замечания:

«Каким тоном ты со мной разговариваешь?»

«Никогда не говори таким тоном!»

«Что это за тон?»

- Или похвальные слова:

«Меня тронул твой тон».

«Ты нашла верный тон».

- Действительно, тон, которым мы что-то сказали, бывает важнее самих слов.


Речевая разминка

- Произнесите на выдохе стихотворение В.Берестова «Болонка» с осуждением.

Избалована болонка,

Извертелась собачонка.

Сколько шерсти,

Сколько злости

При таком ничтожном росте!


- Рассмотрите рисунки.

- Назовите подходящее каждому рисунку словесное определение. Запишите тон – добрый, злой, удивлённый, испуганный, радостный, грустный.


- Сегодня на занятии речь пойдёт об особенностях тона речи.












https://deti-online.com/stihi/stihi-berestova/bolonka/





Интерактивная доска


Середина урока

11-20 мин

Работа над лексической темой урока

- Тон – удивительное средство выразительности устной речи, ведь с его помощью можно передавать своё настроение, выразить чувства, своё состояние. Послушайте отрывки из повести-сказки А. Милна о Винни-Пухе и определите тон, передающий настроение, чувства и состояние героев.


● - Сова, – сказал Пух,– я что-то придумал.

- Сообразительный и Изобретательный Медведь! – сказала Сова.

Тон, передающий восхищение умом Пуха.


● Пух поплёлся к буфету, влез на стул, пошарил по верхней полке и нашёл там пустоту. «Это странно, – подумал он, – я же знаю, что у меня там был горшок мёду. Полный горшок, полный мёдом до самых краёв, и на нём было написано «Миот», чтобы я не ошибся. Очень, очень странно».

Тон, показывающий удивление, недоумение Пуха.


● - Как самочувствие? – по обыкновению уныло спросил Иа.

- А как твоё? – спросил Вини-Пух.

Иа покачал головой.

- Не очень как! – сказал он. – Или даже совсем никак. Мне кажется, я уже очень давно не чувствовал себя как.

Тон, подчёркивающий усталость, разочарование в жизни Иа.


Задание. Произнесите высказывания героев сказки таким тоном, чтобы были понятны чувства, которые они выражают. (Выделенные слова помогут верно определить тон).


- Что ты строишь? – в один голос закричали удивлённые Ниф-Ниф и Нуф-Нуф. – Что это, дом для поросёнка или крепость?

- Дом поросёнка должен быть крепостью! – спокойно ответил им Наф-Наф, продолжал работать.

(Английская сказка. Обработка С.Михалкова).





https://librebook.me/winnie_the_pooh



















Интерактивная доска



https://frigato.ru/skazki/sergey-mihalkov/16-tri-porosenka.html

21-22 мин

Динамическая пауза

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины. (Вращение корпусом вправо и влево.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять. (Приседания.)

Рядом с партою идем, (Ходьба на месте.)

И садимся мы потом. (Учащиеся садятся за парты.)


23-35 мин

Задание. Прочитайте. Как относится к больному рыжая? Каким тоном она говорит? А каким тоном ей отвечает несчастный мишка? Озвучьте разговор Лисы с Медведем.

(Учитель обращает внимание на реакцию слушателей – какие чувства, настроение, состояние вызывает у них то, что и как произносит говорящий. Рисунки помогут оценить (по мимике, жестам и позам) отношение слушателей к той или иной речи, возможный ответ на неё, уместно выбранный тон.)




- Миша! Друг мой! Ты ли это?

Не видались мы всё лето.

Как ты, бедный, похудел,

Будто целый год не ел!

Что с тобою? Ты больной?

- сам не знаю, что со мной!

Нездоровится мне что-то:

Лезет шерсть, в костях ломота,

Ничего почти не ем –

Аппетита нет совсем!

Стал я раньше спать ложиться,

Да не сплю! Никак не спиться!

Кашель душит по утрам,

Дурнота по вечерам:

Колет сердце, в лапах дрожь.

- Что ж ты к Дятлу не пойдёшь?

К Дятлу надо обратиться!

Он у нас такая птица:

Сказу скажет, что к чему,

Не ленись, сходи к нему!

- Вот недельку обожду,

Станет хуже, так пойду!

(С.Михалков)


Задание. Определите состояние и чувства героев. Произнесите их слова, передавая эти чувства.



- Я всю ночь не могла сомкнуть глаз. Бог знает, что за постель у меня была. Мне казалось, что я лежу на булыжниках, и теперь всё тело у меня в синяках. Ах, я спала очень, очень плохо! (Г.Х.Андерсен)


( Анализируя текст Г.Х. Андерсена, в котором нет прямого указания на то, каким тоном говорит принцесса, учащиеся определяют её состояние и подбирают соответствующий тон – капризно-жалобный. Рассмотрев рисунок, они убеждаются, что придворные, конечно, будут удивлены: как это от горошины, лежащей под целым ворохом перин, могут быть синяки? Тон их реплик – удивлённый.)



- Вы видели, как я плаваю? – пищал Ру в восторге, пока Кенга вытирала его. – Пух, ты видел, как я плаваю? Вот это называется плавать! Кролик, ты видел, что я делал? Я плавал! Эй, Пятачок! Пятачок! Пятачок, слышишь? Как ты думаешь, что я сейчас делал? Я плавал!

(А.Милн)





- Ква-ква, Иван-царевич! Почто кручинишься? Аль от отца услыхал слово неприветливое?

- Как же мне не кручиниться? Государь мой батюшка велел, чтобы я с тобой на смотр приходил; как же я тебя в люди покажу? (Русская народная сказка)




Интерактивная доска










https://mishka-knizhka.ru/stihi-dlya-detej/detskie-klassiki/stihi-mihalkova/kak-medved-trubku-nashel/


















Интерактивная доска



https://nukadeti.ru/skazki/andersen_princessa_na_goroshine












Интерактивная доска

https://librebook.me/winnie_the_pooh








Интерактивная доска

http://онлайн-читать.рф/сказка-царевна-лягушка/

Критерии успеха

Вывод: Оценивают поступки в соответствии с определённой ситуацией.


Конец урока

36-40 мин

Физминутка для глаз «Стрекоза»


Работа в тетради «Что я знаю и умею»

Рефлексия

- Давайте подведем итог сегодняшнего занятия.

- Что нового вы узнали о речи? Тон речи влияет на окружающих людей, на их чувства, настроение, поведение.

- Кто или что вам помогло сегодня выполнить задания?

- Кто доволен своей работой?

- Кто хотел бы улучшить свою работу? Что для этого нужно сделать?


Стратегия критического мышления «Выбери одну фразу»

Ученикам предлагается выбрать одну фразу, касающуюся содержания занятия и завершить ее.

  1. Тон речи передаёт …(удивление, восторг, испуг, огорчение).

  2. Доброе слово лечит, а…(худое калечит).


Критерии успеха

Вывод: называют несловесные средства общения, оценивают уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа, тона.


Дифференциация

Оценивание

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Дети с высоким уровнем мотивации называют свои речевые роли в разных ситуациях общения; соотносят позицию автора с собственной точкой зрения; выявляют достоверную, противоречивую информацию в процессе работы с одним или несколькими источниками; сопоставляют различные точки зрения.

Формативное оценивание.

  • Самооценивание в тетради «Что я знаю и умею».

  • Взаимооценивание при работе классом.

  • Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.

Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь «Что я знаю и умею»).

Динамическая пауза «Стрекоза»

Вот какая стрекоза - как горошины глаза. (Пальцами делают очки.)

Влево-вправо, назад-вперед. (Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз.)

Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.)

Мы летаем низко. (Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.)

Мы летаем близко. (Смотрят вниз.)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
КСП занятия "Оттенки тона" по риторике 2 класс

Автор: Чаплинская Жанна Геннадьевна

Дата: 04.11.2019

Номер свидетельства: 525559


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства