Школа: _______ |
Дата: «___» ________ 2019 г. | ФИО учителя: ____________ |
Класс: 2 «__» | Количество присутствующих:____ отсутствующих:_____ |
Лексическая тема: | Как мы говорим |
Тема урока: | Оттенки тона |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке: |
- Определять тон речи - Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного - Писать в тетради с соблюдением высоты, ширины и наклона прописных и строчных букв и их соединений |
Развитие навыков: | - Понимание содержания информации/сообщения; - Формулирование вопросов и ответов; - Корректность речевого поведения; - Использование этикетных форм вежливости, тона вежливой речи, вежливых жестов, мимики при общении; - Соблюдение каллиграфических норм. |
Критерии успеха (Предполагаемый результат): | Все учащиеся смогут: - Называть несловесные средства общения; - Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа, тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях; - Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств общения при решении риторических задач; - Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения. Большинство учащихся смогут: - Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения; - Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; - Выявлять достоверную (противоречивую) информацию в процессе работы с одним или несколькими источниками; - Сопоставлять различные точки зрения. |
Языковая цель | Основные термины и словосочетания: Тон, оттенки тона: спокойный, возбуждённый, раздражённый, испуганный, злой, уверенный, равнодушный, радостный Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский |
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни |
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение, художественный труд, самопознание |
Навыки использования ИКТ | ИКТ – тексты заданий, иллюстративный материал |
Предварительные знания | Общение, язык - средство человеческого общения, языковые и неязыковые средства общения, темп, громкость, жесты, мимика, тон. |
Ход урока |
Этапы урока, t | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока 0-4 мин | Создание положительного эмоционального настроя Приветственное слово учителя. Занятие начинается с пожелания добра друг другу. Учащиеся в парах поворачиваются лицом друг к другу и повторяют за учителем слова: - Я желаю себе сегодня добра. (Каждый показывает на себя.) - Ты желаешь мне сегодня добра. (Каждый показывает двумя ладошками на соседа.) - Мы желаем друг другу сегодня добра. (Соприкасаются ладонями в парах.) - А теперь, давайте, посмотрим друг на друга и улыбнёмся. | |
5-10 мин | Актуализация знаний. Целеполагание - Каждому из нас приходилось слышать такие замечания: «Каким тоном ты со мной разговариваешь?» «Никогда не говори таким тоном!» «Что это за тон?» - Или похвальные слова: «Меня тронул твой тон». «Ты нашла верный тон». - Действительно, тон, которым мы что-то сказали, бывает важнее самих слов. Речевая разминка - Произнесите на выдохе стихотворение В.Берестова «Болонка» с осуждением. Избалована болонка, Извертелась собачонка. Сколько шерсти, Сколько злости При таком ничтожном росте! - Рассмотрите рисунки. - Назовите подходящее каждому рисунку словесное определение. Запишите тон – добрый, злой, удивлённый, испуганный, радостный, грустный. - Сегодня на занятии речь пойдёт об особенностях тона речи. | https://deti-online.com/stihi/stihi-berestova/bolonka/ Интерактивная доска |
Середина урока 11-20 мин | Работа над лексической темой урока - Тон – удивительное средство выразительности устной речи, ведь с его помощью можно передавать своё настроение, выразить чувства, своё состояние. Послушайте отрывки из повести-сказки А. Милна о Винни-Пухе и определите тон, передающий настроение, чувства и состояние героев. ● - Сова, – сказал Пух,– я что-то придумал. - Сообразительный и Изобретательный Медведь! – сказала Сова. Тон, передающий восхищение умом Пуха. ● Пух поплёлся к буфету, влез на стул, пошарил по верхней полке и нашёл там пустоту. «Это странно, – подумал он, – я же знаю, что у меня там был горшок мёду. Полный горшок, полный мёдом до самых краёв, и на нём было написано «Миот», чтобы я не ошибся. Очень, очень странно». Тон, показывающий удивление, недоумение Пуха. ● - Как самочувствие? – по обыкновению уныло спросил Иа. - А как твоё? – спросил Вини-Пух. Иа покачал головой. - Не очень как! – сказал он. – Или даже совсем никак. Мне кажется, я уже очень давно не чувствовал себя как. Тон, подчёркивающий усталость, разочарование в жизни Иа. Задание. Произнесите высказывания героев сказки таким тоном, чтобы были понятны чувства, которые они выражают. (Выделенные слова помогут верно определить тон). - Что ты строишь? – в один голос закричали удивлённые Ниф-Ниф и Нуф-Нуф. – Что это, дом для поросёнка или крепость? - Дом поросёнка должен быть крепостью! – спокойно ответил им Наф-Наф, продолжал работать. (Английская сказка. Обработка С.Михалкова). | https://librebook.me/winnie_the_pooh Интерактивная доска https://frigato.ru/skazki/sergey-mihalkov/16-tri-porosenka.html |
21-22 мин | Динамическая пауза Мы старались, мы учились И немного утомились. Сделать мы теперь должны Упражненье для спины. (Вращение корпусом вправо и влево.) Чтобы ноги не болели. Раз - присели, два - присели. Три. Четыре. Пять и шесть. Семь и восемь. Девять, десять. (Приседания.) Рядом с партою идем, (Ходьба на месте.) И садимся мы потом. (Учащиеся садятся за парты.) | |
23-35 мин | Задание. Прочитайте. Как относится к больному рыжая? Каким тоном она говорит? А каким тоном ей отвечает несчастный мишка? Озвучьте разговор Лисы с Медведем. (Учитель обращает внимание на реакцию слушателей – какие чувства, настроение, состояние вызывает у них то, что и как произносит говорящий. Рисунки помогут оценить (по мимике, жестам и позам) отношение слушателей к той или иной речи, возможный ответ на неё, уместно выбранный тон.) - Миша! Друг мой! Ты ли это? Не видались мы всё лето. Как ты, бедный, похудел, Будто целый год не ел! Что с тобою? Ты больной? - сам не знаю, что со мной! Нездоровится мне что-то: Лезет шерсть, в костях ломота, Ничего почти не ем – Аппетита нет совсем! Стал я раньше спать ложиться, Да не сплю! Никак не спиться! Кашель душит по утрам, Дурнота по вечерам: Колет сердце, в лапах дрожь. - Что ж ты к Дятлу не пойдёшь? К Дятлу надо обратиться! Он у нас такая птица: Сказу скажет, что к чему, Не ленись, сходи к нему! - Вот недельку обожду, Станет хуже, так пойду! (С.Михалков) Задание. Определите состояние и чувства героев. Произнесите их слова, передавая эти чувства. - Я всю ночь не могла сомкнуть глаз. Бог знает, что за постель у меня была. Мне казалось, что я лежу на булыжниках, и теперь всё тело у меня в синяках. Ах, я спала очень, очень плохо! (Г.Х.Андерсен) ( Анализируя текст Г.Х. Андерсена, в котором нет прямого указания на то, каким тоном говорит принцесса, учащиеся определяют её состояние и подбирают соответствующий тон – капризно-жалобный. Рассмотрев рисунок, они убеждаются, что придворные, конечно, будут удивлены: как это от горошины, лежащей под целым ворохом перин, могут быть синяки? Тон их реплик – удивлённый.) - Вы видели, как я плаваю? – пищал Ру в восторге, пока Кенга вытирала его. – Пух, ты видел, как я плаваю? Вот это называется плавать! Кролик, ты видел, что я делал? Я плавал! Эй, Пятачок! Пятачок! Пятачок, слышишь? Как ты думаешь, что я сейчас делал? Я плавал! (А.Милн) - Ква-ква, Иван-царевич! Почто кручинишься? Аль от отца услыхал слово неприветливое? - Как же мне не кручиниться? Государь мой батюшка велел, чтобы я с тобой на смотр приходил; как же я тебя в люди покажу? (Русская народная сказка) | Интерактивная доска https://mishka-knizhka.ru/stihi-dlya-detej/detskie-klassiki/stihi-mihalkova/kak-medved-trubku-nashel/ Интерактивная доска https://nukadeti.ru/skazki/andersen_princessa_na_goroshine Интерактивная доска https://librebook.me/winnie_the_pooh Интерактивная доска http://онлайн-читать.рф/сказка-царевна-лягушка/ |
Критерии успеха | Вывод: Оценивают поступки в соответствии с определённой ситуацией. | |
Конец урока 36-40 мин | Физминутка для глаз «Стрекоза» Работа в тетради «Что я знаю и умею» Рефлексия - Давайте подведем итог сегодняшнего занятия. - Что нового вы узнали о речи? Тон речи влияет на окружающих людей, на их чувства, настроение, поведение. - Кто или что вам помогло сегодня выполнить задания? - Кто доволен своей работой? - Кто хотел бы улучшить свою работу? Что для этого нужно сделать? Стратегия критического мышления «Выбери одну фразу» Ученикам предлагается выбрать одну фразу, касающуюся содержания занятия и завершить ее. Тон речи передаёт …(удивление, восторг, испуг, огорчение). Доброе слово лечит, а…(худое калечит). | |
Критерии успеха | Вывод: называют несловесные средства общения, оценивают уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа, тона. | |
Дифференциация | Оценивание | Здоровье и соблюдение техники безопасности |
Дети с высоким уровнем мотивации называют свои речевые роли в разных ситуациях общения; соотносят позицию автора с собственной точкой зрения; выявляют достоверную, противоречивую информацию в процессе работы с одним или несколькими источниками; сопоставляют различные точки зрения. | Формативное оценивание. Самооценивание в тетради «Что я знаю и умею». Взаимооценивание при работе классом. Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке. Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь «Что я знаю и умею»). | Динамическая пауза «Стрекоза» Вот какая стрекоза - как горошины глаза. (Пальцами делают очки.) Влево-вправо, назад-вперед. (Глазами смотрят вправо- влево.) Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз.) Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.) Мы летаем низко. (Смотрят вниз.) Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.) Мы летаем близко. (Смотрят вниз.) |