Создание условий для формирования первоначальных представлений детей об окружности
Задачи урока:
1) Образовательные: Сформировать первоначальные представления об окружности и ее элементах (центре и радиусе);
познакомить с новым чертежным инструментом – циркулем и правилами техники безопасности в обращении с колющим предметом; содействовать развитию внимания, мышления, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения строить окружность и радиус с помощью циркуля и линейки;
2) развивающие: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов;
3) воспитательные: повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; учить работать в паре, уважать мнение товарищей.
Основные термины и понятия темы:
Круг, окружность, центр окружности, радиус, диаметр.
Личностные УУД:
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
-сформировать первоначальные представления об окружности и ее элементах (центре и радиусе);
-познакомить с новым чертежным инструментом – циркулем и правилами техники безопасности в обращении с колющим предметом; -содействовать развитию внимания, мышления, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения строить окружность и радиус с помощью циркуля и линейки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Создание условий для формирования первоначальных представлений детей об окружности
Задачи урока:
1) Образовательные: Сформировать первоначальные представления об окружности и ее элементах (центре и радиусе);
познакомить с новым чертежным инструментом – циркулем и правилами техники безопасности в обращении с колющим предметом; содействовать развитию внимания, мышления, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения строить окружность и радиус с помощью циркуля и линейки;
2) развивающие: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов;
3) воспитательные: повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; учить работать в паре, уважать мнение товарищей.
Основные термины и понятия темы:
Круг, окружность, центр окружности, радиус, диаметр.
Личностные УУД:
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
-сформировать первоначальные представления об окружности и ее элементах (центре и радиусе);
-познакомить с новым чертежным инструментом – циркулем и правилами техники безопасности в обращении с колющим предметом; -содействовать развитию внимания, мышления, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения строить окружность и радиус с помощью циркуля и линейки.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- освоение основ познавательной рефлексии;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
- установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;
- овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
интегрированный (математика с элементами технического труда)
Тип урока: интегрированный (математика с элементами технического труда)
Изучение новых знаний, формирование новых умений, практическое применение знаний и умений.
Ход урока
Орг. момент.1мин.
Устный счёт 7 мин.
- Сегодня мы отправимся в необычное путешествие.
Отгадайте загадку на чём?
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звёзд.
Мы сейчас построим эту
Межпланетную …. (ракету)
Нам надо построить ракету, выполняя задания:
Назовите фигуры, из которых состоит ракета и выполните задание:
1 Треугольник (нажать) 5·7= (нажать) 35
2 Прямоугольник (нажать) в полёт космонавты приготовил 18 пакетов молока, кефира в 4 раза меньше. Сколько пакетов кефира приготовил незнайка для полёта? 6
3 Трапеция (нажать) 6·5 = (нажать) 30
4 Круг (нажать) первый раз космонавт в телескоп увидел 8 звёзд, а когда посмотрел второй раз внимательней, то увидел в 3 раза больше. Сколько звёзд увидел космонавт во второй раз? 24
Дату своего путешествия запишем в судовом журнале.( в тетрадях записываем число, классная работа)
Молодцы! Готовы к полёту! Запишите числа в порядке убывания! (вызвать Никиту Вершинина)
Проверяем! 35, 30, 24, 6 Какое число лишнее?( 6- однозначное) Это не просто числа- это зашифрованное название той планеты, на которую мы должны полететь.
Работа в парах. Расшифруйте название
50
35
32
30
26
24
20
10
6
1
Ф
к
Е
р
п
у
а
ш
г
д
На этой планете всё круглое. Какие предметы с планеты Земля могли бы оказаться на этой планете?( пуговица, монета, тарелка, зеркало, !!! апельсин, глобус…и т.д.)
Как можно изобразить круг на бумаге (ответы детей) (обвести, с помощью циркуля) на доске перевернуть ЦИРКУЛЬ
3.Изучение новых знаний, формирование новых умений 13 мин.
Удобнее всего пользоваться специальным прибором: (нажать)
Мой циркач, циркач лихой Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился и ни шагу.
(Циркуль)
Циркуль (от латинского «циркулюс» -круг). (нажать)
Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент – история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику Дедала, первого «воздухоплавателя» древности . У Дедала в Афинах жил племянник по имени Талос, очень талантливый юноша. Когда Талосу исполнилось всего 12 лет, он придумал гончарный круг, с помощью которого люди стали изготовлять посуду. Скелет рыбы навел его на мысль сделать первую на свете пилу.
Дядя Талоса позавидовал его таланту и, улучив момент, столкнул юношу с городского вала. Но до этого Талос успел одарить людей еще одним изобретением. Он соединил с помощью шарнира два одинаковых по длине стержня — так получился циркуль.
Легенда легендой, а циркуль и линейка, наверное, самые старые чертежные инструменты на земле. На стенах и куполах храмов и домов, на резных чашах и кубках древних Вавилонии и Ассирии нарисованы такие ровные прямые линии, такие правильные круги, что без циркуля и линейки их просто невозможно провести. А существовали эти государства около 3 тысяч лет назад.
Самый старый, дошедший до нас уже не из легенды, а из реальности, железный циркуль нашли во Франции при раскопках древнего кургана. Он пролежал в земле более 2 тысяч лет.
Циркули бывают(нажать) ученические, для работы на доске, чертёжные, циркули по металлу (продемонстрировать), медицинские, для вырезания кругов на стекле и бревне. Сегодня мы учимся работать циркулем в тетради. А когда вы вырастите, кто–то из вас может стать инженером, строителем. И ему необходимо будет правильно пользоваться циркулем.
Сегодня мы научимся пользоваться циркулем, чтобы…
Практическая работа.(самостоятельная) (нажать)
Циркуль – чертёжный инструмент, с ним надо работать осторожно. Состоит он из(головки, ножки, иглы и грифеля). При работе с циркулем нужно соблюдать определённые правила: нельзя подносить иглой к лицу и передавать соседу «иглой вперёд. Острый конец всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку.
Возьмите циркуль, поставьте ножку с иголочкой на бумагу, а ножкой грифелем очертите круг. (нажать) Отметьте простым карандашом точку, которая осталась от иголочки. (нажать) Это центр круга, её можно обозначить точка О. (нажать)
Слово «центр» произошло от латинского слова «центриум» - палка с заостренным концом, которой погоняли быков; позднее оно стало означать заостренную ножку циркуля, а потом и точку, которую оставляет ножка циркуля на листе бумаги.
Отметьте на окружности точку А. (нажать)
Соедините точкуА с центром окружности. Отрезок ОА –это радиус окружности.
Радиус окружности – отрезок,соединяющий центр окружности с точкой на окружности.
Отметьте на окружности точкуВ, соедините О и В. Отрезок ОВ- тоже радиусокружности. Какой можно сделать вывод? (ОА= ОВ)
Радиусы одной окружности равны.
Проведите еще несколько радиусов. На что это похоже? (нажать) -Да, верно! Это колесо. Колесо - одно из великих изобретений, которое было сделано в IV тысячелетии до н.э. на Древнем Востоке.
Для чего же мы вспомнили про колесо? В древности термина радиус не было. Его ввел в XVII веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского радиус означает «спица колеса».
Практическая работа в парах. (нажать)
Ребята, на ваших столах модели кругов. С помощью них мы будем знакомиться с таким понятием как «диаметр». Слово «диаметр» пришло к нам из греческого языка и переводится как «поперечник».
а) Сложите круг пополам. Линия сгиба – это и есть диаметр. Что вы можете сказать? (ребята: диаметр делит круг на две равные части). б) Проведите еще несколько диаметров и измерьте длины. Что скажете о ваших наблюдениях? (ребята: все диаметры одинаковой длины)
Сделаем вывод.
Диаметр это - отрезок, который соединяет две точки окружности, проходит через центр. Диаметр делит круг на две равные части, и все диаметры у окружности равной длины.
Сравните длину радиуса с длиной диаметра. Сделайте вывод.
Диаметр в два раза больше радиуса
4.Физминутка2 мин.
5.Закрепление, систематизация, применение 7 мин. (нажать)
Сколько диаметров можно провести? А какие они по длине? Что интересного заметили?
Какое слово созвучно со словом циркуль? – ЦИРК. (нажать)
Что общего между циркулем и цирком? (нажать)
Мы хорошо поработали и я предлагаю посетить необычный цирк.
А попадём мы туда без билета, выполнив правильно 3 задания (нажать) Заполните пропуски дружно:
У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность!
Она идёт по краю круга
И называется – (нажать)окружность!
(нажать)
От окружности до центра
Мы начертим длинный ус,
Знает каждый третьеклассник,
Это точно - (нажать)радиус!
(нажать)
Отрезок, который проходит через центр окружности и соединяет две точки окружности (нажать)Диаметр
В этом цирке все животные круглые.
Слон очень любит жонглировать тарелками, но сегодня у него их нет. Сделаем слону тарелки.
Работа по рядам. (нажать)
Работать будем ножницами. Ножницами нужно пользоваться осторожно: к лицу не подносить, передавать соседу колечками. Разметку делать на белой стороне бумаги, бумагу расходовать экономно.
У вас на столе есть цветная бумага. Начертите окружность радиусом …., вырежьте и прикрепите тарелочки для слона на доску
6. Дом. задание. 1 мин.
7. Итог урок, рефлексия 2 мин.
Сегодня мы с вами побывали на круглой планете.Чтобы вернуться назад, нужно ответить на вопросы теста (у каждого ученика тест).
Фронтальная проверка теста.
Я считаю, что круг, окружность – это одно и тоже.
да
нет
не знаю
Мне кажется, что шар можно считать объемным изображением круга.
да
нет
не знаю
Я считаю, что окружность – это замкнутая линия.
да
нет
не знаю
Я считаю, что расстояние от центра окружности до любой точки окружности называется…
диаметр
радиус
Мне кажется, что расстояние от центра до любой точки на окружности всегда одинаково.
да
нет
не знаю
Я считаю, что отрезок, проходящий через центр окружности до любой точки окружности называется…
диаметр
радиус
Назовите длину диаметра, если радиус равен 3 см
АМ= …..см
Продолжите предложения (устно):
Сегодня на уроке:
я узнал…
я научился…
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
…
…
….
….
….
…
Приложение к плану-конспекту урока
__________________________________________
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
Актуализированы мыслительные операции, необходимые для усвоения детьми геометрических понятий.
2
1
0
2
Созданы условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
2
1
0
3
Типы оперирования геометрическим образом в учебных заданиях соответствуют уровню сформированности пространственного мышления и представлений детей возрастной группы.
2
1
0
4
Используется система геометрических заданий, эффективно влияющая на развитие пространственного воображения младших школьников.
2
1
0
5
Содержатся учебные задания, соответствующие группам учащихся класса (по уровню творчества, трудности, объема, модальности и др.).
2
1
0
6
Используются различные способы организации дифференцированной работы (по степени самостоятельности, по характеру помощи, по виду выполняемой работы).
2
1
0
7
Представленные виды дифференцированной деятельности школьников на уроке обеспечивают достижение планируемых образовательных результатов: личностных, предметных и метапредметных.
2
1
0
8
Зафиксированы побуждающие вопросы учителя и содержатся предполагаемые ответы и вопросы детей к учителю и одноклассникам.
2
1
0
9
В результате диалоговых и полилоговых форм изучения геометрических понятий планируются выводы и обобщения школьников.
2
1
0
10
Запланированы практические виды деятельности учащихся на построение геометрических фигур, измерение, конструирование и т.п.
2
1
0
11
Прослеживается системно-деятельностный подход к обучению, представлены виды деятельности учащихся, направленные на усвоение детьми изучаемых геометрических понятий (в том числе самостоятельно).
2
1
0
12
С целью предупреждения затруднений школьники получают исчерпывающий инструктаж по выполнению самостоятельных работ (словесно, в виде инструкций, памяток, алгоритма, схемы действий и т.п.).
2
1
0
13
Успешность выполнения учащимися самостоятельной работы обеспечено различными формами проверки, самопроверки, взаимной проверки, поэтапной проверки и т.п.
2
1
00
14
Содержится этап рефлексии учащихся, на котором представлены самооценка и взаимная оценка результатов работы с использованием отметки или в условиях безотметочного обучения.
2
1
0
15
Коллективно-распределенная деятельность школьников представлена на уроке работой в паре, в группе.
2
1
0
16
Использует эффективные приемы и методы с целью организации продуктивной деятельности школьников по формированию представлений об одномерных, двумерных и трехмерных геометрических фигурах, их свойствах и отношениях
2
1
0
17
Электронные образовательные ресурсы соответствуют задаче развитие пространственного мышления детей и повышают эффективность усвоения геометрических понятий.
2
1
0
18
Присутствуют элементы проектной деятельности по теме урока.
2
1
0
19
Прослеживается связь урочной и внеурочной деятельности.