Урок по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе.
Тема урока: «Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная.
Цель:Познакомить с материалами из которых делают обувь, какая бывает обувь; научить применять на практике полученные знания.Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Задачи:
Коррекция и развитие мыслительной деятельности через формирование умения устанавливать логические и причинно – следственные связи
Углубить знания детей об обуви.
Воспитывать интерес к предмету, взаимопомощь и уважительное отношение друг к другу. Создание на уроке ситуации успеха для каждого ученика.
Оборудование: оформленная доска, картинки обуви, карточки, снежинки с настроением, демонстрационный материал.
Ход урока.
- Организационный момент.
Рабочий и психологический настрой.
Встали, приготовились ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вы, наверное заметили, что мы с вами не одни в классе, на нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь.
- На вас надеюсь я, друзья,
Вы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
- Тихонечко садитесь, и начинаем работать.
- Скажите, к какому уроку мы приготовились?
- А сейчас мы узнаем, с каким настроением вы сегодня пришли на урок.
- Перед вами лежат разноцветные снежинки. Желтая - означает хорошее настроение, зеленая не очень хорошее, синяя плохое. Выберите снежинку соответствующую вашему настроению.
- Я предлагаю вам ваше хорошее настроение пронести через весь урок.
II. Актуализация опорных знаний.
- Отгадайте загадку. Придет неслышными шагами,
Незримой стужею дохнет
И, все вокруг покрыв снегами,
Вдруг всем нам уши надерет:
Зачем, мол, вы в такой мороз
Из дома высунули нос? (Слайд 1 зима).
- И сегодня на уроке за каждый правильный ответ вы будете получать снежинки.
- О каких признаках зимы говорили на прошлом уроке? (Слайд 2-6)
- Перед вами лежат карточки, выберите признаки зимы.
- Сколько календарных месяцев длится зима?
- Назовите месяцы зимы. (Работа по карточкам)
III. Сообщение темы и целей урока.
- Давайте определим тему нашего урока. А ее узнаете, отгадав загадки.
1. В них упрячешь две ноги-
И в мороз гулять беги. (Сапоги). (Слайд 7)
2. Снизу - подковки,
Наверху – веревки.
Куда шагают,
И сами не знают. (Ботинки) (Слайд 8)
3. Две кожаные лодочки,
Соревнуются в походочке. (туфли)
- С каким словом, связаны все отгаданные вами загадки?
- Они связаны со словом «обувь». (Слайд 9)
- Сегодня на уроке мы будем говорить, об обуви и о том из чего она сделана.
- Записать число, тему урока.
III. Работа по теме урока.
Обувь предмет одежды для ног: изделие из кожи или других плотных материалов. Кожаная, текстильная, резиновая, зимняя, летняя, модельная, спортивная, домашняя.
– Откуда же пошла обувь ? Послушайте небольшой отрывок из истории. История возникновения обуви.
История возникновения обуви уходит глубоко корнями в древние времена, когда наши предки привыкали к условиям окружающего мира.
Когда древнему человеку приходилось преодолевать острые камни, холод, он понял, что ему нужно что-то надевать на ноги, чтобы защитить их от снега зимой в холодных местах, от горячего песка и камня в жарких регионах, от камней и колючек в горах - и так далее. Поэтому первая обувь, которую он изобрел была сделана из травы, полосок кожи или плоских кусочков дерева. Человек прикреплял их к подошвам ног веревкой.
Принято считать, что лапти – один из самых древних видов обуви в России.
В более холодных странах независимо друг от друга люди начали создавать теплую обувь. Иногда они носили мешочки, подбитые травой и привязанные к ноге.(Слайд 10-13)
- Человек развивался, и менялась обувь.
- Как вы думаете, кто шьёт обувь?
- Обувь делают на обувной фабрике. Человек, делающий обувь – сапожник. (Слайд 14)
- Из каких материалов делают сейчас обувь? Сейчас мы поговорим о современной обуви. (Слайд 15)
IV. Физкультминутка.
V. Продолжение работы над темой урока.
- Сейчас мы с вами рассмотрим различные виды обуви. Какая бывает обувь? И когда ее носим?
- Отгадайте загадки:
1. И в мороз гулять беги
Не ботинки, не сапожки.
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу,
Днём – домой. (Валенки) (Слайд 16)
ОБУВЬ ВАЛЯНАЯ изготовляется из смеси овечьей, козьей, кроличьей и верблюжьей шерсти, а также из шерсти некоторых других животных и из искусственной шерсти. Основные виды валяной обуви: валенки, боты и сапоги.
- Валенки – это валяная обувь. Валенки делают из шерсти обычно овец.
- В какое время года носят валенки?
2. Если дождик, мы не тужим –
Бойко шлёпаем по лужам.
Станет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять. (Резиновые сапоги) (Слайд 17- 21)
ОБУВЬ РЕЗИНОВАЯ изготовляется из резиновых смесей с применением текстильных материалов. Предназначается главным образом для предохранения кожаной обуви и ног от воды. К резиновой обуви относятся: галоши, боты, ботики, сапожки, надеваемые на обувь, а также сапоги, надеваемые непосредственно на ногу. Кроме того, из резины делаются различные виды спортивной обуви.
- Когда надо надевать резиновые сапоги? (Слайд 22 )
3. Два братца не могут расстаться;
Утром в дорогу,
Ночью к порогу. (Сапоги) (Слайд 23-25)
кожаная обувь изготовляется из шкур верблюдов, лошадей, свиней и крупного рогатого скота. Такая кожа проходит специальную обработку, которая повышает ее устойчивость к влажности. Такой материал, как кожа, был известен еще в древние времена, когда тоже служил для изготовления обуви и одежды. Благодаря своим характеристикам кожа считается элитным материалом для обуви, а натуральная кожаная обувь во все времена была самой дорогой.
4. Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья,
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. ( Туфли)
текстиль – изделия из волокон и нитей. (Слайд 26-30)
Обувь из текстиля в летнее время пользуется наибольшей популярностью. Такая обувь более яркая и нарядная и идеально подходит к летним легким платьям и юбкам.
Текстильную обувь рекомендуется носить только в теплую сухую погоду.
Обувь делят на следующие группы:
ВАЛЯНАЯ, ТЕКСТИЛЬНАЯ, КОЖАНАЯ, РЕЗИНОВАЯ. (Слайд 31)
ОБУВЬ должна быть удобной, соответствовать форме стопы, не затруднять движений, не давить на стопу, а также отвечать гигиеническим требованиям и назначению. Кроме того, обувь должна служить украшением. Обувь, не соответствующая форме стопы, преждевременно изнашивается, вызывает заболевание ног, образование мозолей и деформирует пальцы стопы. Чрезмерно свободная обувь быстро теряет форму и изнашивается.
VI. Закрепление.
- Одинаковую ли обувь мы носим в разное время года? Так же мы меняем обувь в зависимости от погоды.
- Когда мы обуваем резиновую обувь?
- Покажите резиновую обувь на парте.
- Когда мы обуваем валяную обувь? (показать)
- Когда обуваем текстильную обувь? (показать)
VII. Итог урока.
- О чем говорили на уроке?
- Из чего делают обувь?
- С какими видами обуви познакомились?
VIII. Рефлексия.
- Какое настроение у вас в конце урока? Покажите снежинки.
- Какой праздник приближается? Без какой красавицы не обходится этот праздник?
- Давайте нарядим елку вашими снежинками- настроения.