Задачи: | Формировать умение определять тему и идею прочитанного; работать с текстом, находить слова, выражающую основную мысль произведения; Развивать умение выражать свои мысли в логической последовательности, делать выводы, умение сравнивать, рассуждать, делать умозаключения. | |
I.Организационно-мотивационный момент | 1. Психологический настрой 2.Стратегия «Назови качество на первую букву своего имени» Цель: создание позитивного настроя на урок.
3.Правила работы в группах, распределение ролей. Критерии оценочного листа. | Учащиеся настраиваются на урок, проверяют готовность к работе. Делятся на группы по цвету скрепок | НП ВО УиЛ |
III. Освоение содержания нового произведения | Вступительная беседа учителя: а) краткая биография Ы.Алтынсарина; просмотр презентации Ы. Алтынсарин – великий просветитель казахского народа и педагог, многое сделавший для развития народного образования в Казахстане, один из основоположников казахской письменной литературы и литературного языка. Начинал как переводчик, затем был учителем, позднее инспектором. Он написал несколько учебных пособий, одно из них “Киргизская хрестоматия” - которая представляет собой книгу для детского чтения и состоит из коротких рассказов нравоучительного или познавательного характера. Он был основателем первых казахских школ, автором первого казахского алфавита, писателем. Для учащихся начальных классов Ы. Алтынсарин составил «Казахскую хрестоматию». Для «Хрестоматии» он сам написал много стихов и рассказов. Много лет Ы. Алтынсарин изучал и записывал народные сказки, песни, легенды. Он хорошо знал жизнь и быт казахских аулов. Эти знания помогли ему в дальнейшем стать одним из первых казахских писателей. В своих рассказах Ы. Алтынсарин с большим сочувствием рисует тяжелое положение казахской бедноты. Многие из рассказов воспитывают в детях трудолюбие, смелость, находчивость. Творчество Ыбрая Алтынсарина стало событием большой важности для казахского народа. Рассказы из «Хрестоматии» использовались составителями учебников более позднего периода. Литературные труды Ыбрая Алтынсарина —педагога-просветителя, писателя, поэта навсегда вошли в золотой фонд произведений выдающихся деятелей казахской литературы. Проблемный вопрос: Как вы считаете, какого человека можно назвать щедрым? б) чтение притчи «Щедрый человек» - Понравилась ли вам притча? Докажите, что это произведение является притчей. На уроках самопознания мы с вами постоянно сталкиваемся с притчами. Как вы понимаете само понятие –притча?(ответы детей). Правильно, ребята. Притча—это краткий поучительный рассказ. Сейчас вы прослушали притчу. Чему она учит? в) Анализ произведения по вопросам - Почему Атымтая считали щедрым человеком? - По частям назовите жизненные принципы Атымтая Щедрого (не возомнить о себе, не чуждаться бедных; в труде нет ничего унизительного; трудом заработанный хлеб вкуснее; Грех перед Богом – поступки неправильные). – Объясните смысл названия притчи. Определите главную идею притчи. – Какие произведения, которые вы уже читали, отражают жизненные принципы Атымтая Щедрого? В)Словарная работа: ветхая одежда, кров, возомнить, чуждаться. Как вы понимаете эти слова? | Саша Р цепочкой Высказывают свои мнения Читают и анализируют текст, отвечая на вопросы, находят ответы в тексте В группах: обсуждают, дают объяснение | НП КМ ИКТ |