*В контексте тем: | «Моя семья и друзья», «Мир вокруг нас» |
Школа: ГУ «Айдарлинская средняя школа» |
Дата: 09.12.2016 | ФИО учителя: Бахмутова Н.Н. |
Класс: 1 | Количество присутствующих: отсутствующих: |
Тема урока: | Вычитание чисел в пределах 20 |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
1.1.2.5 выполнять устно сложение и вычитание без перехода через десяток: чисел в пределах 20/сложение и вычитание десятков 1.1.2.1 понимать действие сложения как объединение множеств, не имеющих общих элементов и вычитание как удаление части множества
|
Цели урока: | понимать действие сложения как объединение множеств, не имеющих общих элементов, и действие вычитания как удаление части множества; выполнять устно сложение и вычитание без перехода через десяток: чисел в пределах 20, сложение и вычитание десятков; использовать знаки «+», «-», «=». |
Критерии успеха | Познакомить учащихся с приемом устного вычитания чисел в пределах 20 без перехода через разряд. На уроке первоклассники познакомятся с приемом устного вычитания чисел в пределах 20 без перехода через разряд, научатся решать примеры типа 17-3. |
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Межпредметные связи | |
Навыки использования ИКТ | На данном уроке учащиеся не используют ИКТ |
Предварительные знания | |
Ход урока |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока | Актуализация знаний. - Если вам захочется на уроке ответить на мой вопрос, как это сделать правильно? (Поднять руку и подождать, когда тебя спросят) - А если спросят другого, имеешь ли право обижаться? (Нет) Почему? (Потому что спрашивают поочередно) - Сначала проверим готовность к путешествию. - Счёт до 20 (прямой и обратный) - Счёт от10 до 20 (прямой и обратный) - На какие две группы можно разделить числа, которые вы знаете? ( Однозначные и двузначные числа). - Счёт десятками. - Какое число следует за числом 12, 15, 17? - Какое число предшествует 14, 16, 20? - Назовите соседей чисел 11, 15, 17. Вводное задание. Раздайте детям счетные палочки и резинки для создания связок. Предложите выложить с помощью счетных палочек, объединив десятки в связки, следующие числа: 15, 18. После того как школьники выполнят это задание, предложите выложить число 17 с помощью счетных палочек. Учащиеся должны сложить 1 десяток, обвязав его резинкой, и 7 единиц. Попросите убрать 3 палочки. Понаблюдайте за действиями первоклассников. Спросите: Откуда вы убрали 3 палочки — из связки или из палочек россыпью? Сколько всего получилось палочек? (ответ: 14) Сообщите детям, что на уроке они познакомятся с приемом вычитания однозначного числа из двузначного. Запишите пример 17 - 3 на доске. Объясните, как решается пример, используя геометрические фигуры. Подведите ребят к выводу: чтобы из двузначного числа вычесть однозначное, нужно из единиц вычесть единицы, а десятки оставить без изменения. Предложите школьникам показать, как вычитание может быть смоделировано с использованием числового луча. Проведите закрепление сделанного вывода на аналогичных примерах. Например, узнайте, сколько получится, если из 15 вычесть 3, из 19 вычесть 3 и т. д. | |
Критерии успеха | Поощряйте учащихся, стремящихся устно выполнять вычитание, применяя открытый способ в пределах 20. Оказывайте содействие ребятам, испытывающим затруднения. Они могут выполнять данные действия с опорой на рисунок или числовой луч. | |
Середина урока | -Давайте разделимся на 3 исследовательские группы. - Исследуйте числа 13, 16, 14. Расскажите всё, что вы знаете об этих числах, назовите сумму разрядных слагаемых. Запишите её и составьте четыре числовых выражения. Учащиеся садятся по группам. (Дети хором говорят правила работы в группе.) Уважайте мнение друг друга. Говорите по-очереди. Не согласен – предлагай! Итог исследования. Представитель каждой группы выходит к доске, записывает число и озвучивает итог исследования. Составь по рисунку пример на вычитание. Данное задание направлено на закрепление навыка сложения чисел с помощью числового луча на примере чисел второго десятка. Так как направление движения зайчика справа налево, дети определят, что в данном случае выполняется вычитание, а не сложение. Далее они посчитают шаги от зайчика до моркови и составят равенство 14-3 = 11. Выполни вычитание. Задание выполняется фронтально. Необходимо, чтобы первоклассники при первоначальном ознакомлении с приемом вычисления давали подробные объяснения выполняемых действий. Решите вместе со всем классом первый пример. Ребята смогут повторять за учителем ход рассуждений при решении. В результате этой работы они запомнят рассматриваемый прием вычитания чисел без перехода через десяток. Остальные примеры предложите им решить в парах. При проверке попросите сначала назвать компоненты вычитания, а затем ответы. Ответы 6, 2,3,4, Реши. Предложите школьникам продолжить осваивать новый прием вычитания в занимательной форме. Учащимся необходимо посчитать, сколько конфет останется в каждом мешочке после того, как из него вынут несколько штук. Перед выполнением задания предложите учащимся проделать данное действие на практике. Возьмите мешочек с фасолью или мелкими конфетами. Сообщите, что в данном мешочке находится 18 фасолин. Попросите одного из ребят вынуть из мешочка 3 фасолины. Спросите у остальных детей, сколько фасолин осталось в мешочке (ответ: 15). Спросите, сколько фасолин останется в мешочке, если из него вынуть 5 штук (ответ: 13). Далее организуйте работу в парах и продолжите выполнение данного задания по учебнику. Оказывайте содействие тем парам учащихся, которые будут испытывать затруднения при выполнении задания. Свои ответы первоклассники могут фиксировать на ламинированных листах. После выполнения задания пары смогут поднять вверх свои листы, чтобы осуществить взаимопроверку работ. | Учебник: Вычитание чисел в пределах 20, с. 100—101. Рабочая тетрадь: Рабочий лист 97 «Вычитание чисел в пределах 20», с. 99. Рабочий лист 98 «Вычитаем числа в пределах 20», с. 100. Ресурсы: счетные палочки; геометрические фигуры (17 зеленых кругов); карточки с буквами; числовой луч с крупным изображением чисел от 1 до 20; листы ламинированной бумаги, маркеры для каждого человека; мешочек с фасолью или мелкими конфетами. |
Критерии успеха | Ответы а) 16; б) 12; в) 12; г) 10. | |
Конец урока | На автостоянке. Объедините учащихся в пары для выполнения задания. Пригласите по одному представителю от пары для оглашения решения. Проведите обсуждение. | |
Критерии успеха | Ответ 11 машин осталось на стоянке. | |
Дифференциация Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. | Здоровье и соблюдение техники безопасности
Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. |
Дополнительные задания Реши примеры, закрасив нужное количество кружков. Задание направлено на отработку навыков вычитания в пределах 20 без перехода через десяток. В качестве иллюстрации применяемого способа вычисления первоклассники сделают к каждому примеру рисунок. При этом дети раскрасят цветным карандашом столько кругов, сколько обозначает первое число в примере. Количество кругов, которое обозначает второе число в примере, ребята должны зачеркнуть. Это позволит им визуальным образом осуществить самопроверку выполненной работы. Ответы 17-4 = 7-4+ 10 = 3 + 10= 13; 15-1 =5-1 + 10 = 4+10=14, 19-7 = 9-7+ 10 = 2+ 10= 12. Составь примеры. Учащиеся самостоятельно смогут составить 4 примера на вычитание чисел в пределах 20 и решить их. Для проверки своих вычислений учащиеся могут использовать числовой луч. Книги и закладки. Школьники смогут устно решить примеры, изображенные на книгах, и соотнести их с ответами, имеющимися на закладках. Вычисления учащиеся должны проводить в устной форме. Ответы 15-4=11; = 14; 17-5 = 12; = 16; = 17; 19-6= 13. Реши примеры, используя числовой луч. Первоклассникам необходимо решить примеры с помощью числового луча. В данном случае они могут выполнить решение примера на числовом луче и записать ответ, а могут решить пример устно и провести самопроверку с помощью числового луча. Ответы 18-6=12; 16-2= 14; 19-7= 12. | К концу урока учащиеся смогут устно вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток. С целью определения уровня усвоения знаний школьниками задайте вопросы: Как можно из двузначного числа вычесть однозначное? Сколько получится, если из 18 вычесть 5? 15 уменьшите на 2. Какое число получилось? В журнале 16 страниц. Глеб прочитал 5 страниц. Сколько страниц ему осталось прочитать? —У белочки было 17 орехов. Она съела 2 ореха. Сколько орехов у нее осталось? Организуйте самооценивание учащихся с помощью «Лестницы успеха» в рабочей тетради. | Пальчиковая игра “Дружба”. Дружат в нашей группе Девочки и мальчики | – пальцы обеих рук соединяются в замок | Мы с тобой подружим Маленькие пальчики | – ритмичное касание пальцев обеих рук | Раз, два, три, четыре, пять | – поочерёдное загибание пальцев на правой руке | Начинай считать опять Раз, два, три, четыре, пять Мы закончили считать Вот какие мы дружные. | – поочерёдное загибание пальцев на левой руке | |