kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краткосрочное планирование урока трудового обучения в 3 классе по теме: Обертывание картона тканью. Коллаж

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное краткосрочное планирование составлено в соответствии с госстандартом РК. В составлении разработки учитывались идеи 7 модулей Программы Кембриджского университета

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочное планирование урока трудового обучения в 3 классе по теме: Обертывание картона тканью. Коллаж»


Тема урока

Обертывание картона тканью. Коллаж

Ссылки

Учебная программа, среднесрочное планирование , учебник

Цель

познакомить с понятиями «коллаж» и «фактура»; учить различать аппликацию и коллаж, создавать образы приро­ды в технике коллажа, используя в качестве материала кусочкиткани разных сортов; развивать умение строить многоплановую композицию, эстетический вкус; воспитывать интерес к предме­ту; формировать у учащихся представления о гармонии пред­метного мира.

Демонстрационное оборудование:

образцы изделий, вы­полненных в техниках аппликации и коллажа, образцы материа­лов для коллажа, образцы тканей с разной фактурной поверхно­стью; рисунки с изображением цветов, пейзажа и т. п.; предмет­но-технологическая карта; ножницы, клей, кисть, салфетка; учебник; для учащихся - кусочки ткани, разных видов тесьмы, кружев, ножницы, клей, кисть, салфетка; учебник, рабо­чая тетрадь.

Словарь: коллаж, фактура, аппликация.

Этапы урока

Действия учителя Действия ученика Ресурсы Оценивание

Организационный момент

На прошлых уроках мы с вами в нашей новогодней мас­терской изготовили и фигурку Деда Мороза, и открытку, и ко-робочку-корзинку для подарков. Но что мы еще не сделали? У нас нет новогодних игрушек. Вот мы с вами сегодня научимся делать очень красивую игрушку, которую можно будет и на ел­ку повесить, и комнату ею украсить.









Задания


На прошлом уроке вы создали замечательные аппликации, используя природный материал. Ранее вы делали аппликации из бумаги. Сегодня вы создадите образы природы из кусочков ткани в новой для вас технике коллажа. Вы не знаете, что это такое? Сегодня вы познакомитесь с этой техникой и создадите выразительную композицию из обыкновенных лоскутков ткани.


Тетради

Доска



Раскрытие темы урока

Понятие «коллаж».

«Коллаж» происходит от французского слова, буквально обозначающего «наклеивание». Коллаж - это технический при­ем в изобразительном искусстве, когда на какую-либо основу наклеиваются самые разные по цвету и фактуре кусочки мате­риалов. Коллажем также называется произведение, целиком вы­полненное в этой технике.

В графических коллажах обычно используются вырезанные картинки, бумага разного цвета и фактуры, а также ткань, фоль­га и прочее - выбор материала зависит лишь от фантазии твор­ца. К тому же техника коллажа позволяет смешивать наклеива­ние и непосредственно «работу руками», то есть ваяние кистью, пером и прочее. Может показаться, что коллаж - это относи­тельно новое веяние в декоративно-прикладном творчестве. От­нюдь! Еще в древнем Китае были распространены композиции из цветной бумаги и сухих листьев и цветов. В 20-е годы XX века техника коллажа стала очень популярной и достигла своего расцвета. Многие художники (начиная с Пикассо) ис­пользовали газетные листы, этикетки и прочее для большей вы­разительности и достоверности.

Коллаж используется главным образом для получения эф­фекта неожиданности от сочетания разнородных материалов. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средства­ми - тушью, акварелью и т. д.

Может показаться, что коллаж и аппликация - это одно и то же. Но это не так. Посмотрите на образцы изделий, выпол­ненных в техниках коллажа и аппликации (см. рис. 1, 2 на с. 24')4, и назовите отличительные черты каждой из техник. (В коллаже, в отличие от аппликации, материалы не просто приклеены к основе, а еще и дополнительно обработаны. Кроме того, в аппликации одновременно могут использоваться несколько совершенно разных материалов: газета, ткань и щепа и т. п. Различаются аппликация и коллаж цветовым решением. В кол­лаже лучше передаются оттенки.)

Из-за этих особенностей коллажа поверхность изделия по­лучается фактурной. Фактура (от лат. factura - обработка, строение) в изобразительных искусствах - это характер поверх­ности художественного произведения. Например, поверхность декоративно-прикладного изделия может быть полированной, гладкой или шероховатой, жатой и т. п.

Материалы и инструменты для выполнения коллажа.

Материалы для коллаж:а.

- В коллаже, в отличие от многих других видов изобрази­тельного искусства, огромное значение имеет не только цвето­вая гамма, но и фактура материалов. Именно она придает кол- лажным работам особую выразительность. Гармоничное соот­ношение нежных компонентов с грубыми, а блестящих - с ма­товыми делает композицию необычайно эффектной. При созда­нии коллажа применяются любые природные материалы, лишь бы они подходили для воплощения идеи и гармонично сочета­лись друг с другом. Ветки, листья, цветы, мох, лишайники, кора, раковины - перечень этот неисчерпаем.

Растения - благодарнейший материал для коллажей.

Делают коллаж и из камушков, битого стекла, синтетической верёвки, раковин, морских звёзд. Засушенные растения в колла­же тоже прелестны - у них особый приглушенный цвет и даже сохраняется аромат.

В общем, в качестве материалов для коллажа может служить практически всё, что может найтись в доме: цветная бумага для аппликаций, фантики от конфет, нитки и пряжа, обрезки ткани и кружев, старые почтовые открытки, фольга, коробочки из-под йогурта, макаронные изделия, бобы, горох, пуговицы. В качест­ве основы для коллажа можно взять картон или толстую ткань, например вельвет или бархат.

Ткань тоже часто используется. Она имеет богатую цвето­вую гамму и разнообразную фактуру поверхности (ворс, скла­дочки, блеск и т. п.), что позволяет добиваться в изделии не­обыкновенных эффектов.

К л е й. Хорошо использовать клей ПВА, он не оставляет следов и блестящих потеков на бумаге и ткани. Можно также использовать клей марки «дракон» - это такой прозрачный, вяз­кий, продается на хозяйственных рынках, изначально предна­значен для приклеивания всяких пенопластовых панелей и плин­тусов на потолок. Годится и клей-карандаш. Только имейте в виду, что почти все клеи подобного типа не очень прочные, и то, что вначале казалось прочно приклеенным, через месяц другой начинает рассыпаться. Для создания коллажей прекрасно подходит двусторонний скотч, только если бумага не слишком тонкая.

Ножницы. Тупые ножницы могут испортить удовольствие от работы. Поэтому очень важно иметь хороший инструмент с остро заточенными лезвиями.

Для вырезания особо мелких деталей прекрасно подходят маникюрные ножницы.

Если необходим очень ровный край - вы вряд ли добьетесь этого с помощью ножниц. Для этого вам понадобится макетный или переплетный нож - таким ножом пользуются, например, строительные мастера для разрезания обоев, линолеума и пр. У них пластиковая ручка и выдвижное лезвие. Резать таким но­жом лучше всего под металлическую линейку, можно использо- вать и пластмассовую, но из-за неловких движений с нее среза­ется стружка.

Выбор образной основы для коллажа.

- Что такое «замысел»? (Задуманный план действий, наме­рение создать что-либо.) Непременно ли нужен он для создания произведения? Как вы думаете? (Ответы учащихся.) Если с са­мого начала не продумать весь процесс изготовления какого-то изделия от идеи до воплощения, то вряд ли оно получится каче­ственным.

Поэтому начнем работу над панно с продумывания того, что мы хотели бы изобразить на нем. Откуда мы можем почерпнуть идею? (Ответы учащихся.) Чаще всего от просмотра различных журналов, книг, фотографий. Но если вы умеете неплохо рисо­вать, то вполне можете сделать эскиз сво­его панно самостоятельно. Важно только помнить, что, как и при работе в технике аппликации, так и при выполнении колла­жа рисунок нужно стилизовать, то есть упрощать его, убирая несущественные де­тали. Стилизация реального мира была распространена еще в каменном веке. Вы можете увидеть это на рисунках людей первобытного общества (рис. З)5. Что на них изображено? (Ответы учащихся.)

Чем стилизованный рисунок отличается от реалистического? (Ответы учащихся.) Чтобы стилизовать рисунок, нужно ото­брать основные, характерные черты изображаемого предмета. Посмотрите на рисунок (рис. 4)6. Какие основные характерные черты были отобраны художником для изображения птицы? (Ответы детей.)

- Как вы думаете, что изображено на рисунке (рис. 5)!1 (От­веты детей.) Трудно ли по этому рисунку догадаться, что это бабочка?

Вот такую же работу по стилизации рисунка должны проде­лать и вы.

Порядок работы над коллажем.

Учащиеся под руководством учителя составляют последо­вательность работы над панно по предметно-технологической карте или образцу изделия.

  • Разработка рисунка.

  • Рисование эскиза.

  • Подбор материалов.

  • Заготовка деталей коллажа.

  • Раскладывание деталей на основе.

  • Проверка композиции.

  • Наклеивание деталей дальнего плана.

  • Наклеивание деталей среднего плана.

  • Наклеивание деталей переднего плана.

  • Наклеивание дополнительных элементов (бусинок, пуго­вок т. д.).

  • Просушивание изделия.

Демонстрация приемов работы.

Учитель демонстрирует приемы работы по изготовлению коллажа, обращая внимание учащихся на то, что выразитель­ность панно во многом зависит от правильного подбора мате­риалов, учета фактуры каждого вида ткани, кружев, тесьмы.

Физкул ьтминутка

  • Практическая работа.

  • Практическая работа.

Задание: изготовить фигурки рыбок в технике оригами.

Во время практической работы учитель контролирует пра­вильность приемов работы, оказывает помощь учащимся, ис­пытывающим затруднения.





Домашнее задание


Рефлексия

  • Итог урока.

Выставка работ учащихся. Анализ проделанной ра­боты.

Беседа с учащимися по вопросам:

-Понравился ли вам урок?

-Что нового вы узнали?

-Что вы с удовольствием делали на уроке?

-Что вызвало у вас затруднения?

-Как вы преодолели эти трудности?

-Какая из работ, по вашему мнению, наиболее выразительна?

-Как вы оцениваете свою работу?


Уч-ся записывают эффективность-неэффективность урока, их самооценивание.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Алимбаева Наталия Николаевна

Дата: 18.01.2017

Номер свидетельства: 380769


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства