Понятие «коллаж». «Коллаж» происходит от французского слова, буквально обозначающего «наклеивание». Коллаж - это технический прием в изобразительном искусстве, когда на какую-либо основу наклеиваются самые разные по цвету и фактуре кусочки материалов. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. В графических коллажах обычно используются вырезанные картинки, бумага разного цвета и фактуры, а также ткань, фольга и прочее - выбор материала зависит лишь от фантазии творца. К тому же техника коллажа позволяет смешивать наклеивание и непосредственно «работу руками», то есть ваяние кистью, пером и прочее. Может показаться, что коллаж - это относительно новое веяние в декоративно-прикладном творчестве. Отнюдь! Еще в древнем Китае были распространены композиции из цветной бумаги и сухих листьев и цветов. В 20-е годы XX века техника коллажа стала очень популярной и достигла своего расцвета. Многие художники (начиная с Пикассо) использовали газетные листы, этикетки и прочее для большей выразительности и достоверности. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами - тушью, акварелью и т. д. Может показаться, что коллаж и аппликация - это одно и то же. Но это не так. Посмотрите на образцы изделий, выполненных в техниках коллажа и аппликации (см. рис. 1, 2 на с. 24')4, и назовите отличительные черты каждой из техник. (В коллаже, в отличие от аппликации, материалы не просто приклеены к основе, а еще и дополнительно обработаны. Кроме того, в аппликации одновременно могут использоваться несколько совершенно разных материалов: газета, ткань и щепа и т. п. Различаются аппликация и коллаж цветовым решением. В коллаже лучше передаются оттенки.) Из-за этих особенностей коллажа поверхность изделия получается фактурной. Фактура (от лат. factura - обработка, строение) в изобразительных искусствах - это характер поверхности художественного произведения. Например, поверхность декоративно-прикладного изделия может быть полированной, гладкой или шероховатой, жатой и т. п. Материалы и инструменты для выполнения коллажа. Материалы для коллаж:а. - В коллаже, в отличие от многих других видов изобразительного искусства, огромное значение имеет не только цветовая гамма, но и фактура материалов. Именно она придает кол- лажным работам особую выразительность. Гармоничное соотношение нежных компонентов с грубыми, а блестящих - с матовыми делает композицию необычайно эффектной. При создании коллажа применяются любые природные материалы, лишь бы они подходили для воплощения идеи и гармонично сочетались друг с другом. Ветки, листья, цветы, мох, лишайники, кора, раковины - перечень этот неисчерпаем. Растения - благодарнейший материал для коллажей. Делают коллаж и из камушков, битого стекла, синтетической верёвки, раковин, морских звёзд. Засушенные растения в коллаже тоже прелестны - у них особый приглушенный цвет и даже сохраняется аромат. В общем, в качестве материалов для коллажа может служить практически всё, что может найтись в доме: цветная бумага для аппликаций, фантики от конфет, нитки и пряжа, обрезки ткани и кружев, старые почтовые открытки, фольга, коробочки из-под йогурта, макаронные изделия, бобы, горох, пуговицы. В качестве основы для коллажа можно взять картон или толстую ткань, например вельвет или бархат. Ткань тоже часто используется. Она имеет богатую цветовую гамму и разнообразную фактуру поверхности (ворс, складочки, блеск и т. п.), что позволяет добиваться в изделии необыкновенных эффектов. К л е й. Хорошо использовать клей ПВА, он не оставляет следов и блестящих потеков на бумаге и ткани. Можно также использовать клей марки «дракон» - это такой прозрачный, вязкий, продается на хозяйственных рынках, изначально предназначен для приклеивания всяких пенопластовых панелей и плинтусов на потолок. Годится и клей-карандаш. Только имейте в виду, что почти все клеи подобного типа не очень прочные, и то, что вначале казалось прочно приклеенным, через месяц другой начинает рассыпаться. Для создания коллажей прекрасно подходит двусторонний скотч, только если бумага не слишком тонкая. Ножницы. Тупые ножницы могут испортить удовольствие от работы. Поэтому очень важно иметь хороший инструмент с остро заточенными лезвиями. Для вырезания особо мелких деталей прекрасно подходят маникюрные ножницы. Если необходим очень ровный край - вы вряд ли добьетесь этого с помощью ножниц. Для этого вам понадобится макетный или переплетный нож - таким ножом пользуются, например, строительные мастера для разрезания обоев, линолеума и пр. У них пластиковая ручка и выдвижное лезвие. Резать таким ножом лучше всего под металлическую линейку, можно использо- вать и пластмассовую, но из-за неловких движений с нее срезается стружка. Выбор образной основы для коллажа. - Что такое «замысел»? (Задуманный план действий, намерение создать что-либо.) Непременно ли нужен он для создания произведения? Как вы думаете? (Ответы учащихся.) Если с самого начала не продумать весь процесс изготовления какого-то изделия от идеи до воплощения, то вряд ли оно получится качественным. Поэтому начнем работу над панно с продумывания того, что мы хотели бы изобразить на нем. Откуда мы можем почерпнуть идею? (Ответы учащихся.) Чаще всего от просмотра различных журналов, книг, фотографий. Но если вы умеете неплохо рисовать, то вполне можете сделать эскиз своего панно самостоятельно. Важно только помнить, что, как и при работе в технике аппликации, так и при выполнении коллажа рисунок нужно стилизовать, то есть упрощать его, убирая несущественные детали. Стилизация реального мира была распространена еще в каменном веке. Вы можете увидеть это на рисунках людей первобытного общества (рис. З)5. Что на них изображено? (Ответы учащихся.) Чем стилизованный рисунок отличается от реалистического? (Ответы учащихся.) Чтобы стилизовать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета. Посмотрите на рисунок (рис. 4)6. Какие основные характерные черты были отобраны художником для изображения птицы? (Ответы детей.) - Как вы думаете, что изображено на рисунке (рис. 5)!1 (Ответы детей.) Трудно ли по этому рисунку догадаться, что это бабочка? Вот такую же работу по стилизации рисунка должны проделать и вы. Порядок работы над коллажем. Учащиеся под руководством учителя составляют последовательность работы над панно по предметно-технологической карте или образцу изделия. Разработка рисунка. Рисование эскиза. Подбор материалов. Заготовка деталей коллажа. Раскладывание деталей на основе. Проверка композиции. Наклеивание деталей дальнего плана. Наклеивание деталей среднего плана. Наклеивание деталей переднего плана. Наклеивание дополнительных элементов (бусинок, пуговок т. д.). Просушивание изделия. Демонстрация приемов работы. Учитель демонстрирует приемы работы по изготовлению коллажа, обращая внимание учащихся на то, что выразительность панно во многом зависит от правильного подбора материалов, учета фактуры каждого вида ткани, кружев, тесьмы. Физкул ьтминутка Практическая работа. Практическая работа. Задание: изготовить фигурки рыбок в технике оригами. Во время практической работы учитель контролирует правильность приемов работы, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения. |