1. | Стадия вызова 1.Эмоциональ ный настрой 2.Деление на группы 3.Сообщение темы урока | 1 мин мин 2 мин 1 мин | 1.1.Приветствие учителя 1.2.Создание коллаборативной ситуации Деление на группы «Собери пазл» Повторение правил работы в группе Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения по сказке английского писателя О. Уайльда «Мальчик- звезда». | 1.Участие всех учеников Проверка готовности к уроку школьных принадлежнос тей Создание ситуации успеха Настроенье каково? Во! Все такого мненья? Все без исключенья! 2. Ученики: самоопределяются, собрав пазл -сказку О.Уайльд «Мальчик-звезда» |
2. 3. | Стадия осмысления 1.Вызов имеющих знаний 2.Освоение содержания сказки Стадия рефлексии | 38 мин 3 мин | Словарная работа:
Эстетика – философское учение о красоте Гуманизм – человеколюбие Милосердие – готовность помочь или простить из сострадания Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Вспомним содержание прочитанной сказки, для чего проведем
Литературный диктант. 1.По каким приметам мать- нищенка догадалась, что воспитанник лесоруба – это ее сын? 2. Где была спрятана монета из белого золота, которую должен был найти мальчик- звезда по заданию злого волшебника? 3. Где надо было искать вторую монету из желтого золота? 4. А где была третья монета из красного золота? 5. Кто помог мальчику отыскать все три мотеты? 6. Сколько лет Лесоруб и его жена воспитывали Мальчика- звезду? 7. Как долго он бродил по свету в поисках отвергнутой матери? 8. Кем были настоящие мать и отец мальчика? 9. На каком музыкальном инструменте умел играть Мальчик-звезда? 5) Обсуждение сказки. Беседа по вопросам. Пересказ сюжета сказки по заранее нарисованным иллюстрациям.
- Понравилась ли вам сказка? Чем понравилась?
- Понравился ли вам Мальчик-звезда?
- Изменился ли он? (Да, когда все от него отвернулись, он задумался над своим поведением)
Наша задача: доказать, что высший суд – это суд собственной совести.
- Почему Лесоруб взял ребенка, которого нашел в лесу?
- Как приняла это решение его жена?
- Почему в доме появился злой ветер?
6) Чтение по ролям. (Эпизод «Разговор двух лесорубов и разговор с женой»)
7) Художественный пересказ с начала сказки до слов «Лесорубы находят ребенка». Вывод: падающая звезда - символ новой жизни, признак счастья. Прибавилось ли счастья в семье бедного лесоруба с появлением Мальчика-звезды? Добрые, заботливые люди взяли мальчика к себе в дом, проявили мудрость, человечность, чуткость, милосердие.
- Как сложилась дальнейшая жизнь найденного мальчика?
Ответ: В семье лесоруба его ничем не отличали от своих детей, принимали его как родного. Но все-таки одно отличие было. Какое же? (Он был красив). Задание: найдите в тексте описание внешности героя. Ученики находят метафоры и сравнения («лицо белое и нежное, словно выточенное из слоновьей кости»; «золотые кудри его были как лепестки нарцисса»; «а губы – как лепестки алой розы...»). Автор сравнивает Мальчика-звезду с цветком, чтобы подчеркнуть его красоту. - Принесла ли красота добро герою сказки? Почему?
Ответ: красота добра не принесла. Он вырос себялюбивым, гордым, жестоким, себя считал лучше и выше других.
- Почему у мальчика нет имени? Каково лексическое значение слово «звезда»? (Мальчика так называли потому, что он упал со звезды и отличался от всех).
- Как приняли сверстники Мальчика-звезду? Почему? (Ребята говорят про закон толпы, ровесники подчинились герою сказки, они стали похожи на него).
8) Инсценирование эпизода «Встреча Мальчика-звезды и матери» - Почему сын оттолкнул свою мать? Как изменилось отношение сверстников к нему после этой встречи? - Почему Мальчик-звезда стал уродливым?
- Что понял Мальчик-звезда? (Он понял, что совершил зло, и наказанием стала его уродливость за жестокое отношение к своей матери. Он понял, что только сам должен исправить свою ошибку.)
- Как отнеслись к Мальчику-звезде звери, к которым он обратился за помощью?
- Когда и как он обрел счастье? Вывод: Счастье не в красоте. Счастье – это мир, семья, уважение окружающих. Мальчику пришлось выдержать много испытаний, чтобы быть счастливым. В конце сказки герой становится звездой в лучшем смысле. Красота лица стала олицетворением его души. Именно сердце помогло понять истину. Обращаемся к эпиграфам. Почему мы назвали урок «Высший суд – суд совести»? - Как стал править и жить Мальчик-звезда?
- Чему учит эта сказка О. Уайльда? Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему «О чем заставила меня задуматься сказка О. Уайльда «Мальчик-звезда»? Оценка и самооценка. Оценим работу товарищей. Кто из ребят работал на “5”, на “4”, на “3”? Оцените свою работу.
| Слушание Индивидуальная работа выступления учащихся Чтение по ролям с творческим добавлением текста Работа в группах Вывод: лицо стало отображать злую душу героя сказки. Дочка Лесоруба дала понять мальчику, что можно завоевать уважение людей не внешней красотой, а внутренними качествами: «Это еще не беда, что ты утратил свою красоту. Оставайся с нами, я никогда не буду дразнить тебя».
(Все от него отвернулись. Звери напомнили о тех бедах, которые он им принес.) (Счастье пришло к нему тогда, когда он совершил добрые поступки.) (Человек, имеющий совесть, приносит добро и счастье не только себе, но и тем, с кем встречается в жизни.)
(«И был он справедлив и милосерден ко всем». Мальчик-звезда стал править по совести, относясь ко всем одинаково.) (Учит жить по совести, быть милосердным, добрым, отзывчивым. Уважительно относиться к матери и окружающим людям.)
|