2012 г.
Этап урока | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
1. Организацион-ный момент | Организовать направленное внимание на начало урока. | Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя учащихся на урок. | Приготовление к уроку. Приветствие учителя. | Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Следование в поведении моральным и этическим требованиям. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | - |
2. Актуализация знаний | Убедить детей в необходимости дальнейшего изучения родного города. | Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний. Предлагает детям: - вспомнить экскурсионный, материал -демонстрирует фото, -сообщает, какие есть интересные задания, связанные с этим материалом. Вопрос: Что для этого нужно? | Вспоминают материал обзорной экскурсии по городу.. Отвечают на вопрос: может ли оказаться недостаточно этой информации для решения новых заданий о городе? - решения учебно-познавательных задач о Перми математического характера - разгадывания ребусов и кроссвордов о Перми. | Проявление познавательной активности | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять. Фиксирование предполагаемого индивидуального затруднения (отсутствие необходимой информации о городе) при решении ребусов и кроссвордов | Повторение экскурсион-ного материала |
3. Постановка цели урока | Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. | Задает вопрос: Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? . Сообщает о том, что в конце урока дети должны будут сформировать представление о том, каким должен быть юный пермяк. | Дети выясняют, что им необходимо, чтобы считаться пермяками: жить в Перми, любить свой город и знать его. | Развитие чувства патриотизма в отношении родного города. | Развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя. Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | - |
4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала | Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения решать учебно-познавательные задачи, развитие умения объяснять смысл названий, используя этимологию. | Учитель предлагает детям объяснить название города, названия главных улиц, используя этимологию. Познакомиться с первыми постройками Перми, решив учебно-познавательную задачу математического характера. | Объясняют географические названия с помощью этимологии слова. Выполнив арифметические действия, узнают дату рождения Перми. | Проявление самостоятельности в разных видах деятельности | Работа с разными видами информации. Использование знаково-символичных средств. Выполнение учебного действия – арифметических вычислений. Выполнение действий по образцу. | Запомнить дату рождения Перми, и значение названия города. Знакомство с первыми постройками Перми. |
5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | Сформировать у детей представление о пермских писателях. Сформировать представление детей о Перми, как о крупном уральском городе. | Демонстрирует фото-материалы, предлагает сопроводить их трансляцию чтением произведений. Провести небольшую литературную викторину. Предлагает детям провести сравнительный анализ городов Урала. Закрепить экскурсионный материал, разгадать кроссворд, используя ключевые слова. | Читают произведения пермских писателей, рассматривая их особенности. Закрепляют экскурсионный материал, получают новые сведения о Перми, путем логических размышлений отвечают на вопросы теста-викторины. Сравнивают два города. Разгадывают кроссворд. | Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. Проявляют познавательную самостоятельность и активность Умение адаптироваться к сложным учебным ситуациям: сделать выбор числа, основанный на услышанной информации и своём логическом рассуждении в викторине о Перми. Осознание ответственности за общее дело. Понимание и следование в деятельности нормам эстетики. | Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Выполнение действий по заданному алгоритму. Контроль деятельности по ходу выполнения задания. Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Анализ, синтез, сравнение и обобщение. Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в полученной информации. по ходу выполнения задания. Проверка правильности результата при ответе на вопросы викторины.
Выполнение действий по образцу. Анализ, синтез, сравнение и обобщение. Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. | Знакомство с писателями Прикамья Л. Давыдычев, Л. Кузьмин, А. Зеленин. Закрепление знаний о Перми. Знакомство с выражением «пермяк – солёные уши». |
6. Динамическая пауза (этап физической разрядки) Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | Смена вида деятельности Сформировать представление детей о Перми, как о крупном уральском городе. Воспитать у детей уважительное отношение к символам города. | Создает условия для снятия переутомления у детей. Предлагает узнать самые крупные города Урала. Знакомит детей с крупнейшей рекой Перми, предлагает угадать названия других малоизвестных рек с помощью картинок–-символов. Знакомит детей с гербом и гимном города. Предлагает сделать выводы на основе выступления ребят по своим исследовательским работам. | Исполняют песню «Островитяне». Знакомятся с реками Урала, решают ребусы, отгадывают названия. Исполнение фрагмента гимна города и Пермского края. | Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности. Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности. Проявление познавательной инициативы. Осознание ответственности за общее дело. Умение работать в группе.
| Выполнение действий по образцу. Взаимодействие в группе. Анализ, синтез, классификация. Сравнение. Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Работа с разными видами информации. Анализ, синтез, Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Развитие умения делать выводы. | - Закрепление знаний о камее и других реках Урала. Знакомство с символами Перми: гербом, гимном. |
7. Участие в проектной деятельности учащихся по программе «Я пермяк – гражданин России». 8. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД | Создать модель целостного позитивного развития школьников, воспитания нравственной устойчивости личности, стабильности её ценностных ориентиров; -апробировать принципы концепции духовно-нравственного воспитания Закрепить полученные знания о городе. Проверить умение отличать символы и достопримечатель-ности Перми от символов и достопримечатель-ностей других городов. | Анализирует материал книжек-малышек «Правила поведения юного пермяка», которые являются продуктом совместной деятельности детей и родителей. Предлагает детям индивидуально фиксировать на листке те правила, которые дети услышат в презентациях одноклассников. В ходе групповой деятельности сформировать представление о юном пермяке. Предлагает детям тесты проверки знаний. | Выступают с презентациями авторы самых интересных работ. Все остальные в это время фиксируют правила поведения. В группах продумывают прилагательные для формирования образа юного пермяка. Дети вставляют пропущенные ключевые слова в текст о Перми, выбирают герб города и достопримечатель-ности Перми из множества других. | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Воспитание нравственной устойчивости личности, стабильности её ценностных ориентиров. Умение работать в группе. Осознание ответственности за общее дело. Идентификация себя в мире как петербуржца. Развивать умение самооценки и адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Взаимодействие с одноклассниками. Ориентация в множестве похожих изображений и названий. Анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Развитие умения делать выводы.
| Определить правила поведения воспитанного пермяка. Закрепление изученного материала |
9. Рефлексия деятельности | Сформировать личную ответственность за результаты деятельности | Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников | Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Понимать личную ответственность за результаты деятельности Самооценка на основе критерия успешности. | Рефлексия способов и условий действия. Оценивать свою деятельность на уроке. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения. | - |