Ι. Оргмомент. Проверка домашнего задания(мотивационно-организационный компонент). Мы урок начинаем с разминки. Выпрямляем свои спинки. На носочках потянулись Вправо, влево повернулись. И друг другу улыбнулись. Раз, два, три, четыре, пять – урок пора нам начинать. Зачитываем лучшие желания на лепестках цветка (оценки за дом.работу). - Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И необязательно ждать, когда об этом тебя попросят. - У нас остался последний лепесток. Позвольте мне загадать свое желание. Чтоб урок прошёл прекрасно, Хорошо, отлично, классно, Нужно нам не наказанье, А всего лишь пожеланье: Пожелание удачи Пожелание добра, Пожелания терпенья И здоровья, и уменья. И тогда все будет классно, Хорошо и все прекрасно! Ι Ι. Актуализация знаний, сообщение цели урока. - Какое время года к нам незаметно подкрадывается? - Какие образы у вас возникают при слове ЗИМА? - Почему возникли разные образы? - А что помогло вам представить эти разные образы? - Посмотрите на репродукции картин русских художников. Какой темой их можно объединить? - А одинаковое ли настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эти картины? - Так с помощью чего художник передает настроение? - А с помощью чего писатели и поэты создают образы, передают настроение? Самостоятельная работа по группам в парах. 1 группа Выберите слово из скобок, чтобы о природе говорилось как о живом существе. Подчеркните это слово. (Завыл, подул) холодный ветер. Небо (потемнело, нахмурилось). На ветру (мёрзли, качались) берёзки. В воздухе (полетели, закружились) снежинки. 2 группа Подберите как можно больше сравнений. Снежинки как ... (Пушинки, звездочки, искорки, слезинки, цветочки, мухи, бабочки) Проверка самостоятельной работы. - Вы уже, наверное, догадались, чему будет посвящен наш урок? Физкультминутка (музыкальная) Ι Ι Ι. Этап изучения нового материала. Первичное восприятие стихотворения. - А с каким произведением и какого автора мы познакомимся, вы узнаете, открыв учебники на странице 133. - Назовите автора. Что вы о нем знаете? - Мы должны исследовать, какими средствами А.Пушкин создает в своем стихотворении зимние образы. Чтение учителем стихотворения. - Что понравилось? Что удивило? Какое настроение оно у вас вызвало? Все ли вам понятно? Словарная работа. Паркет – пол, выложенный маленькими гладкими дощечками. По лону вод – по открытой воде. Брег – берег Опрятный - чистый Ι V. Анализ стихотворения. - Как поэт создает ощущение праздника? Для того, чтобы ответить на вопрос, прочитайте это стихотворение и подумайте, сколько образов создает автор? -Много ли их? (4) - Как бы вы назвали эти картины? (Речка, мальчишки, гусь, снег). Прочитайте отрывки, соответствующие этим картинам. Картина 1. Прочитайте. Что поняли? (речка, покрытая льдом, блистает) (Чтение 2-3 учеников) - Как вы думаете, отличаются ли по смыслу слова «блистает» и «блестит»? (Блистает – значит, выделяется своим особенным качеством. Она до блеска начищена морозом.) - О ком можно сказать «блистает»? (Человек блистает умом, дамы блистают своими нарядами на балу) - Что за наряд у речки? (лед) - Найдите сравнение (речка как паркет). - Как вы думаете, почему лед сравнивается с паркетом? (он складывается в рисунок) - А откуда рисунки на льду? Картина 2. Прочитайте следующую картину. Может, она подскажет, откуда рисунки на льду? (узоры от коньков) Найдите здесь сравнение. (Народ – очень много, ощущение движения, оживленные голоса) Проведем эксперимент. Заменим слово «звучно» на слово «громко» Прочитайте, что получилось. Осталась ли та же наполненность звуками? - Какие слова передают ощущение звуков? (звучно, режет) - Какой прием использовал автор? (звукопись) Зачитывание отрывка еще раз. Вывод. В стихотворении каждое слово важно, его нельзя заменить другим, иначе меняется полнота ощущений. Картина 3. Прочитайте третью картину. Что поняли? (Гусь обманулся, подумав, что это вода). -Какое настроение добавляет к общему ощущению эта картина? (комическое) После обсуждения 2-3 человека еще раз зачитывают этот отрывок. Физкультминутка Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, Приседанье сделал справно, Клювиком поймал он мух И скорей за парту плюх! Картина 4. Прочитайте последнюю картину. Что поняли? Почему снег мелькает, вьется а не летит? (первый снег легкий и сухой) Найдите сравнение. (Снег как звезды) Кому здесь весело и радостно? (автору) (Веселый снег – первый снег) Замена слова «брег» на слово «берег» Что изменилось? (нарушился строй – рифма) Зачитывание отрывка еще раз. Вывод. Так о чем это стихотворение? (О начале зимы) Что поэт хотел нам показать? Выберите ответ. Ощущение тоски и печали. Красоту зимней природы. Праздник. Равнодушие. Жизнь простых людей Даже такое суровое время годы дает свои прелести, радости, чудеса! Как поэт создал ощущение праздника? Перечислите еще раз слова, выражения. V. Подготовка к выразительному чтению стихотворения. -Какое настроение должно быть при чтении? Выберите. Весело, задорно. С возмущением. Тихо, задумчиво. Печально. Громко, торжественно. Радостно. Вам, как исследователям, дается проблема. -Где нужно останавливаться при чтении, чтобы не исказить смысл каждой картины? (Читают в парах, выбирают правильный ответ.) Чтение 3 и 4 картины. - Как вы думаете, есть ли здесь нарушение порядка рифмующихся строчек? -Почему именно в третьей картине нарушен общий строй стиха? (Гусь здесь – случайный персонаж, этим нарушается общая картина зимы, поэтому автор поменял рифмы.) Слово «веселый» к какой картине относится – про гуся или про снег? Прочитайте правильно, чтобы не исказился смысл. Выразительное чтение стихотворения. VΙ. Домашняя работа. Подведение итогов урока. Рефлексия. - Какое домашнее задание вы предложите? (чтение наизусть, иллюстрация и т.д.) Предлагаю карточку-клише (подготовка к чтению наизусть). …Опрятней модного ________________, Блистает речка, льдом ______________; Мальчишек радостный ______________ Коньками звучно режет ____________; На красных лапках ________ тяжелый, Задумав ___________ по лону вод, Ступает _____________ на лёд. Скользит и _____________; весёлый Мелькает, вьётся первый ___________, Звездами падая на _____________. - Что можете сказать про себя. Продолжите высказывание: Своей работой на уроке я … Вы были на уроке внимательными, думающими читателями, хочется сказать спасибо за ваши исследования и находки. - | Выполняют движения по команде учителя (психологический настрой)
Читают желания на лепестках цветика-семицветика Отвечают на вопрос, рассуждают.
Ответы детей: Зима Новогодняя елка, белые деревья, сугробы, снежная горка и т.д. Что-то больше запомнилось. Воображение Тема зимы. Делают предположения. С помощью цвета С помощью слов и литературных приемов. Анализируют средства выразительности, объясняют выбор слов. Самостоятельно работают в парах, поиск информации. Оценка действий ученика, развитие саморегуляции. (Читают текст, слова-сравнения, выражают свое согласие или несогласие).
Темы зимы. Под музыку выполняют движения.
Ответы детей. Воспринимают на слух стихотворение в исполнении учителя. Ответы детей. Высказывания детей. Чтение толкований слов и словосочетаний. Определяют настроение произведения, понимают многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Объясняют выбор слов, используемых для создания поэтических образов, знаков препинания, используемых в произведении для передачи смысла. Выделяют в стихотворении сравнения. Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста. Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников. Читают в парах, выбирают правильный ответ. Стараются читать текст выразительно.
Проводят рефлексию своих действий. Выполняют клише.
Проводят рефлексию своих действий. |