kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Край родной, навек любимый. Гласные и согласные буквы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен для обучающихся 1 класса. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Край родной, навек любимый. Гласные и согласные буквы.»

Урок №_____ по обучению грамоте в 1 классе Дата: ___________


Тема: Гласные и согласные звуки.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Создать условия для формирования у учащихся представления о гласных и согласных звуках, слиянии согласного звука с гласным; способствовать развитию умения делить слова на слоги, правильно ставить ударение.

Планируемые результаты:

Предметные: знают основные различия гласных и согласных звуков; умеют различать в устной речи гласные и согласные звуки; осуществляют звуковой анализ слова; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам.

Личностные: оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявляют интерес к трудовой деятельности, природе родного края.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные

·        определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя;

·        учатся высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

Познавательные

·        используют знако-символические средства при оформлении звукового состава слова;

·        делают выводы о результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные

·        слушают и понимают речь других;

·        учатся работать в паре.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

  1. Актуализация знаний

  1. Составление рассказа по сюжетному рисунку (с. 14)

  • Рассмотрите рисунок. Что изображено на этом рисунке? (Слайд 3)

  • Задайте вопросы друг другу по рисунку.

  • Что делают куры? (Куры клюют зерно)

  • За кем охотится кошка? (Кошка охотится за курочками)

  • Какого цвета машина? (Машина красного цвета)

  • Сколько домов на картинке? (На картинке 3 дома)

  • Что делают мужчина и женщина? (Они капают огород)

  • Придумай рассказ «Лето в деревне»

Наступило лето. Ребята с родителями поехали на каникулы в деревню к бабушке и к дедушке. Они уже старенькие, поэтому мама с попой помогают им в огороде. Деревенские мальчики и девочки играют на улице в футбол. На поляне важно расхаживает петух, а куры клюют зерно. Рыжий кот наблюдает за птицами.

  • Дополни предложение

  • Человек ухаживает…..(за домашними животными)



  • Кто вспомнит, о чём мы говорили на прошлом уроке литературного чтения. (Понятие звук, что звуки окружают нас)

  • Какие бывают звуки? (Речевые и неречевые) (Слайд 4)

  • Что такое речь, ребята? (Речь - умение человека говорить.)

  • Из чего состоит наша речь ... (Из предложений) (Слайд 5)

  • Что такое предложение, что выражает? (Оно состоит из нескольких слов, выражает законченную мысль)

  • Из чего состоит предложение? (Из слов)

  • На что делится слово? (на слоги)



  • Давайте составим 1 предложение по схеме на доске. (на доске схема из 3 слов)

(Слайд 6) Аист ловит жаб.

  • Поделим слово «Аист» на слоги.

  • Когда мы говорим, мы что слышим….. звуки ? Звуки мы.... Слышим.

  • А пишем мы …… Буквы?

Схема слова «АИСТ» (Слайд 7)

  • Как вы думаете, из чего соберём слог? (Из звуков)

  • Какие же звуки существуют в русском языке?

  • Кто уже знает, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?


  1. Постановка учебной задачи

  • Мы сегодня на уроке познакомимся со звуками русского языка.

  • Научимся делить слоги на звуки.

  • Будем собирать схемы слов из звуков

  • Оказывается звуки так же, как и мы с Вами живут в своём краю....

  • А мы где живём? (в Крыму)

  • А какой главный у нас в республике город? (Симферополь)

  1. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

  1. Звуко-буквенный анализ слова аист (Слайд 8)

На доске рисунок с изображением аиста.

– Давайте произнесем слово аист хором.

– Запишем схему этого слова:

– Сколько слогов в этом слове? (2)

– Произнесите первый слог …(ааааа)

– Сколько звуков вы слышите? (1)

– Произнесите второй слог. (ист)

– Сколько в нем звуков? (?)

– Произнесем этот слог протяжно, замедленно. (ииииист)

– Какой первый звук? (иииии)

– Какой второй? (с)

– Какой третий? (т)

– Сколько же всего звуков в слове? (4)

– Сколько в первом слоге? (1)

– Сколько во втором? (3)

Каждый звук обозначаем клеточкой. Клеточки располагаются одна за другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяем один слог от другого.

– Какой слог ударный? (Первый)

2. Представление о гласных и согласных звуках

– Произнесите слово аист.

– Как вы думаете, чем отличается первый звук слова от последнего?

– При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при произнесении же звука [т] преграда есть – язык и зубы плотно сомкнуты. Те звуки, которые произносятся без преград, поются, – называются гласными.

Те звуки, которые произносятся с затруднением, как бы через преграду, называются согласными.

Работа со звуковой схемой (Слайд 9)

Для того чтобы различать гласные звуки на схемах, обозначим их красным цветом.

На наборном полотне выставляются два красных квадратика – обозначение гласных звуков [a] и [и] – и добавляются к ним два белых квадратика – обозначение согласных звуков [с] и [т].

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА(Слайд 10)

  1. Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным (учебник, с. 15)

– Какое дерево склонилось над прудом? (Ива) (Слайд 11)

– Произнесите первый звук. (ииии)

– Что можете о нем сказать? (Можно пропеть…..значит гласный)

– Посчитайте, сколько слогов в слове ива? (2)

– Произнесите второй слог. (ваааа)

– Сколько звуков вы слышите в этом слоге? (2)

– Какой гласный? (аааааа)

– В слоге ва два звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких, даже мельчайших, остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так:

При таком изображении видно, что в слоге ва два звука, слог начинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слиянием.

Аналогичная работа проводится со словом осы

V. Закрепление знаний и способов действий.

Работа по учебнику с. 14

  • Произнеси слово голос. Одинаково ли мы произносим все звуки?

(в слове голос звук (О) произносится с голосом, а звуки (Г), (Л), (С) с голосом и шумом.

1. Анализ слов куры, гуси (Слайд 12)

– Кто это? (Куры)

– Сколько слогов в слове куры? (2)

– Произнесем каждый слог протяжно. (Кууууу-рыыыы)

– Сколько гласных звуков услышали? Назовите их. (у,ы)

– Произнесите первый слог. (куууу)

– Что можете о нем сказать? (Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным).

– Произнесите второй слог. (рыыы)

– Что можете сказать о нем?

– Составим схему данного слова:

– Поставьте ударение.

– Произнесите слово целиком с ударением на первом слоге.

Аналогичная работа проводится со словом гуси

– Почему у слов куры и гуси одинаковые схемы? (Оба слова состоят из двух слогов-слияний, ударение падает на первый слог).

2. Слого-зуковой разбор слова голуби (Слайд 13)

– Сравните схему слова голуби со схемами предыдущих слов. Укажите их сходство и различие

Сходство: все слоги-слияния; ударение падает на первый слог.

Различие: в словах куры и гуси два слога, а в слове голуби – три слога.

3. Игра «Узнай гласный звук» (Слайд 14)

Я буду называть слова, если вы слышите слово, начинающееся с гласного звука, тогда вы хлопаете, если с согласного – молчите.

Слова: машина, аист, урок, кукла, ириска, эхо, шишка, Оля.


-А теперь Игра - наоборот «Узнай согласный». Когда слышите первый согласный звук в слове – хлопок в ладоши.

Слова: утро, кино, фонарь, арбуз, игра, носорог, щенок.


VI. Рефлексивно-оценочный. (Слайд 15)

– Что нового узнали на уроке?

– Как отличить гласный звук от согласного?

– Каким цветом гласные звуки отражаются на схемах?

– Что называется слогом-слиянием?

– На каком месте стоит согласный звук в слиянии?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

Спасибо за урок (Слайд 16)

2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Край родной, навек любимый. Гласные и согласные буквы.

Автор: Грызова Светлана Николаевнв

Дата: 16.12.2024

Номер свидетельства: 661878


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства