Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по чтению "Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш""»
МКОУ «Вачская коррекционная школа-интернат»
Конспект урока
по чтению и развитию речи
в 4 классе.
Д.Н.Мамин – Сибиряк
«Приёмыш»,
«Тарас и Соболько».
Подготовила
учитель начальных классов
Воронина Н. М.
Тема урока: Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш», «Тарас и Соболько».
Цель урока: научить работы с текстом, дать характеристику поступков героев произведения.
Задачи.
Учебные: определять собственное отношение к поступку героя произведения, отрабатывать навыки беглого чтения и работу с текстом.
Развивающие: сформировать целостность восприятия всего произведения и отдельных героев, развивать способность эмоционального выражения собственного отношения к поступкам героев.
Коррекционные: коррекция и развитие связной устной речи.
Воспитательные: подвести учащихся к выводу о человеческих качеств, воспитание положительной мотивации к процессу обучения.
Оформление доски: портрет Д.Мамина – Сибиряка, иллюстрации к рассказу Д.Мамина – Сибиряка «Приёмыш», «Тарас и Соболько»
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
Учитель:Ты улыбкой, как солнышком, брызни
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь!
Учитель:Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу, всем гостям. Приятного вам учебного дня. 2. Постановка цели и задач урока.
1).Постановка цели и задач урока.
Учитель: - Сегодня мы заканчиваем работу над произведениями Д.Н.Мамина – Сибиряка «Приёмыш», «Тарас и Соболько». На уроке будем рассуждать, думать, высказывать своё мнение. Попробуем доказать, что доброта –это лучшее качество, что есть в человеке.
2). Общая речевая разминка.
Слово это серьезное, Главное, важное. То, что значит оно, Очень нужно для каждого. В сердце у многих живет И о боли других Позабыть не дает. И оно поважнее, Чем лица красота. Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА.
Учитель: О чём это стихотворение?
Учитель: - Что такое доброта?
Учитель. - Какого же человека можно назвать добрым?
Учитель. -Добрый человек – это тот, кто любит детей, людей, животных, птиц и готов в трудную минуту готов прийти на помощь.
3.Обобщение и систематизация учебного материала.
Уч. - Откройте учебники и слушайте внимательно поставленный вопрос, на него вы должны будете ответить своими словами или ответ будете зачитывать по учебнику.
Уч. - Как вы понимаете название рассказа «Приёмыш»?
Уч. - Только ли о лебеде идёт речь в рассказе?
Уч. - Где происходит событие, которое описал автор?
Уч. - Кто первый встретил автора?
Уч. - Как попал лебедь к Тарасу? (зачитывают)
Уч. - Как говорил о лебеде старик?
Уч. - Прочитайте о дружбе лебедя и собаки. (зачитывают)
Уч. - Как пристал Приёмыш к стае лебедей? (зачитывают)
Уч.- Прочитайте, как улетел Приёмыш. (зачитывают)
Уч. - Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас, что отпустил лебедя?
Уч.- Почему так сильно тосковал Тарас о Приёмыше?
4. Физкультминутка.
5. Обобщение.
Уч. - Поступок Тараса показывает, что он был очень добрым и жалостливым человеком к тем кто его окружал. В жизни обычно бывает так, что плохое притягивает к себе плохое: ложь, зло, жестокость, а добро притягивает к себе добро: ласку, внимание, доброту, благодарность. Вот и вокруг Тараса собрались лебедь, собака и его друг охотник. Назовите, какие черты характера присущи всем обитателям, живущим на Светлом озере.
6.Работа с рисунками.
Уч. - Мы рисовали рисунки к этому рассказу. Показывая свой рисунок вы рассказываете эпизод из произведения (рассказ детей).
7. Викторина
В какое время года происходили события, описываемые автором?
Зимой
Весной
Осенью
Как называется озеро?
Синее
Светлое
Грязное
Как звали старика?
Иван
Семён
Тарас
С кем жил старик на озере?
С собакой
С курицей
С лисой
Как звали собаку?
Тузик
Соболько
Шарик
Какую птицу приютил старик?
Лебедя
Утку
Индюка
Как звали птицу?
Прикормыш
Выкормыш
Приёмыш
Почему старик запер птицу?
Чтобы не улетел
Чтобы никто его не увидал
Чтобы не играл с собакой
Как сложилась жизнь лебедя?
Остался жить с Тарасом
Улетел в лес
Улетел в тёплую сторону
8. Обобщение и систематизация учебного материала.
Сегодня на уроке мы завершили работу над произведением Мамина – Сибиряка «Приёмыш» и «Тарас И Соболько». Автор рисует особый случай, помогающий нам понять и разглядеть в Тарасе человека с доброй душою и заботливым сердцем. Если внимательно всмотреться в окружающую нас среду, то можно увидеть, что кому - то живется очень тяжело, а особенно животным и птицам. Они ждут от нас помощи и очень важно не очерстветь и не стать равнодушными. Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Ведь делать добро, творить добро - это здорово. И по жизни вы должны идти только Дорогою Добра.
9. Итоги урока и оценка знаний.
Чему научил вас этот рассказ?
Пригодятся ли знания, полученные на уроке, вам в жизни?
10. Задание на дом. Придумать рассказ о том, что могло дальше произойти с Приемышем.