.Мотивация к учебной деятельности (2 мин) - актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - устанавливает тематические рамки; - намечает шаги учебной деятельности | Создает эмоционально – положительный настой на урок на урок, создание мотивации успеха -Сядьте удобно, закройте глазки. У вас отличное настроение, дыхание ровное, спокойное. Вы можете выполнять любое задание. (включить музыкальное сопровождение «Звездное небо») -Вы закрыли глазки и слушаете музыку. -Какие чувства вызывает эта мелодия? -Где бы вы хотели оказаться в эту минуту? -Откройте глазки, что вы увидели? - Мы с вами заранее разбились на группы. Вы будете работать одной командой ,помогать друг другу. Все приобретённые вами знания пригодятся нам сегодня на уроке. | Настраиваются на работу | Фронтальная работа | Личностные УУД Формирование учебной мотивации, самоопределение к деятельности. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (5 мин) - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения. - выявляет место (шаг, операция) затруднения; - фиксирует во внешней речи причину затруднения | -Плслушайте стихотворение С. Есенина . Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? И почему так, когда вы сияете, Маните в небо, в объятья широкие? Смотрите нежно так, сердце ласкаете, Звезды небесные, звезды далекие! -Чем манят звезды человека? -Почему автор называет звездочки ясные? Высокие? -Что могут скрывать в себе звезды? | Выслушиваются ответы детей. Делается вывод: -Звезды манят своей красотой и таинственностью. -Звезды ясные, потому что ярко горят. _-Звезды высокие, потому что располагаются высоко от земли, на далеком расстоянии. | Фронтальная работа | Познавательные: отвечает на вопросы,рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания. КомуникативныеУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении. РегулятивныеУУД: учится ставить проблему. ЛичностныеУУД:проявляет познавательную инициативу; формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Выявление места и причины затруднения. (4 мин.) - организует выполнение учащимися учебного действия (построение проекта выхода из затруднения); - организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения. - выявляет место (шаг, операция) затруднения; - фиксирует во внешней речи причину затруднения | -Как вы думаете, какая же тема нашего урока? Что мы должны нового узнать на уроке? | Дети высказывают свои мысли. Рассуждают. -Тема урока «Космическое пространство. Звездная карта», значит мы должны узнать новое о звездах. Понять, что такое звездная карта и как ей пользоваться. | Фронтальная работа | ПознавательныеУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания. Коммуникативные УУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении. РегулятивныеУУД: учится ставить проблему. ЛичностныеУУД: проявляет познавательную инициативу; формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). (5 мин.) - реализует дальнейшие действия в соответствии с планом; - фиксирует преодоление затруднения | -А что для этого нужно нам сделать? -Но прежде чем перейти к открытию нового знания, давайте построим лестницу.(рисуется лестница в три ступени) -А зачем она нам нужна мы узнаем немного позднее. -На что похожи звезды? Астру с прямыми ее лепестками С Давних времен называли звездой. В ней лепестки разбежались лучами От сердцевины совсем золотой. -От греческого слова «астро» и произошло название Звезда -Наука, которая изучает звезды называется- астрономия. -А люди, которые изучают звезды называются…. (астрономами). | Дети высказывают свои мысли. Приходят к выводу, что звезда похожа на цветок. | Фронтальная работа | ПознавательныеУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания. РегулятивныеУУД: учится ставить проблему, определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя, проговаривает последовательность действий на уроке; ЛичностныеУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности КоммуникативныеУУД: учится оформлять свои мысли в устной речи;слушать и понимать речь других учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении. |
Реализация планируемых Действий. Продолжение работы по теме урока. (7 мин) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин) | -Сейчас вы откроете учебник , стр. 64 и узнаете еще много интересного о звездах. -После прочтения, вы собираетесь своей группой и работаете по плану , лежащему у вас на столах. -Кроме плана у вас есть памятки для работы в группах. Прочитайте их. Может кто-то не согласен с пунктами? -Давайте расскажем, что же мы узнали нового о звездах? -Отгадайте загадку. Ночью звезды загораются И в букеты собираются. -Что это за букеты? -О чем же пойдет речь? -Звездное небо иногда называют самой первой книжкой с картинками, которой пользовалось человечество -В те далекие времена люди полностью зависели от природы и им приходилось быть очень наблюдательными. Постепенно они заметили, что в небе не беспорядочно усеяно светящимися точками, что каждую ночь из-за горизонта появляются знакомые звезды, в знакомых сочетаниях. Вот эти звезды, которые с Земли казались расположенными рядом, объединялись людьми в группы- созвездия. Первые созвездия люди выделили очень давно- около 5000 лет назад. Люди в звездных узорах находили сходство с фигурами людей и животных, геометрических фигур и поэтому давали им имена мифических героев: например, Геркулес, Геракл, Кассипея и т.д, название животных: Лев, Лебедь, Большая и Малая Медведица и т.д., и названия геометрических фигур: Треугольник, Южный Крест…. -У вас на столах лежат схемы и иллюстрации животных. Вам необходимо соединить их. -Затем на карточках, которых пропущено название созвездий, вы должны вставить подходящее по смыслу слова и восстановить легенду происхождения того или иного созвездия. -Представитель из каждой группы выходит и рассказывает о своем созвездии, а остальные группы слушают и исправляют. --Как вы думаете для чего необходимо знать созвездия? -Это азбука астрономии, она помогает ориентироваться в звездном небе. Существуют целые карты созвездий. На небосводе 88 созвездий. Только на территории нашей страны можно увидеть 54. Летчики, туристы, геологи, моряки обычно хорошо знают расположение созвездий и умеют по ним ходить. -Посмотрите на рисунок, объясните как же можно ориентироваться по звездам. -Кроме звезд и созвездий, что еще есть в космическом пространстве? | Читают самостоятельно текст, собираются в свои группы . Знакомятся с памятками для работы в группах, обсуждают в ее пункты. Далее составляют рассказ о звездах по плану –Сколько звезд можно разглядеть в небе? -Как расположены звезды? -Чем различаются звезды? От чего зависит цвет звезд? Каждая группа предлагает свой вариант ответов. Делают вывод: -Звезды - это огромные пылающие шары. -Расположены далеко от Земли -Звезды отличаются друг от друга цветом и размером Солнце-это тоже звезда, которая ближе всех расположена к нашей планете. Высказывается представитель команды Читают, вставляют подходящие по смыслу слова. Высказывается представитель команды Рассказывают по картинке. Для того чтобы определить стороны света, необходимо на небе увидеть ковш Большой Медведицы. Проведите в воображении линию, проходящую между двумя крайними звездами ковша. Линия укажет нам на первую звезду созвездия Малой Медведицы, которая и будет определять северное направление Если стать лицом на север, по правую руку от вас будет находиться восток, слева – запад, а сзади – юг. Дети высказывают свои мысли. (метеориты, кометы, планеты, солнце, луна, млечный путь) | Индивидуальная работа Групповая работа Групповая работа | ПознавательныеУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания. РегулятивныеУУД: учится ставить проблему, определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя, проговаривает последовательность действий на уроке; ЛичностныеУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности КоммуникативныеУУД: учится оформлять свои мысли в устной и письменной форме, в рисунке; слушать и понимать речь других учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.( 5мин) -организует выполнение самостоятельной работы на закрепление знаний; - организует работу консультантов, самопроверку, самооценку; | -Откройте печатную тетрадь на стр. 25. Номер задания 1. Выполните задание и поменяйтесь с одной из групп. | Выполняют задание и проверяют соседнюю группу | Групповая работа | КоммуникативныеУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. ЛичностныеУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. РегулятивныеУУД: формулирует вывод ПознавательныеУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). (2 мин)+ ( 5мин) - вспоминает содержание основных этапов урока; - оценивает собственную учебную деятельность | -Мы заканчиваем наш урок. - Какие цели ставили? Достигли цели? - Оцените свою работу на уроке. -Что понравилось? - Где испытывали затруднение? - Кто доволен своей работой на уроке? -Кого бы похвалили за работу? -Какое открытие вы сделали для себя сегодня ? - Я довольна нашей работой на уроке. - Ребята, а помните ли про лестницу, которую мы нарисовали с вами в начале урока.? -Вы видите 3 ступеньки. -Вам необходимо сейчас прикрепить свои звездочки на ту ступень, на которую вы считаете вам надо встать. * если вам было интересно и понятно, вы пополнили свои знания и получили ответы на свои вопросы. *если вам было не все понятно, трудно и не очень интересно. * если вам было совсем все не понятно, и совсем не интересно. | Отвечают на вопросы. Оценивают работу за весь урок. Оценивают свою работу. Выходят к доске и прикрепляют звездочки на соответствующую степень по своему усмотрению. | Фронтальная работа и индивидуальная работа индивидуальная работа | РегулятивныеУУД: оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. ЛичностныеУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. КоммуникативныеУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |