Русский язык является одним из основных предметов в школе. В зависимости от года обучения на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом отводится примерно 20—50% учебного времени, а процесс восприятия, понимания, усвоения, воспроизведения … у каждого ребенка происходит по-разному. Поэтому хорошо, когда обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность. Этому и способствуют предложенные упражнения, напрвленные на повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальную работу по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекцию отклонений в развитии познавательной сферы и речи, подготовку к восприятию нового учебного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Русский язык является одним из основных предметов в школе. В зависимости от года обучения на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом отводится примерно 20—50% учебного времени, а процесс восприятия, понимания, усвоения, воспроизведения … у каждого ребенка происходит по-разному. Поэтому хорошо, когда обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность.
В соответствии с Учебным планом в начальных классах на коррекционные занятия отводятся 3 часа в неделю (в том числе и на русский язык), которые включаются в расписание уроков. Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20-30 минут. В группы можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности.
Цель коррекционно - развивающих занятий по русскому языку – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Коррекционная направленность программного материала в первую очередь проявляется в области речевого развития детей, поскольку важнейшая цель уроков русского языка — формирование речи как средства общения, как способа познавательной деятельности учащихся.
В процессе КРЗ проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка, корригируются дефекты произношения, формируются фонетико-фонематические представления.
Неточность и бедность словаря, неправильное употребление грамматических форм, синтаксических конструкций также устраняются на этих КРЗ.
Не все дети сразу усваивают сложные системы понятийных связей. Поэтому КРЗ построены на основе концентрического принципа размещения материала, при котором один и тот же вопрос прорабатывается в течение нескольких занятий с постепенным наращиванием сведений. Концентрическое расположение материала дает возможность разъединять сложные грамматические понятия и умения на составляющие элементы и каждый отрабатывать отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для отработки умений и навыков. К тому же концентризм создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.
На КРЗ учитывается и уровень развития навыков дифференциации (сравнение, сопоставления сходных понятий, предметов и явлений, установления признаков общности и отличия). Установление сходства и различия, дифференциация и обобщение предметов и их названий, грамматических и орфографических понятий на КРЗ способствуют коррекции недостатков конкретного и абстрактного мышления детей.
Не менее важное значение имеет практическая направленность программного материала, его нацеленность на формирование у детей речевых навыков.
Это направление обеспечивается, прежде всего, уроками развития речи. Уже с первых шагов школьного обучения дети осваивают умения слушать вопросы учителя, товарищей и адекватно реагировать на них, самостоятельно вступать в речевые контакты с людьми, рассказывать о наблюдениях за предметами окружающего мира, о прочитанном, о собственном опыте, отчитываться в выполнении некоторых практических работ по темам. Именно на уроках развития речи особенно интенсивно происходит обогащение словаря, синтаксических конструкций и связной речи детей.
Умение говорить является результатом эмпирического освоения звуковой системы языка, словаря и грамматических форм. Все дети приходят в школу говорящими. Однако из-за некоторых нарушений у отдельных детей их речь имеет отклонения от нормы, что обучение делает возможным только при условии коррекционной работы.
Дальнейшее развитие речи у детей определяется степенью осознания ими законов языка. При этом изучение грамматических, орфографических и стилистических закономерностей подчиняется практическим целям овладения речью.
В соответствии с основной целью практической грамматики теоретические сведения отобраны в КРЗ с учетом частотности употребления в речи той или иной грамматической категории, ее практического значения для совершенствования речевой деятельности детей, а также малой научной дифференциации этого материала и его доступности для усвоения школьниками. Отобранная таким образом языковедческая информация создает некоторый запас знаний о составе слов, о простейших способах их образования. Учащиеся знакомятся с частями речи, с парадигмой их изменений, т.е. сознательнее овладевают умением сочетать слова друг с другом при построении предложений, орфографически правильно определять окончания слов при их записи.
Определенный теоретический материал из области синтаксиса (главные и второстепенные, однородные члены предложения, простые и сложные предложения) дает возможность поднять на более высокий уровень речевую практику школьников, способствует обогащению речи детей разнообразными формами слов и типами предложений.
Определенную роль в практической направленности обучения выполняют задания стилистического характера, способствующие развитию правильной связной речи и преодолению таких недостатков, как неточность употребления слов, нарушение порядка их продуцирования в предложении, стереотипность в выборе конструкций, повторение одних и тех же слов в рядом стоящих предложениях, эмоциональная невыразительность речи.
Дети получают образование только в школе, в связи с чем программы по русскому языку и КРЗ ориентированы на то, чтобы дать им законченный объем знаний и умений в области грамматики и правописания. Тенденция к законченности курса — также одно из проявлений практической направленности программного материала.
Упражнения для коррекционного занятия №1 (Вариант для учителя)
1. Грамматическая арифметика:
*ежи – и + е + вика = ягода (ежевика)
*череп – п + муха = ? (черемуха)
*часть – ь + ушко – о + а = ? (частушка)
*чудеса – а + ный = ? (чудесный)
*шина – а + ель = ? (шинель)
2. Занимательные модели:
* - е – (мел, сел, лес)
* е - - (еда, ели, ела)
* е - - - (енот, езда, ерши)
3. Чистоговорки:
Са – са – са – в лесу бегает лиса.
Со – со – со – а у Вовы колесо.
Су – су – су – было холодно в лесу.
4. Различие В и Ф:
*Cоставление букв В и Ф из деталей конструктора, их обводка указательным пальцем.
*Раскрашивание предметов, начинающихся на буквы В и Ф в деформированных рисунках.
*Прописывание букв В и Ф с использованием образцов.
*Запись слов с буквами В и Ф:
Мама с-язала сыну теплый шар-.
- комнату через –орточку –летел –оробей.
-еде -чера купили новый -отоаппарат.
5. Анализ текста (правила написания предложений, деление текста на предложения), списывание отдельных предложений:
*Зимой птицы голодают Коля повесил в саду кормушки птички прилетели к ней.
Пришли холода. Выпал пушистый -------------. Трещат ----------------- от мороза. Широкая --------------- замерзла.
Слова для справок: река, снег, деревья.
7. Составление предложений из слов каждой строчки:
Гуси лугу на паслись
Яша дразнить стал гусей
Гусь за погнался Яшей
закричал и Яша убежал
Упражнения для коррекционного занятия №2 (Вариант для учителя)
1. Грамматическая арифметика:
*липа + нота = животное (антилопа)
*том + вата = оружие (автомат)
*рыба + соки = фрукты (абрикос)
2. Занимательные модели:
* а - - - а (астра)
* - а – а - (салат)
* - - а – а (трава)
* а – а – а (атака)
3. Чистоговорки:
Ра – ра – ра – начинается …(игра).
Ро – ро – ро – у нас новое …(ведро).
Ру – ру – ру – продолжаем мы …(игру).
4. Веселые звуки (В – П, Ф - П):
*Нахождение букв В и Ф среди других букв.
*Составление буквы П из деталей конструктора, ее обводка указательным пальцем..
*Раскрашивание предметов, начинающихся на буквы В, Ф и П в деформированных рисунках.
*Прописывание буквы П с использованием образцов.
*Запись слов с буквой П:
Лес пилить пустились вилы, обратившиеся в …(пилы).
Землекоп коня ковал, а кузнец песок …(копал).
Брошен в печь соломы ворох, вспыхнул он, как будто …(порох).
В ванну я залез, и кафель весь покрылся градом …(капель).
Создавать я начал флот, превратилась губка в …(плот).
5. Запись отдельных предложений, анализ текста (правила написания предложений, деление текста на предложения), сравнение записанного и проанализированного текста:
*Ребята всем классом убирали школьный двор все вместе в один час справились с работой вот что значит коллектив!
Упражнения для коррекционного занятия №10 (Вариант для учителя)
1. Любопытный (на любой вопрос называйте только те слова, которые начинаются на Г):
- Где ты живешь? Где твоя машина? На чем ты любишь играть? Где остановились гости? Где напечатана статья? В какую страну ты хотел бы поехать? Какие ты знаешь города на Г?
2. Грамматическая арифметика:
Кабан – ан + лук = ? (каблук)
Корь –ь + идол - л + р = ? (коридор)
Ква + рак – ак + тира = (квартира)
Кот + елка – ка = ? (котел)
Кедр – др + росинка = ? ( керосинка)
Кар + то + фельдшер – дшер = ? (картофель)
Кар + П = ? ( карточка)
Кар + аул = ? (караул)
3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:
* Вот и весна. Скоро вернутся с юга перелетные птицы. В школьной мастерской ребята делают домики для птиц. Эти домики они повесили в парке.
4. Дополни предложения нужными по смыслу словами:
Люба будет ри____________. Лева будет пи_______. Нина будет пе______. Все мы будем уч_________ уроки. Всем надо ра_____________.
- Сколько предложений?
5. Спиши, ставьте, где надо точку:
Плачет маленькая Оленька у нее пропал щенок Булька щенок был беленький только ушки черненькие Оленька кормила его молоком через день мама нашла щенка под крыльцом Оленька была рада
- Сколько предложений?
6. Буква К:
*Нахождение буквы К среди множества других букв.
*Раскрашивание буквы К в деформированном рисунке.
*Письмо буквы К по наждачной бумаге указательным пальцем.
*Письмо заглавной и строчной буквы К.
*Лепка буквы К из пластилина.
*Конструирование буквы К из веревочки.
*Слоговое лото (из слогов КА, КИ, КУ, О, НО, НИ, ТЫ составьте 8 слов): кино, киты, коты, кони, ноты, они, оно, окуни.
Упражнения для коррекционного занятия №10 (Вариант для ученика)
1. Любопытный (на любой вопрос называйте только те слова, которые начинаются на Г):
- Где ты живешь? Где твоя машина? На чем ты любишь играть? Где остановились гости? Где напечатана статья? В какую страну ты хотел бы поехать? Какие ты знаешь города на Г?
2. Грамматическая арифметика:
Кабан – ан + лук = ?
Корь –ь + идол - л + р = ?
Ква + рак – ак + тира = ?
Кот + елка – ка = ?
Кедр – др + росинка = ?
Кар + то + фельдшер – дшер = ?
Кар + П = ?
Кар + аул = ?
3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:
* Вот и весна. Скоро вернутся с юга перелетные птицы. В школьной мастерской ребята делают домики для птиц. Эти домики они повесили в парке.
4. Дополни предложения нужными по смыслу словами:
Люба будет ри____________. Лева будет пи_______. Нина будет пе______. Все мы будем уч_________ уроки. Всем надо ра_____________.
5. Спиши, ставьте, где надо точку:
Плачет маленькая Оленька у нее пропал щенок Булька щенок был беленький только ушки черненькие Оленька кормила его молоком через день мама нашла щенка под крыльцом Оленька была рада
6. Буква К:
*Слоговое лото (из слогов КА, КИ, КУ, О, НО, НИ, ТЫ составьте 8 слов)
Наступил март журчат ручьи теплый ветер греет землю на поля вышли машины начался сев.
6. Буква Л:
*Лото (из ЛО, ПА, ЛИ, СТ, К, ТО, ЛУ, ЛЕ составь слова) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Найди ошибки и исправь их:
* Этобыло весной. Стоял теплый день лужайки ужепокрылись зеленой травкой. Ребята пускали вручейке кораблики
*Рибята жыли влагере. Кругом был лес. Вкустах бегали ежыки Втраве шыпели ужы. Дети собирали шишки