kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекционно-развивающие занятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык является одним из основных предметов в школе. В зависимости от года обучения на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом отводится примерно 20—50% учебного времени, а процесс восприятия, понимания, усвоения, воспроизведения … у каждого ребенка происходит по-разному. Поэтому хорошо, когда обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность. Этому и способствуют предложенные упражнения, напрвленные на повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальную работу по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекцию отклонений в развитии познавательной сферы и речи, подготовку к восприятию нового учебного материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающие занятия»












«11 шагов к успеху»

Коррекционно - развивающие занятия (№1 - №11)

по русскому языку

для учащихся начальных классов
















разработала:

учитель начальных классов высшей категории

большакова светлана владимировна МАОУ СОШ №30 г.Челябинска










г.ЧЕЛЯБИНСК - 2020


Пояснительная записка


Русский язык является одним из основных предметов в школе. В зависимости от года обучения на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом отводится примерно 20—50% учебного времени, а процесс восприятия, понимания, усвоения, воспроизведения … у каждого ребенка происходит по-разному. Поэтому хорошо, когда обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность.

В соответствии с Учебным планом в начальных классах на коррекционные занятия отводятся 3 часа в неделю (в том числе и на русский язык), которые включаются в расписание уроков. Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20-30 минут. В группы можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности.

Цель коррекционно - развивающих занятий по русскому языку – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Коррекционная направленность программного материала в первую очередь проявляется в области речевого развития детей, поскольку важнейшая цель уроков русского языка — формирование речи как средства общения, как способа познавательной деятельности учащихся.

В процессе КРЗ проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка, корригируются дефекты произношения, формируются фонетико-фонематические представления.

Неточность и бедность словаря, неправильное употребление грамматических форм, синтаксических конструкций также устраняются на этих КРЗ.

Не все дети сразу усваивают сложные системы понятийных связей. Поэтому КРЗ построены на основе концентрического принципа размещения материала, при котором один и тот же вопрос прорабатывается в течение нескольких занятий с постепенным наращиванием сведений. Концентрическое расположение материала дает возможность разъединять сложные грамматические понятия и умения на составляющие элементы и каждый отрабатывать отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для отработки умений и навыков. К тому же концентризм создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.

На КРЗ учитывается и уровень развития навыков дифференциации (сравнение, сопоставления сходных понятий, предметов и явлений, установления признаков общности и отличия). Установление сходства и различия, дифференциация и обобщение предметов и их названий, грамматических и орфографических понятий на КРЗ способствуют коррекции недостатков конкретного и абстрактного мышления детей.

Не менее важное значение имеет практическая направленность программного материала, его нацеленность на формирование у детей речевых навыков.

Это направление обеспечивается, прежде всего, уроками развития речи. Уже с первых шагов школьного обучения дети осваивают умения слушать вопросы учителя, товарищей и адекватно реагировать на них, самостоятельно вступать в речевые контакты с людьми, рассказывать о наблюдениях за предметами окружающего мира, о прочитанном, о собственном опыте, отчитываться в выполнении некоторых практических работ по темам. Именно на уроках развития речи особенно интенсивно происходит обогащение словаря, синтаксических конструкций и связной речи детей.

Умение говорить является результатом эмпирического освоения звуковой системы языка, словаря и грамматических форм. Все дети приходят в школу говорящими. Однако из-за некоторых нарушений у отдельных детей их речь имеет отклонения от нормы, что обучение делает возможным только при условии коррекционной работы.

Дальнейшее развитие речи у детей определяется степенью осознания ими законов языка. При этом изучение грамматических, орфографических и стилистических закономерностей подчиняется практическим целям овладения речью.

В соответствии с основной целью практической грамматики теоретические сведения отобраны в КРЗ с учетом частотности употребления в речи той или иной грамматической категории, ее практического значения для совершенствования речевой деятельности детей, а также малой научной дифференциации этого материала и его доступности для усвоения школьниками. Отобранная таким образом языковедческая информация создает некоторый запас знаний о составе слов, о простейших способах их образования. Учащиеся знакомятся с частями речи, с парадигмой их изменений, т.е. сознательнее овладевают умением сочетать слова друг с другом при построении предложений, орфографически правильно определять окончания слов при их записи.

Определенный теоретический материал из области синтаксиса (главные и второстепенные, однородные члены предложения, простые и сложные предложения) дает возможность поднять на более высокий уровень речевую практику школьников, способствует обогащению речи детей разнообразными формами слов и типами предложений.

Определенную роль в практической направленности обучения выполняют задания стилистического характера, способствующие развитию правильной связной речи и преодолению таких недостатков, как неточность употребления слов, нарушение порядка их продуцирования в предложении, стереотипность в выборе конструкций, повторение одних и тех же слов в рядом стоящих предложениях, эмоциональная невыразительность речи.

Дети получают образование только в школе, в связи с чем программы по русскому языку и КРЗ ориентированы на то, чтобы дать им законченный объем знаний и умений в области грамматики и правописания. Тенденция к законченности курса — также одно из проявлений практической направленности программного материала.


















Упражнения для коррекционного занятия №1 (Вариант для учителя)


1. Грамматическая арифметика:

*ежи – и + е + вика = ягода (ежевика)

*череп – п + муха = ? (черемуха)

*часть – ь + ушко – о + а = ? (частушка)

*чудеса – а + ный = ? (чудесный)

*шина – а + ель = ? (шинель)


2. Занимательные модели:

* - е – (мел, сел, лес)

* е - - (еда, ели, ела)

* е - - - (енот, езда, ерши)


3. Чистоговорки:

Са – са – са – в лесу бегает лиса.

Со – со – со – а у Вовы колесо.

Су – су – су – было холодно в лесу.


4. Различие В и Ф:

*Cоставление букв В и Ф из деталей конструктора, их обводка указательным пальцем.

*Раскрашивание предметов, начинающихся на буквы В и Ф в деформированных рисунках.

*Прописывание букв В и Ф с использованием образцов.

*Запись слов с буквами В и Ф:

Мама с-язала сыну теплый шар-.

- комнату через –орточку –летел –оробей.

-еде -чера купили новый -отоаппарат.


5. Анализ текста (правила написания предложений, деление текста на предложения), списывание отдельных предложений:

*Зимой птицы голодают Коля повесил в саду кормушки птички прилетели к ней.

*Ветерклониткземледеревья. Ветерлетиткрылатойптицей. Ветергонитморскуюволну.

- Сколько предложений?

- О чем говорится в каждом предложении?


6. Дополнение текста нужными словами:

Пришли холода. Выпал пушистый -----. Трещат ----- от мороза. Широкая ----- замерзла.

Слова для справок: река, снег, деревья.

- Сколько предложений?

- О чем говорится в каждом предложении?


7. Составление предложений из слов каждой строчки, озаглавливание текста:

Гуси, лугу, на, паслись.

Яша, дразнить, стал, гусей.

Гусь, за, погнался, Яшей.

закричал, и, Яша, убежал.

- О чем говорится в каждом предложении?

- Сколько предложений?

- Какова основная мысль текста? Как можно озаглавить текст?




Упражнения для коррекционного занятия №1 (Вариант для ученика)


1. Грамматическая арифметика:

*ежи – и + е + вика = ягода

*череп – п + муха = ?

*часть – ь + ушко – о + а = ?

*чудеса – а + ный = ?

*шина – а + ель = ?


2. Занимательные модели:

* - е –, - е –, - е –.

* е - , е - , е - -.

* е - - -, е - - - , е - - - .


3. Чистоговорки:

Са – са – са – в лесу бегает лиса.

Со – со – со – а у Вовы колесо.

Су – су – су – было холодно в лесу.


4. Различие В и Ф:

Мама с--язала сыну теплый шар--.

-- комнату через --орточку --летел --оробей.

--еде --чера купили новый --отоаппарат.


5. Деление текста на предложения:

*Зимой птицы голодают Коля повесил в саду кормушки птички прилетели к ней.


*Ветерклониткземледеревья. Ветерлетиткрылатойптицей. Ветергонитморскуюволну.


6. Дополнение текста нужными словами:

Пришли холода. Выпал пушистый -------------. Трещат ----------------- от мороза. Широкая --------------- замерзла.

Слова для справок: река, снег, деревья.


7. Составление предложений из слов каждой строчки:

Гуси лугу на паслись

Яша дразнить стал гусей

Гусь за погнался Яшей

закричал и Яша убежал














Упражнения для коррекционного занятия №2 (Вариант для учителя)


1. Грамматическая арифметика:

*липа + нота = животное (антилопа)

*том + вата = оружие (автомат)

*рыба + соки = фрукты (абрикос)


2. Занимательные модели:

* а - - - а (астра)

* - а – а - (салат)

* - - а – а (трава)

* а – а – а (атака)


3. Чистоговорки:

Ра – ра – ра – начинается …(игра).

Ро – ро – ро – у нас новое …(ведро).

Ру – ру – ру – продолжаем мы …(игру).


4. Веселые звуки (В – П, Ф - П):

*Нахождение букв В и Ф среди других букв.

*Составление буквы П из деталей конструктора, ее обводка указательным пальцем..

*Раскрашивание предметов, начинающихся на буквы В, Ф и П в деформированных рисунках.

*Прописывание буквы П с использованием образцов.

*Запись слов с буквой П:

Лес пилить пустились вилы, обратившиеся в …(пилы).

Землекоп коня ковал, а кузнец песок …(копал).

Брошен в печь соломы ворох, вспыхнул он, как будто …(порох).

В ванну я залез, и кафель весь покрылся градом …(капель).

Создавать я начал флот, превратилась губка в …(плот).


5. Запись отдельных предложений, анализ текста (правила написания предложений, деление текста на предложения), сравнение записанного и проанализированного текста:

*Ребята всем классом убирали школьный двор все вместе в один час справились с работой вот что значит коллектив!

*Учебник – твойдругипомощникберегиего!

- Сколько предложений?

- О чем говорится в каждом предложении?


6. Твердый – мягкий (Б).

Булка, белка, банан, болт, бинт, бык, бюро, бедрышки, бязь.


7. Составление предложений из слов каждой строчки, озаглавливание текста, запись текста под диктовку, самопроверка:

Зоя, Рая, и, малы.

Мама, их, ясли, в, носила.

Там, ребята, саду, в, гуляли.

в, Хорошо, ребятам, яслях!

- О чем говорится в каждом предложении?

- Сколько предложений?

- Какова основная мысль текста? Как можно озаглавить текст?

Упражнения для коррекционного занятия №2 (Вариант для ученика)


1. Грамматическая арифметика:

*липа + нота = животное

*том + вата = оружие

*рыба + соки = фрукты


2. Занимательные модели:

* а - - - а

* - а – а -

* - - а – а

* а – а – а


3. Чистоговорки:

Ра – ра – ра – начинается …

Ро – ро – ро – у нас новое …

Ру – ру – ру – продолжаем мы …


4. Веселые звуки (В – П, Ф - П):

Лес пилить пустились вилы, обратившиеся в …

Землекоп коня ковал, а кузнец песок …

Брошен в печь соломы ворох, вспыхнул он, как будто …

В ванну я залез, и кафель весь покрылся градом …

Создавать я начал флот, превратилась губка в …


5. Деление текста на предложения:

*Ребята всем классом убирали школьный двор все вместе в один час справились с работой вот что значит коллектив!


*Учебник – твойдругипомощникберегиего!


6. Твердый – мягкий (Б):

Б---лка, б---лка, б---нан, б---лт, б---нт, б---к, б---ро, б---дрышки,

б---зь.


7. Составление предложений из слов каждой строчки:

Зоя Рая и малы

Мама их ясли в носила

Там ребята саду в гуляли

в Хорошо ребятам яслях













Упражнения для коррекционного занятия №3 (Вариант для учителя)


1. Грамматическая арифметика:

*вода + ринг = фрукты, которые любят дети (виноград)

*гора + камин = музыкальный инструмент (гармоника)

*кожа + ворон = полевая птичка, прилетающая ранней весной (жаворонок)


2. Занимательные модели:

* б -- -- (бак, бык, бок, бор, боб, бор, бар)

* б -- -- -- -- (буква, булка, белка, баран, банан)

* б – б -- -- (бобры, бубен)


3. Чистоговорки:

Ры – ры – ры – а у мальчиков …(шары).

Ре – ре – ре – стоит домик на …(горе).

Ри – ри – ри – а на ветках …(снегири).


4. Наоборот:

*маленький - …(большой)

*черный - …(белый)

*медленный - …(быстрый)

*сказка - …(быль)

*порядок - …(беспорядок)


5. Деление текста на предложения, запись отдельных предложений под диктовку, списывание отдельных предложений.

*Моя мама ткачиха она работает на фабрике много полотна наткала мама за хорошую работу ее наградили.

*Снеглежитнаполях. Нарекахзастыллед. Полесамгуляетвьюга.

- Сколько предложений?

- О чем говорится в каждом предложении?


6. Твердый – мягкий (В):

*Письмо буквы В по наждачной бумаге указательным пальцем.

*Лепка букв В и в из пластилина.

*Вставь буквы, чтобы получились слова-предметы:

в—режки, в—ник, в—ндеркинд, в—лка, в—лк, в—дра, в—ход, в----га, в—зка.


7. Найди ошибки и исправь их:

* прозвенел звонок. Ученики бегут водвор. Игорь, юля и Лева открыли окна дежурные Аня иЯша убирают клас

*замела метель все листья влесу илегла отдохнуть. Вдруг видит – подкустом большой рыжый листик лежыт

- Ты откуда взялся, листик

Засмеялся листик:

- Я не листик Ярыжый лисенок.







Упражнения для коррекционного занятия №3 (Вариант для ученика)


1. Грамматическая арифметика:

*вода + ринг = фрукты, которые любят дети

*гора + камин = музыкальный инструмент

*кожа + ворон = полевая птичка, прилетающая ранней весной


2. Занимательные модели:

* б -- --

* б -- -- -- --

* б – б -- --


3. Чистоговорки:

Ры – ры – ры – а у мальчиков …

Ре – ре – ре – стоит домик на …

Ри – ри – ри – а на ветках …


4. Наоборот:

*маленький - …

*черный - …

*медленный - …

*сказка - …

*порядок - …


5. Деление текста на предложения:

*Моя мама ткачиха она работает на фабрике много полотна наткала мама за хорошую работу ее наградили.

*Снеглежитнаполях. Нарекахзастыллед. Полесамгуляетвьюга.


6. Твердый – мягкий (В):

В—режки, в—ник, в—ндеркинд, в—лка, в—лк, в—дра, в—ход, в----га, в—зка.


7. Найди ошибки и исправь их:

* прозвенел звонок. Ученики бегут водвор. Игорь, юля и Лева открыли окна дежурные Аня иЯша убирают клас

*замела метель все листья влесу илегла отдохнуть. Вдруг видит – подкустом большой рыжый листик лежыт

- Ты откуда взялся, листик

Засмеялся листик:

- Я не листик Ярыжый лисенок.













Упражнения для коррекционного занятия №4 (Вариант для учителя)


1. Найди слово в слове:

ВОЛЯ (Оля), ВАЗА (Аза), ВЕТЕР (Веер), ВОЛК (Вол),ВДРУГ (Друг).


2. Перевертыши (Прочитай предложения наоборот – справа налево - и запиши их):

*АННА,БАРАБАН, НА!

*АСЯ, МОЛОКО,ОКОЛО,МЯСА.

*АВОСЬ, СОВА, ТУТ.


3. Веселые звуки (Ш и Ж):

Две вороны воро-----или, десять сено воро-----или.

И сороки не ту-----или: у реки пожар ту-----ли.

А -----уравль рыбу -----арил. -----мель в цветах ду-----истых -----арил.

И беседовал с у-----ами заяц, хлопая у-----ами.


4. Наоборот:

*нижний - … (верхний)

*внизу - … (вверху)

*низкий - … (высокий)

*тихо - … (громко)

*веселый - … (грустный)


5. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:

* Дети идут в школу. Звенит звонок. Учитель входит в класс. Начался урок.

- Сколько предложений?

- О чем говорится в каждом предложении?


6. Твердый – мягкий (Г, Д):

*Письмо букв Г и Д по наждачной бумаге указательным пальцем.

*Лепка буквы Г и Д из пластилина.

*Вставь буквы, чтобы получились слова-предметы, поставь в полученных словах ударения:

г---раж, г---рой, г---сь, г---лос, г---тара, д---рево, сад---вник, д---ачник, д---ктант, д---дка, д---тел, д---жина.


7. Найди ошибки и исправь их:


* Наш клас бальшой исветлый. Ф классе есть парты, стол, стул, доска. Наокнах цвиты.

Дежурные следят запорятком

*Впортфел учиник положыл титрат иручку дляписьма, резинку дляудаления пятен, «Азбуку» длячтения











Упражнения для коррекционного занятия №4 (Вариант для ученика)


1. Найди слово в слове:

ВОЛЯ, ВАЗА, ВЕТЕР, ВОЛК, ВДРУГ.


2. Перевертыши:

*АННА, БАРАБАН НА!

*АСЯ, МОЛОКО, ОКОЛО, МЯСА.

*АВОСЬ, СОВА, ТУТ.


3. Веселые звуки (Ш и Ж):

Две вороны воро-----или, десять сено воро-----или.

И сороки не ту-----или: у реки пожар ту-----ли.

А -----уравль рыбу -----арил. -----мель в цветах ду-----истых -----арил.

И беседовал с у-----ами заяц, хлопая у-----ами.


4. Наоборот:

*нижний - …

*внизу - …

*низкий - …

*тихо - …

*веселый - …


5. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:


* Дети идут в школу. Звенит звонок. Учитель входит в класс. Начался урок.


6. Твердый – мягкий (Г, Д):


Г---раж, г---рой, г---сь, г---лос, г---тара, д---рево, сад---вник, д---ачник, д---ктант, д---дка,


д---тел, д---жина.


7. Найди ошибки и исправь их:


* Наш клас бальшой исветлый. Ф классе есть парты, стол, стул, доска. Наокнах цвиты.

Дежурные следят запорятком

*Впортфел учиник положыл титрат иручку дляписьма, резинку дляудаления пятен, «Азбуку» длячтения













Упражнения для коррекционного занятия №5 (Вариант для учителя)


1. Найди слово в слове:

ГРОЗА (Роза, раз, рог, гора), ГАЗЕТА (Газ, таз), ГИТАРА (Тара, тигр, тир), ГРАДУСНИК (Град, ус, сани., друг, дар, дуга., гуси, суд ), ГОЛОВА (Лов, гол, вал).


2. Перевертыши (Прочитай предложения наоборот – справа налево - и запиши их):

*АЛЛА, РВАЛА ЛАВР.

*АРБУЗ У ЗУБРА.

*А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА.


3. Подбери пару:

волосы весенний

вечер волнистый

ваза веселый

волк вкусный

вода витой

врач выносливый

вешалка высокий

ветка весенний

вол враждебный

волк вежливый


4. Наоборот:

*сытый - … (голодный)

*мелкий - … (глубокий)

*редкий - … (густой)

*чистый - … (грязный)

*шершавый - … (гладкий)


5. Составление предложений из слов каждой строчки, их запись:

во, Ученики, дворе, играли

бабу, Они, снежную, лепили

Жучка, и , бегала, Тут

- Сколько предложений?

- О чем говорится в каждом предложении?


6. Твердый Ж:

*Письмо буквы Ж по наждачной бумаге указательным пальцем.

*Лепка буквы Ж из пластилина.

*Конструирование буквы Ж из веревочки.

*Лесенка: ж --- --- (жук)

ж --- --- --- (жиры)

ж --- --- --- --- --- (железо)

ж --- --- --- --- --- --- (журавль)


7. Найди ошибки и исправь их:

* Влису вмаленькой избушке жыли кот дапитух Кот рано утром вставал, наохоту хадил, апитушок оставался дом стеречь Уйдет кот наохоту, апитушок все визбушке приберет, пол подметет…

- Сколько предложений?

- О чем говорится в каждом предложении?

Упражнения для коррекционного занятия №5 (Вариант для ученика)


1. Найди слово в слове:

ГРОЗА, ГАЗЕТА, ГИТАРА, ГРАДУСНИК, ГОЛОВА.


2. Перевертыши:

*АЛЛА, РВАЛА ЛАВР.

*АРБУЗ У ЗУБРА.

*А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА.


3. Подбери пару:

волосы весенний

вечер волнистый

ваза веселый

волк вкусный

вода витой

врач выносливый

вешалка высокий

ветка весенний

вол враждебный

волк вежливый


4. Наоборот:

*сытый - …

*мелкий - …

*редкий - …

*чистый - …

*шершавый - …


5. Составление предложений из слов каждой строчки, их запись:

во, Ученики, дворе, играли______________________________________________________

бабу, Они, снежную, лепили_____________________________________________________

Жучка, и , бегала, Тут__________________________________________________________


6. Твердый Ж:

ж --- ---

ж --- --- ---

ж --- --- --- --- ---

ж --- --- --- --- --- ---


7. Найди ошибки и исправь их:

* Влису вмаленькой избушке жыли кот дапитух Кот рано утром вставал, наохоту хадил, апитушок оставался дом стеречь Уйдеткот наохоту, апитушок все визбушке приберет, пол подметет…









Упражнения для коррекционного занятия №6 (Вариант для учителя)


1. Найди слово в слове:

БРАК (рак), БУСЫ (усы), ДОБРО (бор)


2. Перевертыши (Прочитай предложения наоборот – справа налево - и запиши их):

* ГОРИ, ПИРОГ.

* ДОМ МОД,

* КОТУ ТАЩАТ УТОК.

3. Подбери пару:

гость грамотный

географ гостеприимный

город грубый

грузчик громадный

галстук голубой

глобус громкий

глаз горький

гора грязный

гриб грустный


4. Дополни слова:

Буква (букварь), блок (белок), баня (башня, басня), банк (банка), ура (буран)


5. Составление предложений из слов каждой строчки, их запись:

В, два, доме, этажа, этом

Это, школа, наша

Наш, на, класс, этаже, втором

- Сколько предложений?

- О чем говорится в каждом предложении?


6. Твердый Ш:

*Письмо буквы Ш по наждачной бумаге указательным пальцем.

*Лепка буквы Ш из пластилина.

*Конструирование буквы Ш из веревочки.

*Лесенка: ш --- --- (шум, шах)

ш --- --- --- (Шура, шуба, шина)

ш --- --- --- --- --- (ширина)

ш --- --- --- --- --- --- (швабра)


7. Найди ошибки и исправь их:

* назаводе рабочие делают разные машыны. Ятоже хочю работать назаводе

* яша любит мастерить. Унего умелые руки. Онсделал своему брату машыну Себе онсмастерил парусную лотк

- Сколько предложений?

- О чем говорится в каждом предложении?







Упражнения для коррекционного занятия №6 (Вариант для ученика)


1. Найди слово в слове:

БРАК, БУСЫ, ДОБРО.


2. Перевертыши:

* ГОРИ, ПИРОГ._______________________________________________________________


* ДОМ МОД.__________________________________________________________________


* КОТУ ТАЩАТ УТОК.________________________________________________________



3. Подбери пару:

географ гостеприимный

город грубый

грузчик громадный

галс гость грамотный

тук голубой

глобус громкий

глаз горький

гора грязный

гриб грустный


4. Дополни слова:

Буква. блок, баня, банк, ура.


5. Составление предложений из слов каждой строчки, их запись:

В, два, доме, этажа, этом

Это, школа, наш

Наш, на, класс, этаже, втором


6. Твердый Ш:

ш --- ---

ш --- --- ---

ш --- --- --- --- ---

ш --- --- --- --- --- ---


7. Найди ошибки и исправь их:

* назаводе рабочие делают разные машыны. Ятоже хочю работать назаводе

*яша любит мастерить. Унего умелые руки. Онсделал своему брату машыну Себе онсмастерил парусную лотку











Упражнения для коррекционного занятия №7 (Вариант для учителя)


1. Любопытный (на любой вопрос называйте только те слова, которые начинаются на А):

-Как тебя зовут? Как твоя фамилия?

-Откуда ты приехал?

-А что там растет?

-Какие птицы там водятся?

-А на чем ты поедешь обратно?

- Какой подарок привезешь маме и папе?


2. Превращения слов – волшебная цепочка (лето, сел – пел, рука, пол, луна, Соня – Толя – Коля):

Лото – л___то, мел - ___ел - ___ел, река – р___ка, пел – п___л, Лена – л___на, Сеня – С___ня - ___оля.

3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:

* На скотном дворе заболел жеребенок. Ребята стали ухаживать за ним. Хорошего коня вырастили ребята.


4. Дополни предложения нужными словами (ел, учить, ест, ель, учит, есть), определи основу предложений (подлежащее и сказуемое):

Растет высокая ___________. Вася ______________ яблоко.

Пора______________ уроки. Миша _____________ уроки.

У Юры ___________ груша. Юра _______________ грушу.

- Сколько предложений?

- О чем говорится в каждом предложении?


5. Составление предложений из слов каждой строчки, их запись и нумерация для получения рассказа:

Еж, грибы, нес_________________________________________________________________

траве, В, ежика, он, увидел______________________________________________________

в, Алеша, лесу, был_____________________________________________________________

- Сколько слов в каждом предложении?

- Сколько предложений?

- О чем говорится в каждом предложении?


6. Гласные букв Е и Е:

*Нахождение букв Е,Е среди множества других букв.

*Письмо букв Е, Е по наждачной бумаге указательным пальцем.

*Лепка букв Е, Е из пластилина.

*Конструирование букв Е, Е из веревочки.

*Лесенка: е --- (ел)

--- е --- (мел, сел, лес.)

--- --- е --- (обед)

--- --- ---е --- (весел)


7. Найди ошибки и исправь их:

* Нашколхоз бальшой. Унас много мошын. Колхоз собрал бальшой урожай Колхозы дают странехлеб

- Сколько предложений?

- О чем говорится в каждом предложении?

Упражнения для коррекционного занятия №7 (Вариант для ученика)


1. Любопытный:

-Как тебя зовут? Как твоя фамилия?

-Откуда ты приехал?

-А что там растет?

-Какие птицы там водятся?

-А на чем ты поедешь обратно?

- Какой подарок привезешь маме и папе?


2. Превращения слов – волшебная цепочка:

Лото – л___то, мел - ___ел - ___ел, река – р___ка, пел – п___л, Лена – л___на, Сеня – С___ня - ___оля.

3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:

* На скотном дворе заболел жеребенок. Ребята стали ухаживать за ним. Хорошего коня вырастили ребята.


4. Дополни предложения нужными словами, определи основу предложений (ел, учить, ест, ель, учит, есть):

Растет высокая ___________. Вася ______________ яблоко.

Пора______________ уроки. Миша _____________ уроки.

У Юры ___________ груша. Юра _______________ грушу.


5. Составление предложений из слов каждой строчки, их запись и нумерация для получения рассказа:

Еж, грибы, нес_________________________________________________________________

траве, В, ежика, он, увидел______________________________________________________

в, Алеша, лесу, был_____________________________________________________________


6. Гласные букв Е и Е:

е ---

--- е ---

--- --- е ---

--- --- ---е ---


7. Найди ошибки и исправь их:

* Нашколхоз бальшой. Унас много мошын. Колхоз собрал бальшой

урожай Колхозы дают странехлеб














Упражнения для коррекционного занятия №8 (Вариант для учителя)


1. Любопытный (на любой вопрос называйте только те слова, которые начинаются на Б):

- Где ты был? Что ты видел?

- Куда ты собираешься пойти?

- Назови вывески, которые ты встречал в городе. Что ты будешь покупать?

- Куда бы ты поехал?

- Кем ты хочешь стать?


2. Превращения слов – волшебная цепочка (ваза, сетка, вал – бал – бак – бык, воз – вол – дол – док – сок – суп – бук)

Вата – ва___а, ветка – ___етка, вол – в___л – ___ал – ба___ – б___к, вяз – в___з – во___ – ___ол – до___– ___ок – с___п – ___ук.

3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:

* Сани легкие летят. Седоки в санях сидят. Седоки сошли с саней, повезли в санях коней.


4. Дополни предложения нужными словами (лошади, лось, спит, лошадь, спят, лоси), определи основу предложений (подлежащее и сказуемое):

На лугу паслись ______________________. На лугу паслась _________________________.

В берлоге _________________ медведи. В берлоге __________________________ медведь.

На дорогу вышли _____________________. На дорогу вышел ________________________.

- Сколько предложений?

- О чем говорится в каждом предложении?


5. Составление предложений из слов каждой строчки, их запись и нумерация для получения рассказа:

свесились, С, сосульки, крыши___________________________________________________

настали, теплые, Вот, деньки_____________________________________________________

В, булькает, вода, канавках______________________________________________________

- Сколько слов в каждом предложении?

- Сколько предложений?

- О чем говорится в каждом предложении?


6. Согласная буква З:

*Нахождение буквы З среди множества других букв.

*Письмо буквы З по наждачной бумаге указательным пальцем.

*Лепка буквы З из пластилина.

*Конструирование буквы З из веревочки.

*Лесенка: з ___ ___ (зуб) ___ з ___ ___ ___ ___ (азбука)

___ ___ з ___ (коза) ___ ___ ___ ___ з (алмаз)

7. Найди ошибки и исправь их:

* Нисет меня леса затемные лиса, завысокие горы, вдалекие страны

* Сережа иалеша – товарищи. После уроков Сережа делал самолет. Ему помогал алеша. красивый самолет уних получился

- Сколько предложений?

- О чем говорится в каждом предложении?




Упражнения для коррекционного занятия №8 (Вариант для ученика)


1. Любопытный (на любой вопрос называйте только те слова, которые начинаются на Б):

- Где ты был? Что ты видел?

- Куда ты собираешься пойти?

- Назови вывески, которые ты встречал в городе. Что ты будешь покупать?

- Куда бы ты поехал?

- Кем ты хочешь стать?


2. Превращения слов – волшебная цепочка.

Вата – ва___а, ветка – ___етка, вол – в___л – ___ал – ба___ – б___к, вяз – в___з – во___ – ___ол – до___– ___ок – с___п – ___ук.

3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:

* Сани легкие летят. Седоки в санях сидят. Седоки сошли с саней, повезли в санях коней.


4. Дополни предложения нужными словами (лошади, лось, спит, лошадь, спят, лоси), определи основу предложений (подлежащее и сказуемое):

На лугу паслись ______________________. На лугу паслась _________________________.

В берлоге _________________ медведи. В берлоге __________________________ медведь.

На дорогу вышли _____________________. На дорогу вышел ________________________.


5. Составление предложений из слов каждой строчки, их запись и нумерация для получения рассказа:

свесились, С, сосульки, крыши___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

настали, теплые, Вот, деньки_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

В, булькает, вода, канавках______________________________________________________

_____________________________________________________________________________


6. Согласная буква З:

*Лесенка: з ___ ___ ___ з ___ ___ ___ ___

___ ___ з ___ ___ ___ ___ ___ з

7. Найди ошибки и исправь их:


* Нисет меня леса затемные лиса, завысокие горы, вдалекие страны

* Сережа иалеша – товарищи. После уроков Сережа делал самолет. Ему помогал алеша. красивый самолет уних получился












Упражнения для коррекционного занятия №9 (Вариант для учителя)


1. Любопытный (на любой вопрос называйте только те слова, которые начинаются на В):

- Где фрукты? Где шляпа? Где птица? По чему птица летает? Где белье? Где заколка? Где ты был? Где цветы? На чем ты поедешь на базар?


2. Превращения слов – волшебная цепочка (кора – пора – нора, кол – пол – дол, том – ком – лом – сом)

Гора - ___ора - ___ора - ___ора, гол - ___ол - ___ол - ___ол, дом – ___ом - ___ом - ___ом - ___ом)

3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:

* Наш край богат рыбой. В реках и озерах есть окуни, щуки. В прудах ловят карасей, ершей и другую рыбу.


4. Дополни предложения нужными по смыслу словами:

Пилят __________________. Копают _____________________. Шьют _________________.

Чистят _________________. Метут _______________________. Едят суп _______________.

- Сколько предложений?


5. Спиши, ставьте, где надо точку:

Экскурсия.

Был теплый зимний день школьники ходили на экскурсию в лес деревья стояли в снежном уборе хорошо зимой в лесу.


6. Буквы И и Й:

*Нахождение букв И и Й среди множества других букв.

*Письмо букв И и Й по наждачной бумаге указательным пальцем.

*Лепка букв И и Й из пластилина.

*Конструирование букв И и Й из веревочки.

*Занимательные модели: и ___ ___ ___ (игра, икра, иней)

___ и___ ___ (лиса, пила, аист)

___ ___ ___ и (очки, сани, гуси)


7. Найди ошибки и исправь их:

* митя мал. Онмял глину. Валя иколя лепили игрушки Вотяблоко, вотгруша

*Вшколе рибята читают, пишут, считают. Учиники иучиницы посадили всоду грушу, вишню, яблоню дома япомогаю маме. Явзял пилу, ядоску пилю

- Сколько предложений?

- О чем говорится в каждом предложении?

- Определи основы предложений.











Упражнения для коррекционного занятия №9 (Вариант для ученика)


1. Любопытный (на любой вопрос называйте только те слова, которые начинаются на В):

- Где фрукты? Где шляпа? Где птица? По чему птица летает? Где белье? Где заколка? Где ты был? Где цветы? На чем ты поедешь на базар?


2. Превращения слов – волшебная цепочка

Гора - ___ора - ___ора - ___ора, гол - ___ол - ___ол - ___ол, дом – ___ом - ___ом - ___ом - ___ом)

3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:

* Наш край богат рыбой. В реках и озерах есть окуни, щуки. В прудах ловят карасей, ершей и другую рыбу.


4. Дополни предложения нужными по смыслу словами:

Пилят __________________. Копают _____________________. Шьют _________________.Чистят _________________.

Метут _______________________. Едят суп _______________.


5. Спиши, ставьте, где надо точку:

Экскурсия.

Был теплый зимний день школьники ходили на экскурсию в лес деревья стояли в снежном уборе хорошо зимой в лесу.


6. Буквы И и Й:

Занимательные модели: и ___ ___ ___

___ и___ ___

___ ___ ___ и


7. Найди ошибки и исправь их:

* митя мал. Онмял глину. Валя иколя лепили игрушки Вотяблоко, вотгруша

*Вшколе рибята читают, пишут, считают. Учиники иучиницы посадили всоду грушу, вишню, яблоню дома япомогаю маме. Явзял пилу, ядоску пилю



















Упражнения для коррекционного занятия №10 (Вариант для учителя)


1. Любопытный (на любой вопрос называйте только те слова, которые начинаются на Г):

- Где ты живешь? Где твоя машина? На чем ты любишь играть? Где остановились гости? Где напечатана статья? В какую страну ты хотел бы поехать? Какие ты знаешь города на Г?

2. Грамматическая арифметика:

Кабан – ан + лук = ? (каблук)

Корь –ь + идол - л + р = ? (коридор)

Ква + рак – ак + тира = (квартира)

Кот + елка – ка = ? (котел)

Кедр – др + росинка = ? ( керосинка)

Кар + то + фельдшер – дшер = ? (картофель)

Кар + П = ? ( карточка)

Кар + аул = ? (караул)


3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:

* Вот и весна. Скоро вернутся с юга перелетные птицы. В школьной мастерской ребята делают домики для птиц. Эти домики они повесили в парке.


4. Дополни предложения нужными по смыслу словами:

Люба будет ри____________. Лева будет пи_______. Нина будет пе______. Все мы будем уч_________ уроки. Всем надо ра_____________.

- Сколько предложений?


5. Спиши, ставьте, где надо точку:

Плачет маленькая Оленька у нее пропал щенок Булька щенок был беленький только ушки черненькие Оленька кормила его молоком через день мама нашла щенка под крыльцом Оленька была рада

- Сколько предложений?

6. Буква К:

*Нахождение буквы К среди множества других букв.

*Раскрашивание буквы К в деформированном рисунке.

*Письмо буквы К по наждачной бумаге указательным пальцем.

*Письмо заглавной и строчной буквы К.

*Лепка буквы К из пластилина.

*Конструирование буквы К из веревочки.

*Слоговое лото (из слогов КА, КИ, КУ, О, НО, НИ, ТЫ составьте 8 слов): кино, киты, коты, кони, ноты, они, оно, окуни.


7. Найди ошибки и исправь их:

* Сережа иалеша – товарищи После уроков Сережа делал самолет Емупомогал Алеша. Красивый самолет уних получился

* Мысами делаем игрушки. Этоежик. Этоутенок. Коля иженя клеят звезды Юля, Нюра ияшаделают флажки. Алеша мастерит самолет

- Сколько предложений?

- О чем говорится в каждом предложении?

- Определи основы предложений.



Упражнения для коррекционного занятия №10 (Вариант для ученика)


1. Любопытный (на любой вопрос называйте только те слова, которые начинаются на Г):

- Где ты живешь? Где твоя машина? На чем ты любишь играть? Где остановились гости? Где напечатана статья? В какую страну ты хотел бы поехать? Какие ты знаешь города на Г?

2. Грамматическая арифметика:

Кабан – ан + лук = ?

Корь –ь + идол - л + р = ?

Ква + рак – ак + тира = ?

Кот + елка – ка = ?

Кедр – др + росинка = ?

Кар + то + фельдшер – дшер = ?

Кар + П = ?

Кар + аул = ?


3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:

* Вот и весна. Скоро вернутся с юга перелетные птицы. В школьной мастерской ребята делают домики для птиц. Эти домики они повесили в парке.


4. Дополни предложения нужными по смыслу словами:

Люба будет ри____________. Лева будет пи_______. Нина будет пе______. Все мы будем уч_________ уроки. Всем надо ра_____________.


5. Спиши, ставьте, где надо точку:

Плачет маленькая Оленька у нее пропал щенок Булька щенок был беленький только ушки черненькие Оленька кормила его молоком через день мама нашла щенка под крыльцом Оленька была рада

6. Буква К:

*Слоговое лото (из слогов КА, КИ, КУ, О, НО, НИ, ТЫ составьте 8 слов)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Найди ошибки и исправь их:

*Сережа иалеша – товарищи После уроков Сережа делал самолет

Емупомогал Алеша. Красивый самолет уних получился

* Мысами делаем игрушки. Этоежик. Этоутенок. Коля иженя клеят звезды Юля, Нюра ияшаделают флажки. Алеша мастерит самолет












Упражнения для коррекционного занятия №11 (Вариант для учителя)


1. Составление трех предложений по три слова в каждом, их запись:

Солнце, травой, журчат, греет, лужайки, ручейки, весело, покрылись, сильней.


2. Доскажи фразу:

Конь ржет, а корова … (мычит).

Собака лает, а кошка …(мяучит).

Луна светит, а звезды…(мерцают).

Я очень люблю вкусные, ароматные …(мандарины).

Свежие продукты привезли в соседний …(магазин).

Медведь любит ….(мед) и … (малину).

Я собираю коллекции …(монет) и …(марок).


3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:

*В рощах кричат грачи. Громко стучат клювом дятлы. В кустах трещат сороки. В гнездах пищат птенцы. Журчат ручейки.


4. Измени слова по образцу:

Гнездо – гнезда, весло - ______________________, бревно - ___________________, веду – вел, несу - ______________, веселье – веселый, зелень - ______________________, жеребята – жеребенок, котята - _________________________, телята - _____________________, лисята - ______________________________.


5. Спиши, ставьте, где надо точку:

Наступил март журчат ручьи теплый ветер греет землю на поля вышли машины начался сев.

- Сколько предложений?

- О чем говорится в каждом предложении?

- Определи основы предложений.

6. Буква Л:

*Нахождение буквы Л среди множества других букв.

*Раскрашивание буквы Л в деформированном рисунке.

*Письмо буквы Л по наждачной бумаге указательным пальцем.

*Письмо заглавной и строчной буквы К.

*Лепка буквы Л из пластилина.

*Конструирование буквы Л из веревочки.

*Лото (из ЛО, ПА, ЛИ, СТ, К, ТО, ЛУ, ЛЕ составь слова): лото, ток, лопали, лето, лист, тост, пали, липа, лик, кто, топали, лупа, лук.


7. Найди ошибки и исправь их:

* Этобыло весной. Стоял теплый день лужайки ужепокрылись зеленой травкой. Ребята пускали вручейке кораблики

*Рибята жыли влагере. Кругом был лес. Вкустах бегали ежыки Втраве шыпели ужы. Дети собирали шишки

- Сколько предложений?

- О чем говорится в каждом предложении?

- Определи основы предложений.





Упражнения для коррекционного занятия №11 (Вариант для ученика)


1. Составление трех предложений по три слова в каждом, их запись:

Солнце, травой, журчат, греет, лужайки, ручейки, весело, покрылись, сильней.


2. Доскажи фразу:

Конь ржет, а корова _____________________.

Собака лает, а кошка ______________________.

Луна светит, а звезды _________________________.

Я очень люблю вкусные, ароматные _______________________________.

Свежие продукты привезли в соседний ________________________________.

Медведь любит ____________________ и _____________________________.

Я собираю коллекции ____________________ и _________________________.


3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:

*В рощах кричат грачи. Громко стучат клювом дятлы. В кустах трещат сороки. В гнездах пищат птенцы. Журчат ручейки.


4. Измени слова по образцу:

Гнездо – гнезда, весло - ______________________, бревно - ___________________, веду – вел, несу - ______________, веселье – веселый, зелень - ______________________, жеребята – жеребенок, котята - _________________________, телята - _____________________, лисята - ______________________________.


5. Спиши, ставьте, где надо точку:

Наступил март журчат ручьи теплый ветер греет землю на поля вышли машины начался сев.

6. Буква Л:

*Лото (из ЛО, ПА, ЛИ, СТ, К, ТО, ЛУ, ЛЕ составь слова) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Найди ошибки и исправь их:

* Этобыло весной. Стоял теплый день лужайки ужепокрылись зеленой травкой. Ребята пускали вручейке кораблики

*Рибята жыли влагере. Кругом был лес. Вкустах бегали ежыки Втраве шыпели ужы. Дети собирали шишки




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Коррекционно-развивающие занятия

Автор: Большакова Светлана Владимировна

Дата: 04.12.2020

Номер свидетельства: 565387


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства