kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекционно-педагогические технологии в работе учителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 3 классе с применением сингапурской системы обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-педагогические технологии в работе учителя.»

Урок литературного чтения в 3 «А»классе

по теме:

В. Бианки «Приключения муравьишки»

«Может ли писатель быть ученым?»

Цель: создать условия для осмысления и осознания сложной природы дара писателя: совмещение в одном лице художника слова и учёного-знатока природы (т. е. знание законов сказки, использование художественных приёмов - дар писателя и употребление выражений, точное описание, требующее научных знаний - дар учёного), с помощью организации на уроке частично-поисковой работы по решению данной задачи средствами технологии деятельностного подхода.

Задачи:

Образовательная - создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает раскрыть дар писателя, эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя;

Развивающая – создать условия для развития навыков работы с художественным текстом, исследовательских умений, мыслительной деятельности (сравнение, обобщение), коммуникативных умений, расширить представления об окружающем мире;

Воспитательная - создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, воспитывать бережное отношение к живой природе.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; следовать в поведении моральным и этическим требованиям;

способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности; проявлять интерес к изучению темы и эмоционально-ценностное отношение к героям; умение видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, развивая внутреннюю экологическую культуру.

Познавательные УУД: формирование умения сравнивать художественный и научно-популярный текст; определение отличительных особенностей одного и другого текста; развивать исследовательские умения, мыслительную деятельность (сравнение, обобщение); умение осуществлять поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определять главную мысль произведения.

Регулятивные УУД: учить понимать и принимать учебную задачу и искать пути для ее решения; выполнять учебное задание в соответствии с целью; осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в группах, формулировать собственное мнение и позицию, воспринимать ответы своих одноклассников, формирование умения коллективно обсуждать прочитанное, выполнять рефлексию своих действий.


Оборудование: портрет В. Бианки, презентация «Как Муравьишка домой спешил», схемы с основными понятиями, индивидуальные листы, учебник «Литературное чтение»Л.Ф. Климановой.


Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой на урок.

Долгожданный дан звонок, начинается урок,

Все ли на месте, все ли в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки,

Все ли правильно сидят,

Все ли внимательно глядят.

Дети сидят по группам, показывают готовность к работе.

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, но в путешествие необыкновенное. Закройте глаза и послушайте (звуки леса)

Наверное, бывали вы

Не раз в лесу густом,

Где вьётся чуть заметная

Речушка под кустом.

Под ветками зелёными

В тени, в тиши лесной

От ветра можно спрятаться,

Найти прохладу в зной.

- Итак, куда мы отправляемся? (В лес.)

- С кем из писателей мы могли бы отправиться в путешествие? ( С В. Бианки)

- Почему? (ответы детей)

Действительно …

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь.

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

2. Актуализация знаний.

А почему Виталия Бианки так интересовала природа, давайте- ка вспомним, что мы узнали о его жизни. ( Ответы учащихся).

Любовь к природе – естественное чувство человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был Виталий Валентинович Бианки

Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные сведения о природе.

Где мы можем почерпнуть научные сведения о чём-либо? (книги, энциклопедии, справочники, работы учёных)

- Можно ли Бианки назвать учёным? (ответы детей).

3.Постановка учебной задачи. Целеполагание.

Бианки - писатель или учёный?

- Сформулируйте цель урока, в чём мы должны разобраться?

-- Может ли писатель (художник слова) быть УЧЁНЫМ?

4. Совместное открытие нового знания.

1) Решение учебной задачи.

Для того чтобы хорошо разобраться в этом, подумаем, чем отличается писатель от учёного.

(Прикрепить к доске листки)

В. Бианки



писатель

учёный

?



- Кто такой писатель?

- Кто такой учёный?

- В толковом словаре об этом написано.

Писатель (стр. 534) – человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения

Учёный (стр.876) – человек много знающий, образованный. Специалист в какой-нибудь области науки.

Для того, чтобы хорошо разобраться в этом, подумаем, чем отличается писатель от учёного. Группам учитель выдает сравнительную таблицу.

ПИСАТЕЛЬ

УЧЁНЫЙ

Соблюдает законы жанра

Даёт точные научные знания

Создаёт художественный образ мира в красках, звуках

Даёт точные научные знания


Использует художественные приёмы

Сообщает факты

Воздействует на чувства читателей

Пишет научные тексты

Выражает своё отношение


Пишет художественные тексты



-Где вы встречали научные тексты? (в энциклопедиях, словарях, в учебниках).

- А художественные? (проблемный вопрос)

2). Прочитайте текст на карточке №1.

ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН (прочитайте текст шёпотом или вполголоса)

Ответ

Муравьям приходится много бегать по окружающей местности в поисках пищи, чтобы накормить своих товарищей. Но бегают не все. У муравьев строгое разделение труда: одни занимаются домашним хозяйством, подновляя и очищая муравейник, другие ухаживают за молодняком, третьи дежурят у входов, готовые отразить врага, а вот четвёртые уходят далеко от муравейника и занимаются добыванием пищи.

- Как вы считаете, кто мог написать такой текст: писатель или учёный? Почему? Подчеркните фломастером слова в карточке, которые вам это подсказали.

Обсудите свои ответы в команде , начиная с 3- го ученика группы) Отвечает 1 ученик от группы.

- А что вы узнали о жизни муравьев из этого текста? Расскажите своему товарищу по плечу. (Выборочный опрос)

А знаете ли вы, как муравьи ориентируются и находят дорогу домой?

( Свои пути муравьи метят, прикасаясь брюшком к земле и выделяя пахучие вещества — ФЕРОМОНЫ.)

-Объясните смысл пословицы:

ТРУДОЛЮБИВЫЙ, КАК МУРАВЕЙ

Эти маленькие труженики могут поднять груз в 100 раз больше собственного веса. Они защищают лес от вредителей насекомых, в сутки 1 муравейник уничтожает около 1 кг вредителей.

3).СИНГЛ РАУНД РОБИН(проговаривание ответов 1 раз по кругу)

На листочках найдите отрывок, в котором тоже рассказывается о жизни муравьёв. Зачитайте. Из какого произведения этот отрывок?

У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат, - все домой бегут. Сядет солнце,- муравьи все ходы и выходы закроют – и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.







Анализ текста

- А этот текст кто написал: писатель или учёный?

- Докажите. Какова задача писателя?

- Какие художественные приёмы использует В.Бианки в этом отрывочке?( Проговорите свои ответы по кругу, начиная со 2го ученика) – 1 ответ от группы.

Олицетворение – говорит как о людях: бегут домой, кто опоздал, выходы закроют,

Уменьшительно-ласкательное слово – солнышко

Фразеологизм – хоть на улице ночуй

Разговорные слова – солнышко на закат, ведь, хоть на улице – таких разговорных слов в энциклопедиях и научных книгах вы не встретите.

- Мы увидели, что В. Бианки использовал художественные приёмы для описания жизни в муравейнике. Это его характеризует как писателя или как учёного? (писатель в таблицу +)

3. ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН .

А теперь выясним, как решает В. Бианки задачи писателя, соблюдает ли он законы сказочного жанра? Вспомните сказку “Колобок ” и произведение Бианки «Приключения Муравьишки», которое прочитали. Сравним эти сказки. Заполните таблицу по образцу. (Учащиеся в группах заполняют правую часть таблицы – обсуждают по кругу ,начиная с 1 го ученика) Отвечает 1 ученик от группы

«Колобок»

«Приключения Муравьишки»

1.Животные разговаривают.

1. Насекомые разговаривают

2. Повторы (пел одну и ту же песенку)

2. Повторы («Снеси меня домой! У меня ножки устали!»

3. Встречал разных зверей.

3. Встречал разных насекомых.


4.ТАЙМ РАУНД РОБИН ( подготовка 2 мин и ответ в течении 30 сек.)

По очереди, начинает ученик 4- по часовой стрелке.

- Сравним тексты, взятые из детских энциклопедий о природе, напечатанные на карточках и отрывки из сказки В. Бианки? Подчеркните и прочитайте одинаковые слова и выражения, которые использованы при описании насекомых. Убедимся, что его наблюдения, знания совпадают с научным описанием. Подтвердите своё мнение словами из текста.

Тексты

Кузнечик.

У кузнечиков длинные ноги, прямые надкрылья. Все кузнечики хорошо прыгают, взлетают молниеносно, опускаются с помощью крыльев плавно и медленно.

Сравни в учебнике: с 110, 1 ый абзац снизу (Кузнечик: «…сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух. С треском развернулись у него за спиной крылья и перенесли Кузнечика через забор».)

Водомерка.

На поверхности воды живут клопы-водомерки. Удерживаться на поверхности воды водомеркам помогают длинные, широко расставленные ноги и то, что нижняя сторона их тела не смачивается водой. Скользя по воде, они охотятся на мелких, падающих в воду насекомых

Сравни в учебнике: с.111 - 8ой абзац (Водомерка-Клоп: «…подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху. Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду»)

Обобщение:

- Что вы можете сказать о В. Бианки как об учёном? Как хорошо он знает жизнь природы?

Вывод: Сравнивая научные тексты и отрывки из сказки «Приключения Муравьишки», можно отметить сходство в описании разных насекомых, В. Бианки использует точные и научные слова и выражения, а значит, обладает даром УЧЁНОГО. (Ставим + в графу В.Бианки –учёный)

В. Бианки--Учёный - Писатель

- Талант В. Бианки многогранный, это талант учёного и писателя, поэтому книги, которые он создал - особые, в них присутствует научное и художественное видение мира, они так и называются НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ книги для детей, среди которых «Страна зверей», «Заячьи хитрости», «Наши птицы». В течение 40 лет выпускал сборники под названием «Лесная газета на каждый год».

6. ПОВТОРЕНИЕ .

А теперь проверим, как вы поняли содержание прочитанной сказки «Приключения Муравьишки».

Mix Pair Share – звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету.

- Встаньте, задвиньте стульчики. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 3-5 секунд на размышление. Во время движения вы танцуете, дотрагиваетесь до 2ух стен, 4х стульев и 3 х столов.

1) РЕЛЛИ РОБИН- обмениваетесь короткими ответами. О чём думал Муравьишка, когда упал с листком на камень? (отвечает ученик, который выше ростом).

2)ТАЙМД ПЭА ШЭА. С кем из насекомых не встречался Муравьишка? (отвечает тот, у кого волосы светлее) – Даётся по 10 сек. каждому для обмена ответами

Показ презентации:

а) Кузнечик

б) Жужелица

в) Комар

г) Клоп-Водомерка.

3). РЕЛЛИ РОБИН - обмениваетесь короткими ответами. Кто из героев произведения отказался помочь Муравьишке? ( Отвечает в паре тот, у кого фамилия длиннее)

4). ТАЙМД ПЭА ШЭА- даётся по 15 сек. каждому для обмена ответами. Какова главная мысль произведения? (отвечает ученик, который выше ростом).

Автор показывает, что в жизни можно найти выход из любой сложной жизненной ситуации и найдутся хорошие люди, которые помогут в этом.

7. Подведение итогов и результатов урока.

- Завершая урок, что мы можем сказать о В. Бианки, он учёный или писатель?

- В этом году В. Бианки исполнилось бы 116 лет. А каким вы представляете В. Бианки ? (умным, добрым, с чувством юмора, наблюдательным. . .) А для чего В. Бианки писал такие произведения? (чтобы мы тоже знали и понимали природу, любили и берегли её, осознавая, как сложен и хрупок мир)

Наш урок – это дань памяти замечательному писателю и биологу, который хорошо знал и любил русскую природу.

8. Рефлексия.

Поблагодарите друг друга за работу на уроке, за сотрудничество и взаимную помощь.

-Каким для вас был сегодняшний урок?

1. Я узнал, что Виталий Бианки …

2. Больше всего запомнилось..

3. Понравилось...

4. Не понравилось...

6. Я узнал (а) о Бианки...

VII. Дом. задание.

Представьте, что Муравьишка - это вы, а точнее, что вы - это Муравьишка. Выберите самого интересного “извозчика”, т. е. того, кто помогал ему в пути, опишите его. Напишите свой рассказ в творческих тетрадях. Как можно точнее напишите о своих впечатлениях наездника. Спасибо за урок! Хорошего вам дня!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Коррекционно-педагогические технологии в работе учителя.

Автор: Альфия Камиловна Хуснутдинова

Дата: 15.09.2023

Номер свидетельства: 636635


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства