Русский язык
Тема: «Корень слова. Однокоренные слова.»
Цели: Научиться находить корень в слове; формулировать собственную позицию и умение отстаивать своё мнение;
подбирать и образовывать однокоренные слова;
обогащение словарного запаса детей посредством изучения нового материала;
Ход урока:
1.Орг. момент.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
-Как вы понимаете девиз нашего урока.
-О каком деле идет речь? (об открытии новых знаний) Я думаю, справившись со всеми заданиям,мы с вами приобретем что?( новые знания.)Возьмите понравившуюся вам карточку. Рассаживаются по группам.
2.Постановка проблемной ситуации.
-Ответьте на проблемный вопрос – родня ли гусеница гусёнку?
Докажите своё мнение, опираясь на лексическое значение слова, пользуясь толковым словарем. Кто такая гусеница? А кто гусенок? Выделите корни в словах. Одинаковые ли они? Чья группа ответит первой?
О чем будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.
Оформление работы в тетрадях.
3.Минутка чистописания. Что общего вы заметили в словах? Спишите чистоговорку, выделите корень.
Молодцы, вы заработали первую карточку,которая станет частью слова.
4. Работа по новой теме урока.
Сказка.
Жил-был много тысяч лет назад корень ЛЕТ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?»
А корень им и говорит:
- Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево.
Посадили люди корень ЛЕТ, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом – второй, третий… Много ростков появилось от корня ЛЕТ. Все они на корень похожи, но и своё в в каждом есть.
Вот какое дерево выросло.
Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них одна общая часть – ЛЕТ. И решили тогда люди общую часть родственных слов назвать корнем. И правильно решили: от неё, как от корня дерева образуются новые, родственные слова.
- Что же такое корень?
Корень – это общая часть родственных слов.
А вот и вторая карточка.