1. Самоопределение к деятельности (Орг. момент). Задача: включить обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне. | Психологический приём «семечко и садовник», стимулирование занимательным содержанием. | - Добрый день, друзья! Здравствуйте! Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки, тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу (заканчивается музыка). - Сегодня, ребята, вы будете семечками, а я буду садовником, который будет поливать вас водой – знаниями, а благодаря этим знаниям вы будете расти и совершенствоваться, в итоге превратившись в прекрасный цветок знаний. - Хорошо, садитесь на свои места. | личностные УУД: самоопределение; регулятивные УУД: волевая саморегуляция. |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Задача: повторить изученный материал, необходимый для открытия нового знания, выявить проблему. | Поощрение, создание ситуации успеха, Демонстрация, упражнение, беседа, повторение, поощрение, использование игр и игровых форм организации обучения, стимулирование занимательным содержанием, постановка проблемы. | - Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, предлагаю поиграть в игру «Что? Где? Когда?». - Вы будите одной большой командой. Ответы принимаются по поднятой руке. Презентация 1) Что такое склонение? 2) Перечислите, какие части речи склоняются (изменяются). Дополнительный вопрос: как изменяются, по чему? 3) Просклоняйте по падежам имя существительное «бегемот» в ед.ч. и мн.ч. Обратить внимание на окончание. Выделите окончания. (Работа с доской). 4) Работа с таблицей, ребята, вы работали с такой таблицей? - Какие существительные относятся к 1 склонению? Какие они имеют окончания, придумайте по одному примеру. Выделите окончания (вся работа на доске). Какие существительные относятся ко 2 склонению? Какие они имеют окончания, придумайте по одному примеру. Выделите окончания. Какие существительные относятся к 3 склонению? Какие они имеют окончания, придумайте по одному примеру. Выделите окончания. Играем с вами дальше. 5) Просклоняйте по падежам имя прилагательное «красивый» в ед.ч. и мн.ч. 6) Измените имя прилагательное «красивый» по родам 7) Как изменяются глаголы? 8) Просклоняйте глагол «прыгать». Проблема, так как глагол не склоняется по падежам!!! - Ребята, а как же тогда может меняться глагол? (по лицам, числам, временам). - Какие особенности изменения имеет глагол? - Знаете ли вы их? - Какой проблемный вопрос у нас возник? - Каковы особенности изменения глаголов? Слайд 1 | регулятивные УУД: волевая саморегуляция; коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
4. «Открытие нового знания» (построение выходи из затруднения). Задача: решить устно задачу и обсудить её решение, зафиксировать новый алгоритм в языке и знаково. | педагогическое требование, поощрение, создание ситуации успеха, объяснение, организация наблюдения, демонстрация, упражнение, беседа. | - Понаблюдаем, как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени единственного и множественного числа: плести - будет в настоящем времени, заплести - в будущем кричать - будет в настоящем времени, закричать – в будущем. - Обратите внимание, какие у них будут окончания. Значит, как мы будем изменять глаголы? (по лицам) 2 слайд (открывать по ответам обучающихся) - Сколько лиц в русском языке? Какие им соответствуют местоимения в единственном числе? Единственное число 1 л. (я) 2 л. (ты) 3 л. (он, она, они) - Откройте тетради, запишите дату, классная работа. - При изменении глаголов в тетради записываете только окончания глаголов в том или ином лице. Это значит, что записываем лицо и окончание. (Отвечают по одному обучающемуся на каждое местоимение, называют окончания.) - Изменим глаголы «плести, заплести». (я что делаю?) плету я что сделаю? заплету (ты что делаешь?) плетёшь ты что сделаешь? заплетёшь (он что делает?) плетёт он что сделает? заплетёт Аналогично выполняется работа с глаголами «кричать, закричать». 3 слайд - Какие соответствуют местоимения 1, 2, 3 лицу во множественном числе? 1 л. (мы) 2 л. (вы) 3 л. (они) - Изменим глаголы «плести, заплести, кричать, закричать» по лицам, поставив их в форму множественного числа. (Проводится работа по изменению глаголов.) - Мы получили в результате этих изменений новые слова или словоформы? - Назовите личные окончания глаголов первых двух столбиков на слайде - Что вы можете отметить общее в личных окончаниях глаголов первых двух столбиков? (Личные окончания глаголов первых двух столбиков имеют гласную –е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют.) - Назовите личные окончания глаголов последних двух столбиков на слайде - Отметьте общее в личных окончаниях глаголов последних двух столбиков. (Личные окончания последних двух столбиков имеют гласную –и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят.) - Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. При спряжении изменяются окончания глаголов, сейчас мы с вами это и пронаблюдали. Окончания глаголов первого, второго и третьего лица называются личными. То же название имеют и формы глаголов, образовавшиеся при спряжении. Окончания глаголов мы выделили не случайно. В русском языке огромное количество разных глаголов. Но почти все они по своим личным окончаниям делятся всего на два типа. Первый тип глаголов (то есть глаголы первого спряжения) имеет личные окончания: -у (или -ю), -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут (или -ют). Окончания глаголов второго типа (то есть глаголов второго спряжения): —у (или -ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат (или -ят). - Сделайте вывод: какого спряжения бывают глаголы? на слайде: глаголы бывают I и II спряжения. - Какие окончания имеют глаголы I спряжения? - Какие окончания имеют глаголы II спряжения? 6 слайд - Какие самые «длинные» окончания? - Назовите окончания глаголов 2-го лица. - Что пишется на конце глаголов 2-го лица ед.числа? - Какую роль играет в этом случае ь? (Показатель определённой грамматической формы слова, в данном случае 2-го лица единственного числа глагола.) - В чём особенность окончаний глаголов 2-го лица множ. числа? ( В окончаниях глаголов 2-го лица две гласные: первая е или и, вторая всегда только е.) - Итак, глаголы, в зависимости от окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения и глаголы II спряжения. - Если на окончание глагола падает ударение, то определить спряжение легко: в окончаниях буква е (ё), а в 3-м л. мн. ч. –ут (-ют) – I спряжение; в окончаниях буква и, а в 3-ем л. мн.ч. –ат (-ят) – II спряжение. | регулятивные УУД: волевая саморегуляция; коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные УУД: общеучебные: умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические УУД: анализ, синтез, сравнение. |
5. Первичное закрепление. Задача: проговорить новое знание, записать в виде опорного сигнала, решить типовые задания на новый способ действия. | Создание ситуации успеха, объяснение, упражнение, беседа, повторение, использование игр и игровых форм организации обучения, стимулирование занимательным содержанием. | - Давайте отдохнём! Физминутка Встаньте, я буду называть часть речи, а вы, если услышите имя существительное, будите приседать, если услышите глагол – прыгать, если имя прилагательное, то наклоняться к ногам. Кому не понятно? Сидеть, бежать, стол, дерево, светлый, арбуз, ходить, хороший, яркий, лось. Молодцы! Садитесь за парты, мы продолжаем! - Ребята, чтобы запомнить, как определяется спряжение глагола, поиграем в игру «Верно – неверно». У вас на партах лежат сигналы, один человек у доски будет определять спряжение глагола, проговаривая правило вслух, все остальные будут записывать в тетради и в тоже время наблюдать за ответом выступающего, если ответ был дан верно, показываем зелёный сигнал, если неверно, то красный. Кому не понятно, поднимите руки? (Вывешивается опорная таблица на доску). Приложение 2. - Работать будем по алгоритму (внимание на доску): 1) Ставим ударение 2) Выделить окончание глагола 3) Если ударение падает на окончание, то на основе окончания определить спряжение глагола. - А в помощь нам будет опорная таблица спряжений глаголов. - Итак, приступаем. К доске идёт Данил. Первое слово: стоит. Что мы должны сделать, для того чтобы определить спряжение глагола. - Спряжение глагола подписываем над словом сверху, обозначив римской цифрой и записью «спр.» - сокращённое слово спряжение. - Итак, ребята, показываем сигналы, согласны с ответом Данила? - Отлично, идём дальше, к доске идёт Даша. Слово: живём. - Даша, теперь по плану сама, вслух и записывай. - Согласны с ответом Даши? Покажите сигналы. - К доске идёт … . Так разобрать ещё одно слово: летит. - Хорошо, ребята, молодцы! - Может быть, кто-то из вас может предложить наиболее легкий способ запоминания окончаний глаголов 1 и 2 спряжения? Внимательно рассмотрите запись на экране. (Ответы детей) - В букве «Е» одна наклонная прямая – напоминает римскую цифру I, а у буквы «И» - две наклонные прямые, римская цифра II. Так легко запомнить! | Личностные УУД: самоопределение. Логические УУД: синтез. |
6. Самостоятельная работа Задача: способствовать тому, чтобы каждый из обучающихся сделал вывод о том, что он уже умеет, создать мотивацию на успех каждого ребёнка. | Практическая работа. | - Ребята, чтобы проверить, как усвоили знания, поработаем самостоятельно. Каждому из вас дана карточка, нужно заполнить пустые окошки: записать глагол в соответствии с тем лицом и числом, которое задано, выделить окончание, определить спряжение глаголов. Подписываем свою фамилию и имя в уголке карточки и приступаем к выполнению, у вас есть 4 минуты. За эту работу буду ставить отметки. Приложение 1. - Время вышло, сдайте карточки, я проверю, выставлю отметки. | познавательные УУД: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
7. Рефлексия деятельности (итог урока). Задача: способствовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Поощрение | - Закончите предложение. У имён существительных склонение, а у глагола - .... (спряжение). - Что нового сегодня мы узнали? - Действительно, сегодня мы с вами определили, что такое спряжение глаголов и выделили личные окончания первого и второго спряжения. - Какие особенности изменения имеют глаголы? ( При изменении глаголов в зависимости от окончания, глаголы могут быть 1 или 2 спряжения). - Тема сложная, но вы справились, я благодарю вас за работу на уроке и желаю вам хорошего настроения! До скорых встреч! | Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: оценка собственной деятельности. |