kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конструкт урока по русскому языку на тему "Понятие о спряжении глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок открытия новых знаний и способов действий. Разработан в системно - деятельностном подходе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока по русскому языку на тему "Понятие о спряжении глагола"»

Конструкт пробного урока русского языка

по производственной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования

в начальных классах и начальных классах

компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки группы 36

Сальниковой Алёны Алексеевны


Дата: 16.04.16.

ОО: МАОО СОШ №40.

Класс: 4 «Б».

ФИО учителя класса: Багина Жанна Юрьевна.

ФИО методиста: Подкорытова Диана Дмитриевна.

Тема урока: Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения

Планируемые результаты:

  • Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку «русский язык», проявляют доброжелательное отношение друг к другу.

  • Метапредметный: обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию; оценка собственной деятельности. Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: общеучебные: умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Обучающиеся проявляют логические УУД: анализ, синтез, сравнение.

  • Предметный: обучающиеся знают, что такое спряжение глаголов, знают какие личные окончания имеют глаголы I и II спряжения, определяют спряжение глаголов.

Цель: развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать в процессе знакомства со спряжением глаголов, личными окончаниями глаголов I и II спряжения.

Задачи:

  • Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес к уроку «русский язык», воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.

  • Развивающая: способствовать развитию личностных УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Способствовать развитию регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию; оценка собственной деятельности. Способствовать развитию коммуникативных УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Способствовать развитию познавательных УУД: общеучебные: умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Развивать логические УУД: анализ, синтез, сравнение.

  • Образовательная: формировать у обучающиеся умения анализировать, сравнивать, обобщать в процессе знакомства со спряжением глаголов, личными окончаниями глаголов I и II спряжения.

Принципы обучения и воспитания

Принципы воспитания

  • Создание положительного эмоционального подъёма.

  • Воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения

  • Принцип наглядности

  • Принцип систематичности и последовательности

  • Принцип доступности

  • Принцип целостности

  • Принцип минимакса

  • Принцип деятельности

  • Принцип психологической комфортности

Методы обучения и воспитания

Методы воспитания

  1. Методы формирования соц. опыта:

  • педагогическое требование.

  1. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

  • Поощрение.

  • Создание ситуации успеха.

  • Психологический приём «семечко и садовник»

Методы обучения

  1. Методы организации самостоятельной деятельности:

  • Методы получения новых знаний: объяснение, организация наблюдения, демонстрация.

  • Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение, практическая работа.

  • Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение.

  1. Методы стимулирования познавательной деятельности:

  • Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение, использование игр и игровых форм организации обучения.

  • Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием.

  1. Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей:

  • Постановка проблемы

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Оснащение

Средства обучения:

  1. Демонстрационные:

  • Презентация Microsoft Power Point

  • Карточки для самостоятельной работы

  1. Индивидуальные:

  • Тетрадь

  • Учебник

  • Ручка

  • Карандаш

Информационные источники

    • ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.

    • Урочная разработка. Учитель начальных классов МОУ СОШ №24 г. Саранска, Садомская С.А.

    • Урочная разработка. Учитель начальных классов Распопова Светлана Юрьевна.

Тип урока: урок открытия нового знания

Структура урока

  1. Самоопределение к деятельности (Орг. момент). 1 – 2 мин

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. 4 – 5 мин

  3. Постановка учебной задачи. 3 мин

  4. «Открытие нового знания» (построение выхода из затруднения). 14 – 16 мин

  5. Первичное закрепление. 4 – 5 мин

  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 4 – 5 мин

  7. Информация о домашнем задании. 2 мин

  8. Рефлексия деятельности (итог урока). 2 – 3 мин



1) Поставить ударение

2) Выделить окончание глагола

3) Если ударение падает на окончание, то на основе окончания определить спряжение глагола.

16 марта.

Классная работа.

Презентация

Записи детей

I спр.

Снимать , …, …, … .











Ход урока


Этапы урока, задачи работы

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат с учетом формируемых УУД

1. Самоопределение к деятельности (Орг. момент).

Задача: включить обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Психологический приём «семечко и садовник», стимулирование занимательным содержанием.

- Добрый день, друзья! Здравствуйте! Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки, тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу (заканчивается музыка). 

- Сегодня, ребята, вы будете семечками, а я буду садовником, который будет поливать вас водой – знаниями, а благодаря этим знаниям вы будете расти и совершенствоваться, в итоге превратившись в прекрасный цветок знаний.

- Хорошо, садитесь на свои места.

личностные УУД: самоопределение; регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий.

Задача: повторить изученный материал, необходимый для открытия нового знания, выявить проблему.

Поощрение, создание ситуации успеха,

Демонстрация,

упражнение,

беседа, повторение,

поощрение, использование игр и игровых форм организации обучения, стимулирование занимательным содержанием, постановка проблемы.


- Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, предлагаю поиграть в игру «Что? Где? Когда?».

- Вы будите одной большой командой. Ответы принимаются по поднятой руке. Презентация

1) Что такое склонение?

2) Перечислите, какие части речи склоняются (изменяются). Дополнительный вопрос: как изменяются, по чему?

3) Просклоняйте по падежам имя существительное «бегемот» в ед.ч. и мн.ч. Обратить внимание на окончание. Выделите окончания. (Работа с доской).

4) Работа с таблицей, ребята, вы работали с такой таблицей?

- Какие существительные относятся к 1 склонению? Какие они имеют окончания, придумайте по одному примеру. Выделите окончания (вся работа на доске). Какие существительные относятся ко 2 склонению? Какие они имеют окончания, придумайте по одному примеру. Выделите окончания. Какие существительные относятся к 3 склонению? Какие они имеют окончания, придумайте по одному примеру. Выделите окончания.

Играем с вами дальше.

5) Просклоняйте по падежам имя прилагательное «красивый» в ед.ч. и мн.ч.

6) Измените имя прилагательное «красивый» по родам

7) Как изменяются глаголы?

8) Просклоняйте глагол «прыгать».

Проблема, так как глагол не склоняется по падежам!!!

- Ребята, а как же тогда может меняться глагол? (по лицам, числам, временам).

- Какие особенности изменения имеет глагол?

- Знаете ли вы их?

- Какой проблемный вопрос у нас возник?

- Каковы особенности изменения глаголов? Слайд 1

регулятивные УУД: волевая саморегуляция; коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3. Постановка учебной задачи.

Задача: обсудить затруднение, проговорить цель урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

Беседа

- Какую цель можем перед собой поставить?

- На какой главный вопрос должны ответить? (Какие особенности изменения имеет глагол).

- Таким образом, целью нашего урока будет, узнать особенности изменения глагола.

- Замечательно!

личностные УУД: самоопределение; действие смыслообразования; регулятивные УУД: целеполагание; коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4. «Открытие нового знания» (построение выходи из затруднения).

Задача: решить устно задачу и обсудить её решение, зафиксировать новый алгоритм в языке и знаково.

педагогическое требование, поощрение, создание ситуации успеха, объяснение, организация наблюдения, демонстрация, упражнение,

беседа.

- Понаблюдаем, как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени единственного и множественного числа:

плести - будет в настоящем времени, заплести - в будущем

кричать - будет в настоящем времени, закричать – в будущем.


- Обратите внимание, какие у них будут окончания. Значит, как мы будем изменять глаголы? (по лицам)

2 слайд (открывать по ответам обучающихся)

- Сколько лиц в русском языке? Какие им соответствуют местоимения в единственном числе?

Единственное число

1 л. (я)

2 л. (ты)

3 л. (он, она, они)

- Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

- При изменении глаголов в тетради записываете только окончания глаголов в том или ином лице. Это значит, что записываем лицо и окончание.

(Отвечают по одному обучающемуся на каждое местоимение, называют окончания.)

- Изменим глаголы «плести, заплести».

(я что делаю?) плету

я что сделаю? заплету

(ты что делаешь?) плетёшь

ты что сделаешь? заплетёшь

(он что делает?) плетёт

он что сделает? заплетёт

Аналогично выполняется работа с глаголами «кричать, закричать».

3 слайд

- Какие соответствуют местоимения 1, 2, 3 лицу во множественном числе?

1 л. (мы)

2 л. (вы)

3 л. (они)

- Изменим глаголы «плести, заплести, кричать, закричать» по лицам, поставив их в форму множественного числа.

(Проводится работа по изменению глаголов.)

- Мы получили в результате этих изменений новые слова или словоформы?

- Назовите личные окончания глаголов первых двух столбиков

на слайде

- Что вы можете отметить общее в личных окончаниях глаголов первых двух столбиков?

(Личные окончания глаголов первых двух столбиков имеют гласную –е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют.)

- Назовите личные окончания глаголов последних двух столбиков

на слайде

- Отметьте общее в личных окончаниях глаголов последних двух столбиков.

(Личные окончания последних двух столбиков имеют гласную –и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят.)

- Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.  При спряжении изменяются окончания глаголов, сейчас мы с вами это и пронаблюдали. Окончания глаголов первого, второго и третьего лица называются личными. То же название имеют и формы глаголов, образовавшиеся при спряжении.

Окончания глаголов мы выделили не случайно. В русском языке огромное количество разных глаголов. Но почти все они по своим личным окончаниям делятся всего на два типа.

Первый тип глаголов (то есть глаголы первого спряжения) имеет личные окончания:

-у (или -ю), -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут (или -ют).

Окончания глаголов второго типа (то есть глаголов второго спряжения):

у (или -ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат (или -ят).

- Сделайте вывод: какого спряжения бывают глаголы?

на слайде: глаголы бывают I и II спряжения.

- Какие окончания имеют глаголы I спряжения?

- Какие окончания имеют глаголы II спряжения?

6 слайд

- Какие самые «длинные» окончания?

- Назовите окончания глаголов 2-го лица.

- Что пишется на конце глаголов 2-го лица ед.числа?

- Какую роль играет в этом случае ь?

(Показатель определённой грамматической формы слова, в данном случае 2-го лица единственного числа глагола.)

- В чём особенность окончаний глаголов 2-го лица множ. числа?

( В окончаниях глаголов 2-го лица две гласные: первая е или и, вторая всегда только е.)

- Итак, глаголы, в зависимости от окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.

- Если на окончание глагола падает ударение, то определить спряжение легко: в окончаниях буква е (ё), а в 3-м л. мн. ч. –ут (-ют) – I спряжение; в окончаниях буква и, а в 3-ем л. мн.ч. –ат (-ят) – II спряжение.

регулятивные УУД: волевая саморегуляция; коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные УУД: общеучебные: умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические УУД: анализ, синтез, сравнение.


5. Первичное закрепление.

Задача: проговорить новое знание, записать в виде опорного сигнала, решить типовые задания на новый способ действия.

Создание ситуации успеха, объяснение,

упражнение,

беседа, повторение, использование игр и игровых форм организации обучения, стимулирование занимательным содержанием.


- Давайте отдохнём!

Физминутка

Встаньте, я буду называть часть речи, а вы, если услышите имя существительное, будите приседать, если услышите глагол – прыгать, если имя прилагательное, то наклоняться к ногам. Кому не понятно? Сидеть, бежать, стол, дерево, светлый, арбуз, ходить, хороший, яркий, лось.

Молодцы! Садитесь за парты, мы продолжаем!

- Ребята, чтобы запомнить, как определяется спряжение глагола, поиграем в игру «Верно – неверно». У вас на партах лежат сигналы, один человек у доски будет определять спряжение глагола, проговаривая правило вслух, все остальные будут записывать в тетради и в тоже время наблюдать за ответом выступающего, если ответ был дан верно, показываем зелёный сигнал, если неверно, то красный. Кому не понятно, поднимите руки? (Вывешивается опорная таблица на доску). Приложение 2.

- Работать будем по алгоритму (внимание на доску):

1) Ставим ударение

2) Выделить окончание глагола

3) Если ударение падает на окончание, то на основе окончания определить спряжение глагола.

- А в помощь нам будет опорная таблица спряжений глаголов.

- Итак, приступаем. К доске идёт Данил. Первое слово: стоит. Что мы должны сделать, для того чтобы определить спряжение глагола.

- Спряжение глагола подписываем над словом сверху, обозначив римской цифрой и записью «спр.» - сокращённое слово спряжение.

- Итак, ребята, показываем сигналы, согласны с ответом Данила?

- Отлично, идём дальше, к доске идёт Даша. Слово: живём.

- Даша, теперь по плану сама, вслух и записывай.

- Согласны с ответом Даши? Покажите сигналы.

- К доске идёт … . Так разобрать ещё одно слово: летит.

- Хорошо, ребята, молодцы!

- Может быть, кто-то из вас может предложить наиболее легкий способ запоминания окончаний глаголов 1 и 2 спряжения? Внимательно рассмотрите запись на экране. (Ответы детей)

- В букве «Е» одна наклонная прямая – напоминает римскую цифру I, а у буквы «И» - две наклонные прямые, римская цифра II. Так легко запомнить!

Личностные УУД: самоопределение. Логические УУД: синтез.

6. Самостоятельная работа

Задача: способствовать тому, чтобы каждый из обучающихся сделал вывод о том, что он уже умеет, создать мотивацию на успех каждого ребёнка.

Практическая работа.

- Ребята, чтобы проверить, как усвоили знания, поработаем самостоятельно. Каждому из вас дана карточка, нужно заполнить пустые окошки: записать глагол в соответствии с тем лицом и числом, которое задано, выделить окончание, определить спряжение глаголов. Подписываем свою фамилию и имя в уголке карточки и приступаем к выполнению, у вас есть 4 минуты. За эту работу буду ставить отметки. Приложение 1.

- Время вышло, сдайте карточки, я проверю, выставлю отметки.

познавательные УУД: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


7.Информация о домашнем задании

Объяснение

- Ребята, откройте дневники, запишите домашнее задание. Страница 107 упражнение 1.


7. Рефлексия деятельности (итог урока).

Задача: способствовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Поощрение

- Закончите предложение.

У имён существительных склонение, а у глагола - .... (спряжение).

- Что нового сегодня мы узнали?

- Действительно, сегодня мы с вами определили, что такое спряжение глаголов и выделили личные окончания первого и второго спряжения.

- Какие особенности изменения имеют глаголы? ( При изменении глаголов в зависимости от окончания, глаголы могут быть 1 или 2 спряжения).

- Тема сложная, но вы справились, я благодарю вас за работу на уроке и желаю вам хорошего настроения! До скорых встреч!


Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: оценка собственной деятельности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конструкт урока по русскому языку на тему "Понятие о спряжении глагола"

Автор: Сальникова Алёна Алексеевна

Дата: 29.05.2016

Номер свидетельства: 331043


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства