kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конструкт урока по ОРКиСЭ на тему "Семья - исток нравственных отношений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработан в системно - деятельностном подходе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока по ОРКиСЭ на тему "Семья - исток нравственных отношений"»

Конструкт пробного урока ОРКиСЭ

по производственной практике поПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования

в начальных классах и начальных классах

компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки группы 36

Сальниковой Алёны Алексеевны


Дата: 2.03.16.

ОО:МАОО СОШ №40.

Класс: 4 «Б».

ФИО учителя класса:Багина Жанна Юрьевна.

ФИО методиста: Казанцева Людмила Валерьевна.

Тема урока: Род и семья – исток нравственных отношений.

Планируемые результаты:

  • Личностный: обучающиеся проявляют любовь, уважительное, неравнодушное, внимательное отношение к свои близким, семье; осуществляют морально – этическое оценивание.

  • Метапредметный: обучающиеся демонстрируютличностные УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД:целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД:общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

  • Предметный:обучающиеся имеют представления о понятиях «семья», «род»; знают, какие функции выполняет семья как важная ячейка общества.

Цель: формирование представлений о семье, как о важной ячейке общества.

Задачи:

  • Воспитательная: воспитывать у обучающихся умения уважительно, неравнодушно, внимательно относиться к свои близким, семье, проявлять любовь к ним; осуществлять морально – этическое оценивание.

  • Развивающая: способствовать развитию личностных УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Способствовать развитию регулятивных УУД:целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Способствовать развитию коммуникативных УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Способствовать развитию познавательных УУД:общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

  • Образовательная: создать условия для формирования у обучающихся представления о понятиях «семья», «род»; способствовать усвоению знаний, какие функции выполняет семья как важная ячейка общества.

Принципы обучения и воспитания

Принципы воспитания

  • Создание положительного эмоционального подъёма

  • Воспитание через взаимодействие

Принципы обучения

  • Принцип наглядности

  • Принцип систематичности и последовательности

  • Принцип доступности

  • Принцип целостности

  • Принцип минимакса

  • Принцип деятельности

  • Принцип психологической комфортности

Методы обучения и воспитания

Методы воспитания

  1. Методы формирования соц. опыта:

  • педагогическое требование.

  1. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

  • Поощрение.

  • Создание ситуации успеха.

  • Приём «Эпиграф к уроку».

  • Художественное слово.

Методы обучения

  1. По источнику получения знаний:

  • Словесные: беседа, работа с книгой, карточками

  • Наглядные: демонстрация

  • Практические: упражнение

  • Игровые: игровая ситуация

  1. По уровню включения в продуктивную деятельность:

  • проблемное изложение изучаемого.

  1. Методы организации учебно – познавательной деятельности:

  • Словесные.

  • Методы самостоятельной работы.

  • Объяснение.

  • Игра.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, работа в парах, в группах, индивидуальная.

Оснащение

Средства обучения:

  1. Демонстрационные:

  • ПрезентацияMicrosoftPowerPoint

  • Карточки с дополнительным материалом, ромашки.

  • Задания в программе LearningApps

  • Музыкальное сопровождение Ин – Ян «Гимн семьи».

  1. Индивидуальные:

  • Учебник

  • Ручка

  • Карандаш

  • Карточка - ромашка

Информационные источники

    • ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.

    • Казанцева Людмила Валерьевна.

Тип урока: урок открытия нового знания

Структура урока

  1. Самоопределение к деятельности (Орг. момент). 1 – 2 мин

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. 4 – 5 мин

  3. Постановка учебной задачи. 4 – 5 мин

  4. «Открытие нового знания» (построение выхода из затруднения). 14 – 16 мин

  5. Первичное закрепление. 4 – 5 мин

  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 4 – 5 мин

  7. Информация о домашнем задании. 1 мин

  8. Рефлексия деятельности (итог урока). 2 – 3 мин










Презентация, работа в программеLearningApps














Ход урока


Этапы урока, задачи работы

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат с учетом формируемых УУД

1. Самоопределение к деятельности (Орг. момент).

Задача:включить обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

педагогическое требование, приём «Эпиграф урока».

-Здравствуйте! Напоминаю вам, что меня зовут Алёна Алексеевна, сегодня я у вас проведу урокОРКиСЭ. Садитесь, пожалуйста.

- Посмотрите на слайд. Прочтите про себя выражение, как вы его понимаете? Слайд 1.

- Спасибо, сегодня это высказывание будет эпиграфом к нашему уроку, почему, мы узнаем позже.

личностные УУД: самоопределение; регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий.

Задача:повторить изученный материал, необходимый для открытия нового знания, выявить проблему.

Создание ситуации успеха, поощрение, беседа, упражнение.

- Ребята, на предыдущих уроках, вы уже изучили, что такое мораль, что значит быть моральным человеком, а теперь подумайте, от кого впервые вы услышали, что значит хорошо и что значит плохо? (Ответы детей).

- Вспомните это ощущение, когда вы поступили аморально, когда поступили по отношению к другим грубо, неуважительно.

- Конечно, школа, дополнительные секции, друзья дают нам уроки морали, но самую высокую ответственность за нравственное воспитание, как вы думаете, кто или что несёт? Где закладываются первые моральные ценности в человеке? Кто помогает человеку стать человеком честным, добрым, внимательным по отношению к другим? Кто? (Семья, если не скажут, то предложить ребус

Слайд 2

).

- Молодцы!

регулятивные УУД:волевая саморегуляция; коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3. Постановка учебной задачи.

Задача: обсудить затруднение, проговорить цель урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

проблемное изложение изучаемого, беседа.


- Действительно, это семья. Кто может назвать тему нашего урока? (Тема урока «Семья»).

- Тема сегодняшнего урока – «Род и семья – исток нравственных отношений»

- Хорошо, какую цель мы можем перед собой поставить? (Ответы детей).

Если будут затруднения, то:

- Знаете ли вы, определение понятий род, семья?

- Знаете ли вы, почему семья и род является истоком нравственных отношений?

- Таким образом, целью нашего урока будет узнать, почему семья и род является истоком нравственных отношений.

личностные УУД: самоопределение; действие смыслообразования; регулятивные УУД:целеполагание; коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4. «Открытие нового знания» (построение выходи из затруднения).

Задача: решить устно задачу и обсудить её решение, зафиксировать новый алгоритм в языке и знаково.

Поощрение, создание ситуации успеха, беседа, работа с книгой, демонстрация, проблемное изложение изучаемого, методы самостоятельной работы.


- Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки - ручек. А истоки человека - это семья. Так что же такое семья? 

- Посмотрите на слайд 3.

- Из каких слов, состоит слово «семья»? (Семь и я). Слайд 4.

- Как понимаете, почему слово состоит из этих слов? (Ответы детей).

- Семь я, так как раньше было принято, что в семье трое детей, это значит, что мама, папа, бабушка, дедушка и трое детей – семь человек, или, бабушка, дедушка по линии мамы, бабушка, дедушка по линии папы, мама, папа и ребёнок, опять же 7 человек.

- Не всегда, конечно же, в семье количество человек именно такое, бывает меньше, бывает больше.

- Чтобы узнать, что такое семья, предлагаю в группах поработать с информацией.

- 1 – я группа работают со словарём Ожегова С. И.

- 2 – я группа работает с учебником на странице 38.

- 3 – я группа работает с раздаточным материалом. На это задание даётся 3 минуты.

Приложение 1.

- Итак, время вышло, пожалуйста, 1 – я группа, какое определение семьи можете дать вы? (Выступление группы).

- Спасибо, 2 – я группа, вам слово… (Выступление группы).

- Спасибо, 3 – я группа, как вы понимаете, что такое семья? (Выступление группы).

- Хорошо, сейчас мы прочли определение понятия семья, в разных сферах социума, определение имеет свою специфику, но самое главное, что должны понимать и знать мы – это, что такое семья для нас? Что такое семья для меня лично?

- Кто может ответить, на этот вопрос? (Ответы детей).

- Спасибо.

- Вспомните, кто входит в состав семьи. Назовите их. (Ответы детей).

- Чтобы вспомнить, кто входит в состав семьи, поиграем в игру «Найди пару».http://LearningApps.org/watch?v=pp61nhkdc16

- Молодцы!

- Сегодня у нас уже с вами было упоминание о том, что семья является важнейшей ячейкой общества, а кто может ответить, почему? (Предположения детей).

- Важнейшая, потому что, именно в семье, во – первых даются первые уроки морали, именно семья является прародительницей будущего потенциала страны, так она выполняет функции. Чтобы познакомиться с тем, какие функции выполняет семья, поработаем с приготовленным мной материалом. Приложение 2.Я буду говорить о той или иной функции, вы исходя из моего описания, попробуете догадаться, что это за функция.

- Итак, первое описание: предоставление хозяйственно-бытовых услуг членами семьи друг другу (хозяйственно – бытовая функция).

- Духовное взаимообогащение. Поддержка дружеских отношений в браке и в семье. (Функция духовного общения).

- Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение нужд в счастье и любви. (Эмоциональная функция).

- Хорошо, слушаем дальше. Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности, в обмен на услуги и т.п.). (Экономическая функция).

- Удовлетворение потребности в детях. (Репродуктивная функция).

- Удовлетворение нужд в общем досуге, взаимообогащении интересов. (Досуговая функция).

- Удовлетворение потребности в отцовстве, контактах с детьми, самореализация в детях. (Воспитательная функция). Если будут затруднения сказать самой.

После каждого названия функции, она появляется на слайде. Слайд 5.

- В семье огромную роль для воспитания и развития детей играют родители. Записать слово на доске.

- Выделите корень в слове


Родители


- Какое ещё слово можно записать, относящееся по смыслу к семье и имеющее корень род? (Родственники, родство). Записать слова, выделить корень. Будут затруднения подсказать самой.


Родители, родственники, родство, родня, родной.


- Какой общий корень во всех словах? (Род).

- Действительно, слова эти образовались от слова «род».

- Что такое род? (Ответы детей).

- Род – это поколение людей, происходящих от одного предка. Слайд 6.

- Род почитался из покон веков, люди ценили своих предков, уважали их даже после их гибели, именно поэтому есть традиции посещать умерших родственников на кладбищах в родительские и иные дни. У древних славян самыми почитаемыми богами были Род и роженицы (слайд 7),

воплощающие род, единство потомков от одного предка. Род или чур был «охранником» рода. Вспомните, когда мы играем в подвижные игры и устаём, говорим «чур меня», но не все задумывались что же это значит, на самом деле это значит, что мы просим уберечь нас, огородить нас от внешних факторов. Это выражение обращено к нашему роду, у которого мы и просим защиты. Поэтому люди не забывают своих родственников, когда их нет рядом, а вспоминают о них, говоря только хорошие слова, потому что они нас защищают.

- Каждый род имел своё наследственное имя – это фамилию, которая указывала на принадлежность человека к данному роду. Слайд 8.

- Фамилии «рождались» из названий населенных пунктов, в которых проживали. Однако в большинстве случаев фамилии формировались из уличных прозвищ (Верещагины, от Верещаги, так могли назвать за пристрастие к болтовне – «верещанию») или из отчества (Григорьев, Михайлов), давались они и по роду занятий (Кузнецов). Слайд 9.

- Скажите, пожалуйста, почему нужно помнить предков? (ответы детей).

- Ребята, обратите внимание на слайд. Слайд 10, 11.

- Иногда мы не замечаем, что делают для нас наши родители, эти изображения, конечно, условны, но иногда бывает и такое. Часто наши родители делают для нас очень много, в чём – то отказывают себе, чтобы нам было хорошо. Ограничивают себя, чтобы мы могли не ограничивать себя.

- Ради чего, родители это делают? (Ответы детей).

- Родители отдают нам себя, чтобы мы могли учиться, развиваться, могли заниматься в дополнительных секциях, чтобы мы могли носить хорошую одежду, могли иметь какие – то технические средства, отдают себя, чтобы мы выросли хорошими людьми, которые потом могли бы вырастить своих детей.

- Как и чем, можем вернуть то добро, заботу и любовь, которые отдают нам наши родители? (Ответы детей).

- Если это забота, то в чем она должна выражаться, через что?

- Если это помощь, то какая помощь?

- Что можем делать дома? Какие постоянные обязанности иметь?

- Чтобы сделать родителей счастливее, чтобы они чувствовали тепло, любовь и внимание от детей, что ещё мы можем делать? (Через беседу выйти на то, что должны, поздравлять в праздники, дарить подарки своими руками, радовать своими успехами в школе и творческими достижениями, умением просто сказать нежные, добрые слова, помогать по дому, почитать родителей и т.д.).

личностные УУД: действие нравственно-этического оцениваниярегулятивные УУД:волевая саморегуляция; коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные УУД:общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


5. Первичное закрепление.

Задача: проговорить новое знание, записать в виде опорного сигнала, решить типовые задания на новый способ действия.


Беседа

- Вернёмся к нашему эпиграфу к уроку. Нравственность – основа всех человеческих ценностей. Мы определи в начале урока, что только доброта, честность, любовь могут воспитать в человеке действительно человека, нравственного человека, который ценит не материальные блага, а душевные качества, а воспитать такого человека может только семья, которая даёт первые уроки нравственности. Таким образом, можно сделать вывод, что род и семья – это исток нравственных отношений.

- Зачем человеку семья?

- Что вам особенно запомнилось из прочитанного и сказанного на уроке?

Личностные УУД: самоопределение.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Задача: способствовать тому, чтобы каждый из обучающихся сделал вывод о том, что он уже умеет, создать мотивацию на успех каждого ребёнка.

Поощрение, создание ситуации успеха, демонстрация, метод самостоятельной работы, метод проверки и оценки знаний.


- Каждому из вас будет дана ромашка, в центре которой написано семья, запишите составляющие семьи, что должно быть, чтобы семья смогла передать нравственные идеалы новому поколению. У вас есть 3 минуты. Приложение 3.

- Кто хочет почитать?


познавательные УУД:общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


7. Информация о домашнем задании.

Объяснение

- Посмотрите на иллюстрацию в верхнем правом углу в учебнике на странице 39.

- Что там изображено? (Герб).

- Повторите дома, что такое герб и создайте герб своей семьи.

Личностные УУД: самоопределение.

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Задача: способствовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Поощрение, музыкальное сопровождение, художественное слово



(Звучит музыка в исполнении  «Инь-Ян» «Гимн семьи»)

Сегодня на уроке все хорошо поработали, всем большое спасибо.

- В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ – родительский дом,

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь вы выходите из семьи.

Пусть всё к лучшему преобразуется,

В наших душах, на земле!

Человек – он в семье формируется,

Идёт подготовка к жизни в семье!

- До свидания!


Личностные УУД: самоопределение.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конструкт урока по ОРКиСЭ на тему "Семья - исток нравственных отношений"

Автор: Сальникова Алёна Алексеевна

Дата: 29.05.2016

Номер свидетельства: 331042


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства