2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Задача:повторить изученный материал, необходимый для открытия нового знания, выявить проблему. | Создание ситуации успеха, поощрение, беседа, упражнение. | - Ребята, на предыдущих уроках, вы уже изучили, что такое мораль, что значит быть моральным человеком, а теперь подумайте, от кого впервые вы услышали, что значит хорошо и что значит плохо? (Ответы детей). - Вспомните это ощущение, когда вы поступили аморально, когда поступили по отношению к другим грубо, неуважительно. - Конечно, школа, дополнительные секции, друзья дают нам уроки морали, но самую высокую ответственность за нравственное воспитание, как вы думаете, кто или что несёт? Где закладываются первые моральные ценности в человеке? Кто помогает человеку стать человеком честным, добрым, внимательным по отношению к другим? Кто? (Семья, если не скажут, то предложить ребус Слайд 2 ). - Молодцы! | регулятивные УУД:волевая саморегуляция; коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
4. «Открытие нового знания» (построение выходи из затруднения). Задача: решить устно задачу и обсудить её решение, зафиксировать новый алгоритм в языке и знаково. | Поощрение, создание ситуации успеха, беседа, работа с книгой, демонстрация, проблемное изложение изучаемого, методы самостоятельной работы. | - Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки - ручек. А истоки человека - это семья. Так что же такое семья? - Посмотрите на слайд 3. - Из каких слов, состоит слово «семья»? (Семь и я). Слайд 4. - Как понимаете, почему слово состоит из этих слов? (Ответы детей). - Семь я, так как раньше было принято, что в семье трое детей, это значит, что мама, папа, бабушка, дедушка и трое детей – семь человек, или, бабушка, дедушка по линии мамы, бабушка, дедушка по линии папы, мама, папа и ребёнок, опять же 7 человек. - Не всегда, конечно же, в семье количество человек именно такое, бывает меньше, бывает больше. - Чтобы узнать, что такое семья, предлагаю в группах поработать с информацией. - 1 – я группа работают со словарём Ожегова С. И. - 2 – я группа работает с учебником на странице 38. - 3 – я группа работает с раздаточным материалом. На это задание даётся 3 минуты. Приложение 1. - Итак, время вышло, пожалуйста, 1 – я группа, какое определение семьи можете дать вы? (Выступление группы). - Спасибо, 2 – я группа, вам слово… (Выступление группы). - Спасибо, 3 – я группа, как вы понимаете, что такое семья? (Выступление группы). - Хорошо, сейчас мы прочли определение понятия семья, в разных сферах социума, определение имеет свою специфику, но самое главное, что должны понимать и знать мы – это, что такое семья для нас? Что такое семья для меня лично? - Кто может ответить, на этот вопрос? (Ответы детей). - Спасибо. - Вспомните, кто входит в состав семьи. Назовите их. (Ответы детей). - Чтобы вспомнить, кто входит в состав семьи, поиграем в игру «Найди пару».http://LearningApps.org/watch?v=pp61nhkdc16 - Молодцы! - Сегодня у нас уже с вами было упоминание о том, что семья является важнейшей ячейкой общества, а кто может ответить, почему? (Предположения детей). - Важнейшая, потому что, именно в семье, во – первых даются первые уроки морали, именно семья является прародительницей будущего потенциала страны, так она выполняет функции. Чтобы познакомиться с тем, какие функции выполняет семья, поработаем с приготовленным мной материалом. Приложение 2.Я буду говорить о той или иной функции, вы исходя из моего описания, попробуете догадаться, что это за функция. - Итак, первое описание: предоставление хозяйственно-бытовых услуг членами семьи друг другу (хозяйственно – бытовая функция). - Духовное взаимообогащение. Поддержка дружеских отношений в браке и в семье. (Функция духовного общения). - Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение нужд в счастье и любви. (Эмоциональная функция). - Хорошо, слушаем дальше. Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности, в обмен на услуги и т.п.). (Экономическая функция). - Удовлетворение потребности в детях. (Репродуктивная функция). - Удовлетворение нужд в общем досуге, взаимообогащении интересов. (Досуговая функция). - Удовлетворение потребности в отцовстве, контактах с детьми, самореализация в детях. (Воспитательная функция). Если будут затруднения сказать самой. После каждого названия функции, она появляется на слайде. Слайд 5. - В семье огромную роль для воспитания и развития детей играют родители. Записать слово на доске. - Выделите корень в слове Родители | - Какое ещё слово можно записать, относящееся по смыслу к семье и имеющее корень род? (Родственники, родство). Записать слова, выделить корень. Будут затруднения подсказать самой. - Какой общий корень во всех словах? (Род). - Действительно, слова эти образовались от слова «род». - Что такое род? (Ответы детей). - Род – это поколение людей, происходящих от одного предка. Слайд 6. - Род почитался из покон веков, люди ценили своих предков, уважали их даже после их гибели, именно поэтому есть традиции посещать умерших родственников на кладбищах в родительские и иные дни. У древних славян самыми почитаемыми богами были Род и роженицы (слайд 7), воплощающие род, единство потомков от одного предка. Род или чур был «охранником» рода. Вспомните, когда мы играем в подвижные игры и устаём, говорим «чур меня», но не все задумывались что же это значит, на самом деле это значит, что мы просим уберечь нас, огородить нас от внешних факторов. Это выражение обращено к нашему роду, у которого мы и просим защиты. Поэтому люди не забывают своих родственников, когда их нет рядом, а вспоминают о них, говоря только хорошие слова, потому что они нас защищают. - Каждый род имел своё наследственное имя – это фамилию, которая указывала на принадлежность человека к данному роду. Слайд 8. - Фамилии «рождались» из названий населенных пунктов, в которых проживали. Однако в большинстве случаев фамилии формировались из уличных прозвищ (Верещагины, от Верещаги, так могли назвать за пристрастие к болтовне – «верещанию») или из отчества (Григорьев, Михайлов), давались они и по роду занятий (Кузнецов). Слайд 9. - Скажите, пожалуйста, почему нужно помнить предков? (ответы детей). - Ребята, обратите внимание на слайд. Слайд 10, 11. - Иногда мы не замечаем, что делают для нас наши родители, эти изображения, конечно, условны, но иногда бывает и такое. Часто наши родители делают для нас очень много, в чём – то отказывают себе, чтобы нам было хорошо. Ограничивают себя, чтобы мы могли не ограничивать себя. - Ради чего, родители это делают? (Ответы детей). - Родители отдают нам себя, чтобы мы могли учиться, развиваться, могли заниматься в дополнительных секциях, чтобы мы могли носить хорошую одежду, могли иметь какие – то технические средства, отдают себя, чтобы мы выросли хорошими людьми, которые потом могли бы вырастить своих детей. - Как и чем, можем вернуть то добро, заботу и любовь, которые отдают нам наши родители? (Ответы детей). - Если это забота, то в чем она должна выражаться, через что? - Если это помощь, то какая помощь? - Что можем делать дома? Какие постоянные обязанности иметь? - Чтобы сделать родителей счастливее, чтобы они чувствовали тепло, любовь и внимание от детей, что ещё мы можем делать? (Через беседу выйти на то, что должны, поздравлять в праздники, дарить подарки своими руками, радовать своими успехами в школе и творческими достижениями, умением просто сказать нежные, добрые слова, помогать по дому, почитать родителей и т.д.). | личностные УУД: действие нравственно-этического оцениваниярегулятивные УУД:волевая саморегуляция; коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные УУД:общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |