Актуализация знаний ,умений, навыков ,мыслительных операций достаточных для построения нового знания. | Сегодня мы проведем научную работу, чтобы лучше узнать свойства одной особы. А что это за особа попробуйте отгадать. На дворе переполох: С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, У неё теперь ангина.
Шумит он в поле и в саду. А в дом не попадёт. И никуда я не иду, Покуда он идёт.
Он как алмаз: И твёрд, и чист, На солнышке сверкает, Но пригревать начнут лучи, Он тут же тает.
Пушистая вата Плывёт куда-то, Чем вата ниже, Тем дождик ближе. \
Он без рук, он без ног Из земли пробиться смог Нас он летом, в самый зной Ледяной поит водой. Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали А пошли искать их днём, Ищем, ищем – не найдём. \
Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту.
Молоко над рекой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко.
Все отгадки записаны на карточки и выставляются на доске по мере отгадывания загадок. – Посмотрите на слова, помещенные на доске: в какие группы их можно объединить? Почему? – Что объединяет все эти явления природы? Из чего они состоят? Вы догадались ,какая тема урока? Какую поставим цель? – Сегодня мы будем говорить о свойствах воды. (На доске записана тема урока.) Вы слыхали о воде? Говорят, она везде: В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает, Ледником в горах зовётся, Лентой серебристой вьётся. Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда! Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею вам я доложить: Без неё нам не прожить. – Что же такого особенного в ней? Вода – самое удивительное и полное тайн вещество, – Посмотрите, как выглядит наша Земля из космоса. Если бы земля быстро вращалась, то она казалась бы вся голубой. Вода занимает три четверти поверхности земного шара. Вода повсюду. В воздухе, под землёй, в огромных скоплениях льда у Северного и Южного полюсов. Вода входит в состав любого живого организма. Она содержится во всех частях растений. Сок в плодах – это вода с растворёнными в ней различными веществами. Наш организм в основном состоит из воды. Она содержится в крови. С помощью воды из организма удаляются вредные вещества. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы. Вода не только поит, но и кормит. По морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов. Вода «добывает» электрический ток на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. Вот она какая, вода! – Многим кажется, что они хорошо знают воду. Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их. А мы пока начнём с простого и постараемся определить свойства воды. – Выясним свойства воды, выполняя практическую работу.
|
(Град)
(Дождь)
(Лёд)
(Облако)
(Родник)
(Роса)
(Снег)
(Туман)
Град, лёд, снег. Дождь, родник, роса. Облако, туман.
(Это состояния воды.) Ответы детей | Коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем, одноклассниками. Регулятивные УУД: умение определять тему и цель деятельности на уроке |
Операционно-исполнительский этап. | Исследовательская работа «Свойства воды». Сейчас мы с вами станем исследователями. К нам в лабораторию поступило вещество неизвестного происхождения. Какие у вас предложения, что это за вещество? Будем доказывать. Техника безопасности при проведении исследовательской работы. Многим кажется, что они хорошо знают воду. Мы начнём с простого и постараемся определить свойства воды. Приступим к опытам. Прочитайте задание, выполните, сделайте вывод. Опыт № 1. • Переливание воды из одного стакана в другой. • Что произошло с водой? • Какое свойство вы обнаружили? Вывод: вода текуча, находится в жидком состоянии. Опыт № 2. • Дети пробуют воду на вкус (из домашнего стакана, с завязанными глазами) • Откусывают кусочек лимона (с завязанными глазами) • Пробуют конфету ( с завязанными глазами) • Какой вкус имеет вещество? Вывод: вещество не имеет вкуса. Опыт № 3. • Возьмите стакан с водой. • Возьмите стакан с молоком • Спрячьте карточку с буквой за стаканом молока • Спрячьте карточку с буквой за стаканом с водой • Видна ли она? Вывод: вещество прозрачно. Опыт № 4. • Определение цвета воды при помощи цветных полосок. • Имеет ли вода цвет? Вывод: вода бесцветна. Опыт № 5. • Перед нами жидкость неизвестного происхождения. Она может быть с резким, неприятным запахом. Необходимо нюхать неизвестную жидкость, соблюдая меры предосторожности и безопасности: • Cосуд находится на некотором расстоянии, рукой совершают волнообразные движения (как бы «подгоняя» к себе воду над сосудом постепенно, при необходимости приближая сосуд. • Имеет ли вода запах. Вывод: вещество не имеет запаха. Опыт № 6. • Ученик наливает одну и ту же воду в сосуды разной формы. • Имеет ли вода собственную форму, или она принимает форму сосуда? Вывод: вода не имеет формы. Опыт № 7. • Нельзя пробовать незнакомое вещество, а если очень нужно, то капельку, чтобы убедиться, что это неопасно. • В домашний стакан – сахар, в химические стаканы- мел (Размешать) • Видим ли мы теперь сахар? 5 • Что произошло? • Попробуйте на вкус. Какой вкус стал у воды? Вывод: вода – растворитель. • Все ли вещества растворились? • Что произошло с веществами, которые растворились? | | Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других) слушать и отвечать на заданный вопрос. Познавательные УУД: умение на основе анализа объектов делать выводы Познавательные УУД :Формирование умения выделять нужную информацию |