Цель урока: формирование знаний о понятии «родственные слова», умений находить родственные слова и выделять в них общую часть; развитие умений планировать и отслеживать свою деятельность на уроке; воспитание осознания значимости бережного и уважительного отношения к родственникам/ пожилым людям.
Этап урока, время | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (П, Г, И, Ф) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (Р – регулятивные, П – познавательные, К – коммуникативные) | Личностные |
Организационно-мотивационный этап. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Словесный метод (слово учителя, беседа). Наглядный (демонстрация презентации) Прием мотивации «Улыка» Техноогии: ИКТ, здоровосберегающая технология | -Здравствуйте, ребята! Давайте встанем, поприветствуем друг друга. -Уже прозвенел звонок, значит, пришло время начинать урок и получать новые знания! -Меня зовут Даниил Дмитриевич. Сегодня я проведу для вас урок русского языка. -Ребята, необходимо вспомнить правила посадки на уроках. Посмотрите, все ли в нашем классе правильно сидят? -Отлично! Как вы думаете, для чего нам с вами необходимо изучать русский язык? -Абсолютно верно! Русский язык учит нас быть грамотными, правильно писать, строить свою речь и т.п.! -Чтобы наш урок прошел продуктивно, я предлагаю вам зарядиться хорошим настроением. -Для этого подарите улыбку своим товарищам. -Отлично! Мы готовы начинать! | Приветствуют учителя Демонстрируют правильную посадку Отвечают на вопрос (например, чтобы научиться правильно писать, красиво говорить и т.п.) Улыбаются друг другу | Ф | Проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация | Самоконтроль Внешний контроль | - | К: демонстрируют умение слушать и слышать учителя Р: демонстрируют дисциплинированность | Демонстрируют положительный настрой на предстоящую деятельность |
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия. | Подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный метод (прием слово учителя, ответы детей, беседа), наглядный метод (прием демонстрация презентации) Практический (упражнение «Подбери синонимы к словам», оформление записей в тетради) Технологии: ИКТ Словесный метод (прием слово учителя, ответы детей, беседа), наглядный метод (прием демонстрация презентации), метод формирования сознания (беседа) Технологии: ИКТ Словесный метод (беседа, ответы обучающихся) | -Ребята, откройте тетради. -Отступив две строчки, посередине запишите сегодняшнюю дату (13 октября) и «Классная работа». В слове «Классная» подчеркните орфограмму. Какую орфограмму вы выделили? -Отлично! Молодцы! -Сейчас проверим, кто из вас самый внимательный. Что мы изучали на прошлых уроках русского языка? -Здорово! А что такое синонимы? -А антонимы? -Верно! Вы очень внимательные! Предлагаю вам немного повторить уже изученный материал, выполнив задания. Я буду вам называть слова, ваша задача подобрать к ним синонимы: Бежать Жаркий Мёрзнет А теперь подберите к словам антонимы: Горячий День Радость (на данном этапе учитель спрашивает учащихся по поднятой руке) -Отлично, ребята, молодцы! -Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы будете такими же внимательными! -Сегодня, ребята, мы с вами изучим новую, очень интересную тему! -А чтобы узнать какую, обратите внимание на экран. -Что вы видите? Как можно назвать людей, изображенных на картинке, одним словом? -Верно! А какие члены семьи изображены на картинке? -Каким словом можно назвать всех этих людей? (кроме слова «семья») -Ребята, мне очень интересно узнать, как вы относитесь к своим родственникам? Как вы считаете, важно беречь свих родных? Почему? -Вы помогаете своим родственникам? А кому из родственников особенно важно помогать? Почему? -Абсолютно верно! У каждого на этой планете есть своя семья, родные и близкие люди-родственники! У родственников обязательно есть что-то общее. Общие родители, бабушки, дедушки или сёстры и братья. Часто родственники друг на друга похожи внешне или по характеру. -Спешу раскрыть вам секрет... представляете, ребята, в русском языке у слов тоже есть «родственники». Они так и называются: родственные слова! -Как вы думаете, какие из представленных слов являются родственными? (быстро, скоро, быстрый) | Оформляют записи в тетради Подчеркивают орфограмму -Удвоенная «с» -Синонимы и антонимы -Слова, схожие по смыслу -Слова, противоположные по смыслу -Нестись -Знойный -Стынет -Холодный -Ночь -Грусть Слушают учителя -Семья -Бабушка, дедушка, мама, папа... -Родственники Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение Слушают учителя Слушают учителя -Быстро и скоро / быстрый и быстро / быстрый, быстро и скоро | Ф И Ф Ф Ф Ф Ф Ф | Проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, рабочие тетради, письменные принадлежности Проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация Проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация | Внешний контроль Внешний контроль Внешний контроль Внешний контроль Внешний контроль Внешний контроль | Знают, что такое «синонимы» и «антонимы» Подбирают к словам синонимы и антонимы - - | П: ориентируются в системе своих знаний К: отвечают на вопросы учителя, активно включаются в диалог К: отвечают на вопросы учителя, активно включаются в диалог К: демонстрируют умение слушать и слышать товарищей; аргументированно высказывают свое мнение К: отвечают на вопросы учителя | - Осознают значимость бережного и уважительного отношения к родственникам/ пожилым людям - |
Выявление затруднения: в чём сложность нового материала, что именно создаёт проблему, поиск противоречия. | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Словесный метод (прием слово учителя, беседа), Прием технологии проблемного обучения «Проблемная ситуация» Технологии: ИКТ, технология проблемного обучения | -Мнения в нашем классе разделились, но нам нужно найти правильный ответ на этот вопрос! А знаете ли вы, что такое родственные слова? -Это значит, что перед нами новая загадка русского языка! Именно эту тайну мы с вами раскроем на сегодняшнем уроке! | -Нет, мы не знаем ответ на этот вопрос... Слушают учителя | Ф | Проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация | Внешний контроль | - | К: отвечают на вопросы учителя | Демонстрируют познавательный интерес |
Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | Словесный метод (прием целеполагание, слово учителя), наглядный метод (демонстрация презентации) Прием целеполагания «Вставь пропуски» Прием постановки плана «Пирамида знаний» Технологии: ИКТ | -Вы догадались, как звучит тема нашего урока? А если ее поставить в форме вопроса? Абсолютно верно. -Ребята, как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы урок прошел продуктивно? -Верно! Для этот я предлагаю вам поработать в парах. Какие правила работы в парах вам известны? (опрос по поднятой руке) -Молодцы! У каждой пары есть карточка, на которой представлена цель. Некоторые слова потерялись. Ваша задача поразмышлять и вставить пропуски. (организация работы в парах) -Что у вас получилось? -Верно! Вы отлично поработали! -А что нам нужно сделать, для того, чтобы достичь поставленной цели? -Отлично, для этого мы с вами соберем пирамиду! (в этом нам поможет волшебная пирамида знаний) -Что мы с вами будем делать в первую очередь? -Чему научимся? -Что сделаем в конце урока? -Абсолютно верно! В ходе урока мы с вами будем отслеживать и оценивать успешность выполнения каждого пункта! Для этого у вас есть специальная карточка! Оценка выполнения пунктов плана: «+» - успешно справился с выполнением «+-» - при выполнении возникли трудности, с которыми удалось справиться «-» - при выполнении возникли трудности, с которыми справиться не удалось | -Родственные слова. Что такое родственные слова? -Необходимо поставить цель! Называют правила работы в парах (например, работать сообща, прислушиваться к мнению друг друга, разговаривать вполголоса и т.п.) Слушают учителя -Узнать, что такое родственные слова, научиться находить родственные слова и выделять у них общую часть -Составить план -Узнаем, что такое родственные слова -Определять их лексическое значение -Оценим свою деятельность на уроке | Ф Ф П Ф Ф Ф | Проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация Дидактический материал (конверт, пазл) Проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация | Внешний контроль Внешний контроль Взаимоконтроль, внешний контроль Внешний контроль Внешний контроль | - - - | К: отвечают на вопросы К: отвечают на вопросы учителя, активно включаются в диалог Р: определяют и формулируют тему, цель и задачи (план) урока К: конструктивно работают в парах Р: планируют и отслеживают свою деятельность на уроке К: демонстрируют умение слушать и слышать учителя | - При работе в парах демонстрируют уважительное отношение друг к другу - |
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Словесный метод (беседа) Практический метод (решение выражения, работа с учебником) Наглядный метод (работа с учебником) Словесный метод (беседа, опрос) Практический метод (работа с учебником) Наглядный метод (работа с учебником, демонстрация презентации) Прием здоровьесберегающей технологии «Физминутка» Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая Словесный метод (объяснение, беседа) Практических метод (работа с учебником в парах) Технология: группового и парного взаимодействия | -Что мы с вами выполним в первую очередь? -Верно! Предположите, что такое родственные слова? -А где мы можем найти точный ответ на этот вопрос и проверить ваши предположения? -Верно! Чтобы узнать, на какой странице нужно открыть учебник, найдите значение выражения («50+5+3=58» - демонстрируется на доске) Найдите и прочитайте правило самостоятельно про себя. ****, прочитай правило для всех. -Наши предположения подтвердились? Что такое родственные слова? -Давайте вернемся к словам, с которыми работали в начале урока. Все-таки, какие из них являются родственными? Почему? -Отлично! Потренируемся еще! -Еще три слова – липкий, липнуть, клейкий. -Верно! Какой из пунктов плана мы с вами выполнили? Оцените успешность его выполнения. ФИЗМИНУТКА -Что будем делать дальше? -Ребята, общая часть у родственных слов обозначается специальным знаком. Вы знаете каким? -Чтобы это узнать я предлагаю вам поработать в парах. Не забывайте о правилах работы в парах. -Ваша задача, работая сообща, узнать, каким знаком обозначается общая часть родственных слов. Для этого вам нужно собрать изучить информацию в учебнике, найти ответ на вопрос, изобразить ответ на карточке. Приступайте! -Приступайте к выполнению. -Если закончили, покажите свою готовность правильной посадкой. -Что у вас получилось? Каким знаком обозначается общая часть у родственных слов? Изобразите на карточке! -На счет «3» все вместе поднимаем карточки вверх. 1, 2, 3! -Отлично! Вы большие молодцы! | -Узнаем, что такое родственные слова Высказывают предположения -В учебнике Открывают учебник, читают правило Один из учеников зачитывает правило вслух -Да, родственные слова – это слова, которые близки по смыслу и имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов -Быстро и быстрый, потому что они близки по смыслу и имеют общую часть -Липкий и липнуть, потому что они близки по смыслу и имеют общую часть -узнали, что такое родственные слова Оценивают успешность выполнения -учиться находить родственные слова и выделять у них общую часть -нет *при необходимости вспоминают правила работы в паре Работают в парах, ищут информацию в учебнике, оформляют карточку Демонстрируют результаты работы | Ф И Ф Ф Ф Ф П Ф | Проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, классная доска, учебник Проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, карточка с пунктами плана Проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, учебник, карточка | Внешний контроль Самоконтроль Взаимоконтроль, внешний контроль Внешний контроль Самоконтроль, внешний контроль Взаимоконтроль, внешний контроль | Знают, что такое родственные слова Называют основные признаки родственных слов Определяют, какие из перечисленных слов, являются родственными Знают, каким знаком выделяется общая часть в родственных словах | Р: планируют и отслеживают свою деятельность на уроке П: находят значение математического выражения К: отвечают на вопросы учителя К: отвечают на вопросы учителя, активно включаются в диалог Р: планируют и отслеживают свою деятельность на уроке К: отвечают на вопросы учителя, активно включаются в диалог К: конструктивно работают в парах П: анализируют и находят нужную информацию в учебнике | - - При работе в парах демонстрируют уважительное отношение друг к другу |
Первичное закрепление нового знания. | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Словесный метод (прием слово учителя, беседа), практический метод (ответы на вопросы, работа в группах, оформление записей в тетради, выполнение интерактивного задания) Наглядный метод (демонстрация презентации) Прием здоровьесберегающей технологии «Гимнастика для глаз» Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, группового и парного взаимодействия | -Продолжаем работу! -Посмотрите на представленные слова, являются ли они родственными? Почему? Какую общую часть можно выделить? (дом, домишко, домовой, домашний) -Запишите слова в тетрадь через запятую и выделите в них общую часть. -Что у вас получилось? -Отлично! Идем дальше! (лето, лететь, летний, летом) Запишите слова в тетрадь и самостоятельно выделите в них общую часть! -Что у вас получилось? Представьте! -Какие молодцы! -А теперь я предлагаю вам поработать в группах. Не забывайте о правилах совместной работы! -Выполнять задание будем с интерактивным оборудованием. Какие правила работы с интерактивной доской и панелью вам известны? -Молодцы! Первая группа выходит к интерактивной доске, вторая – к интерактивной панели. Ваша задача найти родственные слова и устно выделить в них общую часть -Выполните самопроверку и представьте результаты своей работы. -Отлично! Присаживайтесь на свои места. -Какой пункт плана мы с вами выполнили? -Оцените успешность его выполнения! ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ | Отвечают на вопросы Выполняют задание, оформляют записи в тетради Представляют результаты деятельности Выполняют задание, оформляют записи в тетради Демонстрируют результаты своей деятельности *при необходимости актуализируют правила работы в группах Называют правила работы с интерактивным оборудованием (например, работать только с разрешения учителя и т.п.) Выполняют задание в группах Выполняют самопроверку и представляют результаты работы -научились находить родственные слова и находить в них общую часть | Ф И Ф И Ф Ф Г Ф | Проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, тетрадь, письменные принадлежности Проектор, интерактивная доска, интерактивная панель, компьютер, мультимедийная презентация, интерактивное задание, карточка с пунктами плана | Внешний контроль Самоконтроль Внешний контроль Самоконтроль Внешний контроль Взаимоконтроль, внешний контроль Самоконтроль, взаимоконтроль, внешний контроль Внешний контроль, самоконтроль | Находят родственные слова, выделяют в них общую часть Находят родственные слова, выделяют в них общую часть | К: слушают учителя, высказывают свое мнение; П: выполняют мыслительную операцию «анализ» К: отвечают на вопросы учителя, активно включаются в диалог К: конструктивно работают в группах Р: планируют и отслеживают свою деятельность на уроке | При работе в группах демонстрируют уважительное отношение друг к другу |
Самостоятельная работа и проверка по эталону. | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. | Словесный метод (слово учителя, объяснение) Практический метод (выполнение заданий, взаимопроверка) Наглядный метод (демонстрация презентации) Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая | -Ребята, чтобы проверить и оценить, насколько хорошо вы усвоили новую тему, я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Для этого обратитесь к карточке и выполните предложенные задания. -В первом задании вам необходимо определить и выбрать все слова, которые являются родственными по отношению к слову лес. Во всех выбранных словах выделите общую часть. -Во втором задании необходимо придумать родственное слово к слову «мороз» и в обоих словах выделить общую часть. -Приступайте! Не забудьте подписать свою работу. -Если вы завершили работу, покажите это правильной посадкой. -Ребята, теперь я предлагаю вам выполнить взаимопроверку с помощью документ-камеры. Какие правила работы с этим видом оборудования вам известны? -***, выйди к доске, а остальные ребята обменяйтесь работами и выполните проверку. ВЗАИМОПРОВЕРКА И ВЗАИМООЦЕНКА -Поднимите руку, кто справился на отметку «5». Отлично! Молодцы! -Остальные ребята повторите самостоятельно дома эту тему! | Слушают учителя Выполняют самостоятельную работу. Выполняют взаимопроверку и взаимооценку Слушаю учителя | Ф И Ф И Ф | Проектор, интерактивная доска, интерактивная панель, компьютер, мультимедийная презентация, карточки, документ-камера | Внешний контроль Самоконтроль Взаимоконтроль и внешний контроль | Знают, что такое родственные слова Находят родственные слова и выделяют в них общую часть Подбирают родственные слова, выделяют в них общую часть | К: слушают учителя Р: умеют самостоятельно организовывать свою деятельность Р: Осуществляют взаимопроверку и взаимооценку | - |
Вторичное закрепление знаний и повторение | Повторение и закрепление знаний, полученных в ходе урока | Словесный метод (беседа) Практический метод (выполнение упражнений) | -Ребята, предлагаю как следует закрепить полученные знания и выполнить упражнения из учебника! Упражнение №78, №79. Работа организуется следующим образом: ученики оформляют записи в тетради, один из ребят работает у доски. | Слушают учителя Работают самостоятельно, оформляют записи в тетради, выходят к доске | Ф/И | Учебник, классная доска, тетрадь, письменные принадлежности | Самоконтроль / внешний контроль | Находят родственные слова, выделяют в них общую часть | К: отвечают на вопросы учителя Р: работают самостоятельно | - |
Информация о домашнем задании | Установка на выполнение домашнего задания | Словесный метод (слово учителя, объяснение, беседа) | -Ребята, полученные знания необходимо закрепить. Для этого запишем домашнее задание. -Предварительное д/з: прочитать и повторить правило на странице 58. Письменно в тетради выполнить упражнение №80. -Ребята, если у вас есть вопросы, я готова на них ответить! | Слушают учителя Записывают домашнее задание При необходимости задают вопросы | Ф | Учебник, классная доска, дневник, письменные принадлежности | Самоконтроль, внешний контроль | - | К: задают вопросы, активно включаются в диалог | - |
Этап рефлексии деятельности. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Словесный метод (слово учителя, беседа, обсуждение) Практический (самооценка, прием «Поезд знаний») Наглядный (демонстрация презентации) Технологии: ИКТ | -Ребята, наш урок подходит к концу. Как звучит тема, которую мы с вами изучили? -Верно! А какую цель мы с вами ставили на урок? -Мы достигли этой цели? -Отлично! Давайте обратимся к нашему плану. Что мы с вами уже выполнили? -Как вы поняли, что такое родственные слова? -Верно! Что еще нам удалось выполнить? -А чего мы с вами еще не сделали? -Верно! Сейчас мы с вами этим займемся. В этом нам с вами поможет волшебный поезд знаний! В первый вагон положите то, что вам удалось узнать, во второй – то, чему вы научились, в третий – что нужно повторить. ОПРОС ПО ПОДНЯТОЙ РУКЕ -Ребята, большое спасибо за урок! Мне важно знать, как вы чувствовали себя на уроке. С помощью мимики лица покажите свое настроение на уроке. -Я очень рад, что у вас было хорошее настроение! Вы были очень активны и любознательны! -До свидания! | -Что такое родственные слова? -Узнать, что такое родственные слова, научиться находить родственные слова и выделять у них общую часть -Да -Узнали, что такое родственные слова -Родственные слова – это слова, схожие по смыслу и имеющие общую часть -Мы научились находить родственные слова и выделять в них общую часть -Не оценили свою деятельность на уроке Оценивают свою деятельность на уроке Прощаются | Ф Ф И Ф | Проектор, интерактивная доска, интерактивная панель, компьютер, мультимедийная презентация | Внешний контроль Внешний контроль | Знают, что такое родственные слова - | К: Конструктивно ведут диалог/беседу; высказывают свое мнение Р: Отслеживают свою деятельность на уроке, оценивают свою деятельность на уроке Р: оценивают свою деятельность на уроке | - - |